Литературная гостиная "Человек незаметного великого мужества . Поэзия серебряного века"; 9 класс
Человек «незаметного великого мужества»
(Литературная гостиная)
Лесняк Ирина Григорьевна,
учитель МБОУ СОШ№18
Тимашевск, Краснодарский
край
А здесь, в глухом чаду пожара
Остаток юности губя,
Мы не единого удара
Не отклонили от себя.
И знаем, что в оценке поздней
Оправдан будет каждый час.
Но в мире нет людей бесслезней,
Надменнее и проще нас,
Ведущий1: А.Ахматова
Эти строки принадлежат А.А.Ахматовой.
Ее голос на протяжении двадцатого века выделялся в многоголосом хоре русской поэзии.
Какая же она, Анна Ахматова — Женщина, Анна Ахматова — Личность, Анна Ахматова — Поэт.
Ее внешний облик был выражением духовности. Недаром портреты Ахматовой создавали Н. Альтман, К. Петров-Водкин, А. Модильяни, Г. Верейский, А.Тышлер, П. Тырса, Н. Данько. Писали ее портреты и поэты:
В начале века профиль странный
Возник у лиры.
(С.Городецкий)
От ангела и от орла
В ней было что-то.
(М.Цветаева)
Она слушала Ф. Шаляпина, наслаждалась искусством А. Павловой и В. Нижинского, любила театр В. Мейерхольда, живопись М. Шагала и А. Модильяни, музыку Шумана, Шостаковича, Стравинского.
«Коротко о себе». Так озаглавила Анна Андреевна автобиографическую заметку к сборнику 1961 года «Анна Ахматова. Стихотворения1909—1960)». На трех страничках она рассказала о своих родителях, о Царском Селе, куда ее привезли годовалой девочкой, о том, что каждое лето проводила под Севастополем и любила море, что училась читать по азбуке Л. Толстого, что в пять лет начала говорить по-французски, что стихи начались для нее с Державина и Некрасова (их читала мать), что свое первое стихотворение написала в 11 лет, что училась «всегда неохотно», но окончила Киевскую гимназию и поступила на юридический факультет Высших женских курсов в Киеве. Что в 1910 году вышла замуж за поэта Н. С. Гумилева и побывала в Париже. Что в 1912 году вышел первый сборник ее стихов и родился сын Лев. Потом книги выходили в 1914, 1917, 1921—22 гг. Ахматова создала замечательные сборники любовной лирики, в которых предстает истинная психология женской души.
Ученик1:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник.
Что бывает любовь на земле. и поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
Но иным открывается тайна,
И почиет на них тишина...
Я на это наткнулась случайно
И с тех пор все как будто больна.
Ведущий2:
О том, как Ахматова отнеслась к Октябрьской революции, мы узнаем из ее стихов. Тысячи нитей связывали Анну Ахматову с Россией, но не вес могла принять она в революции. Ей казалось, что «все расхищено, предано, продано», что «черной смерти мелькало крыло». Но она отвергла «утешные» голоса, которые звали ее уехать на чужбину:
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух.
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.
(«Мне голос был. Он звал утешно.....)
Ведущий1:
А. Ахматова всегда ощущала свою удивительную близость к А. С. Пушкину. Вспомним ев стихи «В Царском Селе»:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко
Устилают низкие пни…
Здесь лежала ею треуголка
И растрепанный том Парни.
Результатом особого интереса к творчеству Пушкина было несколько работ о том, кто, как она считала, «...победил и время и пространство». Это «Последняя сказка Пушкина», «Слово о Пушкине», «Каменный гость Пушкина», «Гибель Пушкина», «Аленсандрина», «Пушкин и Невское взморье», «Две новые повести Пушнина», «Пушкин в 1828 году», «О XV строфе второй главы «Евгения Онегина». Как видим, в лице Ахматовой мы встречаем серьезного и и до к попонного исследователя Пушкина.
В автобиографической заметке от рассказа о пушкинских работах Ахматова сразу переходит и событиям 1941-го, минуя драматические страницы своей личной жизни: расстрел Н. С. Гумилева, арест единственного сына; не расскааыиает она о том, как теряла друзей, о том, что была единственным поэтом, кто приехал в Воронеж навестить О. Э. Мандельштама, и написала об этом в 1936 году такие строчки:
Ученик2:
А в комнате опального поэта
Дежурят страх и Myза в свой черед.
И ночь идет,
Которая не ведает рассвета.
|«Воронеж»)
На протяжении всей своей жизни Анна Андреевна всегда была примером высокой человеческой порядочности.
Что же мы читаем в ее кратких заметках о войне! О том, что в блокаду она дежурила на крышах домов, а потом была эвакуирована в Ташкент: «До мая 1944 года я жила Ташкенте, жадно ловила вести о Ленинграде, о фронте. Как и другие поэты, часто выступала в госпиталях, читала раненым бойцам. В Ташкенте я впервые узнала, что такое человеческая доброта: в Ташкенте я много и тяжело болела».
Ведущий1:
Что она чувствовала и переживала в южном городе, поётся в ее многочисленных стихах. Встречая третью весну под добрым небом Узбекистана, Ахматова писала:
Но не забуду я никогда
До часа смерти.
Как был отраден мне звук воды
В тени древесной.
Персик зацвел, а фиалок дым
Все благовонней.
Кто мне посмеет сказать, что здесь
Я на чужбине!!
{«Третью весну встречаю вдали...»)
Историк:
В июле 1944 года вернулась в Ленинград. Скромно сообщает, что пробовала себя в прозе, в переводах. И опять — ни слова о трудностях, о «беспримерной по жестокости и цинизму гражданской казни» — докладе Жданова и Постановлении о журналах «Звезда» и «Ленинград», в которых оклеветали жизнь Поэта и Гражданина, о повторном аресте сына, о нищете и невозможности печататься. И заканчивают эти записки мужественные строчки: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них —связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». И нигде мы не встречаем ожесточения от несправедливых обвинений и наказаний, от зла, которое вносили люди в ее жизнь. Одна вера — в торжество справедливости:
Забудут! — вот чем удивили!
Меня забывали сто раз.
Сто раз я лежала в могиле
Где, может быть, я и сейчас.
А Муза и глохла и слепла,
В земле истлевала зерном.
Чтоб после, как Феникс из пепла,
В эфире восстать голубом.
Литературный критик:
Свое предисловие к двухтомному собранию сочинений А. Ахматовой 1986 года поэт М. Дудин назвал «Души высокая свобода». Он вспоминает о мыслях, которые родились у него во время похорон Анны Андреевны в марте 1966 года. Это были мысли о том, что, уйдя из этого мира, она оставила ему свою поэтическую душу и свои слова, которые жизнь поставила «в ряд прекрасных творений бессмертной русской литературы». Это были мысли о том, что хотя в ее жизни было много трагического, в книгах ее не было отчаяния и растерянности, о том, что она была человеком «незаметного великого мужества». «Души высокая свобода» не позволяла ей гнуться перед клеветой, предательством, обидами. Она всю свою жизнь дарила миру любовь и радость жизни. Она понимала, что «невозможно жить без солнца телу и душе без песни». Она умела очищать человеческую душу от ненависти. Гуманизм был свойством ее характера. Она ненавидела войну и верила в победу над фашизмом. Она обратилась со словами клятвы к женщинам своей страны:
И та, что сегодня прощается с милым, —
Пусть боль свою в силу она переплавит,
Мы детям клянемся, клянемся могилам.
Что нас покориться никто не заставит!
Историк:
И только прочитав «Реквием» Ахматовой, мы узнаем, что она обращалась к тем женщинам, с которыми вместе стояла у тюремных ворот. В архиве хранятся пропущенные строфы, которые дают нам возможность почувствовать дыхание страшных довоенных лет:
Ты спроси у моих современниц,
Каторжанок, «стропятниц», пленниц,
И тебе порасскажем мы,
Как и беспамятном жили страхе,
Как растили детей для плахи,
Для застенка и для тюрьмы.
Судьба поэта слита с судьбой народной. Творческий путь Ахматовой заключает в себе драматический процесс сопряжения судьбы личности с судьбой народа. Как мать она пережила те же ужас и горе, которые пережили тысячи женщин России:
Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепутались навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек
И долго ль казни ждать.
Через свою трагедию она постигла трагедию других матерей, а, значит, и всего народа:
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мной
И в лютый холод, и июльский зной
Под красною ослепшею стеной.
Литературовед:
Поэму «Реквием» долгие годы Ахматова не могла даже записать, было опасно. Десятилетия ее хранили в памяти друзья. В предисловии к поэме А. Ахматова воссоздала свой диалог с женщиной из тюремной очереди, где она стояла «трехсотая, с передачею»: «А это вы можете описать!» Ахматова ответила: «Могу». И она смогла. В «Реквиеме» А.Ахматова стала поэтом народной скорби. «Свое» здесь слито с общим.
Как можно «забыть эти строки о «невольных подругах» по ленинградским тюремным очередям!
Хотелось вы всех поименно назвать,
Да отняли список и негде узнать.
Для них соткала в широкий покров.
Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,
И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомилионный народ.
Пусть так же они поминают меня
В канун моего погребального дня.
А. Ахматова — поэт-гражданин — писала о том времени, когда
...безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.
Историк:
А Жданов в 1946 году говорил о ней, как о «барыньке, мечущейся между будуаром и молельней».
Роль поэта определяется такими категориями, как совесть, память, историческая ответственность перед временем. Тема исторического долга художника неразрывно связана с категорией памяти.
Стрелецкая луна. Замоскворечье. Ночь.
Как крестный ход идут часы Страстной недели.
Мне снится страшный сон. Неужто в самом деле
Никто, никто, никто не может мне помочь!
«В Кремле не можно жить», —
Преображенец прав,
Там зверства древнего еще кишат микробы:
Бориса дикий страх, всех Иоаннов злобы,
И Самозванца спесь — взамен народных прав.
А. Ахматова как поэт всегда развивалась в традиции демократической литературы. Читатель для нее был синонимом народа:
«...каждый читатель как тайна, как в землю закопанный клад...», а близость поэта и читателя — назначение искусства:
Чтоб быть современнику ясным
Весь настежь распахнут поэт.
Поэтический пафос Ахматовой — открыться своему читателю. Она сама определила свое назначение, свою судьбу, свою программу.
Центральное место в ахматовской поэтической «философии искусства» занимает гимн могущественному бессмертному Слову. Образ Родины у нее всегда неразрывно связан с такими понятиями как культура, искусство, слово. В 1942 году она писала:
Не страшно под пулями мертвыми лечь.
Не горько остаться без крова, —
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем Навеки!
Вот таким «свободным» и «чистым» было слово поэта Анны Ахматовой. Она всегда верила в «победившее смерть слово», она верила в предназначение поэта:
Наше священное ремесло
Существует тысячи лет...
Наш современник:
Свою работу Ахматова считала «священным ремеслом», она всегда утверждала в своем творчестве высокие нравственные истины. Стихи А. Ахматовой — откровение человеческой души:
Из-под каких развалин говорю.
Из-под какого я кричу обвала,
Как в негашеной извести горю
Под сводами зловонного подвала.
Я притворюсь беззвучною зимой
И вечные навек захлопну двери,
И все-таки узнают голос мой,
И все-таки ему опять поверят.
А. Ахматова — мастер высокого класса. В своих стихах она умела добиваться сжатости и поэтической динамики. О смерти Пастернака она сказала так, как только Поэт мог сказать о Поэте:
Но сразу стало тихо на планете.
Носящей имя скромное... Земли.
Истинный художник находится не только в социально-исторических связях с миром, он связан и с природой. Потому он бессмертен, как бессмертна она сама. Умерший художник у Ахматовой может превратиться «в жизнь дающий колос или в тончайший, им воспетый дождь». Вот какие строчки посвящает она Борису Пастернаку:
Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
А он ее со всеми разделил.
Удивительные отношения связывали А. Ахматову с ее собратьями по поэтическому цеху. Своим учителем она считала И. Анненского. Любила поэзию А. Блока, М. Цветаевой, В. Маяковского, «поэтическим чудом» называла О. Мандельштама, высоко ценила стихи Б. Пастернака.
Литературный критик:
Анна Ахматова оставили нам прекрасные переводы из сербской, итальянской, польской, французской, болгарской, чешской, румынской поэзии. Она переводила стихи поэтов, написанные на языках народов СССР. Поэты из Армении и Грузии, Литвы и Латвии, Украины и Татарии вошли в наш духовный мир в ее переводах.
А интерес Анны Ахматовой к Востоку был безграничен. Мифы и предания Индии, стихи древних египтян, китайцев, поэзия Кореи, история гуннов, Фирдоуси — вот далеко не полный круг интересов Ахматовой. Она оставила нам свои открытия из области человеческого духа. Она всегда понимала непреходящую ценность культуры:
Человек угасает, тело его становится прахом,
Все близкие его исчезают с земли,
Но писания азаставляют вспоминать его
Устами тех,кто передает это я уста других.
Книга нужнее построенного дома,
Лучше гробниц на Западе,
Лучше роскошного дворца,
Лучше памятника в храме.
Такие книги оставила нам Поэт Анна Ахматова. За два года до смерти ей вручили в Италии премию «Этна-Таормина», в Англии — диплом почетного доктора Оксфордского университета. Похоронили ее в Комарове под Ленинградом, где она долгие годы жила в одиночестве. Круглый год на ее могиле лежат цветы. К ней приходят люди, которым нужна поэзия Правды, поэзия Мужества, поэзия Любви.
А закончим мы свой рассказ об Анне Ахматовой строчками Б. Пастернака, написанными в 1943 году в связи с выходом ташкентской книжки ее избранных стихов: «...Было бы странным назвать Ахматову военным поэтом. Но преобладание грозовых начал в атмосфере века сообщило ее творчеству налет гражданской значительности.
Две кровопролитные войны, их следы чуть ли не на каждой странице, и между ними известный силуэт с гордо занесенной головой, жизнь и деятельность несгибаемой, преданной дочери народа и века, закаленной, привыкшей к утратам, мужественно готовой к испытаниям бессмертия... Давнишняя ахматовская сжатость, плавность и свобода — качества, отныне пушкинские до бесконечности».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лесняк Ирина Григорьевна
→ Старшеклассница 22.09.2012 2 4370 659 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.