Урок внеклассного чтения по роману М.Твена "Принц и нищий", 5 класс
Урок внеклассного чтения
План – конспект открытого урока по литературе для учащихся 5 класса.
Тема урока: «О, в милосердии двойная благодать…» (Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).
Автор разработки Величко Ирина Леонидовна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №1 им.М.Ю.Лермонтова Г.Пятигорска
|
Урок внеклассного чтения
«О, в милосердии двойная благодать…»
(Анализируем роман М. Твена «Принц и нищий»).
Задачи урока:
- проанализировать основные идеи произведения, поступки героев и события романа;
- наблюдение за психологией человека, наделённого властью;
- рассуждение о милосердии как одном из лучших качеств человека.
Оборудование: портрет Марка Твена; написан эпиграф к роману, взятый писателем из произведения Шекспира «Венецианский купец»: «О, в милосердии двойная благодать: Блажен и тот, кто милует, и тот, Кого он милует. Всего сильнее Оно в руках у сильных; королям Оно пристало больше, чем корона…»
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Анализ романа; беседа по вопросам (вслед за автором).
- Учитель объявляет тему урока, который является завершающим этапом в изучении творчества американского писателя Марка Твена.
Учитель: Часто произведение начинается с эпиграфа. А что такое эпиграф? Эпиграф – это слова какого-либо автора, которые ярко демонстрируют основную мысль данного произведения, таким образом писатель раскрывает в эпиграфе свой авторский замысел. Обратимся к тем словам, которые Марк Твен в качестве эпиграфа заимствовал у Шекспира. (Учитель просит одного ученика прочитать эпиграф и обращается к классу с вопросом: «Как вы понимаете значение слова: «милосердие»? Ученики отвечают, что милосердие – это одно из лучших качеств человека, это человеколюбие). Растолковав значение этого слова, мы в конце урока вновь обратимся у эпиграфу с тем, чтобы выяснить смысл всей этой шекспировской фразы применимо к роману Твена.
Учитель: Давайте обратимся к началу романа и прочитаем главу I «Рождение принца и рождение нищего». (Один из пятиклассников выразительно читает эту главу, а затем начинаем анализ романа по вопросам, которые предлагались учащимся для домашней работы).
Учитель: Давайте посмотрим, в каких же условиях живёт семья Кенти?
Ученик: Дом семьи Кенти находился в вонючем тупике, а жили они в убогой каморке на третьем этаже. Дети (Том и две его сестры) спали на полу. Отец и бабка часто напивались и устраивали драки, избивая детей. Они научили детей просить милостыню, но сделать их ворами они не смогли. Находясь в этом страшном мире, Том не чувствовал себя несчастным, несмотря на постоянную нужду, на холод и голод.
Учитель: Да, он не был несчастным, потому что в душе бедного мальчика живёт мечта. Какая?
Ученик: День и ночь Тома преследовало одно желание: увидеть настоящего принца. Он стал часто разыгрывать из себя принца, мечтая оказаться на месте богатого наследника.
Учитель: Вот однажды Том лицом к лицу сталкивается с Принцем. Давайте вспомним, как это произошло.
Ученик: (читает из главы 3 наиболее яркие эпизоды этой встречи, начиная со слов: «Бедный маленький Том в жалких лохмотьях приблизился к ограде…»).
Учитель: Почему Принцу захотелось на время стать Томом Кенти?
Ученик: Принцу захотелось на время стать Томом, чтобы вдоволь порезвиться, поиграть с ребятами так, как он этого захочет, так как у принца не было в жизни ни друзей, ни шалостей. Он всегда должен был оставаться принцем, которому непозволительно было то, что разрешалось простому сорванцу…
Учитель: Какие неприятности поджидали Принца?
Ученик: Принцу пришлось несладко: на него спустили собак, его преследовали оборванцы, они издевались над ним, над его словами о том, что он из королевской семьи. А затем ещё и встреча с Джоном Кенти, который потащил Принца домой, приняв его за сына Тома.
Учитель: А как нашего героя приняли другие члены семьи?
Ученик: Бабка и отец смеялись над его словами о том, что он принадлежит к королевской семье; поговаривали о его сумасшествии. Одна лишь мать Тома с любовью и самопожертвованием относится к нему, она старается уберечь его от тяжёлой руки Джона.
Учитель: Как чувствовал себя Том на новом месте?
Ученик: Сначала его это забавляло: он с интересом рассматривал комнаты во дворце, любовался своим отражением в зеркале, но через полчаса его одолел страх: как вести себя по-королевски, чтобы никто не заподозрил ненастоящего Принца. Король решил, что с принцем не всё в порядке: сын не узнавал его сначала.
Ученик (цитирует): «Чем дальше Том шёл меж двух рядов раззолоченных, низко кланявшихся ему придворных, тем больше он падал духом, сознавая, что он здесь пленник и, может быть вовсе не вырвется из этой раззолочённой клетки – несчастный принц, не имеющий ни единого друга, если Господь Бог по своему милосердию не сжалится над ним и не вернёт ему волю».
Таким образом, едва став принцем, Том мечтает о возвращении к прежней вольной жизни.
Учитель: Расскажите о том, как Том помог людям избежать смерти.
Ученик: Том спас жизнь трём людям: он пожалел тех людей, которых ожидала смертная казнь. Он действительно переживал за их судьбы. Люди были восхищены поступком Тома, они не ожидали такого милосердия от принца.
Учитель: Но несмотря на это, власть на время изменила Тома. Докажите это, используя текст.
Ученик: (читает отрывки из главы XXX «Успехи Тома», в которой говориться о зазнайстве Тома, о том, как он наслаждается властью, забыв о своей семье, о подлинном принце).
Учитель: Какие события происходят во время коронации?
Ученик: Происходит встреча Тома с Принцем, во время которой Том доказывает всем, что Принц настоящий. Эта сцена интересна для чтения, так как героям не совсем легко доказать во дворце, что Принц настоящий. В конце концов это им удаётся.
Учитель: Что говориться в заключении о Томе? Прочитайте это.
Ученик (читает): «Том Кенти дожил до глубокой старости; он был красивый седовласый старик величавой и кроткой наружности. Все искренне уважали его и оказывали почёт его странной…одежде. При его появлении все расступались, давали ему дорогу и шептали друг другу:
- Снимите шляпу, это королевский воспитанник!
Учитель: А какова судьба короля?
Ученик: Эдуард VI жил недолго, но достойно, он не причинял никому чрезмерных стеснений и мук. Он был справедлив, так как сам испытал когда-то лишения и знал не понаслышке о жизни простого народа.
Учитель: Давайте вернёмся к эпиграфу произведения. Как мы можем истолковать его сейчас?
Ученик: Милосердие – основное качество короля, так как он сам познал, что такое унижение и оскорбление со стороны сильных. Делая людям добро, сам человек не менее счастлив, чем тот, для кого это добро делается. Поэтому «в милосердии двойная благодать». Именно милосердию как замечательному человеческому качеству М. Твен посвятил роман «Принц и нищий».
3) Подведение итогов урока.
Подводя итоги урока, обращаем внимание учащихся на следующую проблему: какими качествами должен обладать человек, наделённый могуществом и властью?
4) Задание на дом:
Подготовить устный рассказ об истории создания романа «Принц и нищий» или выступить в роли устного иллюстратора к роману.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Величко Ирина Леонидовна
→ Кипрская 26.08.2012 0 8684 700 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.