"Начать с себя " (литературный анализ текста романа Ч. Айтматова " Плаха"), 11 класс
Рокаш Татьяна Викторовна
Учитель русского языка и литературы
МОУ Гимназия №4, г. Можайск, Московской области
УРОК ЛИТЕРАТУРЫ
11 класс
Тема урока: «Начать с себя! (литературный анализ текста романа Ч.Айтматова «Плаха»)
Тип урока: урок-исследование; обобщение и систематизация изученного.
Форма урока: интеллектуальная игра-блиц с элементами диспута.
Цели урока:
познавательные
расширить представление учащихся о художественном мире Чингиза Айтматова, об особенностях и проблематике литературы последних десятилетий ХХ века;
через анализ произведения донести до сознания учащихся основные проблемы действительности последних десятилетий ХХ века.
развивающие
продолжить развивать культуру речевого поведения, внимание к деталям, образное мышление, умение слушать друг друга, сравнивать, выделять главное, выражать собственную позицию;
коллективно выполнять задания, требующие применения продуктивного мышления в рамках ограниченного времени, развивать теоретическое мышление, выполнение основных мыслительных операций.
воспитательные
способствовать воспитанию таких качеств личности, как ответственность за свои поступки, доброта, непрерывное самообразование, нравственные основы, борьба с бездуховностью, формировать деятельное отношениие к жизни;
помочь учащимся понять основы гуманизма и гражданственности, разбудить в них лучшие качества личности.
учебные
через восприятие и анализ произведения научить соотносить тему и основную мысль;
выявить способы авторской характеристики; развить навыки анализа текста, самостоятельной работы;
совершенствовать навыки монологической речи.
Эпиграф:
Я человек, но так ли я велик,
Но так ли безупречен, совершенен?
Так много набирается улик,
Что сам себе я делаюсь мишенью.
Корю себя, сужу своим судом,
Пускаю в ход безжалостные розги.
Вооружаю тело над крестом,
Вбивая в кисти рук Христовы гвозди.
В.Ф.Боков
Ход урока
Слово учителя.
Каждый новый шаг в литературе подготовлен предыдущим развитием – он так или иначе опирается на традиции и, будучи новым, указывает людям на то, что они раньше не осознавали. Вслед за Достоевским, Толстым, Булгаковым Чингиз Айтматов в своем творчестве пытается распутать тот же узел, в котором туго стянуты воедино добро и зло, благородство и низость, милосердие и жестокость, ум и глупость, интеллигентность и бездуховность.
Его роман «Плаха» продолжает тему апокалипсиса, которая также интересовала его великих предшественников – русских классиков.
Все произведения Айтматова полны трагизма, но такого обнаженного, жестокого изображения смерти и убийств, как в романе «Плаха», не было еще в творчестве писателя.
«Плаха» - крик души человека, увидевшего, «что всё летит в тартарары, низвергается в пропасть, над которой мечется в тоске и страданиях Бог-Завтра, рожденный мыслью Авдия».
Этот обвал, который ощутил писатель как состояние человечества в данный момент истории, является следствием утери нравственных идеалов, духовности. Айтматов точно знает, что так дальше жить нельзя.
А как надо жить?
И на этот вопрос отвечает Великий Мастер: «Хочешь изменить этот мир? Начни с себя! Ведь улица, ведущая к Храму, проходит через нашу собственную душу».
«Начни с себя!» - такова тема нашего урока. Я предлагаю вам провести свое исследование романа «Плаха» и вместе с писателем ответить на вопрос, как сохранить в себе духовность. Айтматов думает о человечестве, мы же присмотримся к себе, к своему внутреннему миру: не начать ли это великое совершенствование человека с себя.
Наш разговор мы построим как интеллектуальную игру-блиц. Вы работаете по группам (6 групп). Вместе обсуждая предложенные вам вопросы, попробуйте понять, что же главное говорит нам писатель своим романом. Свои гипотезы подтверждайте текстом романа. Думаю, что предыдущий видеоурок вам в этом поможет. Итак, в добрый путь. И пусть эпиграфом к нашему уроку прозвучат слова поэта В.Бокова.
(Ученица читает наизусть стихотворение В.Бокова «Я человек»)
Далее урок развивается по особой системе вопросов, подчиненных основной идее «Начать с себя!». Ответы учащихся строятся на анализе текста и собственных рассуждениях, аргументированных и доказывающих эту идею как основу самосовершенствования.
Вопросы:
В романе «Плаха» Ч.Айтматов выражает тревогу за все человеческое в мире. Как этой мысли подчинена композиция произведения?
(Ответ: кольцевая композиция. Звучит текст начальной и финальной сцены. Они замыкают в круг драму человеческого бытия.)
Почему Ч.Айтматова волнует дисгармония между природой и человеком? Прочитайте эпизод, где уничтожение человеком животных звучит как конец света. Какие детали, синонимы повторяет в этом эпизоде писатель?
(Ответ: эта проблема носит экологический и нравственный характер. Образ волков – это рисунок мира, совершенно не похожего на человеческий. В него из жизни людей перенесены такие высокие понятия, как Преданность, Милосердие, Любовь, Мудрость, по мнению автора, утраченные человеком.
Эпизод – бойня в Маюнкумской степи (1 часть). Здесь повторяются слова: апокалипсис, ад, человекобоги, конец света).
Два главных героя романа, семинарист Авдий Каллистратов и бригадир овцеводов Бостон, вступают в борьбу со злом. Лики у этого зла разные. Назовите их. Каких героев автор относит к «нелюдям», к «темным силам»).
(Ответ: наркомания, деградация человека, пьянство, жестокость, страх, отсутствие веры и идеала, потеря смысла жизни – одним словом, бездуховность.
«Темные силы» - Обер-Кандалов, Гришан, Базарбай).
Рассказать о жизни, судьбе Авдия Каллистратова. Какова его жизненная позиция?
(Ответ: жизнь Авдия- сын дьячка; семинария; работа в редакции журнала; поездка с гонцами в степь (степь, избиение, любовь, равнодушие города); вторая поездка в степь; гибель.
Позиция – смысл жизни в бескорыстном служении людям.)
В чем суть спора Авдия с Гришаном? Чем опасна идеология Гришана?
(Ответ: что есть добро и что есть зло. Гришан говорит: «Я отвлекаю неутоленных, неустроенных. Я увожу людей черным ходом к Богу». Путь к счастью, который указывает Гришан, доступнее и короче всех иных путей. Но он – самый разрушительный для личности, обрекающий ее на неминуемую и быструю деградацию.
Авдий утверждает, что добро – нравственное усовершенствование, а зло есть бездуховность, забвение или утрата нравственного начала.
Зачем в романе 3 часть – история Бостона? Связь ее с повествованием о жизни Авдия?
(Ответ: Авдий говорит Гришану, что все человечество в ответе за каждое преступление. 3 часть – подтверждение этому: за грехи Базарбая карается Бостон.
Каждому надо совершить усилие души, чтобы прекратить вращение земли как карусели кровавой драмы.)
2 круг вопросов:
В чем суть религии Авдия?
(Ответ: «Я пытался совершить путь через религию к человеку, не к Богу, а к человеку» (1 часть). Авдий убежден, если в человеке развить душу, пробудить совесть, способность ощущать радость созидания, а не разрушения, жестокость умрет.
Его Бог-Завтра – совесть, живущая в душе каждого. Ее надо разбудить. Путь к истине, по мнению Авдия, лежит через раскаяние и любовь.)
Что подчеркивает Айтматов легендой об Иисусе Христе?
(Ответ: идет спор Иисуса и Понтия Пилата о Страшном Суде. Здесь осмысливается понятие Страшного Суда. Он совершается над людьми не на небесах, а уже сейчас, на Земле: «Жизнь в таком аду не хуже ли Страшного Суда?» «Конец света не от меня, не от стихийных бедствий, а от вражды людей грядет».
Легенда помогает понять идею романа и авторскую позицию.)
Почему роман называется «Плаха»?
(Ответ: «Бог - мученик, который пошел на плаху, на крестную муку ради идеи спасения людей». Авдий – его ученик. Человек должен жить праведно, самоотверженно-честно, даже если этот путь ведет его на Голгофу.)
В чем смысл истории Бостона? Что хотел важного сказать ею автор?
(Ответ: отец убил сына. Выстрел Бостона, поразивший насмерть маленького Кенджеша, которого уносила волчица Акбара, стал выстрелом в самого себя, стал самоубийством, концом света. Нить поколений оборвалась. Отец продолжал себя в сыне, сын, опираясь на отца, утверждался в жизни. Выстрел Бостона положил конец всему. Но, убив за это Базарбая, сам Бостон переступает нравственную черту, которая отделяет его от людей. «Это была его великая катастрофа, это и был конец его света».)
О чем молятся верующие герои романа?
Прочитать молитву монахини-детдомовки.
(Ответ: о том, чтобы у человечества было будущее.)
Назовите два литературных произведения, которые перекликаются с романом «Плаха». В чем они похожи?
(Ответ: Ф.Достоевский «Братья Карамазовы»: «Так как Бога и бессмертия нет, новому человеку позволительно стать человеком-богом, с легким сердцем перескочить всякую прежнюю нравственную преграду. Поскольку Бога нет, все дозволено».
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»: бездуховность – главное зло. Спор Пилата и Христа.)
Подведение итогов. Оценивание учащихся. Заключительное слово учителя.
В финале романа почти все доброе, что в нем есть, погибает. Это страшно. Что будет с нами? А это зависит только от нас.
Начать с себя – значит восходить на Плаху во имя высшей справедливости, гармонии, счастья. Каждый выбирает для себя, кому служить, чему верить. Вы, ребята, стоите на пороге взрослой жизни, выбора пути, поэтому помните, что все беды от бездуховности, что только любовь и саморазвитие спасут этот мир.
И почаще задавайте себе вопрос, звучащий в стихотворении В.Бокова: «Я человек, но так ли я велик?»
Для домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение (часть С) по легенде о манкурте из романа Ч.Айтматова «И дольше века длится день» и ответить на вопрос: «В чем связь легенды о манкурте и романа «Плаха»?»
Оценивание учащихся.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рокаш Татьяна Викторовна
→ colosss 28.09.2012 1 14211 899 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.