Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири." (.docx)


МБОУ «Замьяновская СОШ»

МО «Енотаевский район»

Астраханской области.

Учитель русского языка и литературы

Абакумова Лариса Геннадьевна.



Урок развития речи в 5 классе.

Тема: Подробное изложение с элементами описания. Снегири.

Цели:

  • Обучение написанию подробного изложения описательного характера.

  • Умелое и сознательное использование речевых средств( сравнение, определение, подбор синонимических рядов)

  • Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.

  • Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.

  • Умение видеть красоту в обыденном.

  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.



Этапы урока:

  • Организационный момент;

  • Вступление ( звучат голоса птиц).

  • Чтение стихотворения А. Барто « Снегирь»

  • Сообщение темы и цели урока.

  • Анализ стихотворения А. Барто « Снегирь».

  • Слово учителя о Н.Н. Носове.

  • Работа по учебнику. Русская речь. Е.И.Никитиной. с. 109.

  • Чтение текста « Снегири» ( под музыку)

  • Беседа по содержанию текста.

  • Работа с иллюстрацией.

  • Коллективное составление плана изложения.

  • Наблюдение над некоторыми особенностями языка текста.

  • Словарно-орфографическая работа.

  • Работа с неизученными орфограммами.

  • Задания по пунктуации.

  • Повторное чтение текста « Снегирь»

  • Написание изложения.

  • Подведение итогов, вывод.



Оборудование: портрет Н.Н. Носова, выставка книг Н.Н.Носова, музыка П. Чайковского.

« Времена года» (январь), голоса птиц, иллюстрация « Снегири». Презентация.

На доске. Словарь: Пичужка (разг.) - птичка. Опушенный от слова опушить - покрыть снегом, инеем.



Эпиграф урока. "На черемухе снежной.

Как осколки зари.

Согревают в морозы

Душу нам снегири".

Надежда Коновалова.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.(звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года. Январь»)

-Человека окружает природа. Ее звуки и краски - наше богатство. Часто в своей жадности человек посягает на свободу вольных птиц и животных. Желание обладать какой-нибудь зверушкой или птичкой знакомо нам всем. Но всегда ли это желание оправдано? Даже золотая клетка для птицы не лучше свободы.

Но держать птицу в клетке - давняя традиция, к которой можно относиться по-разному. Вот как об этом пишет А. Барто.

(Стихотворение А.Барто» Снегирь» читает подготовленный ученик.) Приложение.

III. Беседа по стихотворению.

- Понравилось вам стихотворение?

- В стихотворении «Снегирь» говорится о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?

- А вы видели эту птичку?

- Что вы знаете о снегире?

- А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

- Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.

Захотелось ли вам выучить это стихотворение?

IV. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради.

V. Слово учителя.

Сегодня, опираясь на текст Н.Н.Носова « Снегири», мы проведем урок развития речи. Подготовимся к написанию подробного изложения с элементами описания.

Давайте вспомним признаки описательного текста. К какому типу речи относится стихотворение А. Барто « Снегирь»? (описание)

-Какие признаки описательного текста вы встретили в стихотворении? (описание снегиря, название текста имя существительное, текст относится к художественному стилю, описание отвечает на вопрос какой?)

-Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», опубликованная в 1978 году.

Текст изложения « Снегири» - отрывок из этой прекрасной повести. Воспоминания, составляющие его основу, относятся к тому времени в жизни будущего писателя, когда ему было 6-7лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц.

( Борщаговской) в маленьком деревянном доме.

VI. Работа по учебнику.Стр.109.Чтение текста изложения.(под музыку П.И. Чайковского.)

-Проследите, как писатель передает то незабываемое восхищение снегирями, которое он испытывал в далеком детстве.

-Какие чувства вызывает у вас это текст? (волнение, трепет, писатель вспоминает незабываемое восхищение снегирями, которое испытал в детстве).

VII. Беседа по содержанию текста. Физкультминутка.

-Почему писатель вспоминает о черемухе? ( потому что зимой на ней бывали снегири)

-Что он говорит о черемухе? (зачитывается текст).

-Для чего он говорит о том, какой была черемуха весной и летом? ( для того, чтобы ярче, сильнее выразить свое восхищение снегирями: хороша была черемуха весной, щедро угощала она всех летом, но самое интересное было зимой, когда на этом голом, корявом дереве появлялись снегири)

-Какую картину писатель называет сказочной? Найдите описание в тексте.

-Сказочная!!!! Посмотрите на картину - голые, корявые ветки, а писатель называет ее сказочной. Почему? ( Как в сказке, оживляют ветки снегири).

