Конспект урока литературы (11 класс)" Мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики".


Муниципальное образовательное учреждение среднего общего образования «Москаленский лицей» Москаленского муниципального образования

Омской области






Методическая разработка урока литературы (11 класс)






Мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики. (По роману А.Н.Толстого «Петр Первый».)






Автор: Климович Светлана Алексеевна,

учитель русского языка и литературы

Электронный адрес:Faworit-Sveta@mail.ru

Агеносов В.В. Русская литература XIX-XX веков.

Программа10-11 классов общеобразовательных

учреждений / В.В.Агеносов, А.А.Архангельский.-

М.:Дрофа,2002.-48с.

Учебник:Русская литература XX века. 11 кл.:

Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений.-

В 2 ч. под ред.В.В.Агеносова.-М.: Дрофа,1997.-528с.







р.п. Москаленки - 2009

Цели урока:- научить определять роль реалистической

детали в создании портретной

характеристики и изображении вещного мира;

- развитие речевой деятельности учащихся при

литературоведческом анализе произведения;

- культурологический подход.


1 этап. Слово учителя.

- Известно, как велико значение первой фразы художественного текста – идейного и эстетического камертона всего произведения. Таково начало «Петра Первого». Далёкое прошлое нарисовано в нём с воистину скульптурной осязаемостью, начиная с первой фразы.

Помните: «Санька соскочила с печи, задом ударила в забухшую дверь» (кн.1, гл.1).

Никаких авторских предварений. Что за Санька? Откуда взялась? Когда происходит действие? Начало совсем другое, чем у классиков 19 века.


Задание: Вспомните первые сцены романа И.С.Тургенева «Отцы и дети» или романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».

- Что, Петр? Не видать еще, - спрашивал 20 мая 1859 года, барин лет сорока с небольшим…

«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки…»

Ничего нет от автора. Всё самовыявляется через действие, движение, слово персонажа. Повествователь отсутствует. В этом и выражается его высшая художественная активность.


-Роман начинается с бытовой зарисовки. Подтвердите это словами текста.

В хате Бровкиных бедно, тёмно, студёно. «Исплаканные глаза хозяйки» застилает дым топящейся «по-черному печки (дым идёт в дверь, в окошко и в трубу немножко), дети «все были босы», Иван Артемьич, одетый в сермяжный кафтан и «лапти», ладит «гнилую сбрую», поит голодного коня и размышляет о том, что «смерть скорее», чем «эдакое государство».

- Каково лексическое значение слов люто, студёно, балуй?

(Предварительно дано индивидуальное задание: в Словаре русского языка С.И.Ожегова найти значение данных слов).

1. Лютый – 1.Злой, свирепый, беспощадный. Л.зверь. Л.враг. Лютая ненависть.2.перен. Очень сильный, невыносимо тяжкий, причиняющий мучения. Л.мороз. Лютое горе.

2.Студёный – (прост.). Очень холодный. Студеная вода.

3.Балуй – то же, что и баловаться (в 1 знач.; прост.). Шалить, забавляться, а также обращать в забаву что-н. серьёзное. Не балуй со спичками.

Картина передаётся через восприятие ребёнка, вероятнее всего – Саньки Бровкиной. Это позволяет внести оптимистическую ноту (дети радостно воспринимают окружающий мир, как бы убог он ни был), а также подготовить дальнейшее развитие сюжетной линии (превращение дочери бедного крестьянина в жену мелкопоместного дворянина, приближённого к себе Петром, а затем – в «московскую Венеру», усвоившую не только этикет, но и получившую в конце концов европейское образование).

Вопрос учащимся: Какими художественными средствами писатель достигает глубины в раскрытии далёкого прошлого?

( Пейзаж, художественная деталь, персонажи).

- А что такое художественная деталь? Обратимся к записи на доске.

Словарная работа.

Художественная деталь – значимая подробность, частность, позволяющая

передать эмоциональное и смысловое содержание

сцены, эпизода или всего произведения. Чаще

всего в качестве детали изображаются предметные

подробности, придающие дополнительные черты

портрету, обстановке, пейзажу, действиям, жесту,

речи.

2 этап. Анализ эпизода (кн.2, гл.1, подгл.3).

От слов: «Роман Борисович вошел в палату. Покосился на дочерей. Те только нагнули головы. Авдотья, встав, поклонилась…» до «…Водки еще так-сяк, но чесноку не дадут».

- Один из героев «Петра Первого»- князь Роман Борисович Буйносов – человек, целиком находящийся во власти старых традиций. Но он поставлен в такие условия, когда со всех сторон на него властно наступает новое.

Проследим за стилистически-интонационной окраской некоторых фраз.

« Роману Борисовичу хотелось бы выпить с холоду чарку калганной, закусить чесночком…Водки еще так-сяк, но чесноку не дадут…»

Первая фраза дана целиком, но в самом конце писатель умело подготовил переход её в последующую несобственно-прямую речь (на доске записывается новый термин). Закусить именно чесночком, а не чесноком – уменьшительно-ласкательный суффикс передаёт отношение самого Буйносова к закуске. Вторая фраза даётся «изнутри», она целиком принадлежит Роману Борисовичу. Мы слышим, как хозяин долго думает, размышляет. Причём, какова же позиция этого хозяина? Он уже примирился с тем, что чесночку не дадут.

Недовольство боярина, вызванное переменами в доме, передаётся на дальнейшее отношение к закуске.

- Бедный Роман Борисович! Он принуждён жевать маленький пирожок с черт-те с чем! Разумеется, такой начинки не существует даже в плохом буфете. «Черт-те с чем» - это не «содержание» пирожков, таково отношение Буйносова, привыкшего, должно быть, видеть на столе громадные пудовые пироги, к тем гастрономическим нововведениям, которым он вынужден,- опять-таки вынужден!-подчиниться.




Вывод:

Точка зрения персонажа, постепенность её перехода в точку зрения автора и обратно делают повествование более подвижным, энергичным, гибким, насыщенным большим количеством эмоциональных оттенков.


3этап. Подготовка к анализу эпизодов о Петре Первом.

- Роман назван именем главного героя. А кто является главным героем? Кто такой Петр Первый?(Сообщение ученицы о личности Петра Первого, историческая справка).

Необходимо отметить, что титул русского царя включал в себя названия всех владений, которые признавали его своим повелителем. Начинался титул словами: «Царь и великий государь всея Великия и Малыя и Белыя России самодержец, царь Казанский, Астраханский, Сибирский…» Царь-«государь», т.е. «господин», повелитель всех своих подданных без исключения.

В романе характер Петра складывается на глазах читателя. Какие этапы формирования личности можно отметить? Какими событиями в романе это обусловливается?

4этап. Анализ эпизода, в котором описывается приезд Петра в Пашино в ответ на письмо Тихона Стрешнева о воровстве подрядчиков (кн.1, гл.6, со слов «В Царицыне караван остановился» до «Войска прямо грузить на судна. Не мешкая… Азов возьмем сналета»).

Вопросы: Как показан портрет Петра в этом эпизоде? Отметьте глаголы, которыми автор передаёт действия Петра. Насколько точно они помогают понять внутреннее состояние царя? С какой целью используется приём контрастного изображения Петра на фоне описания столицы? Какую роль играет изображение спокойного Дона в конце эпизода?

Вывод:

Рисуя гнев и горячность Петра, Толстой прибегает к указанию на действия и жесты (важная роль в характеристике Петра). Первые отрывистые фразы передают внутреннее состояние царя. Речь служит не менее важным средством характеристики Петра. Речь царя отличается эмоциональностью, отражающей горячность и необузданность его натуры. В то же время она не лишена образности.

- А.Толстой часто использует приём контрастного сопоставления героев. Какие качества Петра оттеняются при сравнении с Василием Голицыным (кн.1, гл.4, подгл.3; кн.1, гл.7, подгл.1; кн.2, гл.4,подгл.3; кн.1, гл.3, подгл.1)?

С Карлом 12 (кн.2, гл.2, подгл.4,5; кн.2, гл.3, подгл.3)?

Как раскрывается внутренний, душевный мир Петра в романе? Проанализируйте поведение и внутреннее состояние героя в сцене после смерти Лефорта (кн.2, гл.1, подгл.5). Какую фразу он произносит?

«Другого такого друга не будет, - сказал он. (Схватился за глаза, затряс темными, слежавшимися за дорогу волосами). - Радость – вместе и заботы – вместе. Думали одним умом… (Вдруг отнял руку, оглянулся, слезы высохли, стал похож на кота…)».

Вывод:

Толстой так организует повествование, что каждое событие или факт помогают увидеть Петра с новой стороны. Так патриотизм Петра в начале романа выражается в боли и обиде за свою страну, уступающую в экономическом отношении Западу, в дальнейшем повествовании он выражается в конкретных делах царя по укреплению могущества России. Какие это дела? (Строительство фабрик, мастерских, борьба за выход к морю и т.д.).



5этап. Театрализация.

- Многообразное включение в текст документов и писем также позволяет отметить в герое новые качества.

Учащимся предлагается понаблюдать за поведением, внешностью Петра, когда он пишет письмо матери, Наталье Кирилловне (кн.1, гл.3, подгл.5), а также проанализировать текст письма.

- Государь!.. – произносит учитель. (В кабинет входит царь Петр, на нём голландское платье с жабо и кружевами, треуголка…)

К услугам Вашего Величества перо и бумага.(Царь подходит к столу, где стоит чернильница, лежит лист бумаги, берёт перо и начинает писать письмо, вслух проговаривая фразы. Задумавшись, смотрит вдаль, вскакивает, нервно ходит, грызя ногти.

«Вселюбезнейшей и паче живота телесного дражайшей матушке царице Наталье Кирилловне, недостойный сынишка твой Петрунька, в работе пребывающий, - благословения прошу, о твоем здравии слышать желаю. А что изволила мне приказывать, штоп мне быть в Преображенском, и я быть готоф, только гей гей дело есть: суды все в отделке, за канатами дело стоит. И о том милости прошу, чтоп те канаты ис Пушкарского приказу не мешкав прислали бы. И с тем житье наше продолжица. По сем благословения прошу. Недостойный Петрус».

- Какое впечатление произвёл на вас внешний облик героя? Как это, по-вашему, его характеризует? Какие качества личности Петра можете назвать?

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что Петр так и остался до конца своей жизни малограмотным человеком, не постигшим элементарных правил грамматики и орфографии. Даже в зрелые годы он писал многие слова по фонетическому принципу (как слышал, так и писал).

- Государь, не пожелаете ли Вы пройти в народ и принять участие в беседе?

- Зело. Добро. (Проходит и садится на свободное место).

Вывод:

Портретные характеристики разбросаны по всему произведению и вводятся автором лишь в тех случаях, когда ситуация или обстановка позволяет отметить в герое новые качества. Толстой не даёт нейтральных описаний. Они все пропущены через восприятие других персонажей.



6 этап. Символика в романе.

- Ребята, как вы думаете, деталь может выступать в качестве чего-нибудь другого в художественном произведении или иметь другое значение?

(- Да, как символическая деталь).

Запись на доске: Символ – один из видов тропа, слов, которые получают в

художественном тексте кроме своих основных

(словарных, предметных) значений, ещё и новые

(переносные).

- Давайте попытаемся выявить символическое значение деталей в романе. Какую роль они играют?

А) – С чего начинается каждая книга романа?

1 книга начинается с холодной, зимней ноты. «Студёно».

2 книга – «Неохотно занималось февральское утро».

3 книга открывается картиной «июльского знойного пейзажа».

Символика времён года (движение от зимы к лету) подтверждает авторское представление о поступательном развитии общества от патриархальности к более прогрессивным формам.

Не только главный герой находится в расцвете своих сил, но и жизнь в России приобретает черты земного рая.

Б) Вещи становились предметными символами характера (голландское платье Петра, башмачки князя Голицына, «новый бараний полушубок, крытый синим сукном», подмечивал превращение нищего холопа Ивашки в именитого купца Ивана Артемьича).

В) Действие переносится на продуваемые морским ветром пространства будущей столицы. Образ ветра, выполняя функцию реалистической детали, обретает многозначность символа:

- мощный, разрушительный (он передаёт противодействие природы начинаниям Петра);

- промозглый (несущий лихорадку и смерть);

- солёный, морской (он раздувает паруса петровских кораблей и радует его).

Г) Каждое лицо как символ некоторой жизненной установки, как символ определённого жизненного решения идеологических вопросов, которые его мучают.


7этап. Рефлексия.

- Какую роль играет реалистическая деталь в произведении?

(Позволяет со всей ощутимостью передать своеобразие эпохи.)

-В романе использованы все типы и виды деталей. Назовите их.

(- портретная - облик, одежда, манера поведения;

- бытовые – интерьер, вооружение, образ жизни;

- культурологические – обычаи, книги, ремесло, искусство;

- психологические – образование, представление о мире;

- визуальные, звуковые, передающие различные ощущения.)

- Что ещё способствовало созданию впечатления исторической достоверности?

(Введение в текст подлинных документов, Указов Петра, писем различных лиц; в монологах и диалогах на общелитературном фоне появляются просторечия, диалектизмы, архаизмы).

- Какие новые литературные термины вы узнали на уроке?


-Закончите фразу: «Стараясь разгадать загадки слова в тексте, мы находим путь не только к постижению тайны авторского замысла, но и к истокам ………………. и ……………….»(А.Д. Дейкина).

культуры духовности



8 этап. Домашнее задание.

- Прокомментируйте одно из последних писем А.Н.Толстого: «Роман хочу довести только до Полтавы, может быть, до Прутского похода, еще не знаю. Не хочется, чтобы люди в нем состарились, - что мне с ними со старыми делать?»



Литература

  1. Баранов В. Взлеты и «падения» Алексея Толстого //Литература в школе, 1989, №6, с.19-27

  2. Богомолова Е.И., Жаров Т.К., Кедрова М.М. Пособие по литературе для слушателей подготовительных отделений высших учебных заведений: Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 1985,С.362-367

  3. Буслакова Т.П. Русская литература 20 века: Учебный минимум для абитуриента. - М.: Высш. шк., 1999, с.255-271

  4. Грихин В.А., Смирнов А.А. Пособие по русской и советской литературе.- М.: Изд-во Московского ун-та, 1980, с.207-210

  5. Русская литература: 20 век: Справ. Материалы: Кн. для учащихся ст. классов / Л.А.Смирнова, А.А.Кунарев, И.Н.Иванов и др. – М.: Просвещение, 1995, с.259-273

  6. Толстой А.Н. Избранные сочинения. - М.: Худож. лит., 1990.-717 с.


Полный текст материала Конспект урока литературы (11 класс)" Мастерство реалистической детали в изображении вещного мира и создании портретной характеристики". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Климович Светлана Алексеевна  faworit
17.09.2009 0 6173 813

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК