Пичугина
Лариса Анатольевна, учитель русского
языка и литературы
ГБС(К)ОУ
школа-интернат № 1 VI
вида г. Ейска Краснодарского края
Урок-беседа
по литературе
«Дмитрий
Сергеевич Лихачев - хранитель русской
культуры»
к
100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева
(1906-1999)
Цель:
познакомить
учащихся с жизнью, деятельностью и
творчеством русского учёного, культуролога,
общественного деятеля Дмитрия Сергеевича
Лихачёва.
Оборудование
урока:
Фотографии
Д.С. Лихачева.
Выставка
журнальных статей.
Цитаты
из книги «Письма о добром и прекрасном».
Оформленная
доска.
Предварительная
подготовка к уроку:
Чтение
журнальных статей, цитат из книги
«Письма о добром и прекрасном».
Подготовка
учащимися индивидуальных заданий –
выразительное чтение отрывков из
биографии Д.С. Лихачева.
Оформление
доски
«Дмитрий
Сергеевич Лихачев хранитель русской
культуры»
к
100-летию со дня рождения Д.С. Лихачева
(1906-1999)
портрет
...есть
он тот самый праведник,
без
которого, по пословице,
не
стоит село, ни город.
ни
вся земля
наша.
А.И.
Солженицын.
«Матренин
двор»
28
ноября исполняется 100 лет со дня рождения
Дмитрия Сергеевича Лихачёва, русского
учёного, культуролога, общественного
деятеля.
«
- Надо быть честным в незаметном и
случайном: только тогда будешь честным
и в выполнении своего большого долга,
стремиться к высокой цели низкими
средствами нельзя.» (1)
«Давайте
будем людьми счастливыми, то есть
имеющими привязанности, любящими
глубоко и серьёзно что-то значительное,
умеющими жертвовать собой ради любимого
дела и любимых людей. Давайте будем
людьми счастливыми!».(24)
ХОД
УРОКА
Объявление
темы и целей урока. Обращение к доске,
к выставке журнальных статей, к портрету
Д.С. Лихачева.
Вступительное
слово учителя:
Дорогие
ребята! 28 ноября исполняется 100 лет со
дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва,
русского учёного, культуролога,
общественного деятеля.
2006
год указом Президента России объявлен
годом Лихачёва. В библиотеках и культурных
учреждениях России проводятся Лихачёвские
чтения.
Мы
обращаемся к наследию академика Лихачёва,
чтобы разбудить свою совесть, припасть
к истокам родной культуры, задуматься
о важнейших чертах характера, на которых,
по словам А.С. Пушкина, основано
«самостоянье человека, залог величия
его».
Дмитрий
Сергеевич ЛИХАЧЁВ... Многим
ли из вас известно это имя?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Кем
же он был – академик Лихачёв – в
кровавом, противоречивом XX веке для
русской культуры, для русской литературы,
для русской совести?
Как
же сформировалась эта удивительная
личность, гармонически сочетавшая в
себе, казалось бы, несовместимые начала
– стойкость убеждений и человечность,
решительность и мягкость, ответственность
и умение по-детски радоваться жизни?
Обратимся
к истории жизни этого замечательного
человека. Пусть сегодня на уроке звучит
слово Д.С. Лихачёва, он сам расскажет
«о времени и о себе».
Ученик:
«Я
родился в 1906 году в Петербурге, и там же
родились мои родители, прародители. С
XVIII века предки мои жили в Петербурге».
Учитель:
Детство
навсегда осталось самой счастливой
порой. Семья инженера-энергетика Лихачева
была состоятельной. Даже в свою бытность
академиком Дмитрий Сергеевич никогда
не жил богаче отца. Из Митиного детства
пришла фраза, которая стала в семье
крылатой. Её рождению предшествовала
такая история: старший брат Миша на
глазах у 6-летнего Мити начал тонуть.
Митя побежал со всех ног за помощью. У
дома ход замедлил и постарался войти
спокойно, чтобы не напугать маму. Но она
все равно почувствовала неладное и
спросила: «Что там на море?». Вот тогда
и прозвучало это знаменитое: «На море
все спокойно, только Миша тонет».
В
1914 году Митю отдали учиться в гимназию
человеколюбивого общества. Вот так
вспоминал Дмитрий Сергеевич о событиях
тех лет:
Ученик:
«Неудачи
русской армии на фронтах Первой мировой
войны, особенно в 1915 году, ранили мое
мальчишеское сердце. Я только и мечтал
о том, как можно было бы сделать, чтобы
спасти Россию. Известия с «театра военных
действий» становились все тревожнее и
тревожнее. Горю моему не было пределов».
Учитель:
Революцию
семья Лихачевых восприняла осторожно
и с опаской, в семье её называли
«несчастьем».
Ученик:
«В
конце 1919 года родители перевели меня
из гимназии К.И. Мая учиться поближе к
дому на Петроградской стороне – ездить
в переполненных трамваях на Васильевский
остров стало невозможно, особенно после
того, как в тесноте трамвая, пробираясь
к выходу, я нечаянно попал рукой в запах
чужого пальто и меня схватили как
карманника.
Состав
учителей в школе был уникальный. В
классах было немного учеников (обычно
менее 20), и мы были с учителями как бы на
равной ноге, делились с ними своими
мыслями и огорчениями. Многие учителя
приходили к нам домой, знакомились с
родителями. Жилось трудно. Зимой в
классах мы сидели в пальто и в перчатках.
Несколько раз в течение урока учителя
поднимали нас и заставляли согреваться
«по-извощичьи», размахивая руками. Летом
я ходил в отцовских сапогах, которые
были мне велики и неудобны. Научился
вязать из веревок тапочки.
Политика
в те времена была исключена из школьных
разговоров. Чрезвычайно развита была
тогда в Петрограде концертная и
театральная жизнь, я стремился попасть
на каждое культурное событие.
Первые
3-4 года после революции в Петрограде
были ужасными. Ели мороженую картошку,
пекли лепешки из картофельной шелухи.
Одну особенно суровую зиму, когда совсем
не было дров и весь дом промерз от первого
этажа до верхнего, мы сделали в большой
гостиной ковра палатку, как-то там
обогревались, а освещались коптилкой,
которые я научился делать так, что они
не гасли (опыт этот пригодился нам и в
блокадную зиму в Ленинграде). Пальцы у
меня распухали, трескались и страшно
зудели. А потом я с бидоном ходил по
финским деревням в поисках молока».
Ученик:
«Я
стал задумываться над сущностью мира,
как кажется, с самого детства. Мой
школьный учитель Сергей Алексеевич
Аскольдов полагал, что я буду философом.
Я же намеревался получить гуманитарное
образование и стать литературоведом
вопреки мнению моей семьи, что я должен
стать инженером. «Будешь нищим», –
говорил отец на все мои доводы».
Учитель:
Воспитание
в семье Лихачевых проходило в стихии
классической литературы, искусства,
балета и театра, в традициях православия.
Дмитрий Сергеевич всю жизнь был верующим
человеком.
Ученик:
«В
юности я приехал впервые в Москву и
нечаянно набрел на церковь Успения на
Покровке. Я ничего не знал о ней раньше.
Встреча с ней меня ошеломила. Передо
мной вздымалось застывшее облако
бело-красных кружев. Не было «архитектурных
масс». Её легкость была такова, что вся
она казалась воплощением неведомой
идеи, мечтой о чем-то неслыханно
прекрасном. Я жил под впечатлением этой
встречи и позже стал заниматься
древнерусской культурой именно под
влиянием толчка, полученного мной
тогда».
Ученик:
«многие
убеждены, что любить Родину – это
гордиться ею. Нет! Я воспитывался на
другой любви – любви-жалости. Почти
одновременно с Октябрьским переворотом
начались гонения на церковь. Чем шире
развивались гонения на церковь и чем
многочисленнее становились расстрелы
инакомыслящих, тем острее и острее
ощущалась всеми нами жалость к погибающей
России. Наша любовь к Родине меньше
всего походила на гордость Родиной, её
победами и завоеваниями. Сейчас это
трудно понять. Мы не пели патриотических
песен – мы плакали и молились. И с этим
чувством жалости и печали я стал
заниматься в университете с 1923 года
древнерусской литературой и древнерусским
искусством»
Учитель:
С
1923 по 1928 год Лихачев – студент факультета
Ленинградского общественного университета.
Его сравнивали с молодым Блоком, он был
аристократически
красив, высок 182 сантиметра, худощав,
всегда элегантно одет.
Ученик:
«В
самом начале февраля 1928 года наши
столовые часы неожиданно пробили 8 раз.
Я
был
почему-то
один дома, и меня сразу охватил леденящих
страх. Отец не любил часового боя, и бой
в часах был отключен ещё до моего
рождения. Я
слышал
бой часов в первый раз. Почему часы
решились в первый раз за 21 год пробить
для меня мерно и торжественно?
8
февраля под утро за мной пришли. Отец
страшно побледнел и повалился в кожаное
кабинетное кресло, – уже тогда в ходу
были массовые и безвозвратные аресты».
Учитель:
Поводом
для ареста стал шутливый доклад Лихачева
о преимуществах старой орфографии. Свой
арестантский срок Д.С. Лихачев отбывал
в печально известном лагере на острове
Соловки. Об этом периоде своей жизни
Дмитрий Сергеевич Лихачев рассказывал
очень редко. Об арестах и о годах,
проведенных в Соловецких лагерях и на
Беломоро-Балтийском канале. Он предпочитал
говорить о деревьях, о старинных усадьбах,
о древнерусском языке... и все же немые,
закрытые годы в прошлом – такая же
важная, неизбежная часть личной истории
этого замечательного ученого, как и его
книги. Мы имели возможность на предыдущих
занятиях, прослушать ранее не опубликованные
воспоминания Д.С.Лихачева «Место под
нарами. Соловки. 1928-1931годы». Будущий
ученый посвятил себя научной деятельности:
тщательно, скрупулезно занялся изучением
древнерусского языка и литературы. Он
написал более тысячи научных работ и
публицистических статей. В 1941 году
Дмитрий Сергеевич защитил кандидатскую
диссертацию на тему «Новгородские
летописные своды XII века». В осажденном
фашистами Ленинграде Лихачев в соавторстве
с археологом М.А. Тиановой написал
брошюру «Оборона древнерусских городов»,
которая появилась в блокадном 1942. Дмитрий
Сергеевич пережил блокаду Ленинграда
и оставил о ней поразительные записи.
Возможно, это самое сильное из того, что
написано о блокаде. Читать эти страницы
страшно и вместе с тем необходимо для
каждого. «Разверзлись небеса, и в небесах
был виден Бог», – говорит Лихачев
рассказывая о блокаде. «В голод люди
показали себя. Обнажились, освободились
от всяческой мишуры: одни оказались
замечательными, беспримерными героями,
другие – злодеями, мерзавцами, убийцами,
людоедами. Середины не было. Всё было
настоящее».
В
1942 году семья Лихачевых эвакуируется
в Казань. Культура для Лихачева всегда
была наивысшей ценность. В годы застоя
он был одним из немногих людей, не
потерявших нравственных ориентиров:
он способствовал открытию музеев,
препятствовал их закрытию, защитил от
разрушения многие памятники нашей
истории и культуры.
Изучение
древнерусской литературы – дело всей
его жизни.
Ученик:
«Эта
работа стала своеобразной внутренней
эмиграцией, уходом к своим. Туда, где
живы понятия чести и совести, любви,
патриотизма, где не надо скрывать веру
в Бога. Из своей эмиграции он учил видеть
красоту древнерусской литературы,
чувствовать ее глубину и мудрость. Он
стал непререкаемым нравственным
авторитетом страны»
Учитель:
По
словам Алыпица, благодаря Лихачеву
«свеча изучения истории и культуры
России не погасла на колючих ветрах
казенных идеологических бурь». Он
хлопотал об открытии библиотек, о
сохранении старинных усадеб и парков...
писатель
Д. Гранин так сказал о месте Лихачева в
Советском Союзе: «Он был министром той
культуры, которой власть не занимается».
Он
был одним из инициаторов создания
Российского Фонда культуры.
Молодому
поколению посвящена книга Дмитрия
Сергеевича Лихачева «Письма о добром
и прекрасном». Это высказывания по самым
разным вопросам.
Сейчас
прозвучат,
чтобы вы убедились: всё, сказанное
Лихачевым, актуально сегодня и будет
востребовано всегда, пока живо
человечество.
Ученики
читают вслух цитаты из наследия Лихачева.
(Школьная
роман-газета.
1997. - № 7)
Учитель:
Вспомним
вопрос, который поставили мы в начале
беседы. Кем же был академик Лихачев в
кровавом XX веке для русской культуры,
русской литературы, русской совести?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Согласны
ли вы с тем, что сила духа, образованность,
эрудиция, патриотизм Дмитрия Сергеевича
Лихачёва могут служить примером для
нынешней молодёжи?
Ответы
учащихся.
Учитель:
Почему
имя Д.С. Лихачёва будет нравственным
ориентиром и для будущих поколений?
Ответы
учащихся.
На
этот вопрос Д.С.Лихачёв ответил сам:
«Люди, служившие другим, служившие
по-умному, имевшие в жизни добрую и
значительную цель, запоминаются
надолго. Помнят их слова, поступки, их
облик, их шутки, а иногда чудачества.
О них рассказывают».
И
в заключение нашей беседы – негромкое
пожелание Дмитрия
Сергеевича
Лихачёва всем нам, ныне живущим: «Давайте
будем людьми счастливыми, то есть
имеющими привязанности,
любящими глубоко
и
серьёзно
что-то
значительное, умеющими жертвовать
собой ради любимого дела
и
любимых
людей. Давайте
будем людьми счастливыми!».
Список использованных
источников информации:
1. Школьная библиотека
№ 8, октябрь 2006