Урок развития речи в 5 классе "Подробное изложение с элементами описания. Снегири." (.docx)
МБОУ «Замьяновская СОШ»
МО «Енотаевский район»
Астраханской области.
Учитель русского языка и литературы
Абакумова Лариса Геннадьевна.
Урок развития речи в 5 классе.
Тема: Подробное изложение с элементами описания. Снегири.
Обучение написанию подробного изложения описательного характера.
Умелое и сознательное использование речевых средств( сравнение, определение, подбор синонимических рядов)
Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость.
Учить построению связного высказывания с опорой на картинный план и без него.
Умение видеть красоту в обыденном.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Этапы урока:
Организационный момент;
Вступление ( звучат голоса птиц).
Чтение стихотворения А. Барто « Снегирь»
Сообщение темы и цели урока.
Анализ стихотворения А. Барто « Снегирь».
Слово учителя о Н.Н. Носове.
Работа по учебнику. Русская речь. Е.И.Никитиной. с. 109.
Чтение текста « Снегири» ( под музыку)
Беседа по содержанию текста.
Работа с иллюстрацией.
Коллективное составление плана изложения.
Наблюдение над некоторыми особенностями языка текста.
Словарно-орфографическая работа.
Работа с неизученными орфограммами.
Задания по пунктуации.
Повторное чтение текста « Снегирь»
Написание изложения.
Подведение итогов, вывод.
Оборудование: портрет Н.Н. Носова, выставка книг Н.Н.Носова, музыка П. Чайковского.
« Времена года» (январь), голоса птиц, иллюстрация « Снегири». Презентация.
На доске. Словарь: Пичужка (разг.) - птичка. Опушенный от слова опушить - покрыть снегом, инеем.
Эпиграф урока. "На черемухе снежной.
Как осколки зари.
Согревают в морозы
Душу нам снегири".
Надежда Коновалова.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.(звучит музыка П.И. Чайковского « Времена года. Январь»)
-Человека окружает природа. Ее звуки и краски - наше богатство. Часто в своей жадности человек посягает на свободу вольных птиц и животных. Желание обладать какой-нибудь зверушкой или птичкой знакомо нам всем. Но всегда ли это желание оправдано? Даже золотая клетка для птицы не лучше свободы.
Но держать птицу в клетке - давняя традиция, к которой можно относиться по-разному. Вот как об этом пишет А. Барто.
(Стихотворение А.Барто» Снегирь» читает подготовленный ученик.) Приложение.
III. Беседа по стихотворению.
- Понравилось вам стихотворение?
- В стихотворении «Снегирь» говорится о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?
- А вы видели эту птичку?
- Что вы знаете о снегире?
- А вы бы хотели иметь такую птицу дома?
- Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.
Захотелось ли вам выучить это стихотворение?
IV. Сообщение темы и цели урока. Записи в тетради.
V. Слово учителя.
Сегодня, опираясь на текст Н.Н.Носова « Снегири», мы проведем урок развития речи. Подготовимся к написанию подробного изложения с элементами описания.
Давайте вспомним признаки описательного текста. К какому типу речи относится стихотворение А. Барто « Снегирь»? (описание)
-Какие признаки описательного текста вы встретили в стихотворении? (описание снегиря, название текста имя существительное, текст относится к художественному стилю, описание отвечает на вопрос какой?)
-Все вы знаете и любите рассказы и повести Н.Н.Носова. Последним его произведением оказалась автобиографическая повесть «Тайна на дне колодца», опубликованная в 1978 году.
Текст изложения « Снегири» - отрывок из этой прекрасной повести. Воспоминания, составляющие его основу, относятся к тому времени в жизни будущего писателя, когда ему было 6-7лет. Семья Носовых жила тогда в Киеве, на одной из окраинных улиц.
( Борщаговской) в маленьком деревянном доме.
VI. Работа по учебнику.Стр.109.Чтение текста изложения.(под музыку П.И. Чайковского.)
-Проследите, как писатель передает то незабываемое восхищение снегирями, которое он испытывал в далеком детстве.
-Какие чувства вызывает у вас это текст? (волнение, трепет, писатель вспоминает незабываемое восхищение снегирями, которое испытал в детстве).
VII. Беседа по содержанию текста. Физкультминутка.
-Почему писатель вспоминает о черемухе? ( потому что зимой на ней бывали снегири)
-Что он говорит о черемухе? (зачитывается текст).
-Для чего он говорит о том, какой была черемуха весной и летом? ( для того, чтобы ярче, сильнее выразить свое восхищение снегирями: хороша была черемуха весной, щедро угощала она всех летом, но самое интересное было зимой, когда на этом голом, корявом дереве появлялись снегири)
-Какую картину писатель называет сказочной? Найдите описание в тексте.
-Сказочная!!!! Посмотрите на картину - голые, корявые ветки, а писатель называет ее сказочной. Почему? ( Как в сказке, оживляют ветки снегири).
-И, действительно, эта сказочная картина навеяла на мальчика мечты, которым не дано было осуществиться. Однако рассказчик не жалеет об этом, а наоборот, радуется: хорошо, что никогда не держал вольную птицу взаперти. Эта радость понятна нам, потому что говорит о ней тот, кто чувствовал себя самым счастливым человеком на свете, именно тогда, когда смотрел на любимых птиц из окна, т.е. когда видел их на свободе.
