Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа №2
города
Буденновска Буденновского района»
Фрагмент
урока по литературе в 5 классе
«Дружба
Васи с Валеком и Марусей (по повести
В.Г. Короленко «В дурном обществе»)».
Разработал:
учитель русского языка и литературы
Краснощекова
Юлия Викторовна.
Буденновск,
2012.
Фрагмент
урока по литературе в 5 классе
«Дружба
Васи с Валеком и Марусей (по повести
В.Г. Короленко «В дурном обществе»)».
Краснощекова
Юлия Викторовна,
учитель
русского языка и литературы.
Раздел
– «Русская
литература XX
века».
Тип
урока – закрепление
и обобщение материала.
Цель
урока:
-выявить
проблематику художественного произведения.
Задачи
урока:
-показать
учащимся, что дружба с обездоленными
детьми помогла проявиться лучшим Васиным
наклонностям: доброте, отзывчивости,
милосердию;
-развивать
творческие способности учащихся
(построение ассоциативного ряда,
составление синквейнов, написание
сочинений);
-воспитывать
нравственные качества;
-
научить наблюдать за развитием сюжета
и поведением героев.
-прививать
любовь к языку, пристальное внимание к
художественному слову.
Оборудование:
учебные
и методические пособия (учебники,
программы, учебно-методические
рекомендации). УМК: Литература. 5 класс:
учеб. для общеобразоват. учреждений: В
2 ч.: Ч. 2 / [В.Я. Коровина, Журавлев В.П.,
Коровин В.И. и др.] – М.: Просвещение,
2011.
ТСО:
проектор,
экран.
Ход
урока.
I.
Организационный момент (настрой на
урок).
II.
Сообщение цели урока.
-
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы
продолжаем говорить о повести Владимира
Галактионовича Короленко «В дурном
обществе». Тема нашего урока – «Дружба
Васи с Валеком и Марусей» (слайд
1).
Работа
каждого из вас будет оценена. Помогут
мне вас оценить лидеры в группах:
Погостина Даша, Иванов Никита и Васканов
Степа. Они не только сами принимают
участие, но и отслеживают участие
каждого.
III.
Работа по теме урока.
-
Как вы считаете, какова основная тема
повести «В дурном обществе»?
-
А как вы понимаете слово дружба? Что это
такое?
-
Эпиграфом к нашему уроку являются слова
древнеримского философа Цицерона: «В
мире нет ничего лучше и приятнее дружбы;
исключить из жизни дружбу все равно,
что лишить мир солнечного света» (слайд
2).
О дружбе мы и поведем сегодня разговор.
-
Какие ассоциации вызывает у вас слово
дружба? Сейчас мы с вами попробуем
построить ассоциативный ряд. Каждый
даст определение слову дружба (ответы
детей). Согласна с вами. Из всего
вышесказанного могу обобщить, что дружба
– это… (слайд
3).
IV.
Работа в группах.
-
Ребята,
у нас три творческие группы. Работая в
группах, вы должны предугадать, как
развивались бы события повести. Предлагаю
вам посмотреть на экран и получить
задание (слайд
4).
(1.
Как развивались бы события, если бы Вася
и Валек подрались?
2.
Как развивались бы события, если бы Вася
послушал отца и перестал ходить к
ребятам?
3.
Как развивались бы события, если бы
Вася не пошёл в часовню?)
У
вас на столах есть памятки, которые
помогут вам провести работу и дать ответ
на поставленный вопрос. Рекомендую
ответ начинать со слов: «Произошло…»,
«Случилось…», «Считаю…», «Убеждена…».
На творческую работу мы отведем 3-4
минуты, я буду наблюдать, как вы работаете.
Итак, приступаем к работе (звучит тихая
спокойная музыка).
-
Сейчас я предоставлю возможность каждой
группе высказаться. Какая группа желает
начать?
-
Я слышала, что вы много раз повторяли
слова… Почему? Мне интересно, почему
вы так считаете?
-
Активными в группах были…. Все творческие
группы сработали хорошо. Общая оценка
– отлично.
V.
Актуализация ранее изученного. Работа
по тексту произведения.
-
Предлагаю вам посмотреть на экран (слайд
5).
Перед
нами стоит проблема, и решить ее смогут
только те, кто хорошо знает текст повести.
Слева от меня имена героев, а справа –
их реплики или описание. Посмотрим,
какая группа быстрее и точнее справится
с поставленным заданием. Даю вам 1 минуту
на размышление. Можете советоваться
друг с другом в группе.
-
Итак, что у вас получилось? Читайте
реплики героев и их описание, интонационно
подчеркивая слова. Ответы учащихся
(слайд
6).
VI.
Выводы по уроку. Рефлексия (синквейн).
-
Итак,
ключевое слово на нашем уроке – дружба.
Чтобы подвести итог занятия, каждая
творческая группа приготовит свой
синквейн. Для написания синквейна я
предлагаю вам вернуться к началу урока
и вспомнить ассоциативный ряд к слову
дружба (слайд
7).
Предлагаю
1-ой группе написать синквейн к слову
дружба,
2-ой – к слову добро,
3-ей – к слову поддержка.
Ответы
учащихся.
(Примерные
синквейны:
Дружба.
настоящая,
крепкая
помогает,
поддерживает, выручает
может
пройти через всю жизнь
любовь
(доброта, помощь, …)
Добро.
безвозмездное,
бескорыстное
выручает,
помогает, поддерживает
помогает
человеку жить
любовь
(помощь, …)
Поддержка.
дружеская,
сильная
помогает,
выручает, ободряет
может
быть со стороны близкого друга
дружба
(любовь, помощь, …))
VII.
Домашнее задание.
-
На мой взгляд, фрагмент урока удался.
Каждый из вас внес свою лепту. Учитывая
работу на предыдущих уроках и сегодня,
ваше волнение, настрой, желание, вы все
получаете отметку «отлично». Еще одну
отметку вы получите, выполнив творческое
домашнее задание (слайд
8): напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что
значит дружба для меня?».
Использованная
литература:
1.
Духно В.В., Сухова О.В. Литература. 5-7
классы: викторины, занимательный
материал. – Волгоград, 2009. – 144 с.
2.
Егорова Н.В. Универсальные поурочные
разработки по литературе: 5 класс. – М.,
2011. – 416 с.
3.
Еремина О.А. Литературный кружок в школе.
5-6 классы. – М., 2010. – 140 с.
4.
Ильина Н.Д. Предметная неделя литературы
в школе. – Ростов-на-Дону, 2008. – 253 с.
5.
Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.
Литература. 5 класс. Учебник для
общеобразовательных учреждений. В 2 ч.
Ч.2. – М., 2011. – 303 с.