-И, действительно, эта сказочная картина навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Однако рассказчик не жалеет об этом, а наоборот, радуется: хорошо, что никогда не держал вольную птицу взаперти. Эта радость понятна нам, потому что говорит о ней тот, кто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.

- Итак, теперь попробуем определить тему текста. Какова же она?

( Воспоминания автора о снегирях).

-Определите основную мысль текста? (Видеть снегирей, как и других птиц на свободе-счастье). Основная мысль внутренне скрепляет все части в единое целое. Ей подчинен и отбор материала, автор говорит о том, что связано с его отношением к снегирям, что помогает читателю прийти к выводу, который мы сформулировали.

- В этом убедимся еще раз, работая над планом текста.

VIII. Составление плана изложения.

Обратимся к тексту. К какому типу речи относится текст?

( художественное описание) автор восхищается снегирями, использует эпитеты, восклицания.

-Можно ли судить о типе речи текста уже по первому предложении?

-Составляем план текста. Читаем текст по частям и озаглавливаем.

План.

1.Под окном росла черемуха.

2.Черемуха весной.

3.Черемуха летом.

4.Зимние гости.

5 Сказочная картина.

6 Мечты.

7. « Я рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку».

8. Видеть снегирей на свободе - счастье.

IX. Наблюдение над особенностями языка текста.

- Как автор называет снегирей в разных частях текста и почему?

-Какие описательные обороты для этого использует?( описывая, сказочную картину автор называет снегирей красногрудыми птичками, милые друзья моего детства, мои милые снегири, любимые пичужки).

-Эти описательные обороты сцепляют смысловые части текста.

-Давайте рассмотрим этимологию слова - пичужка-пичуга-птица, птичка.

-Почему автор называет снегирей, то снегирями, то пичужками, то друзьями? (чтобы избежать неоправданные повторы).

-Посмотрите на картину. На фоне опушенных снегом веток красногрудые снегири- как цветы, как яблоки. Действительно сказочная картина.

-Каким синонимом можно заменить слово « сказочный». Составим синонимичный ряд.

Сказочный - дивный, чудесный, волшебный.

-Найдите в тексте глагол, который характеризует действие автора, тогда еще мальчика. Что он делает, чтобы увидеть снегирей? (забирается на подоконник).

Забраться - влезть, залезть, вскарабкаться.

Воображать-представлять.

-Есть ли в тексте эпитеты? (Сказочная картина)

-Найдите сравнение. ( Дерево с облаком)

-Почему дерево сравнивают с облаком? ( Белое, пушистое)

-Обратите внимание на множество в тексте определений – прилагательных. Зачитайте их вместе с существительными.

( Большая черемуха, черные ягоды, голые, корявые, темно-серые ветки, опушенные.) Это все признаки описательного текста.



X. Словарно-орфографическая работа. Росла, облако, горошина, потому что, наслаждаться, обладать, предаваться мечтам.

ХI. Запомнить слова на неизученные орфограммы. Читаем по слогам.

Было осыпано, темно-синее, темно-серое, красногрудые, не держал взаперти.

Запишем предложение.

Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке.

ХII. Работа над пунктуацией.

-В каких случаях ставится запятая в предложении? Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами. Есть ли в тексте восклицательные предложения? Вспомните, как выделяется обращение на письме.

ХIII .Повторное чтение текста.

ХIV .Работа с черновиком.

ХV. Итоги уроки. Оценки. Д/з. Дописать изложение.

Приложение:

СНЕГИРЬ.

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.



Я одну такую птицу.

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне.



Ярко-розовая грудка,

Два блестящие крыла...

Я не мог ни на минутку.

Оторваться от стекла.



Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится -

Будет птица у меня.



Но у мамы есть привычка.

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.



Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен.

Позабыть о снегире.



Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом.

Говорил о снегирях.



Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим -

Сам себя не узнавал.



Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я "спасибо" говорил,

Всех за все благодарил.



Трудно было жить на свете,

И, по правде говоря,

Я терпел мученья эти.

Только ради снегиря.



До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.



Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком.

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.



Мама очень удивилась:

- Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной -

Ты не дрался в выходной!



И ответил я с тоской:

- Я теперь всегда такой.



Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

- Чудеса,- сказала мама.

И купила снегиря.



Я принес его домой.

Наконец теперь он мой!

Я кричал на всю квартиру:

- У меня снегирь живой!



Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Список использованной литературы:

1.Учебник. Русская речь. Е.И.Никитиной. с. 109.

2.Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984

3.Речь, речь, речь. М. Педагогика, 1990

4.Стихотворение А. Барто « Снегирь».


Полный текст материала Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири." (.docx) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абакумова Лариса Геннадьевна  Ларген
03.05.2012 2 16702 1693

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК