Урок-диспут "Я русский бы выучил"; 10 класс
Урок – диспут по русскому языку
в 11 классе по теме
«Я русский бы выучил…»
Учитель: Городилова И.П.
Учитель русского языка и литературы
МБОУ «Аспинская СОШ»
Цель: Развитие внимательного отношения к значению слов и их употреблению в речи; развитие способности сознательно использовать средства языка в собственных высказываниях
Ход урока
(1 –й слайд)
Учитель: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята!
Я рада приветствовать вас всех на уроке русского языка в 11 классе. На уроке, который пройдёт не совсем в традиционной форме, а в форме урока – диспута. Послушайте, пожалуйста, стихотворение Ивана Бунина и определите тему нашего разговора:
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.
(2 –й слайд)
Тема нашего разговора – родной язык. Его называют «великим и могучим», о нём писали Пушкин и Тургенев, Толстой и Пришвин. Ещё Ломоносов находил в нём «Великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского…».
Русский язык… Нуждается ли он в похвале? Надо ли говорить о его силе и красоте?
Оказывается, надо! И не только говорить: он достоин самой большой заботы.
- Насколько, по-вашему, актуальна тема нашего разговора?
(слайд № 3)
Для названия сегодняшнего урока я взяла строку Владимира Маяковского «Я русский бы выучил…». Не удивляйтесь сослагательному наклонению; ведь то, что родной язык изучать надо, знают все. И даже понимают зачем. Понимать – то понимают, но… Вот мы и задумались над вопросом, что может заставить ребят выучить свой язык, что вызвало бы у них желание научиться говорить грамотно?
! Внимание на экран (видеосюжет)
Видите, мнения самые разные. Приведу ещё одно: доцент кафедры русского языка Санкт – Петербургского государственного университета М.А. Тарасова: «Думаю, если бы правильная речь стала бы обязательным знаком принадлежности к элитному обществу, знаком успешности, процветания, многие бы поднатужились и выучились говорить по-русски…» И с этим трудно не согласиться.
А теперь познакомимся с участниками нашего сегодняшнего разговора. Это прежде всего ученики 11 класса: экспертная группа,
корреспондентская группа и учёный совет.
Надеемся, что наш разговор будет ступенью на пути к вашему желанию выучить родной язык.
С первого класса на уроках русского языка и литературы мы говорим о красоте и богатстве нашего языка. А сегодня хотелось бы поговорить не о красоте и величии, а о его проблемах.
(слайд № 4)
(Звучит музыка: вступительные аккорды симфонии № 5 Бетховена)
- Не кажется ли вам, что наш язык серьёзно болен? Что ему нужно поставить диагноз: безграмотность, безвкусица, небрежность, заштампованность?
Но сначала давайте договоримся о терминах. Есть язык как система, и никакой опасности он не подвергается. И есть реальное воплощение языка – наша речь.
Речь – это инструмент, которым надо научиться владеть, как владеет своим инструментом хирург или музыкант.
(на экране - слова:
«Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слов, - значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус». В.Г. Белинский) –
Слайд № 5
Учитель: одна из самых непростых и в чём – то спорных тем, ставшая проблемой современного русского языка, - это употребление в нашей речи иностранных слов, точнее, засилье их в нашей речи.
- А почему непростая тема?
(ученики говорят, что без иностранных заимствованных слов трудно представить нашу речь. Многие из них прочно вошли в повседневную жизнь. Главное – не злоупотреблять …)
- Согласны ли вы с позицией Белинского?
- Как вы считаете, ,можно ли и нужно ли совсем запретить употреблять заимствованные слова ?
Учитель: Все знают, что культурные контакты с соседями жизненно необходимы для нормального развития любого народа. Взаимное обогащение лексики, заимствование слов, терминов и даже имён неизбежны.
Но, в современной России, к сожалении., часто приходиться сталкиваться с неправомерным и неоправданным употреблением иностранных слов в обыденной речи. Всевозможные шопы, консталтинги, маркетинги и лизинги буквально засоряют русский язык, отнюдь не украшая его.
Слайд № 6
Недавно в газете прочитала такое объявление:
«Дилерам предоставляются возможности для франчайзинга»
- Попробуйте объяснить смысл этого объявления.
Смысл следующий: «Фирмам – посредникам предоставляются привилегированные условия для осуществления торговых операций».
Готовясь к нашему уроку, мы обратились к группе экспертов. Дадим им слово.
( на экране результаты опросов, проведённых среди учащихся; комментарии к ним – Слайд № 7, № 8)
- А как вы поведёте себя, если значение слова вам непонятно: промолчите? Переспросите? Попросите объяснить?
Учитель: Русский писатель, автор исторических романов Алексей Югов писал: « Чем образованнее человек, тем глубже он обязан знать язык своего народа. А следовательно, и надобность хвастаться за иностранное словечко должна встречаться у него гораздо реже, чем у человека с недостаточным образованием». – Слайд №8
Музыка
Нецензурная речь… Обратимся к толковому словарю. «Цензура – от нем. Zensur – контроль. Цензура – контроль, осуществляемый органами власти над печатью и средствами массовой информации».
Слайд № 9
- Кто же, по-вашему, должен контролировать нашу с вами речь?
Д.С. Лихачёв в одном из своих выступлений говорил (цитата на экране – Слайд № 10) – «Важнейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушайтесь к тому, как он говорит».
Нецензурная – значит, бесконтрольная речь.
- Что мы понимаем под этим словосочетанием?
Слайд № 11
Слово учёному совету (Историческая справка: происхождение матерной брани, корни её, причины употребления нашими предками)
Наши корреспонденты провели небольшой социологический опрос по теме : «Отношение к употреблению в речи нецензурных слов»
Внимание: видеоролик
- А как вы относитесь к употреблению в речи нецензурных слов?
Мат – неприличная оскорбительна брань, сквернословие. (по словарю).
-А если это действительно оскорбляет человека, то это значит: за мат должно быть наказание?
Слово учёному совету.
- А как вы относитесь к бранным словам, звучащих из уст ваших кумиров, политиков?
Видеоролик – Жириновский
Мнение Олеге Михайловича Газманова: «…через слово ругаются те, у кого с лексиконом проблемы. Ну а ещё некоторые звёзды демонстрируют таким образом «близость к народу». А проблемы с лексиконом, по мнению Олега Михайловича, имеются у половины звёзд российской эстрады».
Вы, конечно же, обратили внимание на то, что большинство – против употребления в речи нецензурных слов. Но, как известно, болезнь легче предупредить, чем вылечить. Что же делать?
Вот он, ответ на вопрос «что делать?»,- научится уважать себя и окружающих тебя людей.
А теперь поговорим о том, что, наверное, вам особенно близко. Я говорю о молодёжном сленге. Кстати, что значит это модное иностранное слово, пришедшее к нам из английского языка?
На экране: Сленг – от англ. Slang – или арго – от франц. Argol –жаргон)
Как вы считаете, всегда ли и везде уместен сленг? С какой целью его употребляют?
Слайд № 12
Я прочитаю вам слова уже знакомой М.А. Тарасовой : «Молодые люди прекрасно знают, какую одежду выбрать для работы, для пляжа или клуба. Но выбрать нужное слово не умеют. Берут то, что подвернётся, тем самым, обедняя, искажая нашу речь».
Согласны ли вы с этим?
Очень важно для современного молодого человека иметь такие знания, которые можно было бы передать следующим поколениям, тогда будет надежда, что на смену современной безграмотной «сниженной» речи придёт грамотная культурная речь.
Излишнее употребление заимствованных слов, нецензурная брань, сленг, языковая беспомощность говорящего засоряет нашу речь.
В современной лингвистике появилось новое направление – Лингвоэкология.
Слайд № 13
Как вы думаете, чем занимается эта наука?
Итог урока
Домашнее задание.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Городилова Ирина Петровна
→ квартира 24.04.2012 0 4086 634 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.