Материал для самостоятельной работы учащихся на уроказ литературы (10-11 кл.)
Н.А. Некрасов
«Кому на Руси жить хорошо» (отрывок)
Прочитайте отрывки из пролога и I главы . Ответьте на вопросы.
Какой предстает перед читателем Матрена Тимофеевна?
Как она описывает свою семью?
Как изменилась ее жизнь после замужества?
4. Какие черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?
Как изменилась ее жизнь с рождением Демушки?
Пролог
«Не
все между мужчинами
Отыскивать
счастливого,
Пощупаем-ка
баб!» —
Решили
наши странники
И
стали баб опрашивать.
В
селе Наготине '
Сказали, как отрезали:
«У нас такой не водится,
А есть в селе Клину:
Корова холмогорская,
Не баба! доброумнее
И глаже — бабы нет.
Спросите вы Корчагину,
Матрену Тимофеевну,
Она же: губернаторша...»
Подумали — пошли.
………………………………
Матрена Тимофеевна
Осанистая женщина,
Широкая и плотная,
Лет тридцати осьмй.
Красива; волос с проседью,
Глаза большие, строгие,
Ресницы богатейшие,
Сурова и смугла.
На ней рубаха белая,
Да сарафан коротенький,
Да серп через плечо.
(Матрена Тимофеевна согласилась
рассказать мужикам историю своей
жизни. — Сост.
Глава I
ДО ЗАМУЖЕСТВА
Мне счастье в девках выпало:
У нас была хорошая,
Непьющая семья.
За батюшкой, за матушкой,
Как у Христа за пазухой,
Жила я, молодцы.
………………………
А выискался суженой,
На горе — чужанин!
Филипп Корчагин — питерщик,
По мастерству печник
Тужила, горько плакала,
А дело девка делала:
На суженого искоса
Поглядывала втай.
Пригож-румян, широк-могуч,
Рус волосом, тих говором —
Пал на сердце Филипп!
…………………………….
Пока мы торговалися:
Филиппу я: — Уйди ты прочь!
А он: «Иди со мной!»
Известно: «Ненаглядная,
Хорошая... пригожая...»
Пока мы торговалися,
Должно быть, так я думаю,
Тогда и было счастьице...
А больше вряд когда!
……………...…………
Семья была большущая,
Сварливая... попала я
С девичьей холи в ад!,
В работу муж отправился,
Молчать, терпеть советовал:
Не плюй на раскаленное
Железо — зашипит!
Осталась я с золовками,
Со свекром, со свекровушкой,
Любить-голубить некому,
А есть кому журить!
Как велено, так сделано:
Ходила с гневом на сердце,
А лишнего не молвила
Словечка никому,
Зимой пришел Филиппушка,
Привез платочек шелковой,
Да прокатил на саночках
В Екатеринин день1,
И горя словно не было!
Запела, как певала я
В родительском дому.
Мы были однолеточки,
Не трогай нас — нам весело,
Всегда у нас лады.
То правда, что и мужа-то
Такого, как Филиппушка,
Со свечкой поискать...
—Уж будто не колачивал?
Замялась Тимофеевна:
— Раз только,— тихим голосом Промолвила она.
—За что? — спросили странники.
— Уж будто вы не знаете,
Как ссоры деревенские
Выходят? К муженьку
Сестра гостить приехала,
У ней коты разбилися.
— Дай
башмаки Оленушке,
Жена!
— сказал Филипп.
А я не вдруг ответила,
Корчагу подымала я,
Такая тяга: вымолвить
Я слова не могла.
Филипп Ильич прогневался,
Пождал, пока поставила
Корчагу на шесток,
Да хлоп меня в висок!
— Ну, благо ты приехала,
И так походишь! — молвила
Другая, незамужняя
Филиппова сестра.
-----------------
Филипп на благовещенье
Ушел, а на Казанскую
Я сына родила.
Как писаный был Демушка!
Краса взята у солнышка,
У снегу белизна…
Весь гнев с души красавец мой
Согнал улыбкой ангельской,
Как солнышко весеннее
Сгоняет снег с полей…
Не стала я тревожиться,
Что ни велят – работаю,
Как ни бранят – молчу.
………………………
Прочитайте главу IV/ Демушка.
Какие новые черты характера Матрены Тимофеевны проявились в этой главе?
-Почему Матрена оставила сына?
-Как отреагировала на смерть сына?
ДЕМУШКА
Носила я Демидушку
По ноженкам... лелеяла...
Да взъелася свекровь,
Как зыкнула, как рыкнула: «Оставь его у дедушки,
Немного с ним нажнешь!» Запугана, заругана,
Перечить не посмела я,
Оставила дитя.
Вдруг стоны я услышала: Ползком ползет Савелий-дед, Бледнешенек как смерть: «Прости, прости, Матренушка!
И повалился в ноженьки. — Мой грех — не доглядел!..»
Заснул старик на солнышке, Скормил свиньям Демидушку Придурковатый дед!..
Я клубышком каталася,
Я червышком свивалася,
Звала, будила Демушку —
Да поздно было звать!..
Беда! Господь прогневался, Наслал гостей непрошеных, Неправедных судей!..
Допрашивали дедушку,
Потом за мной десятника Прислали. Становой
По горнице похаживал,
Как зверь'в лесу порыкивал...
Ударил кулаком:
«Молчать! Не по согласью ли
С крестьянином Савелием
Убила ты дитя?..»
Владычица! что вздумали!
Чуть мироеда этого
Не назвала я нехристем,
Вся закипела я...
Да лекаря увидела:
Ножи, ланцеты, ножницы,
Натачивал он тут.
Вздрогнула я, одумалась.
— Нет, - говорю, — я Демушку
Любила, берегла...
«А зельем не поила ты?
А мышьяку не сыпала?» —
Нет! сохрани Господь!.. —
И тут я покорилася,
Я в ноги поклонилася:
«Будь жалостлив, будь добр!
Вели без поругания
Честному погребению
Ребеночка предать!
Я мать ему!..» Упросишь ли?
В груди у них нет душеньки,
В груди у них нет совести,
На шее — нет креста!
(Тело Демушки «изрезали», то есть
произвели вскрытие. — Сост.)
Туг свету я невзвидела, —
Металась и кричала я:
«Злодеи! палачи!..
Падите мои слезоньки
Не на землю, не на воду,
Не на Господень храм!
Падите прямо на сердце
Злодею моему!
Ты дай же, Боже-Господи!
Чтоб тлен пришел на платьице,
Безумье на головушку
Злодею моему! Жену ему неумную
Пошли, детей — юродивых!
Прими, услыши, Господи,
Молитвы, слезы матери,
Злодея накажи!..»
(У гробика Демушки Матрена и Савелий разговаривают о горькой, страшной судьбе крепостного крестьянина. — Сост.)
«Ах! что ты?
Что ты,внученька?..
Терпи, многокручинная!
Терпи, многострадальная!
Нам правды не найти».
— Да почему же, .дедушка?
«Ты — крепостная женщина!» — Савельюшка сказал.
Я долго, горько думала...
Гром грянул, окна дрогнули,
И я вздрогнула... К гробику
Подвел меня старик:
«Молись, чтоб к лику ангелов
Господь причислил Демушку!»
Прочитайте главу « Савелий, богатырь святорусский».
Опишите внешность Савелия.
За что его прозвали каторжным?
Какие времена называет Савелий благодатными?
Почему Савелий называет русского мужика богатырем?
Глава III
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно как из лесу,
Согнувшись, выходил.
Дугой спина у дедушки.
Сначала все боялась я,
Как в низенькую горенку
Входил он: ну, распрямится?
Пробьет дыру медведище
В светелке головой!
Да распрямиться дедушка
Не мог: ему уж стукнуло,
По сказкам, сто годов,
Дед жйл в особой горнице,
Семейки недолюбливал,
В свой угол не пускал;
А та сердилась, лаялась,
Его «клейменым, каторжным»
Честил родной сынок.
Савелий не рассердится.
Уйдет в свою светелочку,
Читает святцы, крестится
Да вдруг и скажет весело:
«Клейменый, дане раб!..»
Вот раз и говорю:
—За
что тебя, Савелыошка,
Зовут
клейменым, каторжным?— Я каторжником
был.
Ты, дедушка?
Я, внученька!
Я
в землю немца Фогеля
Христьяна
Христианыча
Живого
закопал... .
Во времена досельные
Мы были тоже барские,
Да только ни помещиков,
Ни немцев-управителей
Не знали мы тогда.
Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем...
А были благодатные
Такие времена.
Недаром есть пословица,
Что нашей-то сторонушки
Три года черт искал,
Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!
Помещик наш Шалашников
Через тропы звериные
С полком своим — военный был
К нам доступиться пробовал,
Да лыжи повернул!
К нам земская полиция
Не попадала по году,
Вот были времена!
По времени Шалашников
Удумал штуку новую,
Приходит к нам приказ:
«Явиться!» Не явились мы.
Притихли, не шелохнемся
В болотине своей.
Была засуха сильная,
Наехала полиция,
Мы дань ей — медом, рыбою!
Наехала опять,
Грозит с конвоем выправить,
Мы — шкурами звериными!
А в третий — мы ничем!
Обули лапти старые,
Надели шапки рваные,
Худые армяки —
И тронулась Корежина!..
Пришли.. (В губернском городе
Стоял с полком Шалашников.)
«Оброк!» — Оброку нет!
Хлеба не уродилися,
Светочки не ловилися...
«Оброк!»—Оброку нет! —
Не стал и разговаривать:
«Эй, перемена первая!» —
И начал нас пороть.
Туга мошна корежская!
Да стоек и Шалашников:
Уж языки мешалися,
Мозги уж потрясалися
В головушках — дерет!
Укрепа богатырская,
Не розги!.. Делать нечего! Кричим: постой, дай срок!
Онучи распороли мы
И барину «лобанчиков»1 Полшапки поднесли.
Утих боец Шалашников!
Такого-то горчайшего
Поднес нам травнику,
Сам выпил с нами, чокнулся
С Корегой покоренною:
«Ну, благо вы сдались!
Понравились помещику
Корежение лобанчики,
Что год —зовет… дерет...
(Шалашников был убит во время русско-турецкой войны, Кго наследник прислал в вотчину управляющего — немца Фогеля. Крестьяне отказались платить оброк. Тогда им было приказано проложить через леса дорогу в город в качестве трудовой повинности.— Сост.)
И тут настала каторга Корежскому крестьянину — До нитки разорил!
У немца — хватка мертвая:
Пока не пустит по миру,
Не отойдя, сосет!
А потому терпели мы,
Что мы—богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик — не богатырь?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою — а богатырь!
Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней — сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной... Все терпит богатырь!
…………………………….
Осьмнадцать лет терпели мы. Застроил немец фабрику,
Велел колодец рыть.
Вдевятером копали мы,
До полдня проработали,
Позавтракать хотим.
Приходит немец: «Только-то?-..» —
И начал нас по-своему,
Не торопясь, пилить.
Стояли мы голодные,
А немец нас поругивал
Да в яму землю мокрую Пошвыривал ногой.
Была уж яма добрая...
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,.
Потом другой толкнул его,
И третий... Мы посгрудились...
До ямы два шага….
Мы слова не промолвили,
Друг другу не глядели мы
В глаза... а всей гурьбой
Христьяна Христианыча Поталкивали бережно
Все к яме... все на край...
И немец в яму бухнулся,
Кричит: веревку! лестницу!
Мы девятью лопатами
Ответили ему...
Сделайте вывод о том, в чем схожи и чем отличаются Матрена Тимофеевна и Савелий.
Анализ эпизода «Сон Обломова»
(И.А. Гончаров «Обломов»)
1. Прочитайте эпизод и ответьте на вопросы:
1)Как композиционно построен эпизод? Из скольких частей он состоит? Озаглавьте каждую часть.
2) Какую функцию выполняет идиллический пейзаж?
3) Расскажите о времени и пространстве в эпизоде. Соотнесите пространство Обломовки и г. Калинова: что общего различного?
4)С какой целью автор так подробно рассказывает об обычаях и обрядах Обломовки?
5)Почему описание детства Обломова дается в романе в восприятии самого Ильи Ильича?
6)Какие внутренние силы Обломова увяли, какие развились его воспитанием, образованием?
7)Какова тематическая и композиционная роль эпизода в романе?
«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край!..
Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов — нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого.
Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Бог с ним! Оно наводит только грусть на человека; глядя на него, хочется плакать. Сердце смущается робостью перед необозримой пеленой вод, и не на чем отдохнуть взгляду, измученному однообразием бесконечной картины.
Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща — все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.
Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг... Ни страшных бурь, ни разрушений не слыхать в том краю…
Соловьев тоже не слыхать в том краю, может быть оттого, что не водилось там тенистых приютов и роз; но зато какое обилие перепелов! Летом, при уборке хлеба, мальчишки ловят их руками…
Как все тихо, все сонно в трех-четырех деревеньках, составляющих этот уголок! Они лежали недалеко друг от друга и были как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны, да так с тех пор и остались…
Поэт и мечтатель не остались бы довольны даже общим видом этой скромной и незатейливой местности…
Та же глубокая тишина и мир лежат и на полях; только кое-где, как муравей, гомозится на черной ниве палимый зноем пахарь, налегая на соху и обливаясь потом.
Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их…
И
какие бы страсти и предприятия могли
волновать их? Всякий знал
там самого себя. Обитатели этого края
далеко жили от других людей. Ближайшие
деревни и уездный город были верстах
в двадцати
пяти и тридцати. Интересы их были
сосредоточены на них самих, не
перекрещивались и не соприкасались
ни с чьими.
И
как уголок их был почти непроезжий, то
и
неоткуда было почерпать
новейших известий о том, что делается
на белом свете…
Не с чем даже было сличить им своего
житья-бытья; хорошо ли они живут, нет
ли, богаты ли они, бедны ли;
можно ли было чего еще пожелать, что
есть у других.
Счастливые люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что в все другие живут точно так же и что жить иначе— грех.»
Сначала Илья Ильич увидел себя семилетним ребенком.
«Обломов, увидев давно умершую мать, и во сне затрепетал от радости, от жаркой любви к ней; у него, у сонного, медленно выплыли из-под ресниц и стали неподвижно две теплые слезы.
Мать осыпала его страстными поцелуями, потом осмотрела его жадными, заботливыми глазами; не мутны ли глазки, спросила, не болит ли что-нибудь, расспросила няньку, покойно ли он спал, не просыпался ли ночью, не метался ли во сне, не было ли у него жару? Потом взяла его за руку и подвела его к образу...
Потом пошли к отцу, потом к чаю...
Весь... штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами; он едва успевал утирать следы непрошеных поцелуев.
После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками.
Потом мать, приласкав его еще, отпускала гулять...
Смотрит ребенок и наблюдает острым и переимчивым взглядом, как и что делают взрослые, чему посвящают утро. Ни одна мелочь, ни одна черта не ускользает от пытливого внимания ребенка; неизгладимо врезывается в душу картина домашнего быта; напитывается мягкий ум живыми примерами и бессознательно чертит программу своей жизни по жизни, его окружающей...
Главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом... Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке... И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью...
А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом. Он увидел, как после полезно и хлопотливо проведенного утра наставал полдень и обед...» А затем наступал «час всеобщего послеобеденного сна... Это был какой-то всепоглощающий, ничем не победимый сон, истинное подобие смерти...
Он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь. Он был как будто один в целом мире...»
В это время Илюша делал то, что ему запрещали заботливые взрослые.
«Между тем жара начала понемногу спадать; в природе стало все живее; солнце уже подвинулось к лесу. И в доме мало-помалу нарушалась тишина...
Ребенок тут, подле маменьки: он вглядывается в странные окружающие его лица, вслушивается в их сонный и вялый разговор. Весело ему смотреть на нихсмотреть на них, любопытен кажется ему всякий сказанный ими вздор...
Но вот начинает смеркаться... Настали минуты всеобщей торжественной тишины природы, те минуты, когда, сильнее работает творческий ум, жарче кипят поэтические думы, когда в сердце живее вспыхивает страсть или больнее ноет тоска, когда в жестокой душе невозмутимее и сильнее зреет зерно преступной мысли, и когда... в Обломовке все почивают так крепко и покойно.
Пойдем, мама, гулять, — говорит Илюша.
Что ты, Бог с тобой! Теперь гулять, — отвечает она, — сыро, ножки простудишь; и страшно: в лесу теперь леший ходит, он уносит маленьких детей.
Куда он уносит? Какой он бывает? Где живет? — спрашивает ребенок.
И мать давала волю своей необузданной фантазии.
Ребенок слушал ее, открывая и закрывая глаза, пока, наконец, сон не сморит его совсем...»
Потом Обломову приснилась другая пора: он в бесконечный зимний вечер робко жмется к няне, а она нашептывает ему о какой-то неведомой стороне, где нет ни ночей, ни холода, где все совершаются чудеса...
Взрослый Илья Ильич хотя после и узнает, что нет медовых рек, нет добрых волшебниц, хотя и шутит он с улыбкой над сказаниями няни, -но улыбка эта не искренняя, она сопровождается тайным вздохом: сказка у него смешалась с жизнью, и он бессознательно грустит подчас, зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка...
И старик Обломов, и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном изданий старины, в устах нянек и дядек, сквозь века и поколения.
Няня между тем уже рисует другую картину, воображению ребенка. Она повествует ему о подвигах наших Ахиллов и Улиссов, об удали Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, о Полкане-Богатыре, о Калечище прохожем, о том, как они странствовали по Руси, побивали несметные полчища басурманов, как состязались в том, кто одним духом выпьет чару зелена вина и не крякнет; потом говорила о злых разбойниках, спящих царевнах, окаменелых городах и людях...
Страшна и неверна была жизнь тогдашнего человека; опасно было ему выйти за порог дома: его того гляди запорет зверь, зарежет разбойник, отнимет у него все злой татарин, или про падет человек без вести, без всяких следов... Терялся слабый человек, с ужасом озираясь в жизни, и искал в воображении ключа к таинствам окружающей его и своей собственной природы... И поныне русский человек среди окружающей его строгой, лишенной вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, еще не отрешиться ему от этой веры... Сказка не над одними детьми в Обломовке, но и над взрослыми и до конца жизни сохраняет свою власть...
Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати.
Он уж учился в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян.. У него был свой сын, Андрей, почти одних дет с Обломовым, да еще отдали ему одного мальчика... Кроме этих детей, других еще в пансионе пока не было.
Нечего делать, отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов. Наконец отвезли.
Немец был человек дельный и строгий, как почти все немцы. Может быть, у него Илюша и успел бы выучиться чему-нибудь хорошенько, если б Обломовка была верстах в пятистах от Верхлёва. А то как выучиться? Обаяние обломовской атмосферы, образа жизни и привычек простиралось и на Верхлёво; ведь оно тоже было некогда Обломовкой; там, кроме дома Штольца, все дышало тою же первобытною ленью, простотою нравов, тишиною и неподвижностью...
Времена Простаковых и Скотининых миновали давно. Пословица «Ученье — свет, а неученье — тьма» бродила уже по селам и деревням вместе с книгами, развозимыми букинистами...
Обломовы смекали это и понимали выгоду образования, но только эту очевидную выгоду. О внутренней потребности ученья они имели еще смутное и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши пока некоторые блестящие преимущества.
Они мечтали о шитом мундире для него, воображали его советником в палате, а мать даже губернатором; но всего этого хотелось бы им достигнуть как-нибудь подешевле, с разными хитростями; обойти тайком разбросанные по пути просвещения и честей камни и преграды... учиться слегка... чтоб только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат, в котором бы сказано было, что Илюша прошел все науки и искусства.
Вся эта обломовская система воспитания встретила сильную оппозицию в системе Штольца. Борьба была с обеих сторон упорная. Штольц прямо, открыто и настойчиво поражал соперников, а они уклонялись от ударов вышесказанными и другими хитростями. Победа не решалась никак... Дело в том, что сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы.
Илье Ильичу ясно видится и домашний быт его, и житье у Штольца.
Он только проснется у себя дома, как у постели его уже стоит Захарка, впоследствии знаменитый его камердинер Захар Трофимыч... Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть — уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание...
И не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя...
Подчас нежная заботливость родителей и надоедала ему... он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая.
А иногда он проснется такой бодрый, свежий, веселый; он чувствует: в нем играет что-то, кипит, точно поселился бесенок какой-нибудь... Бесенок так и подмывает его; он крепится, крепится, наконец не вытерпит, и вдруг без картуза, зимой, прыг с крыльца на двор... А в доме гвалт: Илюши нет! Крик, шум... все бегут, растерянные, по двору... Наконец набежали на мальчишек... Потом уже овладели барчонком, окутали его в захваченный тулуп, потом в отцову шубу, потом в два одеяла и торжественно принесли на руках домой.
Дома отчаялись уже видеть его, считая погибшим; но при виде его, живого и невредимого, радость родителей была неописана. Возблагодарили Господа Бога, потом напоили его мятой, потом бузиной, к вечеру еще малиной, и продержали дня три в постели, а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки...»
2.Прочитайте отрывки из критических статей.. Что их объединяет? Сформулируйте основную мысль этих высказываний..
Д.С. Мережковский
Перечтите «Сон Обломова». Еда, чаепитие, заказывание кушаний, болтовня, забавы старосветских помещиков принимают здесь гомеровские идеальные очертания...
Кажется, что творец «Обломова» покидает здесь перо и берется за древнюю лиру; он уже не
описывает — он воспевает нравы обломовцев, которых недаром приравнивает к «олимпийским богам»...
Гончаров показывает нам не только влияние характера на среду, на все мелочи бытовой обстановки, но и обратно — влияние среды на характер.
Он следит, как мягкие степные очертания холмов, как жаркое «румяное» солнце Обломовки отразилось на мечтательном ленивом и кротком характере Ильи Ильича...
(Из статьи «Вечные спутники. Гончаров»)
А.В. Дружинин
«Сон Обломова»! — этот великолепнейший эпизод, который останется в нашей словесности на вечные времена, был первым, могущественным шагом к уяснению Обломова с его обломовщиной...
Обломов без своего «Сна» был бы созданием неоконченным, не родным всякому из нас, как теперь, — «Сон» его разъясняет все наши недоразумения и, не давая нам ни одного голого толкования, повелевает нам понимать и любить Обломова...
( Из статьи «Обломов». Роман И.А. Гончарова)
Ю.М. Лощиц
Итак, «Обломов» — «большая сказка». Нетрудно догадаться, что в таком случае ее ядром по праву следует считать «Сон Обломова». «Сон» — образный и смысловой ключ к пониманию всего произведения, идейно-художественного средоточия романа. Действительность, изображенная Гончаровым, простирается далеко за пределы Обломовки, но подлинная столица «сонного царства, безусловно, фамильная вотчина Ильи Ильича...
«Сонное царство» Обломовки графически можно изобразить в виде замкнутого круга. Кстати, круг имеет прямое отношение к фамилии Ильи Ильича и, следовательно, к названию деревни, где прошло его детство. Как известно, одно из архаических значений слова «обло» — круг, окружность (отсюда «облако», «область»)... Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает другое значение, него, на наш взгляд, и имел в первую очередь в виду автор. Это значение обломка. В самом деле, что такое обломовское существование, как не обломок некогда полноценной и всеохватывающей жизни? И что такое Обломовка, как не всеми забытый, чудом уцелевший « блаженный уголок » — обломок Эдема?.. Основной фольклорный прообраз Обломова в романе — не былинный богатырь Илья, а мудрый сказочный дурак Бмеля...
В ярком сказочном подсвете перед нами — не просто лентяй и дурак. Это мудрый дурак. Он — тот самый лежачий камень, под который вопреки естественно-научному пословичному наблюдению вода в конце концов все-таки течет...
Сонное царство» рушится не оттого, что слишком ленив Илья Ильич, а потому, что поразительно деятелен его приятель. По воле Штольца «сонное царство» должно превратиться в... станцию железной дороги, а обломовские мужички пойдут «работать насыпь.
3.Напишите подробное изложение отрывка( от слов: «Обломов, увидев давно умершую мать…» и до слов: «Далее Илья Ильич увидел себя…».
Ответьте на вопрос: Каково значение эпизода «Сон Обломова» в романе И.А. Гончарова «Обломов»?
А. Т. Твардовский
Прочитайте вступительную статью и стихи и ответьте на вопросы:
В чем заключается основной принцип ("сверхидея") творчества А. Т. Твардовского?
Какова суть «завета»?
У каждого поэта есть программные стихи, в которых выражены его "сверхидея", жизненное кредо и нравственный устав. Для Пушкина это "Пророк", а для Твардовского - "...завет", где сошлась вся суть его поэтического принципа, то, что он не передоверил бы ''даже Льву Толстому'.
Талант Твардовского сформировался и окреп на войне.
Да, в каждой новой песне, в каждом стихотворении поэт так или иначе касался темы памяти павшим. Именно перед ними он нес ответственность за любую фальшь своего творчества, именно им посвятил лучшие свои работы.
Несомненно, что не все стихи Твардовского нравились власть имущим. О войне, как и о многом другом в те времена "диктатуры пролетариата'', не принято было говорить открыто и честно. Но поэт не умеет лгать. Не умеет и не вправе, так как он в долгу у своих соратников, выживших и павших в кровавые годы Отечественной. Поэт — не бог, он «лишь смертный», но ответственность из-за этого не уменьшается. Он обязан рассказать о том, что он действительно знает, возможно "лучше всех на свете'', рассказать так, как он сам хочет, а не как советуют апологи лживой пропаганды. Бой, в который до сих пор идет его главный герой Василий Теркин, продолжается и в мирное время. И суть "завета" неизменна.
*
* * 1958
|
** *
|
Памяти матери
Прощаемся мы с матерями
Когда нам платочки, носочки Разлука еще
безусловней
И карточки им посылая Так-сяк, не
в ряд нарытая земля
И ей, бывало, виделись во сне
Такая то краса и благодать,
Теперь над ней березы, хоть не те,
И не в обиде. И не все ль равно. * * * Как не спеша
садовники орудуют
Как будто птицам корм из рук,
Но как могильщики — рывком —
Они минутой дорожат,
Спешат, — меж двух затяжек срок,
— Но ту сноровку не порочь,
— |
А там — за
невестками — внуки... * * * В краю, куда
их вывезли гуртом,
Но непременно вспоминала мать,
Кругом леса без края и конца —
* * * Перевозчик-водогребщик,
— Ты откуда эту песню,
Все из той своей рожимой
Там считалось, что прощалась
Перевозчик-водогребщик,
Давней молодости слезы,
Как с земли родного края
В том краю леса темнее,
Но была, пускай не пета,
Перевозчик-водогребщик,
Отжитое — пережито, Перевозчик-водогребщик, |
Тоска по родине! Давно Разоблаченная морока! Мне совершенно все равно — Где совершенно одинокой
Быть, по каким камням домой Брести с кошелкою базарной В дом, и не знающий, что — мой, Как госпиталь или казарма.
Мне все равно, каких среди Лиц — ощетиниваться пленным Львом, из какой людской среды Быть вытесненной — непременно –
В себя, в единоличье чувств. Камчатским медведём без льдины Где не ужиться (и не тщусь!), Где унижаться — мне едино.
Не обольщусь и языком Родным, его призывом млечным. Мне безразлично — на каком Непонимаемой быть встречным!
|
(Читателем, газетных тонн Глотателем, доильцем сплетен...) Двадцатого столетья — он, А я — до всякого столетья!
Остолбеневши, как бревно, Оставшееся от аллеи, Мне всё — равны, мне всё — равно, И, может быть, всего равнее —
Роднее бывшее — всего. Все признаки с меня, все меты, Все даты — как рукой сняло: Душа, родившаяся — где-то.
Так край меня не уберег Мой, что и самый зоркий сыщик Вдоль всей души, всей — поперек! Родимого пятна не сыщет!
Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все — равно, и все — едино. Но если по дороге — куст Встает, особенно — рябина... Май 1934
|
Прочитайте стихотворение. Какие мысли и чувства оно у вас вызвало?
Какие слова в той или иной вариации повторяются в стихотворении?
Найдите однокоренные слова к слову «родной». Почему в стихотворении встречается целое родовое гнездо?
Какие пунктуационные знаки встречаются чаще всего? Каково их назначение?
Каким изобразительно-выразительным средствам отведена ключевая роль и произведении?
Что говорит лирический герой о своем социальном статусе? Как варьируется это суждение? Для чего используются варианты одной и той же мысли?
Без каких строк стихотворение приобрело бы совсем иной смысл ? Что позволяет утверждать: для М.И. Цветаевой " родина" и "рябина" – семантически близкие понятия?
О чем это стихотворение? У М.И. Цветаевой есть такая строка: "Я любовь узнаю по боли..." Как можно было бы сформулировать идею стихотворения, если опираться на эти слова?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шевченко Марина Николаевна
→ Марник 12.08.2009 1 6302 1668 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.