Разработка урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены предложения»; 5 класс


Урок русского языка в 5 классе.

Автор: учитель русского языка и литературы МОКУ «Галёнковская средняя общеобразовательная школа Октябрьского района» Приморского края Новикова Лидия Анатольевна.


Тема : «Второстепенные члены предложения».


Цель урока: обобщить знания учащихся о второстепенных членах предложения , закрепить

умения выделять словосочетания, разбирать предложения по членам и давать ему

характеристику; через строки пушкинских стихотворений воспитывать бережное отношение к

языку.


Тип урока: обобщение изученного материала.

Форма урока: урок - практикум.

Эпиграф к уроку:

Суровою зимой я более доволен…

( А.С. Пушкин)

Оборудование:

  1. Презентация: наглядный материал (портрет А.С. Пушкина, репродукции русских художников, изображающих зиму).

  2. Опорные сигналы с графическим изображением членов предложения.

  3. Раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Вступительная часть урока.

  1. Погружение в тему урока. Слово учителю.

Ребята, посмотрите на тему урока. Как вы считаете, чем нам сегодня предстоит заняться? Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

  1. Ответы учеников (мы должны вспомнить, какие бывают члены предложения,

чем они отличаются, как простое предложение разбирается по членам).

  1. Вопрос классу: В каком разделе науки о языке изучаются второстепенные члены предложения?

  2. Учитель. Отгадайте, пожалуйста, загадку: Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает?

Конечно же, зимой. Итак, практические упражнения сегодня будут связаны с этим сказочным временем года, которое очень любил А.С. Пушкин, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. Зиму изображали не только русские поэты, но и художники.

  1. Практические задания к уроку.

Через проектор демонстрируются репродукции с картин К.Ф. Юона. «Русская зима»,

«Конец зимы. Полдень»

  1. Индивидуальная работа у доски.

(Два ученика выходят к доске).

Задание №1: Составить по репродукциям картин Юона словосочетания глагол + существительное, разобрать одно.

Задание №2: Выписать из слов Пушкина словосочетание прилагательное + существительное, разобрать его.


  1. Коллективная работа с классом. Устный опрос.

Беседа с учащимися:

  1. На доске записано слово «Зима». Можно ли его назвать предложением? Докажите свою точку зрения. Если это предложение, то дайте ему характеристику. (ответ учащихся : предложение односоставное, нераспространённое).

  2. Давайте распространим данное предложение и сделаем его двусоставным.

  3. Благодаря чему предложение стало распространённым?

  4. Пользуясь опорными схемами, дайте определение второстепенным членам.

  5. Проверка индивидуальной работы у учащихся, работающих у доски. (составлены следующие словосочетания: искрится на солнце, идти по лесу, лежит шапками).

  1. Коллективная работа. Один ученик вызывается к доске.

Задание: записать предложение, составить к нему схему, определить, чем выражены второстепенные члены предложения.

По дороге зимней, скучной тройка борзая бежит.

Тройка бежит

борзая по дороге

зимнее, скучной.

  1. Укажите тип связи между членами предложения . ( учащиеся должны указать

сочинительную и подчинительную связь);

  1. Как называются красочные определения? Найдите их в записанном предложении. ( эпитеты)

  1. Творческое задание ( самостоятельная работа с использованием проектора)

Задание: вставьте необходимые по смыслу слова, и вы получите отрывки из стихотворений А.С. Пушкина, подчеркните второстепенные члены предложения.


1) Буря мглою … кроет ( небо).

2) То, как путник запоздалый,

К нам в … постучит. ( окошко)

3) Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На … небе мгла носилась. ( мутном).


Задание: 1) найдите в последнем предложении устаревшее слово, объясните его значение, чем оно является в предложении? (вечор – вчера, является обстоятельством).

2) напишите транскрипцию слова вьюга.

  1. Объяснительный диктант. Объясните правописание орфограмм.

Как весело, обув железом острым нож,

Скользить по зеркалу стоячих, ровных рек.

Задания : 1) укажите второстепенные члены предложения;

2) какое это предложение по наличию главных членов?

3) укажите метафору.

  1. Работ в парах по карточкам.

Задание: объяснить пропущенные орфограммы, указать второстепенные члены предложения, определить тип текста.

( Под) г…лубыми небесами

В… ликолепными к…врами,

Блестя на со…нце, снег лежит,

Прозрачный лёд один ч…рнеет,

И ель сквозь ин..й зелен…т,

И реч( ?) ка подо льдом блестит.


( проверить ,как подчеркнули второстепенные члены предложения, с помощью

Сигнальных карточек).


  1. Творческая работа. Задание : составить и записать небольшой прозаический текст, взяв за начало стихотворные строки Пушкина:

Мороз и солнце; день чудесный! (помогут иллюстрации к уроку).

( подчеркните определения в полученных текстах)

  1. Проверка творческих работ.

  1. Итог урока.

1) Какие второстепенные члены предложения вы знаете?

2) Какова роль второстепенных членов предложения?

  1. Домашнее задание: выпишите 4 предложения о зиме из стихотворений русских поэтов, разберите предложения по членам.



Литература

  1. Учебник Русский язык 5 класс под. редакцией Разумовская М.М. Дрофа Москва 2009

  2. А.С. Пушкин Стихотворение. Москва «Детская литература» 1976



Полный текст материала Разработка урока по русскому языку по теме «Второстепенные члены предложения»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новикова Лидия Анатольевна  lida51
16.03.2012 0 7775 1462

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК