Разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения по картине Э Грабаря "Февральская лазурь"
Цели: продолжить знакомство учащихся с художественными достоинствами картин ведущих художников России; развитие логического мышления и письменной речи; воспитание чувств прекрасного, внимательного отношения к окружающему миру.
Оборудование: репродукции картин Грабаря («Февральская лазурь», «Сентябрьский снег», Левитана, Пластова, Юона и др., сборники стихов А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро), П. И. Чайковский «Времена года» (зимние месяцы).
Запись на экране: Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник- пейзажист, тонкий знаток русской природы (1871-1960). «Февральская лазурь» (1904)- одна из лучших его картин.
Пейзаж (фр.-местность, страна)- вид какой- нибудь местности; картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
Лазурь-светло- синий цвет, синева.
Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине (К. Паустовский).
Опережающее домашнее задание: принести на урок стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»; выучить наизусть любое стихотворение, в котором есть описание зимнего пейзажа.
Ход урока.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Слово учителя. Все вы, ребята, любите путешествовать. Давайте совершим необычайное путешествие в лес. А помогут нам в этом стихотворения русских поэтов о природе, репродукции картин известных художников- пейзажистов, а также прекрасная музыка П. И. Чайковского.
Сейчас зима. Снег мягкий, пушистый, ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.
(Учитель включает музыку Чайковского (декабрь месяц) и читает наизусть стихотворение С. Есенина:
Заметает пурга белый путь.
Хочется в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти).
-Какая зима у Есенина? ( Зима очень снежная. В лесу надуло столько снега, что невозможно пройти).
(Под музыку Чайковского (месяц январь) заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою- зимою…»:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвей и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В ничто не затрепещет.
Он весь вспухнет и заблещет
Ослепительной красой.
-Как же показал нам зиму Тютчев? Что он изобразил? (В стихотворении мы видим прекрасный зимний денек, нет даже слабого ветерка, солнце освещает неподвижный лес. Чудно в зимнем лесу!)
Несколько учеников рассказывают выученные заранее стихи и зиме.
Учитель: Видите, и Чайковский , и поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и у любого другого времени года, каждый месяц и день неповторим.
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-Какие чувства пробуждает у нас это стихотворение? (Чувство радости, бодрости. Хочется на санках покататься в такую погоду, в снежки поиграть)
-А сразу ли Пушкин вводит читателя в это царство волшебницы- зимы? (Нет. Прежде Пушкин напомнил о вчерашней вьюге, мутном небе, мрачных тучах, и луна не светила, а лишь желтела, как бледное пятно. Поэт подсказал читателю, что такая пора не радует, а печалит человека).
-Как меняется картина природы? (Все делается великолепным, блестящим, звучным, даже затопленная печь трещит» «веселым треском»).
Учитель: Пушкин в этом стихотворении каждой фразой нарисовал картину, которую можно видеть в природе и жизни человека. А сейчас мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник Грабарь.
2. Запись темы урока и эпиграфа с доски.
3. Слово о художнике и его картинах.
Учитель: Грабарь – ученик художника Репина. Он окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств.
Картины этого художника проникнуты любовью к Родине, радостным, светлым чувством. Самые известные его картины : «Февральская лазурь», «Грачиные гнезда», «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро» и др.
-Что вы видите на картине «Сентябрьский снег»? ( Иногда первый снег выпадет очень рано, даже в сентябре, и это необычное природное явление заинтересовало художника).
-Какие вы видите приметы осени на картине? (На деревьях еще много желтых, красных листьев).
-Каким автор изобразил снег на картине? (Снег белый, пушистый, только что выпавший, но он быстро растает).
-Какое сочетание красок использует автор? (он соединил осенние и зимние краски. Дан цветовой контраст: яркие желто- красные цветана заднем плане картины и белый с добавлением серо-голубого цвета на переднем плане).
4.Работа над картиной «Февральская лазурь».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями. (Картина красивая. Какие белые стволы березок! Это потому, что фон голубой. На ветках остались осенние листья. Красиво!)
Учитель: «Февральская лазурь» - одна из лучших работ Грабаря. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой березе? А вот художник сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно:
«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы его поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие- то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то это будет бесподобно»,- подумал я.
Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не окончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…»
-Какое время дня изображено на картине? (темное небо, фиолетово- синие оттенки снега дают право говорить о близости к вечеру).
-А что нам говорит о том, что зима близится к концу? (Солнышко, очевидно, уже теплее зимнего: ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть, а воздух весь голубой. Лес вдали, хотя и темный, но уже с желтовато- лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать).
-Что такое «лазурь»? (Учащиеся списывают значение данного слова в тетради).
-Почему картина так названа? (Февраль- последний месяц зимы. Февральское солнце- предвестник весны- начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при легком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду).
-Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени берез- голубовато- синими, даже самые стволы березок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны природой).
-Что мы видим на переднем плане? Опишите. (на первом плане картины мы видим березу. Её ствол немного искривленный, молочного цвета, с черными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы. Ветви у березы
молодых подруг.)
-Что мы видим на верхних ветках? (на верхних ветках висят прошлогодние листья. Береза не хотела их отдавать зиме.)
-Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна березовая роща).
-Небо на картине одного цвета? (Нет. Небо темно- синее, а к горизонту становится голубым).
-Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине? (Он хотел изобразить все ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).
5. Составление плана.
1) Написание картины.
2) День на картине.
3) Старая береза и ее подруги.
4) описание снега.
5) Задний план картины.
6) Сине- голубые тени.
7) Настроение от картины.
6. Словарная работа.
Прочитать текст упражнения 331 для 5 класс, автор Ладыженская Т.А.) Объяснить пропущенные буквы
-Все ли прилагательные вам знакомы? Выпишите из словариков (в конце учебников) значения слов лазоревое, коралловые, сапфировые.
Лазоревый – то же, что и лазурный (светло- синий).
Коралловый- ярко-красный, цвета коралла.
Сапфировый- синий или зеленый оттенок, цвет сапфира.
-Какой оттенок имеет жемчужный цвет? (белый или желто- белый).
7.Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.
8. На втором уроке ученики пишут сочинение.
Образец сочинения.
Стоял февраль. Морозный воздух был чист и прозрачен. Яркие лучи солнца придавали окружающему сказочную картину. Художник Грабарь вышел полюбоваться природой. Он уронил палку, и когда поднял его, то взглянул наверх. Художник увидел чудесной красоты березу, а также переливы всех цветов радуги на солнечном небе. Он решил передать эту прелесть на картине. Во время создания картины он использовал синий зонтик, а холст клал горизонтально на землю.
Грабарь изобразил ясный февральский день. Солнце всеми цветами радуги отражается на белоснежном ковре. Поле похоже на бесконечную равнину, покрытую сверкающей алмазами пеленой.
На переднем плане мы видим старую березу, царевну. Она высокая, стройная и очень крепкая. Ствол ее слегка искривленный, молочного цвета. Внизу он весь ободранный и искусанный зайцами. Следы этих животных видны повсюду на снегу. Ветви березы сильные, широкие. Ими она защищает своих подруг, молодых березок, от ветра и непогоды. На верхних ветвях видны прошлогодние листья. Береза не отдала их ветрам и зиме, она не хотела, чтобы ее листочки замерзли на снегу. Они, как желтое кружево, переплелись между ветвями. Тонкие стволы молодых березок запорошены снегом. Деревья вытянулись во весь рост, и лишь изредка заметишь, как какая - нибудь молодая березка колыхнется от легкого дуновения морозного ветерка. Они точно притягивали свои тонкие веточки навстречу солнцу.
Под деревьями лежал снег, блестя и переливаясь под лучами солнца, а на нём вырисовывались синие тени берез. Белый снег делается голубым, потому что безоблачное небо разливает свои краски повсюду.
Вдалеке темнеет прозрачный лес, он замер в тишине. Летом он был таким густым, что не было видно сквозь него неба. А сейчас он прозрачен и тих.
Все на картине кажется таким ярким и светлым, что хочется как можно дольше любоваться красотой природы, изображенной художником.
Оборудование: репродукции картин Грабаря («Февральская лазурь», «Сентябрьский снег», Левитана, Пластова, Юона и др., сборники стихов А.С. Пушкина (стихотворение «Зимнее утро), П. И. Чайковский «Времена года» (зимние месяцы).
Запись на экране: Игорь Эммануилович Грабарь – известный художник- пейзажист, тонкий знаток русской природы (1871-1960). «Февральская лазурь» (1904)- одна из лучших его картин.
Пейзаж (фр.-местность, страна)- вид какой- нибудь местности; картина, изображающая природу, а также описание природы в литературном произведении.
Лазурь-светло- синий цвет, синева.
Эпиграф: Любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей Родине (К. Паустовский).
Опережающее домашнее задание: принести на урок стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»; выучить наизусть любое стихотворение, в котором есть описание зимнего пейзажа.
Ход урока.
1. Подготовка к восприятию нового материала.
Слово учителя. Все вы, ребята, любите путешествовать. Давайте совершим необычайное путешествие в лес. А помогут нам в этом стихотворения русских поэтов о природе, репродукции картин известных художников- пейзажистов, а также прекрасная музыка П. И. Чайковского.
Сейчас зима. Снег мягкий, пушистый, ковром закутал озябшую землю. Деревья словно одеты в белые шубы и шапки.
(Учитель включает музыку Чайковского (декабрь месяц) и читает наизусть стихотворение С. Есенина:
Заметает пурга белый путь.
Хочется в мягких снегах потонуть.
Ветер резвый уснул на пути;
Ни проехать в лесу, ни пройти).
-Какая зима у Есенина? ( Зима очень снежная. В лесу надуло столько снега, что невозможно пройти).
(Под музыку Чайковского (месяц январь) заранее подготовленный ученик рассказывает стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою- зимою…»:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит-
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован,-
Не мертвей и не живой-
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой-
В ничто не затрепещет.
Он весь вспухнет и заблещет
Ослепительной красой.
-Как же показал нам зиму Тютчев? Что он изобразил? (В стихотворении мы видим прекрасный зимний денек, нет даже слабого ветерка, солнце освещает неподвижный лес. Чудно в зимнем лесу!)
Несколько учеников рассказывают выученные заранее стихи и зиме.
Учитель: Видите, и Чайковский , и поэты изобразили зиму по-разному, ведь у нее, как и у любого другого времени года, каждый месяц и день неповторим.
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»
-Какие чувства пробуждает у нас это стихотворение? (Чувство радости, бодрости. Хочется на санках покататься в такую погоду, в снежки поиграть)
-А сразу ли Пушкин вводит читателя в это царство волшебницы- зимы? (Нет. Прежде Пушкин напомнил о вчерашней вьюге, мутном небе, мрачных тучах, и луна не светила, а лишь желтела, как бледное пятно. Поэт подсказал читателю, что такая пора не радует, а печалит человека).
-Как меняется картина природы? (Все делается великолепным, блестящим, звучным, даже затопленная печь трещит» «веселым треском»).
Учитель: Пушкин в этом стихотворении каждой фразой нарисовал картину, которую можно видеть в природе и жизни человека. А сейчас мы с вами посмотрим, как изобразил красоту русской зимней природы художник Грабарь.
2. Запись темы урока и эпиграфа с доски.
3. Слово о художнике и его картинах.
Учитель: Грабарь – ученик художника Репина. Он окончил юридический факультет Петербургского университета и поступил в Высшую художественную школу при Академии художеств.
Картины этого художника проникнуты любовью к Родине, радостным, светлым чувством. Самые известные его картины : «Февральская лазурь», «Грачиные гнезда», «Сентябрьский снег», «Мартовский снег», «Лучезарное утро» и др.
-Что вы видите на картине «Сентябрьский снег»? ( Иногда первый снег выпадет очень рано, даже в сентябре, и это необычное природное явление заинтересовало художника).
-Какие вы видите приметы осени на картине? (На деревьях еще много желтых, красных листьев).
-Каким автор изобразил снег на картине? (Снег белый, пушистый, только что выпавший, но он быстро растает).
-Какое сочетание красок использует автор? (он соединил осенние и зимние краски. Дан цветовой контраст: яркие желто- красные цветана заднем плане картины и белый с добавлением серо-голубого цвета на переднем плане).
4.Работа над картиной «Февральская лазурь».
Учитель предлагает ученикам рассмотреть картину и поделиться первыми впечатлениями. (Картина красивая. Какие белые стволы березок! Это потому, что фон голубой. На ветках остались осенние листья. Красиво!)
Учитель: «Февральская лазурь» - одна из лучших работ Грабаря. Казалось бы, что необычного в хорошо знакомой березе? А вот художник сумел уловить ее своеобразие, и открылось оно ему неожиданно:
«Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и наклонился, чтобы его поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие- то перезвоны и перекликивание всех цветов радуги, объединенных голубой эмалью неба. «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то это будет бесподобно»,- подумал я.
Февраль стоял изумительный. Ночью подмораживало, и снег не сдавал. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать подряд без перерыва и перемены погоды около двух с лишним недель, пока я не окончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет, и холст поставил не только без обычного наклона вперед, лицом к земле, но повернув его лицевой стороной к синеве неба…»
-Какое время дня изображено на картине? (темное небо, фиолетово- синие оттенки снега дают право говорить о близости к вечеру).