- Итак, теперь попробуем определить тему текста. Какова же она?
( Воспоминания автора о снегирях).
-Определите основную мысль текста? (Видеть снегирей, как и других птиц на свободе-счастье). Основная мысль внутренне скрепляет все части в единое целое. Ей подчинен и отбор материала, автор говорит о том, что связано с его отношением к снегирям, что помогает читателю прийти к выводу, который мы сформулировали.
- В этом убедимся еще раз, работая над планом текста.
VIII. Составление плана изложения.
Обратимся к тексту. К какому типу речи относится текст?
( художественное описание) автор восхищается снегирями, использует эпитеты, восклицания.
-Можно ли судить о типе речи текста уже по первому предложении?
-Составляем план текста. Читаем текст по частям и озаглавливаем.
План.
1.Под окном росла черемуха.
2.Черемуха весной.
3.Черемуха летом.
4.Зимние гости.
5 Сказочная картина.
6 Мечты.
7. « Я рад, что никогда не сажал вольную птицу в клетку».
8. Видеть снегирей на свободе - счастье.
IX. Наблюдение над особенностями языка текста.
- Как автор называет снегирей в разных частях текста и почему?
-Какие описательные обороты для этого использует?( описывая, сказочную картину автор называет снегирей красногрудыми птичками, милые друзья моего детства, мои милые снегири, любимые пичужки).
-Эти описательные обороты сцепляют смысловые части текста.
-Давайте рассмотрим этимологию слова - пичужка-пичуга-птица, птичка.
-Почему автор называет снегирей, то снегирями, то пичужками, то друзьями? (чтобы избежать неоправданные повторы).
-Посмотрите на картину. На фоне опушенных снегом веток красногрудые снегири- как цветы, как яблоки. Действительно сказочная картина.
-Каким синонимом можно заменить слово « сказочный». Составим синонимичный ряд.
Сказочный - дивный, чудесный, волшебный.
-Найдите в тексте глагол, который характеризует действие автора, тогда еще мальчика. Что он делает, чтобы увидеть снегирей? (забирается на подоконник).
Забраться - влезть, залезть, вскарабкаться.
Воображать-представлять.
-Есть ли в тексте эпитеты? (Сказочная картина)
-Найдите сравнение. ( Дерево с облаком)
-Почему дерево сравнивают с облаком? ( Белое, пушистое)
-Обратите внимание на множество в тексте определений – прилагательных. Зачитайте их вместе с существительными.
( Большая черемуха, черные ягоды, голые, корявые, темно-серые ветки, опушенные.) Это все признаки описательного текста.
X. Словарно-орфографическая работа. Росла, облако, горошина, потому что, наслаждаться, обладать, предаваться мечтам.
ХI. Запомнить слова на неизученные орфограммы. Читаем по слогам.
Было осыпано, темно-синее, темно-серое, красногрудые, не держал взаперти.
Запишем предложение.
Никто никогда не дарил мне ни снегиря, ни какой-нибудь другой птички в клетке.
ХII. Работа над пунктуацией.
-В каких случаях ставится запятая в предложении? Найдите сложные предложения, предложения с однородными членами. Есть ли в тексте восклицательные предложения? Вспомните, как выделяется обращение на письме.
ХIII .Повторное чтение текста.
ХIV .Работа с черновиком.
ХV. Итоги уроки. Оценки. Д/з. Дописать изложение.
Приложение:
СНЕГИРЬ.
На Арбате, в магазине,
За окном устроен сад.
Там летает голубь синий,
Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу.
За стеклом видал в окне,
Я видал такую птицу,
Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка,
Два блестящие крыла...
Я не мог ни на минутку.
Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы
Я ревел четыре дня.
Думал, мама согласится -
Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка.
Отвечать всегда не то:
Говорю я ей про птичку,
А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре,
Что дерусь я во дворе,
Что поэтому я должен.
Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом,
Поджидал ее в дверях,
Я нарочно за обедом.
Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши
Я послушно надевал,
До того я был хорошим -
Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом,
Не вертелся за обедом,
Я "спасибо" говорил,
Всех за все благодарил.
Трудно было жить на свете,
И, по правде говоря,
Я терпел мученья эти.
Только ради снегиря.
До чего же я старался!
Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку,
Погрожу ей кулаком.
И скорей иду в сторонку,
Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась:
- Что с тобой, скажи на милость?
Может, ты у нас больной -
Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской:
- Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо,
Повозился я не зря.
- Чудеса,- сказала мама.
И купила снегиря.
Я принес его домой.
Наконец теперь он мой!
Я кричал на всю квартиру:
- У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться,
Будет петь он на заре...
Может, снова можно драться
Завтра утром во дворе?
Список использованной литературы:
1.Учебник. Русская речь. Е.И.Никитиной. с. 109.
2.Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. М., Просвещение, 1984
3.Речь, речь, речь. М. Педагогика, 1990
4.Стихотворение А. Барто « Снегирь».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Абакумова Лариса Геннадьевна
→ Ларген 03.05.2012 2 16702 1693 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.