Внеклассное мероприятие по русскому языку "Турнир знатоков" для 5 класса
ФИО: Хлюстова Татьяна Александровна
Полное название ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №22» городского округа г. Салават Республики Башкортостан
Почтовый адрес: 403259 Республика Башкортостан г. Салават, ул. Горького, д.23
Название должности полностью: учитель русского языка и литературы
Квалификационная категория: первая квалификационная категория
Внеклассное мероприятие по русскому языку «Турнир знатоков » для 5 класса
Цели мероприятия:
выявить знания учащихся по различным разделам лингвистики;
формировать умение работать в группе;
развивать интерес к русскому языку;
воспитывать любознательность, любовь к родному языку
Сегодня у нас необычное мероприятие, мы проводим турнир знатоков русского языка. Встречаются 3 команды: это команда 5а, 5б, 5в классов. Им предстоит нелегкая борьба. Выиграет та команда, которая лучше справится со всеми заданиями. И из команд будут названы лучшие- знатоки русского языка.
Разминка. Загадки-шутки.
В этом конкурсе побеждает команда, набравшая большее количество очков. За правильный ответ команде присуждается 1 очко. Отвечает первый поднявший руку из любой команды. Если ответ неверный –отвечает следующий поднявший руку.
Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? Азбука
В каких словах по 100 согласных? Стол, стог, стон.
В каком глаголе нет слышится 100 раз? Стонет
Как большой дом сделать маленьким? Добавить суффикс ик
В каком слове 7 йотированных гласных? Семья
В каком слове 40 гласных А? сорока
Что находится посредине земли? М
Что у зайца позади, а у цапли впереди? Ц
Какую часть слова можно в земле найти? Корень
Какой город летает? Орел.
Конкурс «Покажи предложение»
У каждой команды на столе лежат карточки с названиями членов предложения. Задача каждой команды - правильно и быстро изобразить это предложение. Выигрывает та команда, которая первая закончила показ фразы.
Желтыми листьями осень щедро выстлала дороги.
Конкурс «Реши перекресток».
В этом конкурсе побеждает команда, которая выполнила задание быстрее всех и правильно.
А |
|
|
|
А |
|
А |
|
А |
|
|
|
А |
|
|
|
А |
|
А |
|
А |
|
|
|
А |
садовый цветок (астра).
жвачное млекопитающее (баран)
сочетание слов (фраза)
осмотр войск (парад)
одноклеточный организм (амеба)
Конкурс «Назови пару».
К существительным мужского рода команды по очереди называют существительные женского рода. Выигрывает команда, которая дала как можно больше правильных ответов. Если команда назвала неверно существительное женского рода, то соперники имеют право дать правильный ответ и заработать очко.
Козел- коза
Бобер- бобриха
Медведь- медведица
Осел- ослица
Оса- оса
Стрекоза- стрекоза
Ворон- ворона
Волк- волчица
Курица- петух
Баран- овца
Муха- муха
Обезьяна- обезьяна
Слон- слониха
Кот- кошка
Корова-бык
Конкурс «Рассказ на одну букву».
Команды в течение 5 минут должны написать рассказ, в котором все слова будут начинаться на одну букву. Побеждает та команда, в рассказе которой слов больше.
1 команда-п
2 команда-м
В это время играют болельщики. Болельщики из команд выходят по очереди , вытягивают листочек со скороговоркой, читают ее, запоминают и трижды повторяют вслух. Если они не ошибаются, то приносят команде очко. Повторяющий скороговорку может ошибиться только один раз.
1.На дворе трава, на траве-дрова.
2. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы две недели
Карамель на мели ели.
Краб крабу сделал грабли.
Подал грабли крабу краб.
Сено граблями , краб, грабь.
В поле полет Фрося просо,
Сорняки выносит Фрося.
6.Конкурс капитанов «Сквозные буквы».
- - Н - -
По этой формуле, подставив вместо черточек буквы, капитанам необходимо в течение пяти минут составить как можно больше слов.
Банка, банан, венок, вынос, гонки, гений, денек, донос, жених, канат, конек, монах, щенок, финка.
7.Конкурс «Догонялки».
Вопросы звучат для каждой команды. На обсуждение дается 1 минута. Если не ответили- отвечают соперники.
1.как перечислить по порядку 5 дней недели, не называя при этом ни числа, ни порядка дня? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
2. как особенности рукавицы и перчатки отразились в их названиях? (рука и персты).
3. не правда ли , странная кличка для собаки-Жучка? Почему она стала так популярна? Однако наши предки называли так не любую попавшуюся собаку, а как должна выглядеть настоящая Жучка? (маленькая и черная, как жук).
4. есть ли что-то общее между корытом и корью? (от слова кора, при сыпи корь напоминает корку)
5. почему скатерть в сказках обязательно самобранка. Она за что-то себя бранит? (от слова убирать, т.е. накрывать на стол).
6. Князя Олега прозвали Вещим, потому что ему ведома была всякая весть. А почему известного сказочного героя прозвали Кощеем? (от слова кость).
8. Конкурс «Этимологический словарь».
Сейчас игроки попробуют себя в роли настоящих этимологов. Дело в том, что их сверстники составили маленькие словарики из предложенных им слов. Посмотрите, что у них получилось.
I
Астрология- раздел ботаники, где рассказывается о разведении астр.
Бездарь- тот, кому ничего не подарили.
Графин- муж графини.
Дурман- глупый человек.
II
Жатва- обмен рукопожатиями.
Пломбир- стоматолог.
Стриж- парикмахер.
Тысячелистник- толстый роман.
III
Хлопоты- аплодисменты.
Четвертовать- выставить оценки за четверть.
Этажерка- соседка по этажу.
Противень- мерзавец, гадкий тип.
Ваша задача: пользуясь словарем, исправить ошибки ваших сверстников и найти верное толкование слов. Победит та команда, которая благодаря своим слаженным действиям первая выполнит задание.
Пока работают команды, все зрители слушают рассказ подготовленных участников об истории выражений.
Из истории выражений.
Восьмое чудо света.
Странно, не правда ли? В наш век, когда почти каждый прожитый день приносит нам новые чудеса в области науки и техники, мы все же говорим о каком-то «восьмом чуде света». Что же это за чудо и почему оно именно восьмое, а не девятое?
В глубокой древности люди насчитывали лишь семь сооружений, признанных в качестве «чудес света». К этим сооружениям относились:
1.Египетские пирамиды.
2.Висячие сады Семирамиды в Вавилоне.
3.Храм греческой богини Артемиды в Эфесе.
4.Статуя Зевса Олимпийского.
5.Гробница Мавзола, властителя Карии , построенная в древнем Галикарнасе.
6.Колосс Родосский-медная статуя Гелиоса, бога солнца.
7. Фаросский маяк в Александрии-самое высокое сооружение древности.
Эти семь чудес пользовались такой популярностью среди народов земного шара, так прочно вошли в сознание людей, что всякое новое «чудо» называлось и называется восьмым, невзирая на порядковый номер, присваиваемый ему наукой и техникой.
Из истории выражений.
Желтая пресса
На страницах журналов и газет, в высказываниях политических и общественных деятелей часто встречается выражение желтая пресса. Причем добавочные эпитеты, которыми обычно сопровождается эта печать, имеют весьма определенный, ярко подчеркнутый смысл. Вот некоторые из них: продажная, лживая, скандальная, падкая на дешевую сенсацию. Но причем тут желтая окраска? А вот при чем. В 1895 году одна из нью-йоркских газет «Уорлд» в погоне за дешевой сенсацией начала печатать на первой странице рисунок Ричарда Ауткоулта, изображавший маленького ребенка в желтой рубашке. Этот ребенок потешал читателей газеты забавными историями и анекдотами. Другая американская газета «Нью-Йорк джорнал», дела которой были весьма плохи, перехватила эту инициативу и стала помещать на своих страницах такого же желтого «вундеркинда». Из-за этого между двумя газетами разгорелся ожесточенный спор, каждая из них доказывала право первенства, обрушивая на голову противника потоки журналистской брани. В 1896 году редактор американского журнала «Нью-Йорк пресс» Уордмен вмешался в эту шумную дискуссию, напечатав в своем журнале статью, в которой назвал газеты, передравшиеся из-за «желтого вундеркинда», желтой прессой. С тех пор это выражение и привилось как обозначение гнусной, лживой, продажной печати, гоняющейся за дешевой, низкопробной сенсацией.
9. Конкурс «Занимательные загадки». Ведущий читает загадки. Задача участников- дать как можно быстрее правильный ответ.
1.Со звуком С я не вкусна,
Но в пище каждому нужна.
С М берегись меня, не то
Я съем и платье, и пальто.
2. С К я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С П –от вас не утаю-
Тоже в школе я стою.
3.Хоть и мала я, но взгляни:
Весь мир в себе я отражаю.
Но К на Ц перемени-
Я по болоту зашагаю.
4. Я цвет одинаковый часто имею:
И с Г зеленею, и с К зеленею.
Но с К вам со мною рискованно быть:
Могу и до слез довести, и убить.
5.С буквой Г я по небу лечу,
С буквой В детишек я лечу.
6.С буквой Ч я над морем летаю,
С буквой М я ребят одеваю.
7.С Л на реке зимой,
С М – приносится пчелой.
8. С Е- с иголками,
Но не умею шить.
С У – я добрый,
Но не могу и укусить.
10. Конкурс «Собери пословицу». На экране- перепутанные пословицы. Участникам необходимо за 1 минуту собрать пословицы.
семь раз отмерь- а речь короткая.
без грамоты хоть плачь - а корень свеж.
веревка хороша длинная – а один раз отрежь.
старый дуб – а с грамотой хоть вскачь.
бояться несчастья – в лес не ходить.
волков бояться- и счастья не видать.
11. Конкурс «Пожелание». На экране помещаются буквы. Из каждого ряда необходимо удалить повторяющиеся буквы. Задача участников- правильно и быстро собрать пожелание соперникам.
АОБООУАДА
ИПЬРТПЕИР
ЭПВФЭСФПЕ
ВЮЛГВДЛАЮ
ЖЗСУУЧЖАЗ
ОАСАОТАЛО
ГЦИДВГЦЫД
(будьте всегда счастливы)
Подведение итогов. Награждение победителей.
Список использованной литературы
1. Быстрова Е.А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шанский.-СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1992
2.Водолазьская С.В. Предметная неделя русского языка в школе: конкурсы, викторины, олимпиады/С.В. Водолазьская.-Изд. 4-е-Ростов н/Д.: Феникс, 2008
3. Загадки-шарадки. И не только… Занимательные материалы по русскому языку на уроках и внеклассных занятиях/ авт.-сост. М.П. Филипченко.-Волгоград: Учитель, 2008
4.Иванова В.А. и др. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя/ В.А. Иванова, З.А. Потиха, Д.Э. Розенталь.-Л.: Просвещение. Ленинград.отд-ние,1990
5. Иванова В.А. и др. Тайны слова (занимательная грамматика): Под редакцией доцента З.А. Потиха.-Нижне-волжское книжное издательство Волгорад, 1966
6.Игровые технологии на уроках русского языка . 5-9 классы: игры со словами, разработки уроков / авт.-сост. В.Н. Пташкина и др.-Волгоград: Учитель, 2009
7. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Пособие для учащихся. Издательство «Просвещение», Москва-Ленинград, 1964
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хлюстова Татьяна Александровна
→ филолог-языковед 05.09.2012 0 15462 2754 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.