«Жизнь Жилина и Костылина в плену». Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»
Учитель: Кузнецова Юлия Николаевна
МБОУ СОШ №3 г.о. Самара
Тема: «Жизнь Жилина и Костылина в плену».
Урок литературы по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».
Класс: 5
Учебно-методическое обеспечение:
1.Программы общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 класс под ред. В.Я.Коровиной.
2.Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс, Просвещение, 2010.
3.Коровина В.Я. Фонохрестоматия к учебнику Литература 5 класс.
4.Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим…
Дидактические материалы 5 класс.
Время реализации занятия: 40 минут
Авторский медиапродукт: Компьютерная презентация «Жизнь Жилина и Костылина в плену».
Цель урока: 1.Понять особенности жизни незнакомого народа.
2.Подвести учащихся к пониманию поведения
и взаимоотношения людей в исключительных условиях.
Задачи урока:
Образовательные:
- совершенствовать умение анализировать текст;
- отработать навыки выразительного чтения;
- научить подбирать и связывать между собой эпизоды для характеристики героя.
Развивающие:
- развивать навыки анализа текста.
Воспитательные:
- привлечь внимание учащихся к отдельным событиям рассказа, в которых
раскрываются персонажи.
Тип урока:
урок применения знаний и умений;
Форма урока:
урок-беседа.
Оборудование: 1. Портрет Л.Н.Толстого
2. Наглядные средства (иллюстрации)
3. Технические средства (компьютер, проектор)
План проведения урока:
Этапы урока |
Временная реализация |
1. Организационный момент |
3 мин. |
2. Актуализация знаний |
5 мин. |
3. Изучение нового материала |
20 мин. |
4. Закрепление |
6 мин. |
5. Оценивание |
3 мин. |
6. Домашнее задание |
3 мин. |
Ход урока:
Вводное слово учителя.
Сегодня мы второй урок беседуем по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». И наш урок мы неслучайно начали с музыки. Чем она характеризуется? Ведь сегодня мы будем говорить об особенностях жизни людей Кавказа, о поведении русских людей в чужой и незнакомой для них стороне.
Учитель: Возвратимся к первому уроку. Вспомните, какое время описано в рассказе?
Ответ:
- война на Кавказе;
- столкновение русских войск с горцами;
- участие Л.Н.Толстого в военных действиях.
( предполагается индивидуальное сообщение или групповая работа)
Учитель: Правильно. С какими же двумя героями рассказа вы начали знакомиться? Кто они? Опишите их. Что с ними произошло? (1 группа уч-ся)
Учитель: Сегодня на уроке мы ответим на два главных вопроса:
-каким увидел Жилин аул после пленения;
-как вели себя Жилин и Костылин, находясь в плену.
Учитель: Мы уже сказали, что действие в рассказе происходит в далеком кавказском ауле. Русский офицер, оказавшись в плену, старается узнать жизнь горцев. Что увидел Жилин с первыми лучами солнца? Ответ: - аул
- сакля
- мечеть
Словарная работа.
Ребята, можете ли вы дать определение этим словам?
А по какому словарю мы можем узнать лексическое значение слова?
(Под запись в тетрадь дается значение слов аул, сакля, мечеть)
Словарь урока.
Аул- селение на Кавказе, в Средней Азии.
Сакля- жилище кавказских горцев.
Мечеть - мусульманская церковь.
Учитель: Ребята, обратите внимание на иллюстрации (на доске). Что мы видим? (Один учащийся рассказывает, а вторая группа учащихся подтверждает рассказ цитатами из текста.)
А какие вы иллюстрации нарисовали? Что на них?
Учитель: А теперь войдем в саклю и посмотрим, как она выглядит внутри.
( Учитель обращает внимание учащихся на детали)
Ответ: - стены глиной гладко вымазаны;
- ковры дорогие; на коврах ружья, пистолеты, шашки – все в серебре;
- пуховые подушки.
Учитель: А каков быт горцев? В чем отличие от русских?
Ответ: - в сакле нет мебели;
- люди сидят на полу, сняв обувь;
- едят руками;
- после еды моют руки и молятся.
Учитель: Почему?
Ответ: Обычаи, так было всегда.
Учитель: А как одеты жители аула? Мужчины? Женщины? В чем отличие от русских?
Ответ: (Вторая и третья группа учащихся отвечают по тексту)
Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрации (на доске).
Учитель: А с какой целью Л.Н.Толстой так подробно описывает жизнь горцев?
Ответ: - Это совершенно незнакомая русскому человеку жизнь;
- вызвать у читателя интерес;
- герой никогда не видел быт горцев и не знал их обычаи.
Учитель: Итак, мы с вами познакомились с описанием кавказского аула, с его жителями, бытом. Вы убедились, что описание, иллюстрации помогают читателям ярче представить изображаемое.
А теперь вернемся ко второму вопросу нашего урока:
- Как вели себя Жилин и Костылин в плену?
Учитель: Антитеза в описании двух офицеров намечена еще в первой главе. Расскажите о поведении героев. Что такое антитеза? (четвертая группа учащихся)
Ответ: Жилин смело бросается в бой с врагами, готовый скорее умереть, чем сдаться им живым, а Костылин несется к крепости, увозя при этом единственное ружье.
Антитеза - противопоставление, противоположность
Учитель: А как живется пленникам в ауле? Они ведь находятся в одинаковых условиях. Как ведет себя каждый из них, попав в тяжелые условия?
Ответ: Одинаково трудно. Но Костылина плен испугал и сломил. Он сразу же написал письмо, просил денег, ждал ответа, скучал. (Антитеза)
Жилин повел себя иначе. Он знал, что денег не получит, надеяться ему не на кого, у него только больная мама.
Учитель: Ребята, найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия Жилина и Костылина: (запись в тетради)
Жилин |
Костылин |
ходит по аулу |
спит |
всматривается |
Скучает |
выпытывает информацию |
считает дни |
рукодельничает |
ждет ответ на письмо |
Учитель: Эти глаголы – антитеза действий героев. Они помогают понять характер героев. Жилин говорит: «Сам выберусь», а Костылин ждет помощи.
Какие изобразительно – выразительные средства вы еще знаете?
Ответ: - метафора;
- эпитет;
- сравнение;
Учитель: Сейчас мы это проверим. Игра «Отгадай-ка!».
«По целым дням сидит в сарае (Костылин) и считает дни, когда письмо придет, или спит. А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал…» (антитеза)
«… нос крючком, как у ястреба…» (сравнение)
3-4. Учащиеся самостоятельно находят примеры изобразительно-выразительных средств из текста рассказа.
Учитель: Как завоевывает Жилин симпатию горцев?
Ответ: - Жилин проявил смелость и решительность во время спора о сумме выкупа;
- Жилин – мастер: изготавливает куклы, водяное колесо;
- однажды выступил в качестве врача. (Цитаты)
Учитель: Но не все относились к Жилину с симпатией. Почему?
Ответ: Он все равно был для них чужой ,человек иной веры. Для них он – враг.
Учитель: Может быть, Жилин смирился с жизнью в плену?
Ответ: Нет, он все время стремится узнать дорогу, а по ночам копает в сарае лаз.
Учитель: А Костылин?
Ответ: Он безвольно ждет решения своей судьбы.
Учитель: Почему так по-разному ведут себя герои в одинаковых условиях?
Итоги урока:
Познакомились с жизнью кавказского аула;
Сравнивая поступки и поведение главных героев рассказа, пришли к выводу, что безвольный и бездеятельный Костылин не способен постоять за себя, плен его сломил. А смелый и выносливый Жилин не пал духом, не растерялся, в трудную минуту он проявил исключительную стойкость.
Учитель: А на чьей вы стороне? Кто вам больше понравился? Чем?
Домашнее задание:
Составить план описания сакли или аула.
Прочитать текст рассказа до конца.
Подготовить пересказ первого побега из плена.
Список использованной литературы:
1. Л.Н.Толстой. Детская литература «Кавказский пленник».
2.Коровина В.Я., Збарский И.С. Литература: Методические советы – М.: Просвещение, 2001
3. Соловьева Ф.Е. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» в V классе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузнецова Юлия Николаевна
→ kuznetsova167 17.10.2012 0 12289 1313 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.