Слайд 1
«Весенний урок»
русский язык 5 класс
«Поэтическое восприятие жизни,
всего окружающего нас – величайший
дар, доставшийся нам от поры детства»
К.Г.Паустовский
Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа
для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Санаторная школа-интернат р.п. Межевой
Свечникова Наталья Викторовна
учитель русского языка и литературы
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
«ВЕСЕННИЙ УРОК»
Сценарий урока создан и проведен для воспитанников оздоровительного учреждения санаторного типа. Обучение предмету «Русский язык» осуществляется по программе
М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 КЛАСС.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.
«ВЕСЕННИЙ УРОК»
Сценарий урока создан и проведен для воспитанников оздоровительного учреждения санаторного типа. Обучение предмету «Русский язык» осуществляется по программе
М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской.
Используемые материалы и оборудование:
презентация к уроку;
аудиофрагмент;
мультимедийный проектор.
«Поэтическое восприятие жизни, всего окружающего нас – величайший дар, доставшийся нам от поры детства». К.Г.Паустовский (Слайд 1)
Цели урока: 1. Повторение изученного в 1-4 классах об имени прилагательном.
2. Расширение понятия роли прилагательного в тексте.
3. Развитие умения употреблять прилагательные в речи.
4. Развитие комплексного эстетического восприятия текста учащимися.
(Интегративные приемы: погружение в текст, работа с художественной
репродукцией, использование музыкального фрагмента)
5. Освоение приема самостоятельного создания текста-миниатюры
(синквейна)
1 этап урока. Ассоциации. Слово учителя.
Сегодня не очень солнечное утро. Но мы его поселим в нашей классной комнате. Для этого достаточно нарисовать круг. Круг – символ многого вокруг нас: бесконечности, кольца, хоровода, когда кто-то берется за руки, каравая, колобка («коло» – тоже круг), блина на масленицу, символизирующего солнце, которое становится ярче и теплее с наступлением весны.
«Весна» - очень старое славянское слово, значило то же, что и «веселый», буквально переводилось как «время, когда живется хорошо».
Но солнце есть и зимой, и осенью. Какие слова помогут нам сделать солнце весенним?
Есть такие слова в русском языке, это прилагательные. Чтобы наш урок получился солнечным, на уроке мы понаблюдаем над тем, как прилагательные «ведут себя» в нашей речи, как узнать прилагательное, вспомним, как его изменить и грамотно использовать в речи, как из зимнего предложения сделать весеннее, теплое. (Слайд 2)
2 этап урока. Синтаксическая разминка. Прием «Лови пятерку!»
Дерзкие воробьи весело чирикают, радуются весеннему солнцу.
(класс работает в тетрадях с учеником у доски:
- разбор предложения по членам,
- определение типа предложения (простое или сложное),
- объяснение однородности сказуемых.
Тот ученик, который справится с заданием первым и качественно, получает отметку «Отлично».
3 этап урока. Морфологические признаки прилагательных.
- Назовите в предложении прилагательные.
- Что обозначают прилагательные? На какой вопрос отвечают?
- К словам какой части речи относятся?
- Как изменяются?
(Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, к которому оно относится.)
- Как называется существительное и связанное с ним прилагательное? Словосочетание или предложение? Почему?
Слабый ученик получает задание написать на доске падежи, вспомогательные слова и падежные вопросы.
- Найдите в разбираемом предложении словосочетания существительное+ прилагательное.
4 этап урока. Параллелизм.
Вы видите репродукцию картины И.Грабаря «Мартовский снег». (Слайд 3)
- Как вы думаете, какая тема объединяет эту картину и наше предложение?
Действительно, тема весны - главная на нашем сегодняшнем уроке. Раскрыть ее полнее нам помогут прилагательные. Они расскажут, какая она, наша весна.
Класс по рядам, три ученика у доски производят склонение словосочетаний дерзкие воробьи, весеннее солнце, мартовский снег. Проверяем окончаний прилагательных, проговаривая вопросы, сравнивая окончания.
Первый вывод урока.
Итак, прилагательное обозначает признак предмета, оно тесно связано с существительным.
Сейчас у нашего солнца появится первый лучик. (Слайд 4)
3 этап урока. Изобразительное искусство на службе у учителя.
Перед вами еще одна картина Игоря Грабаря. Она называется «Вешний поток». (Слайд 5) Слово вешний сейчас употребляется редко. Внимательно посмотрите на картину и объясните, что значит это слово. Вслушайтесь в него, проговорите несколько раз. Оно красиво звучит.
Век назад писатели и поэты говорили о весне, употребляя именно его.
Например:
Гонимы вешними лучами,
С окрестных гор уже снега
Сбежали мутными ручьями
На потопленные луга. (А.С.Пушкин)
Весь луг и кусты около реки утонули в вешних водах (А.П.Чехов)
Вешней воды никто не уймет. (Пословица)
4 этап урока. Эпитет.
Что изображено на картине? (Поток, деревья, снег, небо)
На экране вы видите текст (Слайд 6). Прочтем его:
Был … день.
Между … деревьями бежал … поток.
В ручье … вода.
По … берегам лежал … снег.
Приятно дышать … воздухом.
Почему он безликий и скучный? Как его можно изменить?
«Оживите» картину с помощью прилагательных, применив их в этом тексте:
светлый, солнечный, лучезарный, темными, бурный, синяя, хрустальная, извилистым, последний, теплым (Слайд 7).
Картина, нарисованная в тексте, с прилагательными становится более точной, красочной, выразительной.
Как мы называем особые, «светящиеся» слова в предложении, такие, как «синяя», «хрустальная»?
Второй вывод урока.
Прилагательные в тексте «рисуют», «изображают» (Слайд 8)
5 этап урока. Творческая физминутка.
Облака, облака, |
Движение локтями по кругу. |
Кучерявые бока. |
«Рисуем» кудри облаков локтями. |
Облака кудрявые, |
«Рисуем» кудри ладонями вытянутых рук. |
Целые, дырявые. |
«Рисуем» круги и дыры указательными пальцами. |
6 этап урока. Погружение в материал. Опрос по цепочке.
Хрустальная ваза – это ваза из хрусталя, а хрустальная вода?
Прилагательное в последнем случае употреблено не в прямом, а переносном смысле слова.
Попытайтесь истолковать переносный смысл, подобрав синоним. В тетрадь записываем те словосочетания, в которых прилагательное употреблено в переносном смысле.
Хлебный квас - хлебный год (богатый, урожайный),
воздушная походка (легкая) – воздушные массы,
сердечные сосуды – сердечное поздравление (искреннее),
весенняя непогода – весеннее настроение (светлое, радостное),
теплый март – теплые слова (добрые),
сильный ветер – сильный характер (волевой).
Третий вывод урока.
Еще один лучик. Прилагательные употребляются в прямом и переносном смысле (Слайд 9).
7 этап урока. «Яблоневый снег».
У писателя Александра Грина есть замечательный образ – образ опавших яблоневых лепестков весной. Яблоневый снег.
Яблони стояли тихие и спокойные. Сад сверкал прозрачным снегом из лепестков.
Я удивлялся удивительной картине.
Какое отношение к пейзажу помогают выразить прилагательные?
(С помощью прилагательных писатель рисует картину природы, которую легко можно представить и выражает отношение к увиденному – восхищения, любования.)
Запишите предложение, в котором выражено это отношение.
Четвертый вывод урока.
Прилагательные выражают отношение к увиденному (Слайд 10).
8 этап урока. Гиперссылки. Загадочные суффиксы.
Хотите научиться образовывать новые прилагательные? Вперед!
Суффикс –ИН-. Образуйте с помощью этого суффикса прилагательные:
воробей – воробьиный,
гусь – гусиный,
орел – орлиный,
лебедь – лебединый,
сокол – соколиный.
Суффикс –ИСТ-. Назовите одним словом:
дорога в ухабах – (ухабистая),
трава, покрытая росой – (росистая),
птенец, покрытый пухом – (пушистый, х//ш).
Суффикс –ЧАТ-. Назовите одним прилагательным:
ткань, покрытая узором, - (узорчатая),
дом, сложенный из бревен, – (бревенчатый),
лицо, покрытое веснушками, - (веснушчатое, к//ч).
Веснушка – это собственно русское слово.
Произошло от слова «веснуха», а оно , в свою очередь, от «весна».
Суффикс –Н-. Образуйте прилагательные, не забыв о чередовании звуков:
радость - … ,
грусть - …,
скука - …,
мрак - …,
снег - …,
зрелище - …,
чудо - …,
чудеса - …,
небеса - …
Суффикс –ТЕЛЬН-.
Картина, которая удивляет – (удивительная, поразительная),
яркий пейзаж – (выразительный).
Пятый вывод урока.
В русском языке есть много суффиксов, которые помогают образовать самые разные прилагательные (Слайд 11).
9 этап урока. Знания – в образ.
Весной день может выдаться мглистый, пасмурный, томный, ненастный, а может быть яркий, светлый, теплый, солнечный, радостный (аудиофрагмент Георгий Васильевич Свиридов).
Слушая фрагмент музыкального произведения Георгия Васильевича Свиридова «Весна», постарайтесь понять, о каком дне она рассказывает, солнечном или ненастном. Составьте предложение о пейзаже, который изображает музыка, выразив свои чувства. Используйте то разнообразие прилагательных, которые вы сегодня услышали на уроке.
Обобщение выводов урока.
У нашего солнышка несколько лучиков. Что мы сегодня запомнили об имени прилагательном?
- Обозначает признак, связано с существительным,
- рисует, изображает,
- употребляется в прямом и переносном смысле,
- выражает отношение к увиденному,
- имеет много суффиксов для образования.
10 этап урока. Физминутка «Медведь».
Шел мишка к броду, |
Шаги на месте. |
Бултых в воду, |
Сели на стул. |
Уж он мок, мок, мок, |
Расслабленные наклоны вперед. |
Уж он кис, кис, кис, |
|
Вымок, выкис, |
Возвращаемся в исходное положение. |
Вылез, высох, |
Выпрямляем спинку. |
Встал на колоду- |
Встали со стула. |
Бултых в воду! |
Сели на стул. |
11 этап урока. Синквейн. Шпаргалка от учителя. (Слайд 12)
- Что делает медведь зимой?
- А с началом весны?
- Он какой?
(бурый, пушистый, сонный, безмятежный, нежный, весенний)
- Создаем 11-словие об этом медвежонке.
Заголовок
1 строка – цвет, качество предмета (прилагательное)
2 строка – о чем пишу (прилагательное + существительное)
3 строка – тема расширяется (3 слова)
4 строка – о себе (4 слова)
5 строка – вывод (1 слово)
Медведь
Пушистый,
Сонный мишка.
Ты почувствовал весну.
Уже сильно пригрело солнце.
Просыпайся!
12 этап урока. Домашнее задание.
Создайте по шпаргалке от учителя весеннее 11-словие с такими заголовками:
Луч, Ветка, Ручей, Свет, Гармония, (свой заголовок).
13 этап урока. Рефлексия. «Незаконченное предложение».
Вот и подошел к концу наш весенний урок.
Учитель проговаривает оценки и отметки, предлагает ученикам оценить себя, закончив предложения:
Больше всего мне понравилось …
У меня пока не совсем получается …
Сегодня я понял(а), что …
Сегодняшний урок показал мне …
Список использованной литературы:
Программы общеобразовательных учреждений. русский язык. 5-9 классы. – М.: Просвещение, 2009
Л.А.Тростенцова. М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян, Т.А.Ладыженская. Дидактический материал к учебнику русского языка: 5 класс.: Пособие для учителя.- М.: Просвещение, 1989
Т.Л.Федорова, О.А.Щеглова. Этимологический словарь русского языка. – М.: «ЛадКом», 2008
В.И.Даль. Пословицы русского народа.- М.: Просвещение, 1984
В.А.Жилин. Речевые упражнения.- Челябинская область, село Варна, 1996
Л.Ф.Фридман, И.Ю.Кулагина. Психологический справочник учителя.- М.: Совершенство. 1998
О.Н.Гулеватая, Н.А.Петряева. Развитие профессиональной компетентности педагога через совершенствование приемов педагогической техники. – Челябинск, ГОУ ДПО ЧИППКРО, 2011
Сайт «Этимология и история слов русского языка» http://etymolog.ruslang.ru/
Автор: Свечникова Наталья Викторовна
→ Svech 29.03.2012 0 3809 601 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.