Конспект метапредметного урока «Комплексный анализ текста. Цель и задачи»; 9 класс












Конспект метапредметного урока

«Комплексный анализ текста. Цель и задачи».

(9 класс)









Танавская Людмила Анатольевна

Учитель русского языка и литературы

Смоленская область

Дорогобужский район

МБОУ Верхнеднепровская СОШ№3







2012 год



Цели урока:

1) обучение учащихся комплексному анализу текста;

2) воспитание у учащихся чувств патриотизма;

3) развитие у учащихся внимания к слову как выразительному средству языка;

4) умение вести диалог с автором.

Задачи:

1) продолжить работу по анализу текста (определить тему, основную мысль, проблему; характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства текста);

2) углубить знания учащихся о форме и содержании текста, совмещающего художественность и публицистику одновременно;

3) учить этике диалога с автором текста.

Оборудование урока:

1) учебник «Русского языка» для 9 класса, С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков и др., М. «Просвещение», 2010г.

2) рабочий лист с текстом В.Пескова.



















Земля – родина человечества.

А что для человека может быть дороже Родины!

Ведь Родина – это не только

точка на географической карте...

Г. Титов

Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Слово учителя об авторе текста В.М. Пескове, о его разделе в «Комсомольской правде» «Окно в природу». Работа с эпиграфом.

- Как понимает космонавт Г.Титов слово «Родина»? Согласны ли вы с ним?

- Какова тема текста, с которым нам предстоит работать на уроке? (Средняя полоса России). Что объединяет эпиграф с текстом? (тема Родины).

- Входит ли наша Смоленщина в этот географический пояс? (Да).

- Прежде чем начать работу с текстом, поставим перед собой цель: что для автора в его жизни значит «Средняя полоса». Какие задачи помогут нам прийти к цели – ответу на поставленный вопрос?

Вместе с ребятами ставим задачи погружения в текст:

1) увидеть и почувствовать понятия, объединённые темой Родины;

2) найти тропы и фигуры, помогающие автору донести до читателя основную идею текста: восхищение Средней полосой и любовь к ней;

3) определить отношение В.Пескова к родине и высказать своё мнение о нашей малой Родине – Смоленщине.

III. Работа с текстом (упр. № 150).

- Назовите ключевые слова темы «Средняя полоса» (поля, берёзы, речки, просёлки, земли, леса, писатели, композиторы, художники, дни и ночи, снег, дождь, облака, цветы).

Выполняем задания по группам:

1 группа - найти в тексте тропы;

2 группа - найти фигуры, способствующие раскрытию понятия Средняя полоса России.

IV. Представление выполненных заданий.

V. Заключительное слово учителя.

- Каким эпитетом определяет своё отношение к Средней полосе России автор? (волшебная).

- Можно ли поэтическую характеристику, которую даёт журналист любимому им краю, отнести к нашей Смоленщине? (да, это тоже уголок земли, который входит в среднюю полосу России, и всё, что сказал В.Песков о Подмосковье, о владимирских просёлках, калужских перелесках, относится и к Смоленщине).

Всегда задумчива, скромна,

Как верба у ручья,

Моя родная сторона, Смоленщина моя.

(Н. Рыленков)

В.Песков для себя решил раз и навсегда вопрос о «лучшем месте на земном шаре» - это Средняя полоса России.

Итак, цель нашего исследования достигнута. В любом деле человек ставит цель и добивается её, решая многие задачи. Так и мы: поставили цель и с помощью решения ряда задач достигли результата. Цель и задачи – рядом стоящие понятия в любой деятельности. Цель – руководство к действию, задача – это действие. Желаю вам всегда добиваться поставленных целей и решать для этого необходимые задачи.

VI. Домашнее задание. Написать сочинение – миниатюру о природе родного края.











Рабочий лист

………………………………………………………………

Число... … … … … … … … … … … … … … …

Классная работа.

Тема

урока… … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … … ...

Средняя полоса России.

Каждому особенно дорог тот уголок земли, где рос, где стал человеком. И всё-таки на вопрос о «лучшем месте на земном шаре» я всегда говорю: Средняя полоса.

Рязанские поля и берёзы возле Оки, калужские и тульские перелески с тихой водой в маленьких речках, Подмосковье, владимирские просёлки, земли тамбовские и воронежские, где леса иссякают и начинаются степи, - это всё в обиходе мы зовём Средней полосой, имея в виду широкий пояс России, идущий с запада до Урала.

Я очень люблю этот пояс земли. И объяснения в этой любви должны быть понятны всем, кто сумел приглядеться к неброской, но тонкой красоте Средней России, до самых глубин понятой Левитаном, Нестеровым, Чайковским, Тютчевым, Фетом, Есениным, Паустовским.

В году мы знаем и длинные ночи, и длинные дни, когда они отделяются друг от друга только светом двух зорь. Мы знаем снег и синий июльский зной. Каждый год мы видим зеленый дым зарождения жизни и жёлтое увядание. Одна из прелестей жизни – контрасты и перемены… Летом мы ожидаем осень. Потом рады первому снегу, первым проталинам, первым цветам. Непрерывная цепь перемен…

Снег, покрывший землю за одну ночь… Белый снег белым почти не бывает, он бывает то пепельным, то розовым, то почти синим, смотря по тому, какое в этот час было небо. Снег скрипит под ногами капустой и пахнет арбузом. Снег, снег… Короткие дни без теней. Копны снега на опушке. Цепочка лисьего следа. В лесу глухо. Спешишь засветло вернуться домой.

Какими ослепительно синими бывают лоскутки неба, когда дни начинают прибавлять, как звенит прокалённый морозом снег и как постепенно весь снежный мир становится синим!

Сколько дождей разных и непохожих видел я у себя дома! У этих дождей тоже названия есть: «проливной», «грибной», «обложной», «долгий», «осенний», «зимний», от которого снег покрывается сверкающей коркой, и на деревьях остаются прозрачные ледяные бусы.

Град. Иней. Туманы и росы. Облака, прозрачные, как тонкая пряжа, и тяжёлые, как свинец. Изморозь, белой солью лежащая по утрам на траве. Зимний узор на окнах…

Июль с васильками, ромашками и желтизною хлебов незаметно, совсем незаметно сменяется тихим задумчивым августом…

Сенокосы и листопады, разливы рек, первый снег и первые ландыши… Есть на земле волшебная Средняя полоса. (В.Песков.)

Задание.

1 группа: найти и подчеркнуть в тексте тропы, способствующие раскрытию идеи текста (эпитеты, метафоры, гиперболы, книжные слова, старославянские слова и т.п.)

2 группа: найти и подчеркнуть в тексте фигуры, способствующие раскрытию идеи текста (анафора, инверсия, ряды однородных членов и т.п.)


Полный текст материала Конспект метапредметного урока «Комплексный анализ текста. Цель и задачи»; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Танавская Людмила Анатольевна  Дорогобужаночка
25.02.2012 0 11694 1972

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК