Урок русского языка по теме "Причастие в системе частей речи" для 7 класса


Бахматова Ольга Геннадьевна, учитель русского языка и литература, МБОУ «СОШ №7», г. Когалым.


Урок русского языка по теме «Причастие в системе частей речи»

(7 класс)


Цель урока:1)познакомить учащихся с разными точками зрения на категориальную сущность причастия; 2) активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению сведений о причастии; 3) формировать способность иметь свою точку зрения (на основе полученных знаний) и умение аргументировано ее отстаивать; 4) формировать умения излагать свои знания в виде лингвистического текста.


Форма урока: урок - деловая игра «Совет ученых».


После изучения темы «Причастие - особая форма глагола» читаю учащимся лингвистическую сказку «Кто же прав?»


Кто же прав?

Сияющий Володя вернулся из школы и с таинственным видом вошел в кабинет к отцу, доктору филологических наук.

- Папа, сегодня на уроке русского языка Жанна Николаевна попросила нас разгадать загадку.

- Какую?

- Встретились как-то трое: Глагол, Прилагательное и Некто. Стали они спорить между собой: Кто сильнее?

- Самый сильный Я! – говорил Глагол. – Я могу все в этом мире превратить в движение. Без меня все предметы не могли бы действовать.

Прилагательное отвечает:

- А без меня окружающие нас предметы стали бы близкими, потому что я описываю их признаки.

Некто тоже подумал:

- То, что могут они, могу и я, так как я заключаю в себе силу Глагола и Прилагательного.

- Кто же этот Некто? – спросил Володю папа.

- Мы целый урок бились над разгадкой этого вопроса и узнали, что некто это Причастие.

Поделившись с отцом этим открытием, Володя отправился делать уроки. Когда через некоторое время папа зашел к сыну, то увидел, что Володя спит, склонившись над учебником русского языка.

Володе снился удивительный сон, будто находится он в огромном зале, освещенном ярким светом. За круглым столом, стоящим в центре зала, сидят ученые и спорят о том, что же такое Причастие.

Первый говорит:

- И все - таки я убежден в том, что причастие – особая форма глагола, так как обозначает признак предмета по действию, образуется от глагола и имеет такие глагольные признаки, как вид, время, переходность, способность управлять зависимым словом. А краткие причастия являются в предложении сказуемым. Сторонников этой традиционной точки зрения много, и поэтому в школе ученики знакомятся с причастием как с особой формой глагола.

Другой ученый, внимательно выслушавший доказательство первого, ответил:

- По-моему, причастие – это вид прилагательного. Ведь они как близнецы похожи по своей форме. Их и в тексте трудно отличить друг от друга. Оба обозначают признак предмета, только прилагательное – постоянный, а причастие – признак предмета по действию. И изменяются одинаково: по числам, родам, падежам, согласуясь при этом с определяемым словом.

В спор вмешался третий ученый:

- Я считаю, что причастие – это самостоятельная часть речи. Глагол – это глагол, прилагательное – это прилагательное, а причастие – это причастие, хотя и содержит их признаки, уже давно стало самостоятельным.

И вдруг Володя увидел своего отца, который решил высказать свою точку зрения:

- Я поддерживаю тех ученых, которые делят все части речи на главные, первичные (существительное, глагол, прилагательное, наречие), и вторичные (местоимение, числительное, причастие, деепричастие). Первичные части речи имеют свои, только им присущие признаки. А вторичные не имеют своих собственных признаков, а совмещают в себе признаки двух или более частей речи. Так и причастие. Его постоянные признаки – глагольные, а непостоянные – признаки прилагательного.

Случайно один из присутствовавших в зале заметил Володю и обратился к нему с вопросом:

- А как вы считаете, молодой человек?..


Такой же вопрос задаю учащимся. После небольшого обсуждения предлагаю провести деловую игру « Совет ученых»

Знакомлю с вопросами (5-7 дней до урока). Чтобы осветить все вопросы достаточно полно, учащиеся делятся на группы и выбирают для основательного исследования один из вопросов. Выбор вопроса свободный.

Даю учащимся следующую целевую установку: создать новый лингвистический текст, который должен представлять собой рассуждение- доказательство. Он должен содержать в качестве исходного тезиса одну из предложенных точек зрения и расширенную систему доказательств. «Ложность» остальных трех точек зрения будет доказываться в ходе дальнейшего обсуждения.

В течение 2-3 дней, подбирая литературу, учащиеся могут перейти из одной группы в другую. В течение всех дней подготовки консультирую учащихся, помогаю подобрать литературу, даю консультации по отбору материала, помогаю продумать вопросы.

Группы обобщают собранный материал, составляют ответ, продумывают форму своего выступления: может выступать один представитель от группы или все члены группы, поделив материал.


Вопросы к уроку.



        1. Причастие - самостоятельная часть речи ( М.В. Ломоносов, Д.Н. Овсянико- Куликовский, Н. М. Шанский).

        2. Причастие - отглагольное прилагательное (Н.И. Греч, А.Х. Востоков, В.Г. Белинский, Ф.И. Буслаев, Ф.Ф.Фортунатов).

        3. Причастие – особая форма глагола (И. И. Давыдов, Л.В. Щерба, М.В. Панов).

        4. Причастие-гибридная форма (В.В. Виноградов, В.В. Бабайцева, ).


Ход урока


1.Вступительное слово учителя о том новом, что предстоит узнать на уроке.


11. Защита выбранных точек зрения.



Выступление группы 1


В споре о том, что такое причастие, мы присоединяемся к мнению ученых, которые считают, что причастие – особая форма глагола.

Какие доказательства мы можем привести в защиту своей точки зрения?

Во - первых, причастия образуются от глаголов, поэтому на первом месте в определении стоит именно « форма глагола», а затем только указывается на то, что она обозначает. Причастие имеет то же лексическое значение, что и предикативные формы глагола. Сравните: опоздал – опоздавший; развевается - развевающийся.

Во- вторых, причастия сохраняют некоторые глагольные грамматические значения, характеризующие называемый признак как процесс, действие. Помним, что глагол обозначает процессуальный, изменяющийся во времени признак. Так, причастие имеет значение вида ( делавший - сделавший), залога (нарисовавший- нарисованный), времени ( поющий- певший).

Когда мы характеризуем морфологические признаки причастия, сначала мы говорим о постоянных глагольных признаках, а уж потом о признаках прилагательного - непостоянных.

В- третьих, причастия сохраняют синтаксические свойства предикативных форм. Они могут иметь при себе пояснительные слова в тех же грамматических формах. Сравните: опоздал вчера на урок - опоздавший вчера на урок. Краткие причастия в предложении выполняют роль сказуемого (Цветок сорван).

Следовательно, причастие - особая форма глагола.


Вопрос к выступающим. Что такое форма слова? Мы все хорошо знаем, что форма слова – это видоизменения слов, которые отличаются только грамматическими значениями. Если причастие - особая форма глагола, то почему мы не изучаем причастия вместе с глаголом в разделе «Глагол»?


Ответ. Точного ответа мы дать не можем. Наверно, потому, что причастие имеет еще и признаки прилагательного.


Вопрос к выступающим. Если причастие, как вы сказали, имеет и признаки прилагательного, почему вы все-таки считаете, что это форма глагола?


Ответ. В своем выступлении мы отметили, что глагольные признаки - постоянные, а признаки прилагательного – непостоянные. Следовательно, глагольные признаки «сильнее».


Выступление группы 2


Наща группа считает, что причастия ближе к прилагательному, потому что оно описывает предмет, как и прилагательное , но только по действию.

1) Жёлтый (лист). По лексическому значению - значение цвета; по грамматическому - признак предмета.

Жёлтый лист уже не изменит цвета, это его постоянный признак.

Слово жёлтый непроизводное, оно не образовано от глагола.

Вывод: слово жёлтый прилагательное.

2) Желтеющий лист – тот, который сейчас желтеет, т. е. это признак непостоянный, признак по действию, которое совершает предмет.
Слово желтеющий производное, оно образовано от глагола желтеть, т.е. становиться жёлтым.
Вывод: слово жёлтый причастие.

Причастие придает предметам еще более колоритную окраску, как бы оживляющую, как и прилагательное. Это свойство причастий широко используется в художественной литературе. Картины природы, портретные характеристики, внутренние переживания героев очень часто передаются писателем через причастия. Вот, например, картина прилета лебедей, описанная И. Соколовым-Микитовым: «Засев однажды в шалаш, уютно устроившись, я был удивлен необычайным и еще невиданным мною чудесным зрелищем. Многочисленная стая лебедей, возвращавшихся на север с далекого юга, стала кружить над разливом. Я видел освещенные зарею распахнутые розовые крылья, длинные вытянутые шеи, слышал их голоса…. Еще никогда не видел я такой чудесной, почти сказочной картины… Разумеется, я забыл о ружье и любовался невиданным зрелищем, напоминавшим мне дивные пушкинские сказки.»


Мы обратили внимание не только на содержание, но и на форму причастия, поскольку оно своим «внешним видом» действительно напоминает прилагательное: изменяется по

1) родам (лист (какой?) желтеющий

трава (какая?) желтеющая

поле (какое?) желтеющее);


2) числам ( колос (какой?) желтеющий, колосья (какие?) желтеющие);


3) падежам (Им. п. (кто? что?) – лист (какой?) желтеющий

Род. п. (кого? чего?)- листа ( какого?) желтеющего

Дат . п. (кому? чему? )-листу (какому?) желтеющему

Вин. п.( кого? что?) - лист (какой?) желтеющий

Твор. п .( кем? чем?) - листом (каким?) желтеющим

Предл. П. (о ком? о чем?) – о листе (каком?) желтеющем


Вопросы, которые мы задаем прилагательным и причастиям, тоже одинаковые: лист (какой?) желтый, лист (какой?) желтеющий.

В предложении полные причастия (а их значительно больше, чем кратких) выполняют роль определения. Это происходит потому, что причастия, в отличие от глагола, не имеют значения наклонения и поэтому не могут выступать в предложении в роли сказуемого. Отсутствие этого значения указывает, что причастие обозначает действия дополнительные, второстепенные по отношению к сказуемому, выраженному глаголом. Рассмотрим предложение.


Люблю дымок спаленной жнивы, в степи ночующий обоз и на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.


Возьмём причастия: спалённой, ночующей, белеющих.

1) Причастие спалённой относится к слову жнивы, отвечает на вопрос жнивы какой? Т.е. той, которую спалили, обозначает признак предмета по его действию, следовательно, это определение.

2) Причастие ночующий относится к слову обоз, отвечает на вопрос обоз (какой?) Т.е. тот, который ночует, обозначает признак предмета по его действию, следовательно, это определение.
3)Причастие
белеющих относится к слову берёз, отвечает на вопрос берёз (каких?) Т.е. тех, которые белеют, обозначает признак предмета по его действию, следовательно, это определение.


Причастия в краткой форме, как и краткие прилагательные, в предложении выполняют роль сказуемого.

У лисы зубки остры.

Объявление сорвано.


Мы считаем, что признаков прилагательного у причастия больше, чем глагольных. Но причастие образуется от основы глагола и совмещает в себе морфологические признаки не только прилагательного, но и глагола, поэтому мы относим причастие к отглагольным прилагательным.


Вопрос к выступающим. Я не могу согласиться с вашей точкой зрения, так как признаки прилагательного непостоянные.


Выступление группы 3


Наша группа считает, что причастие, хотя и содержит признаки прилагательного и глагола, давно уже стало самостоятельной частью речи.

От глагола причастие взяло такие грамматические значения, которые характеризуют называемый признак как процесс, действие:

1) вид (совершенный, несовершенный);

2) залог;

3) время (настоящее и прошедшее);

4) возвратность;

5) переходность;

6) способность управлять зависимыми словами.

Образуется причастие также от глагола.

От прилагательного причастие переняло свои непостоянные признаки:

1) род,

2) число,

3) падеж.

Как и прилагательное, причастие в предложении является определением или сказуемым (в краткой форме).

Перечислив морфологические и синтаксические признаки , особое внимание в своей работе мы уделили образованию причастий. Всем нам известно, что каждая часть речи имеет суффиксы, встречающиеся только у данной части речи. Причастия образуются от основы глагола при помощи суффиксов -ущ-, ( -ющ-), -ащ- , (-ящ-) , -ем- (-ом-), -им-, - вш -,– ш-, -енн-, -нн-, -т-.

Такие суффиксы мы не встретим больше ни у одной части речи. Это яркий морфемный признак причастий.

При помощи этих суффиксов в причастиях выражается значение залога. По залоговому значению различаются действительные и страдательные причастия. Действительные причастия имеют значение активного действия («производящий действие»). Они обозначают процессуальный признак предмета, который сам совершает действие. Страдательные причастия имеют значение пассивного действия («испытывающий действие»). Они обозначают процессуальный признак предмета, который подвергается действию со стороны другого предмета. Например, фонарь, освещающий улицу и улица, освещаемая фонарем.

