Урок-дискуссия по повести А. Алексина "Раздел имущества", 7-8 класс


Урок-дискуссия по произведению А.Алексина «Раздел имущества».

Литература.

7-8 класс.





Берестюк Валентина Николаевна.

МБОУ «Большеуринская средняя общеобразовательная школа».

Учитель русского языка и литературы.

Высшая категория.






































Урок по повести Анатолия Приставкина «Раздел имущества».


Цель: помочь глубже понять повесть, обогатить словарный запас, прививать навыки ведения дискуссии.


На доске вспомогательные слова: Я думаю, что… Я считаю, что… Я согласен с тем, что… Как правильно сказал(а)… Я поддерживаю точку зрения… Я присоединяюсь к мнению… Как было отмечено… Я убежден(а) в том, что… Мне кажется, что… Я не согласен… Я возражаю…

Слова: суд, судить, рассудить, рассуждать.


Оборудование: портрет А.Алексина, «Толковый словарь» под редакцией С.И.Ожегова.


Начать с вступления, дать толкование слов «суд, судить, рассудить, рассуждать», определить жанр урока – дискуссия.


Беседа.

– О чём эта повесть? (о профессиональной ответственности: «от одного неловкого движения акушера зависит вся человеческая жизнь»,о самоотверженной любви: к сестре (баба Маня и баба Ася), к сыну (чтобы был одет не хуже, в театр ходил, в кино), к внучке (пожертвовала личной жизнью); между отцом и матерью (к чему приводят отношения; когда любит один, он неминуемо становится рабом другого); Федьки-Следа к Верочке; Верочки к родителям; Верочки к бабушке, о человеческой неблагодарности; о влиянии зависти и ревности на человеческие взаимоотношения; о вечной проблеме «отцов и детей».

-В нескольких словах передайте сюжет повести.

–Почему именно бабушка, Анисия Ивановна, стала самым дорогим человеком в жизни Веры? (верила в выздоровление, относилась к ней искренне как к полноценной, ни разу не выдала своих опасений, умела слушать и хранить тайны, много времени и терпения, скромная, не подчёркивала заслуг).

–Какие самые любимые бабушкины слова? («Ничего страшного»).

–Можете ли вы привести примеры, когда она их произносит?

-Знаете ли вы, что она произносит их в повести 12 раз? (магическое число).

1. Когда Вера сообщает о любимых словах.

2. Научилась в госпитале не спать.

3. Оставила любимое дело.

4. Уверение в выздоровлении (имя Вера).

5. Когда отвергала истину, что выше себя не прыгнешь.

6. Когда Вера притворялась больной, имитируя возврат болезни.

7. Когда заступалась за Федьку, оправдывая его драки.

8. Что Вера имеет защитника в лице Федьки.

9. Вас будет трое, а баба Маня там одна.

10. В тесноте, да не в обиде.

11. Когда Вера читала мамино письмо.

12. Уехала в деревню, не волнуйтесь…

-А 13-й раз эти слова звучат из уст папы: «Она просто уехала, ничего страшного». Эти слова он произносит, не забывайте, о собственной матери. Прав ли он, утверждая это? Ведь мы знаем, куда и зачем уехала мама Ася?

–А каков был метод исцеления у папы? (Ты не должна, ты не можешь…)

–Как бы могла сложиться жизнь бабушки?

– 17 лет жизнь в этой семье протекала нормально: родители занимались любимым делом, взрослела и постепенно выздоравливала Вера, мать Веры не переставала восхищаться самоотверженностью бабушки, называя её жизнь подвигом, не противилась тому, что Вера стала называть бабушку мамой Асей, что именно бабушка отвела её в первый класс и т.п.

–Когда мать изменила отношение к бабушке? (практически здорова).

–Как она себя повела? (письмо).

– Какое чувство впоследствии завладело матерью? (зависть, ревность).

1. Любопытная соседка назвала бабушку мамой;

2. За столом гости предложили поставить бабушке памятник;

3. Припомнила роддом;

4. Последним ударом для неё было сочинение.

–А как вы думаете: могло ли всё кончиться благополучно? При каком условии? (Характер у мамы должен быть другой).

– «Самое страшное, когда человек перестает быть самим собой. Мама в этот день перестала. А может, наоборот… она стала собой, поскольку моя минувшая болезнь уже не мешала ей это сделать,»- пишет автор. А как считаете вы? (отношение к отцу, любовник, общение по телефону с собственной матерью).

– Вера в одном месте так высказывается о матери (когда речь идёт о письме ): «Мама поторопилась. А могла бы выглядеть красиво. Одна из человеческих слабостей – выглядеть красиво. Так мне казалось» А ваше мнение? Что значит, по мнению Веры, выглядеть красиво? (Быть неискренним, лгать).

– Прямым виновником того, что бабушка Ася вынуждена была уехать умирать в деревню, является мать Веры. А косвенным? (сын).

- Что вы можете о нём сказать?

(На старых фотографиях он был высоким и статным. Но с годами как-то пригнулся. Скорее всё же сильный мамин характер заставил его изменить осанку).

(Если бы мама тогда давно… лучше понимала меня, я бы мог стать личностью). (Мнение мамы: художником нужно быть либо выдающимся, либо никаким).

–И папа стал никаким. Какой смысл вкладывает автор в эти слова?

– В одном месте повести мама бросает в адрес папы такие слова: «Просто не верится, что ты её родственник») имеется в виду бабушка). Как эти слова перекликаются с финалом повести?

- Как вы думаете, чем закончатся события повести? («Я кричала, чувствуя, что земля, как это бывало прежде, уходит у меня из-под ног»).

– Как вы думаете, типична ли такая ситуация? (Судебное заседание, которое рефреном проходит сквозь всю повесть; молодая судья, посматривающая на фотографию своего маленького сына).

– Расположите героев повести в таком порядке, чтобы на первом месте стоял, с вашей точки зрения, самый лучший человек, затем – чуть похуже и т.д. Обоснуйте свою точку зрения.

Баба Маня

Мама Ася

Вера

Федька-След

Молодая судья

Мать мужчины

Бабушка Веры по матери

Мать Веры

Жена мужчины

Мужчина-сын


ВЫВОД: Сегодня мы учились отстаивать свою точку зрения. Все наши беды происходят от того, что 50% людей – никакие. Это страшно – быть никаким. К чему это приводит – вы увидели в повести. Ну и конечно же, хочется верить и надеяться, что, когда вы станете взрослыми и самостоятельными, вам удастся избежать подобных семейных конфликтов.


ДОМАШНЕЕ СОЧИНЕНИЕ (Учащиеся под диктовку учителя пишут вступление к сочинению) Вот и закончили мы читать повесть А.Алексина «Раздел имущества». Мне понравилась главная героиня – девочка Вера, моя ровесница. Умная, честная, а главное – справедливая. Не каждый осмелится выступать против родителей, а Вера смогла. Она выросла лучше, добрее, чем её мать. Да это и неудивительно. Ведь воспитанием её характера занималась баба Ася, бескорыстная, добрейшей души женщина. Она так тонко умела понимать состояние души другого человека. Это очень важно в жизни, когда тебя понимают. Когда в школе дали тему сочинения «Самый главный человек в твоей жизни», Вера, не задумываясь и не колеблясь, написала о маме Асе. И мне подумалось в этом месте повести, а о каком человеке стал бы писать я? Кто самый главный в моей жизни? Наверное, это…





















Использованная литература:

А.Алексин «Раздел имущества».


Полный текст материала Урок-дискуссия по повести А. Алексина "Раздел имущества", 7-8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Берестюк Валентина Николаевна  derevnya
30.09.2012 0 6026 660

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК