Материал к уроку-игре по литературе "Велика мудрость народа".
Велика мудрость народа!
Урок – зачёт (интеллектуальная игра) по литературе в 5 классе
Автор: Филимонова Н.В. Учитель Коточиговской средней школы Викуловского района, Тюменской области.
Цели урока: Этот урок не только проверяет полученные на предыдущих уроках знания, но и расширяет кругозор пятиклассников (это разделы «Кстати…»). Также этот урок помогает привить интерес к своей народной культуре, так как в фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации, мечты о справедливости и счастье.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска и 5 наборов матрёшек.
Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов.
А. Н. Толстой
Кстати!
Слово фольклор в буквальном переводе с английского folklore означает народная мудрость.
Термин впервые был введен в научный обиход в 1846 году английским учёным В. Томсом.
Правила игры:
С помощью считалочки выбираем того, кто начинает тур игры (того, кто выбирает матрёшку);
Количество матрёшек в наборе неизвестно;
За каждый правильный ответ команда получает матрёшку, которая равна 1 баллу, в игре есть один вопрос на 5 баллов;
На обдумывание даётся 15 секунд;
Если команда не отвечает на вопрос, то она должна исполнить какой-либо жанр фольклора;
Побеждает та команда, у которой окажется большее количество матрёшек.
Считалочка.
Шла коза по мостику
И махала
хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо
в речку угодила.
Кто не верит? Это
он!
Выходи из круга вон!
Кстати!
Считалка возникла в глубокой древности. В те времена многие виды работы были не только очень трудны, но и опасны для жизни. А делать эту опасную работу кому-то все-таки надо было. Кто сделает опасную работу? Вот тут-то и придумали способ распределения работы - считалку. Люди тогда верили в силу слова, и считалка была близка заклинанию.
Красная с ягодкой матрёшка.
«Четвёртое
лишнее»
Вопрос 1.
«Колобок»
«Конёк-Горбунок»
«Курочка Ряба»
«Царевна лягушка»
(ответ: «Конёк – Горбунок» - это не народная сказка)
Красная с ягодкой матрёшка.
«Четвёртое
лишнее»
Вопрос 2.
Тула
Хохлома
Дымково
Киев
(ответ: Киев)
Красная с ягодкой матрёшка.
«Четвёртое
лишнее»
Вопрос 3.
Звук №1 (балалайка)
Звук №2 (гармонь)
Звук №3 (фортепиано)
Звук №4 (гусли)
(Ответ: фортепиано – это не народный музыкальный инструмент)
Вопрос на 5 баллов.
В стародавние времена существовал обычай завивания (заламывания) берёзок. Завивали березки чаще всего в Семик, а развивали - в Троицу.
Известно несколько видов завивания берез. 1. Завивание "венков": концы веток одной или нескольких берез загибали в кольца и закрепляли с помощью трав, полотенец, платков, при этом ветки нередко переплетали между собой (Троицкий венок). 2. "Запирание ворот": верхушки двух берез перевивали между собой в виде жгута, чтобы образовался род арки. Завивая березу, девушки "завечали" о своей судьбе и судьбе близких: жить или умереть, выйти замуж или нет.
В это время девушки исполняли круговые танцы и пели обрядовые песни.
Процесс завивания, плетения осмысляется как ритуальное действие, связанное с идеей "жизни" и имеющее значение зарождения и преумножения.
Внимание вопрос: в какой известной русской народной песне поётся об этом обряде? Исполните её.
(Ответ: «Во поле берёзка стояла»)
Кстати!
Береза - священное дерево в славянской мифологии. Ее почитали как символ берегинь. На её бересте писали прошения лешим: вернуть, например, заблудившуюся коровушку, подвести под ружье охотнику дичь.
Считалочка.
- Аист-аист, аист - птица,
Что тебе
ночами снится?
Мне болотные опушки,
-
А еще? Еще лягушки.
Их ловить, не
изловить.
Вот и все, тебе водить!
Матрёшка голубая
«Что за прелесть
эти сказки!»
Вопрос 1.
В известной народной сказке «Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что» царь
послал стрелка Андрея «за тридевять земель».
Вопрос: Тридевять – это сколько?
(Ответ: 27)
Матрёшка голубая
«Что за прелесть
эти сказки!»
Вопрос 2.
Все вы, наверное, знаете русскую сказку «Сивка Бурка». А какой масти была Сивка Бурка?
(ответ: Сивой, бурой и каурой. Сивка Бурка вещая Каурка)
Матрёшка голубая
«Что за прелесть
эти сказки!»
Вопрос 3.
В русских народных сказках образ Бабы Яги отрицательный. Это ведьма, колдунья… Но в верованиях древних славян это было не так. Получилось, что Баба Яга незаслуженно обижена…
Кто же такая Баба Яга по верованиям древних славян?
(ответ: это Берегиня, женское Божество)
Кстати!
Заслуженная Баба Яга нашего кино – Георгий Милляр.
Матрёшка голубая
«Что за прелесть
эти сказки!»
Вопрос 4.
Объясните, почему избушка Бабы Яги на курьих ножках? С каким древним обычаем это может быть связано?
(ответ: наши предки когда-то верили, что души умерших людей переселяются в животных или птиц. Когда человек умирал, строили в лесу маленькую избушку (она ставилась обычно на бревно, а около бревна раскладывали костёр), туда уносили тело умершего. После наблюдали: не появился ли, например, медведь (если верили, что душа умершего переселяется в медведя). Когда видели нужного зверя – избушку поджигали. Бревно начинала дымиться (куриться). Это бревно называли «курная ножка».)
Кстати!
В 2004 году «родиной Бабы-Яги» было объявлено село Кукобой в Ярославской области.
Матрёшка голубая
«Что за прелесть
эти сказки!»
Вопрос 5.
В сказках, особенно волшебных, воплощалась мечта народа на лучшее будущее. Как вы думаете, о чём мечтали люди, придумывая волшебные предметы? Воплотились ли в жизнь их мечты? Приведите примеры.
(ответ: ковёр-самолёт – самолёт, блюдечко и наливное яблочко – телевизор и т.д.)
Считалочка.
Сидел король на лавочке,
Считал
свои булавочки:
Раз - два -
три,
Королевой будешь ты!
Чёрная матрёшка
Отгадай, какой
жанр?
В этой категории вопросов помогают учащиеся других классов. Они инсценируют страшилку, детский анекдот и загадку)
Вопрос 1 (страшилка)
Вопрос 2 (анекдот)
Вопрос 3 (загадка)
Считалочка.
Завтра с неба прилетит
Синий-синий-синий
кит,
Если веришь, стой и жди,
А не
веришь - выходи!
Розовая матрёшка.
«Понемногу обо
всём»
Вопрос 1.
Для
того чтобы показать красоту своих волос,
своих кос «до пят», девушки носили венец.
Замужние женщины должны были волосы
спрятать, в их случае считалось обидой
и грехом указать хотя бы краешек волос.
Они надевали кокошник или платок.
Кокошник
- праздничный головной убор.
Внимание вопрос: Почему этот головной убор назвали именно «КОКОШНИК»? Какова история этого слова?
(ответ: кокошник от слова «кокош» - петух. Кокошник – это гребень петуха)
Розовая матрёшка.
«Понемногу обо
всём»
Вопрос 2.
Рубашка - основная часть женской, мужской и детской одежды. У русских встречается особое отношение к рубашке - в жизни крестьян она играла магическую роль.
Вопрос: Какую магическую роль играла рубашка? Что означает вышивка на рубашке? Вспомните фразеологизмы, пословицы и поговорки, связанные с рубашкой.
(ответ: вышивка – это оберег от нечистой силы. Своя рубашка ближе к телу, родился в рубашке)
Розовая матрёшка.
«Понемногу обо
всём»
Вопрос 3.
Отгадайте загадки:
1. У батюшки жеребец —
всему миру не
сдержать,
у братца кушак —
всему
миру не скатать. (дорога)
2. Во белом городе,
Во темном подвале,
Стоят в одной бочке:
Царево вино,
Царицын мед,
Розно, не смешано.
(яйцо)
3. Сидит колюка на вилах,
Одета во багрянец,
Кто пойдет,
Того кольнет. (шиповник)
Кстати!
В древности загадка имела культовое значение, она была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Сейчас загадка служит для испытания смекалки.
Розовая матрёшка.
«Понемногу обо
всём»
Вопрос 4.
Древние славяне верили в единого небесного Бога, но называли его разными именами: Сварогом, Перуном, Святовитом - и, наконец, Триглавом, то есть - Троицей. Значит, Сварог - Бог отец, Перун - сын, Святовит - святой дух. Они составляют дохристианскую Троицу.
Цифра 3 имела магический смысл в жизни наших предков.
Внимание вопрос: Где и когда мы встречаемся с этой цифрой в устном народном творчестве, в традициях нашего народа.
(ответ: в названиях сказок «3 медведя», «3 поросёнка» и т.д. В сказках герой проходит через 3 испытания.)
Розовая матрёшка.
«Понемногу обо
всём»
Вопрос 5.
Подберите к этим пословицам похожие по смыслу (синонимичные) русские пословицы.
Торопливым людям не хватает мудрости. (китайская)
Свой рот всегда ближе. (финская)
Дама, покидающая «Мерседес» увеличивает его скорость. (английская)
(Ответ: поспешишь – людей насмешишь, своя рубашка ближе к телу, баба с возу – кобыле легче)
Считалочка
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на
квартире;
Чай пили,
Чашки били,
По
три денежки платили!
Кто не хочет
платить —
Тому и водить!
Красная с цветочком матрёшка.
«Опять
я всё перепутала…»
Вопрос 1.
У русского фольклора богатая и очень долгая история. Уже в 6 веке русские сказители имели большой репертуар сказок, бывальщин, которые они записали в разных уголках нашей древней Родины.
Вопрос: Что в этом тексте неверно?
(ответ: в 6 веке сказители не могли ничего записать, так как письменности не было ещё на Руси)
Красная с цветочком матрёшка.
«Опять
я всё перепутала…»
Вопрос 2.
Великий русский художник, один из первых обратившийся к русскому фольклору, И. Репин написал картину «Три богатыря» (1881-1898 гг). На ней изображены русские богатыри: Илья Муромец, Алёша Попович и Микула Селянинович. Эта картина исполнена веры в богатырские силы народа. Картина находится в Третьяковской галерее.
Вопрос: Что здесь неверно?
(Ответ: Автор картины Васнецов, третий богатырь – Добрыня Никитич)
Считалочка
За стеклянными дверями
Ходит мишка с пирожками.
-Мишка, мишенька, дружок,
Сколько стоит пирожок?
Кстати!
Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии.
Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю В. П. Звёздочкину в 90-х годах 19 века, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъемными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остается не вполне ясным.
Игроки пересчитывают своих матрёшек. Матрёшка равна 1 баллу. У какой команды больше матрёшек, та команда и победила. Награждение победителей.
Урок заканчивается словами:
Минувший век притягивает нас -
Сегодняшнего давнее начало!
Его
огонь далёкий не погас,
Мелодия его
не отзвучала.
А.Городницкий.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Филимонова Наталья Владимировна
→ YFNGKMZ 28.08.2009 0 6479 1414 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.