Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»: «ГРИНЕВ И ШВАБРИН» (Проблема долга, чести и человеческого достоинства); 8 класс
ПЕРМСКИЙ КРАЙ
КРАСНОКАМСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 8»
Урок по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
«ГРИНЕВ И ШВАБРИН»
(Проблема долга, чести и человеческого достоинства)
Автор:
Батракова Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «СОШ № 8»
Краснокамск, 2011
ЦЕЛЬ УРОКА:
Рассмотреть и сопоставить героев повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (Гринёв и Швабрин), выявить черты сходства и различия. Решить проблему долга, чести и человеческого достоинства.
ЗАДАЧИ:
Формирование и развитие информационной компетенции:
Развитие навыков работы с текстом, умения анализировать текст, проводить аналогию с другими произведениями;
Обучение вдумчивому чтению, пониманию замысла писателя;
Поиск, анализ и отбор информации (утрата интереса к книге – одна из проблем нашего общества. Решение её может быть связано с углублённым прочтением «программной» классики);
Подготовка к выполнению заданий ЕГЭ по прозаическому произведению, продолжение изучения литературоведческих терминов.
Формирование и развитие коммуникативной компетенции:
Развивать способность слышать товарища, с уважением относиться к другому мнению, приходить к компромиссу (эти решения ценятся школьниками как итоги общения);
Совершенствовать навыки выразительного чтения текста;
Научиться держаться и говорить на публике: « Скажи искренне, скажи грамотно, скажи ярко, скажи при всех, публично».
Расширение представления об этических понятиях.
Обсуждение этических проблем через обращение к жизненному опыту учащихся.
Формирование нравственных качеств (доброты, благородства, ответственности за свои поступки).
ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:
тексты повести «Капитанская дочка»,
тесты,
фрагмент фильма «Капитанская дочка»
режиссера В.Каплуновского,
тетради по литературе.
Ход урока:
I. Опрос учащихся. Групповая работа (4 группы по 7-8 человек). Работа с тестом (проверка знания учащимися текста повести, подготовка к ЕГЭ по литературе).
ТЕСТ.
В 1. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и присущими им качествами личности.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
|
КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ |
А) Алексей Швабрин
Б) Пётр Гринёв
В) Маша Миронова |
1) отсутствие жеманства, скромность, застенчивость
2) искренняя злоба и притворная насмешливость
3) глубокая справедливость
4) открытость и восторженность
|
Ответ запишите цифрами в таблице.
ОТВЕТ:
-
А
Б
В
В 2. Установите соответствие между тремя основными персонажами, фигурирующими в произведении, и их дальнейшей судьбой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПЕРСОНАЖИ
|
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА |
А) Емельян Пугачёв
Б) Алексей Швабрин
В) Пётр Гринёв
|
1) счастливо женится на Маше Мироновой
2) умирает от тяжёлой болезни
3) казнён по велению императрицы
4) арестован и заключён в тюрьму
|
Ответ запишите цифрами в таблице.
ОТВЕТ:
-
А
Б
В
В 3. Пётр Гринёв и Алексей Швабрин с первых страниц произведения даны в противопоставлении. Как называется приём резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
ОТВЕТ: _________________________________________________________
В 4. В произведении герои общаются между собой, обмениваясь репликами. Как называется данный вид речи?
ОТВЕТ:___________________________________________________________
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Сцена дуэли Алексея Швабрина и Петра Гринёва. Глава IY «Поединок», с. 279 (учащиеся исполняют роли Савельича, Швабрина, Гринёва). Звучит музыка Т. Хренникова из к/фильма «Капитанская дочка».
СЦЕНА ДУЭЛИ СТАНОВИТСЯ ОРГАНИЗУЮЩИМ НАЧАЛОМ УРОКА.
Учитель: «Что за сцена разыграна перед вами? Кто в ней участвует?
Как вы думаете, о какой проблеме может пойти сегодня на уроке речь?»
Ответы учащихся. (Проблема долга, чести и человеческого достоинства).
ПОНЯТИЙНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ – ПОГРУЖЕНИЕ В ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГЕРОЕВ, ИХ ОБРАЗНАЯ КОНКРЕТИЗАЦИЯ.
Проблема заставляет нас рассуждать о двух героях, сравнивать их.
Сравнить – значит рассмотреть их с какой-то общей точки зрения, чтобы выявить черты сходства и различия. Общая точка зрения, с которой рассматриваются герои, называется ОСНОВАНИЕМ ДЛЯ СРАВНЕНИЯ.
Учитель:
«На каком основании можно сравнить Гринёва и Швабрина?»
(Только на том, что оба они – представители дворянства второй половины XYIII века).
Тема чести была для Пушкина принципиальной. Чести, как таковой, недостаточно: жизнь со всеми глубокими её противоречиями оказывается сложнее.
Работа с текстом повести.
Учитель: «Определим черты сходства».
Ответы учащихся:
оба офицеры
оба молоды
оба любят Марью Ивановну
Учитель: «Предлагаю обсудить такие вопросы, как:
Какие качества предопределило воспитание и образование?
Как они понимают свой долг? (необходимо обратиться к фактам, эпизодам)
Будет ли логичным сопоставление, если мы не скажем об их отношении к людям?
Будет ли полным сопоставление, если мы не раскроем их отношения к «капитанской дочке»?
Учитель: «Чтобы лучше понять характеры героев, составим сравнительную таблицу поступков Гринёва и Швабрина. Рассмотрим черты различия»
(работа с тетрадью, составление таблицы «Сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина»; коллективное обсуждение).
1. ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ:
Гринёв |
Швабрин |
Гринёв воспитывался в условиях провинциальной дворянской семьи, получил скромное образование, испытал на себе влияние человека из народа. |
Швабрин получил столичное воспитание и образование. |
Обобщение учителя:
Гринёв – выходец из старого, знатного, но обедневшего дворянского рода, с давних времён оппозиционно настроенного к правительству. В речах отца Гринёва слышится явное осуждение петербургских придворных нравов и образа жизни екатерининского века.
Среда, в которой рос молодой Гринёв, не могла развить его интеллектуальных способностей: до 16 лет он жил «недорослем», гонял голубей, играл в чехарду. По части образованности он значительно уступает Швабрину. Но с детства отец внушает ему крепкие нравственные принципы, которые и помогли ему с честью выйти из тех трудных, подчас безвыходных положений, в которые ставила его жизнь.
Швабрин – олицетворение для Пушкина той паразитической гвардейской молодёжи, которая выдвинулась после переворота 1762 года. Швабрин – умный, образованный человек, интересный собеседник; по своим интеллектуальным данным на голову выше всех окружающих его в Белогорской крепости. Но вместе с тем он и самый недостойный из всех героев повести. Душевно опустошённый, совершенно беспринципный, и эту позорную черту пробует скрыть под маской образованности.
2. ОТНОШЕНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ:
Гринёв
|
Швабрин |
Для Гринёва характерна доброта, правдивость и великодушие, душевная щедрость, глубокая справедливость. |
Для Швабрина – озлобленность, презрительное отношение к людям, лживость и лицемерие, способность к клевете, мстительность
|
Обобщение учителя:
На суде Гринёв предпочитает быть осуждённым, чем назвать имя своей любимой и этим запутать Машу в следственное дело. Природное благородство прекрасно дополняет этот цельный, прямой, честный характер. Гринёв старается скрыть своё торжество над постоянно побеждаемым им Швабриным.
Пушкин показывает, что самое главное в человеке не внешний блеск ума и образования, а его нравственные качества. Прежде всего – преданность своим убеждениям, чувство собственного достоинства, смелость, благородство.
3. ОТНОШЕНИЕ К ЛЮБВИ:
Выразительное чтение по ролям.
Диалог Маши и Гринёва. Глава «Поединок», с. 278
Гринёв
|
Швабрин |
У Гринёва – глубина и искренность чувства, способность на героические поступки во имя любви. Глубокое уважение к женщине. |
У Швабрина – низменный характер чувства, способность к насилию и издевательствам, неуважительное отношение к женщине.
|
Обобщение учителя:
Всё в повести полно милосердием. Сама любовь Петра Андреевича и Марьи Ивановны Мироновой в основном любовь – милосердие. Не любовь – страсть, не любовь – восхищение, а любовь – милосердие.
Любит и слёзно жалеет сироту, у которой не осталось никого в целом мире, Гринёв. Любит и спасает своего рыцаря от ужасной участи бесчестия Марья Ивановна. Автор подчёркивает такие добродетели, как верность, благодарность, жертвенность, послушание, способность крепко любить.
Обычно любовь пробуждает в человеке лучшие качества: доброту, милосердие, щедрость. Швабрина не украшает даже любовь. В своём стремлении устранить соперника он готов отправить его даже на смертную казнь.
Отсутствие всяких убеждений порождает откровенный цинизм. Трудно говорить о том, что влюблённость его в Машу – это подлинное большое чувство. И действительно, отношение его к Марье Ивановне (он низко клевещет на неё Гринёву, а потом, когда она в его власти, просто мучает беззащитную девушку) раскрывает нам всю низменную суть его любовного чувства, которое оказывается не чем иным, как эгоистической чувственной страстью.
4. ПОНИМАНИЕ ВОИНСКОГО ДОЛГА:
Просмотр кадра из фильма «Капитанская дочка» (3 мин.)
Гринёв
|
Швабрин |
Гринёв верен воинскому долгу и готов пожертвовать жизнью во имя долга. |
Швабрин изменяет воинской присяге (не по идейным мотивам, а из низменных побуждений).
|
Обобщение учителя:
Вполне логичен для характера Швабрина его переход на сторону Пугачёва, когда тот оказывается победителем. Пушкин подчёркивает отсутствие всяких идейных мотивов в его измене. Оставаясь с Пугачёвым, Швабрин руководствуется целиком шкурническими интересами. Спасти свою жизнь, добиться своей цели – для достижения всего этого все средства хороши для Швабрина: клевета, донос, измена, убийство. Так естественно дополняют этот отвратительный образ такие черты его, как трусость и малодушие, проявленные перед лицом суда, жестокость, кровожадность, изображённые в «Пропущенной главе», когда он готов сжечь живьем семью Гринёвых и Машу, запертых в амбаре. Швабрин – типичное порождение эпохи дворцовых переворотов.
Делая нравственный критерий основным в оценке дворянства, Пушкин на протяжении всей повести Швабрину противопоставляет Гринёва.
Гринёву не нужна жизнь, купленная ценой унижения своего дворянского звания. Глубоко сознательный героизм отличает Гринёва в сцене беседы с Пугачёвым. Он при всей безысходности своего положения держится с большим достоинством. Гринёв с честью следует жизненному принципу своего отца, выраженному в эпиграфе ко всему роману.
IY. РЕФЛЕКСИЯ (Выяснение смысла сравнения).
Учитель: « Так для чего А.С. Пушкин поставил рядом Гринёва и Швабрина и заставил читателя сравнивать их? Как каждый из них делает свой выбор в жизни? «Так кто же, по-вашему, является в повести человеком чести? А как писатель сам относится к своим героям? Какие произведения вы можете назвать, где герой – человек чести?»
Ответы учащихся.
Y.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ОБОБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ:
«Человек всю жизнь стоит перед выбором, он идёт по жизни, как по ступенькам. Будут ли эти ступеньки вести вверх, к духовному росту, к самосовершенствованию, или это будут ступеньки вниз, к потере души? Всё зависит от человека».
Задача писателя – честно ставить вопросы, чтобы побудить человека подумать о себе, о своей нравственности, человеческой состоятельности.
А.С. Пушкин в качестве эпиграфа взял главную часть пословицы «Береги честь смолоду!» Он выбрал побудительное по цели высказывания предложение, потому что хотел побудить КАЖДОГО СВОЕГО читателя беречь свою честь (потому и выбирает определённо-личное предложение «Береги! (Ты) береги!»).
Для Пушкина правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе «гуманность», человеческое достоинство и уважение к жизни других людей.
Честь и бесчестье, верность долгу и его нарушение, прямота и изворотливость, душевное благородство и низость – таковы качества героев, один из которых вызывает наши симпатии. А другой – презрение.
За год до дуэли Пушкин писал графу Репнину: «Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти мою честь и имя, которое оставлю моим детям».
Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное – не важно.
YI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Подготовиться к сочинению «Береги честь смолоду».
Темы научно-исследовательских работ по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (по выбору):
«Эпиграфы и их роль в повести».
«Смысл названия повести «Капитанская дочка»
«Фольклорные элементы в повести «Капитанская дочка»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Батракова Людмила Ивановна
→ Люда_Краснокамск 23.04.2012 0 12071 2002 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.