-А что нам говорит о том, что зима близится к концу? (Солнышко, очевидно, уже теплее зимнего: ветки деревьев освободились от снега; снеговой наст начинает рыхлеть, а воздух весь голубой. Лес вдали, хотя и темный, но уже с желтовато- лиловым оттенком, очевидно, почки начинают оживать).
-Что такое «лазурь»? (Учащиеся списывают значение данного слова в тетради).
-Почему картина так названа? (Февраль- последний месяц зимы. Февральское солнце- предвестник весны- начинает постепенно оживлять природу. В яркий солнечный день при легком морозе безоблачное небо разливает свои голубые краски повсюду).
-Где на картине вы видите голубые оттенки? (Белый снег становится голубым, тени берез- голубовато- синими, даже самые стволы березок пропитываются голубым воздухом и делаются как бы воздушными. Голубые краски не выдуманы художником, а подсказаны природой).
-Что мы видим на переднем плане? Опишите. (на первом плане картины мы видим березу. Её ствол немного искривленный, молочного цвета, с черными пятнами. Кору ствола внизу обгрызли зайцы. Ветви у березы
молодых подруг.)
-Что мы видим на верхних ветках? (на верхних ветках висят прошлогодние листья. Береза не хотела их отдавать зиме.)
-Что художник изобразил на заднем плане? (Вдалеке видна березовая роща).
-Небо на картине одного цвета? (Нет. Небо темно- синее, а к горизонту становится голубым).
-Какую задачу ставил перед собой художник в этой картине? (Он хотел изобразить все ярким, светлым, воздушным, чтобы дать почувствовать первые признаки приближающейся весны).
5. Составление плана.
1) Написание картины.
2) День на картине.
3) Старая береза и ее подруги.
4) описание снега.
5) Задний план картины.
6) Сине- голубые тени.
7) Настроение от картины.
6. Словарная работа.
Прочитать текст упражнения 331 для 5 класс, автор Ладыженская Т.А.) Объяснить пропущенные буквы
-Все ли прилагательные вам знакомы? Выпишите из словариков (в конце учебников) значения слов лазоревое, коралловые, сапфировые.
Лазоревый – то же, что и лазурный (светло- синий).
Коралловый- ярко-красный, цвета коралла.
Сапфировый- синий или зеленый оттенок, цвет сапфира.
-Какой оттенок имеет жемчужный цвет? (белый или желто- белый).
7.Составление устного рассказа по картине. Выявление лучшего рассказа.
8. На втором уроке ученики пишут сочинение.
Образец сочинения.
Стоял февраль. Морозный воздух был чист и прозрачен. Яркие лучи солнца придавали окружающему сказочную картину. Художник Грабарь вышел полюбоваться природой. Он уронил палку, и когда поднял его, то взглянул наверх. Художник увидел чудесной красоты березу, а также переливы всех цветов радуги на солнечном небе. Он решил передать эту прелесть на картине. Во время создания картины он использовал синий зонтик, а холст клал горизонтально на землю.
Грабарь изобразил ясный февральский день. Солнце всеми цветами радуги отражается на белоснежном ковре. Поле похоже на бесконечную равнину, покрытую сверкающей алмазами пеленой.
На переднем плане мы видим старую березу, царевну. Она высокая, стройная и очень крепкая. Ствол ее слегка искривленный, молочного цвета. Внизу он весь ободранный и искусанный зайцами. Следы этих животных видны повсюду на снегу. Ветви березы сильные, широкие. Ими она защищает своих подруг, молодых березок, от ветра и непогоды. На верхних ветвях видны прошлогодние листья. Береза не отдала их ветрам и зиме, она не хотела, чтобы ее листочки замерзли на снегу. Они, как желтое кружево, переплелись между ветвями. Тонкие стволы молодых березок запорошены снегом. Деревья вытянулись во весь рост, и лишь изредка заметишь, как какая - нибудь молодая березка колыхнется от легкого дуновения морозного ветерка. Они точно притягивали свои тонкие веточки навстречу солнцу.
Под деревьями лежал снег, блестя и переливаясь под лучами солнца, а на нём вырисовывались синие тени берез. Белый снег делается голубым, потому что безоблачное небо разливает свои краски повсюду.
Вдалеке темнеет прозрачный лес, он замер в тишине. Летом он был таким густым, что не было видно сквозь него неба. А сейчас он прозрачен и тих.
Все на картине кажется таким ярким и светлым, что хочется как можно дольше любоваться красотой природы, изображенной художником.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Еликова Мария Геннадьевна
→ Маруся3756 19.03.2012 0 32476 1645 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК