Урок-исследование. Современное русское письмо. 9 класс.
Антонова Надежда Николаевна
Учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №36 г.Владимира
Тема: Современное русское письмо. 9 класс.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Цели:
Предметные результаты: повторение знаний о звуках речи и их чередовании; формирование знаний учащихся о современном русском письме через исследование его фонетики, графики и орфографии; перевод текста с родного языка на английский с целью сравнения "графического костюма" языков.
Метапредметные результаты: умение самостоятельно добывать знания; овладение приемами отбора и систематизации материала на лингвистическую тему, умение анализировать, сопоставлять фонетические и графические явления, аргументировать свою точку зрения, а также формирование умений публичных выступлений.
Личностные результаты: воспитание сознательного отношения к русскому языку как духовной ценности русского народа.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2.Подготовка учащихся к осознанному усвоению новых знаний
- На прошлом уроке мы с вами исследовали историю развития письма. Назовите тип современного русского письма? Что является основными знаками такого письма?
Итак, языковую основу русского письма составляет звуковая система языка, а основными факторами, определяющими его функционирование, является алфавит, графика и орфография. Поэтому нам на уроке предстоит исследовать фонетику, графику и орфографию русского языка.
ФОНЕТИКА
1) Проверка домашнего задания.
- Почему звуки речи можно назвать "фабрикой" языка? (Ученик рассказывает о звуках речи)
3. Этап усвоения новых знаний.
1) В фонетике изучаются не только звуки, но и их замена – чередование.
– Когда происходит чередование звуков? – Какие вы знаете фонетические позиции? – Назовите сильные и слабые фонетические позиции для гласных и согласных звуков.
Сильная позиция |
Слабая позиция |
Для гласных |
Для гласных |
Под ударением в [о] ды |
Без ударения в [а] да |
Для согласных |
Для согласных |
Не на конце слова хле [б] а |
На конце слова хле [б], [п] В сочетании звуков ре [з]ка, [с] |
Таким образом, фонетическая позиция звука зависит от его места в слове и от соседних звуков.
- Какие вы знаете чередования звуков? (позиционные и исторические)
- С чем связаны позиционные чередования согласных звуков?
- с заменой звонкого глухим: зуб [п];
- с заменой глухого звонким: косьба [з];
- согласные [т], [д],[в],[л] в словах с сочетаниями из трех и более согласных ( в слабой позиции )могут чередоваться с нулем звука: место – местный, солнышко – солнце
2) Экскурс в историю языка (рассказ учителя)
Как вы уже сказали ранее, в основном позиционные чередования согласных на письме не отражаются, но есть ряд слов, в которых чередования отражены: свадьба (хотя сватать), лестница (хотя лезу, лесенка), береста (хотя береза), ноздри (хотя нос), блеснуть (хотя блестеть). Правописание таких слов можно объяснить лишь с исторической точки зрения. Так, русское слово лестница восходит к праславянскому lestu. От этого корня было образовано в древнерусском языке слово (лъства) с помощью суффикса тв. Этот же суффикс мы встречаем в словах бритва, молитва. Позднее от слова лъства было образовано слово с помощью суффикса – иц лъствица. Оно превратилось в лестницу под влиянием слов с суффиксом – ниц, типа сахарница, звонница, чернильница. В современном русском языке в слове лестница согласный т не произносится, но пишется по традиции. ( Т – это остаток суффикса – ТВ). В производном от него лесенка т также не произносился, а потому и не писался, т. е. слово лесенка было образовано, исходя из произношения.
Интересна и история слов блеснуть (блестеть). В праславянском языке слово блеснуть имело вид blisknonti (сравни блеск). Однако древнее сочетание skn упростилось в сн. Причем это изменение произошло еще до возникновения письменности, и к началу письменной традиции в слове блеснуть к уже не было. Таким образом, исторически слово блеснуть не стояло в непосредственной словообразовательной связи со словом блестеть, и т в блеснуть никогда не была. В древнерусском языке были связаны блеснуть - блескать. Блескаться в значении "искриться" зарегистрировано и в русских диалектах. Затем форма блескать исчезла из русского литературного языка и блеснуть получило "пару" блестеть, однако написание у слова блеснуть осталось традиционным.
-Зачем нам необходимо знать позиционные чередования?
( Значение позиционных чередований необходимо и для усвоения норм литературного произношения, и для общей характеристики русского письма. Дело в том, что позиционные чередования звуков могут обозначаться или не обозначаться в правописании слов)
Исторические чередования известны разным славянским народам, возникли давно, многие в дописьменный период развития языка. Такие чередования всегда передаются на письме.
- Назовите исторические чередования? (г//ж, к//ч, с// ш, о//а и т. д.)
3) Задание по группам.
1группа: Подберите к данным словам слова с чередованием. Докажите, что в корнях слов чередование гласных и согласных звуков являются историческими. Объясните происхождение одного из чередований с исторической точки зрения.
Слуга, кликать, пряду, нога, сон, день.
2 группа: Образуйте сравнительную степень прилагательных. Найдите позиционные и исторические чередования.
Легкий, узкий, низкий, красивый
3 группа: Все слова сгруппируйте следующим образом: а) в корнях слов произошло позиционное чередование согласных звуков; б) историческое чередование согласных; в) историческое чередование и позиционное чередование согласных.
Друг, подружка, друзья, дружить; сказка, скажу, рассказчик; тягучий, притягательный, тягчайший, на вытяжку, истязать, непритязательный.
- Рассмотрев звуковую основу письма, какой можно сделать следующий вывод?
1) в русском языке 42 звука: 6 гласных и 36 согласных;
2) звуки могут находиться как в сильных, так и в слабых позициях;
3) чередования могут быть позиционными и историческими.
ГРАФИКА.
Одним из основных факторов письма является графика и алфавит.
- Что изучает графика?
-А что такое алфавит? Охарактеризуйте русский алфавит.
4) Учитель знакомит учеников с представлением об идеально построенной графике:
1) каждая буква должна обозначать звук, т. е. не должно быть букв, не обозначающих звуков;
2) каждая буква должна одновременно обозначать лишь один звук, а не сочетание звуков;
3) каждый звук должен обозначаться одной буквой, а не буквосочетанием;
4) каждая буква во всех случаях своего употребления должна обозначать один и тот же звук, а не разные звуки .
5)Исследование: Выясните, есть ли отступления от требований к идеальной графике в русском письме?
Солнце, вьюга, дома, рожь.
Ученики делают вывод. У современного алфавита есть два пробела:
1) нет специальных букв для обозначения парных мягких согласных;
2) нет букв для звуков слабой позиции.
- А как же эти пробелы восполняются?
( Первый пробел восполняется графикой, ее слоговым принципом. Слоговой принцип русской графики заключается в том, что буквы пишутся и читаются с учетом соседних букв в слове. В одних случаях сочетания букв, необходимые для правильного их чтения, соответствуют слогу (лю – ди, ма – як), в других случаях слогу не соответствуют ( я – ко – рь).
Слоговой принцип русской графики существует в виде двух правил:
1)обозначение мягкости согласных;
2) звука [й] на письме.
Задание: Определите, каким способом обозначается мягкость согласных звуков на письме в данных словах: боль, люди, восьмой, мельком, уголек, Валя. Сформулируйте правило обозначения мягкости согласных на письме.
(Мягкость согласных на письме обозначается двумя способами: 1) с помощью Ь. Он пишется:
-на конце слова;
-в середине слова:
а) после [л];
б) когда мягкий согласный в разных формах одного слова может оказываться то перед мягким, то перед твердым;
в) когда мягкий согласный находится только перед твердым (меньше);
2) букв е, е, ю, я, и.
-А как обозначается звук [й] на письме?
Вывод: русская графика основана на слоговом принципе языка.
Иногда письмо образно называют "графическим костюмом" языка. Костюм бывает скроен и сшит по заказу, совсем впору человеку, но может оказаться и слишком просторным или чересчур тесным. Только сделав примерку, можно определить достоинства и недостатки костюма. Чтобы узнать, средствами какого алфавита можно экономнее передать звуковой состав слов языка, нужно в тексте сравнить число звуков с количеством букв, обозначающих эти звуки.
6) Исследование ученика: "Исследование "графического костюма" русского и английского языков" (Ученик производит буквенно- звуковой
анализ стихотворения Ф. И. Тютчева "Как весел грохот летних бурь")
ОРФОГРАФИЯ.
Являясь третьей частью письма, орфография тесно связана с двумя другими его частями – алфавитом и графикой. Второй пробел алфавита (нет букв для звуков слабых позиций) восполняется основным принципом русской орфографии.
-Назовите основной принцип русской орфографии.
7) Задание: Спишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните волнистой линией слова, правописание которых составляет исключение из правил.
Ур…вновешенный характер, ур…вень моря, ур…вняться в правах, подр…внять волосы, устойчивое р…вновесие, остроумное ср…внение, ср…внять с землей, "Равняйся!", "Подр…вняться!", р…вняться на передовых, разделить пор…вну, широкая р…внина, пром…кательная бумага, м…кать сухарь в чай, непром…каемая обувь, обм…кнуть перо в чернила, вым…кнуть под дождем.
8) Экскурс в историю языка (рассказ ученика)
Но есть из этого принципа и исключения. Являются ли равн и ровн двумя разными корнями или вариантами корней? Обратимся к истории языка. В древнерусском языке слова с этими корнями имели одно и то же значение, были лексическими дублетами. Причем в одном и том же корне совмещались и значение "равный", "одинаковый", "такой же" и значение "ровный, гладкий, прямой, плавный". Еще в 19 веке слово "ровный" могло употребляться и в значении "равный", "одинаковый". Например: Она жила на счет Марфы Тимофеевны, но на ровной с ней ноге (Гоголь); Имение было разбито на три ровные части (Герцен).
Затем происходит их "размежевание", из дублетов они превращаются в разные корни, каждому из которых язык "присваивает" свое значение. Но старые отношения в некоторых словах закрепились на письме. Теперь эти слова, если учитывать современное значение корней равн и ровн приходится считать исключениями: равнина, ровесник, поровну, уровень.
Но отступлениями от морфологического принципа являются фонетические написания, т. е. пишем, как слышим. К фонетическим написаниям относится правописание приставок на з- и с- и правописание гласных ы, и после приставок (безымянный). Наряду с фонетическим и морфологическим принципами орфографии существует еще и традиционно- исторический. При традиционно- историческом правописании на письме передается звуковой состав слов применительно не к современному состоянию языка, а к его прошлому. Например, написание буквы г в окончании прилагательного красного, синего объясняется только исторически, правописание непроверяемых согласных о и а: забор, забота, железо. Такие правописания рекомендуется запомнить. Однако правописание непроверяемых безударных гласных во многих случаях все-таки можно, если не проверить, то объяснить правомерность написания той или иной буквы. Для этого достаточно лишь обратиться к истории русского языка или к другим языкам.
9) Исследования учащегося: "Традиционно – историческое правописание слов». ( Ученик рассказывает о правописании слова "октябрь", о правописании жи - ши, ы –и после ц.)
- Какие открытия мы с вами сделали в области орфографии?
Вывод: Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип правописания.
10) История развития русского правописания (рассказ учителя).
Таким образом, ознакомившись с системой русского правописания, мы пришли к выводу, что русское правописание имеет длительную историю развития, что с петровского времени начинается история современного русского правописания в отличие от русского церковнославянского. С 18 века вопросы орфографии оказываются в центре внимания общественности. Большой вклад в развитие русской орфографии внесли В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, создавший "Российскую грамматику", А. Х. Востоков, Р. И. Буслаев, Я. К. Грот.
Ученые стремились упростить русское правописание. Так, в 1917 году была проведена реформа русской орфографии, в результате чего было отменено ряд правил, носивших чисто искусственный характер, устранено употребление лишних букв, потерявших свое звуковое значение. В 1956 г. Академией Наук СССР, Министерством высшего образования СССР и Министерством просвещения СССР был принят свод "Правил русской орфографии и пунктуации", который действует в настоящее время как обязательный. Сейчас тоже встает вопрос о проведении реформы о необходимости совершенствовать, упрощать излишние усложненные правила правописания, необходимо стремиться сделать орфографию более стройной и строгой, но в своей основе она должна сохраниться без изменений.
4. Домашнее задание: составить исторический комментарий к исключениям из орфографических правил: 1 группа-орфограмма: чередующиеся корни;
2 группа – орфограмма: мягкий знак после шипящих в наречиях;
3 группа: одна и две буквы н в прилагательных.
Список используемой литературы:
1) Шанский Н. М. В мире слов. - Москва" Просвещение"1985
2) Шанский Н. М., В. В. Иванов Современный русский язык . - Москва 1981
3) Тютчев " Как весел грохот летних бурь"
4)Ушаков Н. Н. , Суворова Г. Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М, 1985
5)Сахарный Л. К. К тайнам мысли и слова. - М,1984
На странице приведен фрагмент.
Автор: Антонова Надежда Николаевна
→ antonovan33 08.09.2012 0 2769 490 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.