Урок русского языка "В мире диалектных слов"; 6-ой класс
В мире
диалектных слов.
Урок русского языка в 6 классе на материале говоров Дорогобужского района Смоленской области с использованием наглядности школьного музея.
Танавская Людмила Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
Смоленская область
Дорогобужский район
МБОУ Верхнеднепровская СОШ№3
2012
В мире диалектных слов.
Урок русского языка в 6 классе на материале говоров Дорогобужского района Смоленской области.
Эпиграф урока: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи».
Г. Мельниченко
Цели урока:
- знакомство с диалектной лексикой как особым пластом русского языка;
- совершенствование речевой культуры учащихся;
- умение пользоваться словарями – справочниками для толкования местных (областных) слов;
- развитие интереса к живой народной речи;
- выявление функционально – стилистической роли диалектных слов в поэзии М.Сосенкова.
Оборудование:
- Баранов М.Т. и др. Учебник русского языка для 6-го класса, М. «Просвещение», 2010г.;
- Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка», М. «Русский язык», 1994;
- Бояринова Л.З., Иванова А.И. «Словарь смоленских говоров», Смоленск, 2000;
- плакат с эпиграфом урока;
- сборники Дорогобужского поэта М. Сосенкова «Земля нечёрная моя» и «Второй укос»; «Смядынь», 1995 г.
- тексты стихотворений С.Есенина и М.Сосенкова;
- текст стихотворения дорогобужской поэтессы Т. Белковской.
- М. Булатов, В. Порудоминский «Собирал человек слова…» М.: Детская литература, 1969 г.
ХОД УРОКА.
Тема: В мире диалектных слов.
- Ребята, мы сегодня продолжим наше путешествие по удивительной стране, которой нет ни на одной карте мира. Это карта называется «Лексика», а новый район изучения – «Диалектизмы». На прошлом уроке мы говорили об общеупотребительных и специальных словах – профессионализмах. (Попутно проверяется домашняя работа). А сегодня речь пойдёт о словах, которые известны только жителям той или иной местности.
Давайте отправимся в деревню, на каникулы к бабушке. Примерно вот такой разговор у вас с ней может состояться в один из дней:
- Внученька, принеси-ка горлач с горожбы да цадилку захвати. (Выясним с ребятами, какие слова употребила бабушка, даём их толкование. Горлач – кувшин с узким горлом, горожба – изгородь, цадилка – марля для процеживания молока.)
Подобный разговор помещён у вас в параграфе № 16(работа с учебником).
/Читаем параграф и делаем запись определения диалектизма; на карте «Лексика» я открываю новый район, а учащиеся заштриховывают один из секторов круга, т.е. продолжают схему/. /Далее выполняется упражнение №72, задаю вопрос: можно ли согласиться с тем, что местные слова «наполнены живописным содержанием»? Работаем с толковым словарём учебника, объясняем значения слов «мшара» и «чапыга», обращаем внимание на особую помету – обл./
Диалектным словам соответствуют в языке общеупотребительные слова. Например, бурак – свёкла, баить, гутарить - говорить, качка – уточка. Как вы думаете, кто же собирает такие слова, которые известны не всем людям, знающим русский язык? /ответы ребят/
В первую очередь этим занимаются учёные, учителя, студенты, в основном педагогических институтов филологического факультета. /Запись в тетрадь слова «филолог» - лингвист, языковед/. Эта практика носит название диалектической, или фольклорной /ребята знают это слово из литературы/.
Язык народа – это тоже фольклор. Обратимся к эпиграфу урока: «Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранить эти неоценимые сокровища народной речи» /Г.Мельниченко/.
Первым, кто целенаправленно взялся за это трудное дело - собирать слова, был Владимир Иванович Даль – современник и друг А.С.Пушкина. (Рассказ о Дале мог заранее подготовить один из учащихся по книге «Собирал человек слова» В. Порудоминского).
- Давайте познакомимся со словарём В.И. Даля. Он называется «Толковый словарь живого великорусского языка» (знакомство с несколькими словарными статьями). А есть ли в этом словаре слова нашего Дорогобужского края? Да, рассказывая об особенностях говоров Смоленской губернии, Даль говорит отдельно и о Дорогобуже: «Въ Дорогобужь слышимъ уже: слухай, хадзи, ошукауся (обманулся)». «Слухай и хадзи» - эти слова легко соотносятся с общеупотребительными – слушай и ходи, но несколько изменено их фонетическое оформление.
Далев словарь-это увлекательное чтение о русском языке, его жизни и истории. В нём около 200000 слов. Впервые появился в 1863г. Много раз переиздавался и не утратил своего значения в наши дни.
Кроме того, в каждой области есть словари своих диалектных слов. В результате фольклорных поездок по Смоленщине родился «Словарь смоленских говоров», работа над которым ведётся в СГПУ в течение ряда лет (знакомство с данным словарём, в частности со словами с пометой «Дор.»).
Пральник - валек, употребляли при полоскании белья на речке, дер. Струково.
Привара - приготовленная вареная пища, дер. Усвятье.
Сдоблять – добавлять в пищу приправу, жир, пос. Верхнеднепровский.
Разгриба – плаксивый человек. Оказывается, это слово употребляется не только в сёлах Дорогобужского района, но и в Велиже, Ершичах, Починке, Рославле и Красном. Оно несёт на себе эмоциональную окраску, оценивает человека.
- Послушайте, как звучит это слово в стихотворении нашего поэта М.Е. Сосенкова, уроженца Дорогобужского района, он учился в Алексине, потом, после окончания медучилища, работал в Дорогобуже. К сожалению, в 2001г. поэт умер, но мы имеем возможность читать сборники его стихотворений. Сегодня я познакомлю вас с двумя (из 6) сборниками: «Земля нечёрная моя» и «Второй укос». Итак, слушаем и наблюдаем, с какой целью употребляет поэт диалектное слово в стихотворении «Дождь»:
Разгрибенился дождь, расслезился,
Расслюнявился – нет больше сил,
Как ребёнок, что день весь резвился,
И вот к ночи заныл и заныл.
Ответы ребят: однородные члены создают образ плачущего дождя, это олицетворение, которое усилено сравнительным оборотом «как ребёнок».
Наблюдение продолжаем, используя строки из стихотворений поэта.
1) Я вёз подкормку в дальнюю деревню,
На ферму вёз коровам бураки.
2) Мне уютно и долго сидится
И до ночи глядится в окно,
И хозяйка плетёт плетуницу,
Быль и небыль мешая в одно.
На загнетке чугун, а ухваты
В чуть осевшем подпечье лежат.
3) Сами оставшись без крова,
Мы завели в городьбу
Рыжую нашу корову-
Солнечный лучик на лбу.
Вывод из наблюдения: М.Е. Сосенков в своём творчестве умело пользуется диалектной лексикой, чтобы показать быт деревни, воссоздать её колорит. Большинство диалектизмов – имена существительные, они обозначают утварь (заносим в словарик значение этого слова – предметы обихода): чепела, загнетка, подпечье; названия построек: пуня, городьба, хата; растительность: зеленя, былки, бураки, матрены. Из имён прилагательных употреблены слова оценочного характера: сбродливый, ходнее, волглые. Глаголы немногочисленны: разгрибенился, занедужит, таскать клычку. Наречий встретилось два: глыбко, всклень. Вся эта лексика является средством создания образности в художественном тексте.
М.Е. Сосенков бережно относился к «материнскому языку», не забывал о его богатстве и по мере необходимости обращался к диалектным словам, не злоупотребляя ими. Поэт учит нас вслушиваться в народную речь, носителями которой являются жители сельской местности.
Теперь, бывая у бабушек в гостях, попробуйте записать диалектизмы и выяснить значение этих слов.
Домашнее задание на выбор:
1) сравните два стихотворения поэтов С.Есенина и М.Сосенкова, определите тему стихотворений, найдите диалектные слова, подберите к ним общеупотребительные синонимы (воспользуйтесь словарём), выясните роль диалектизмов в данных стихотворениях.
2) выпишите диалектизмы из стихотворения Т. Белковской «Зима, деревня, детство».
ЗИМА, ДЕРЕВНЯ, ДЕТСТВО.
Какой денёк! Морозный, снежный, ясный!
Сугробы выше тына поднялись!
Но просимся на улицу напрасно.
«Кашляли вы, сдалось мне, надысь»
У бабушки на всё свои решенья:
Обречены мы у печи сидеть,
Пить мятный чай с малиновым вареньем.
Но это, впрочем, можно потерпеть.
Куда обидней в день такой чудесный
Со строгой бабкой печку сторожить.
Хотим гулять. И нам не интересны
Игрушки, книжки и карандаши.
Пробрались в сенцы: не идёт ли мамка?
Отпустит нас на улицу она…
Но тут же бабка: «Досыть хляпать клямкой!»
И снова наступает тишина.
Ах, боже мой! Ну что же нам придумать,
Ну как бабулю нам перехитрить?
«Скрабочить кошка. Видно, будеть дуйма.
У хлеве надо волдочку закрыть».
Сама для нас спасительную фразу
Сказала бабка, лёжа на печи.
И за неё мы ухватились сразу:
- Ба, можно, мы?
- Идите уж, - ворчит.
Шату-бату - и мы уже готовы.
Осталось только юркнуть за порог.
«Серёжа, глянь, ти есть ли печки дровы.
Да не забудьте заложить цепок!»
Последнее напутствие бабули
Уже едва мы слышим из сенец.
Счастливые, летим из хаты пулей:
Ну, вот она свобода, наконец!
…Детей соседских быстренько собрали –
Тут никого не надо долго звать.
В завалах снеговых на белеваре
Затеяли в ховачки поиграть.
Катались с горки всей ватагой шумной.
Наверно, нет чудесней кутерьмы!
Потом сугробы мерили за пуней –
Забав в запасе много у зимы.
Но, правда, дуйма: разгулялся ветер,
Нас засыпая пылью снеговой.
Немного посидели под поветью.
Да холодно, пора идти домой.
…Не чуем рук. Окоченели ноги.
Закрыть забыли волдочку в хлеву…
«Ти вы совсем не видите дороги?
Ти шал лихой береть за голову? –
Бушует бабка. – У людей же дети!
А вы всё по колам да по вирам!»
Сопим, молчим – и нечего ответить.
Теперь надолго этот тарарам.
Не пререкаясь (в этом мало толку,
Когда мы с ног до головы в снегу),
Носки, вязёнки сунули в пеколку –
И кумельгом на печку, к кожуку…
Т.Белковская.
С . Есенин. В ХАТЕ
Пахнет рыхлыми драченами,
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки попелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко…
М. Сосенков СОЛНЦЕ ИГРАЕТ.
В далеком – далеком лете, -
Господи, сколько – тому –
На розово – дымном рассвете
Я просыпался в дому,
В маминой собственной хате
Печка так к Пасхе бела,
Что напугались ухваты
И черная чепела, -
Молча уткнулись в подпечье,
Белый пугает их цвет…
Думалось: будет всё вечно –
Мамина хата, рассвет…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Танавская Людмила Анатольевна
→ Дорогобужаночка 04.02.2012 0 11069 883 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.