Грамматическая категория залога есть и у глагола. Она выражает направленность действия на предмет, названный подлежащим. В русском языке принято выделять две формы залога: действительный залог и страдательный залог.

Глаголы действительного залога не содержат указания на то, что действие направлено на предмет, названный подлежащим. Значение действительного залога выражается у этих глаголов отсутствием постфикса – СЯ.

Глаголы страдательного залога указывают, что действие направлено на предмет, названный подлежащим. Значение страдательного залога выражается у этих глаголов с помощью постфикса –СЯ.

Теперь мы видим, что значение залога у глагола и причастий выражается по- разному: у причастий – при помощи суффиксов, у глаголов значение залога зависит от наличия или отсутствия постфикса – СЯ.

Так как у причастия есть свои отличительные признаки (суффиксы, категория залога, которая выражается при помощи суффиксов), мы считаем , что причастие можно отнести к самостоятельным частям речи.


Вопрос к выступающим. Я считаю, что если причастия образуются от глаголов, то мы должны их рассматривать как формы глагола.

Ответ. Я не согласна, потому что от глаголов могут образовываться не только причастия, но и другие части речи. Например, существительное бег образовано от глагола бегать бессуффиксным способом. Мы же слово «бег» не рассматриваем как форму глагола, хотя у этих слов лексическое значение совпадает.



Выступление группы 4


Нашей группе нужно было доказать, что причастие – это гибридная форма. Рассматривая данный вопрос, мы пришли к выводу, что правы те ученые, которые поделили все части речи на первичные и вторичные, хотя раньше мы об этом и не подозревали. В начале своего выступления мы хотели бы всех познакомить с данной точкой зрения.

Автором этой классификации является профессор Л.Д. Чеснокова (см.: Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991; )

Рассмотрим сущность этой классификации.

Все слова русского языка делятся на знаменательные (самостоятельные) и служебные части речи. Внутри знаменательных слов происходит деление на первичные и вторичные части речи.

К первичным частям речи относятся: имя существительное, имя прилагательное, глагол и наречие.

Эти части речи отличаются набором специфических для них грамматических признаков: общим грамматическим значением, морфологическими и синтаксическими свойствами. Это означает, что специфические признаки существительного не повторяются ни в прилагательном, ни в глаголе, ни в наречии; а специфические признаки прилагательного не повторяются ни в наречии, ни в глаголе, ни в существительном; отличительные же признаки глагола не повторяются ни в существительном, ни в прилагательном, ни в наречии и т.д.

Имя числительное, местоимение, причастие, деепричастие, слова категории состояния называются вторичными частями речи, поскольку объединяют в том или ином соотношении свойства первичных частей речи.

Так, в количественных числительных объединяются признаки имени существительного и имени прилагательного, но при этом имеют место специфические черты имени числительного, которых нет в существительном и прилагательном. О синкретизме местоимения свидетельствует классификация местоимений по соотношению с другими частями речи, в которой выделяются местоимения-существительные, местоимения-прилагательные, местоимения-числительные, местоимения-наречия. Известно, что признаки причастий рассматриваются в сопоставлении с признаками глагола и прилагательного. Слова категории состояния образуются от кратких прилагательных и наречий на -о, имен существительных и изредка причастий.

Повторим, что деление частей речи на первичные и вторичные происходит внутри знаменательных слов.

Данная классификация изложена в школьном учебном комплексе под редакцией Л.Д. Чесноковой и В.В. Бабайцевой.


В самом деле, самостоятельной частью речи причастие назвать нельзя, так как слишком сильна его связь с глаголом и прилагательным и трудно определить, какая часть речи имеет больше прав на причастие.

Сравним:

1) причастие по форме очень похоже на прилагательное, но образуется от глагола;

2) причастие обозначает признак предмета, но по действию;

3)причастие имеет постоянные глагольные признаки, но и непостоянные признаки прилагательного;

4) в предложении является определением, но в краткой форме – сказуемым.


Получается, что и глагол и прилагательное имеют равные права на причастие. И поэтому, чтобы избежать спора, назовем причастие гибридной (вторичной) частью речи, совмещающей признаки глагола и прилагательного.


Вопрос к выступающим. Так все-таки причастие – это вторичная часть речи или форма глагола?


Ответ. Это очень сложный ответ. Сегодня мы услышали четыре точки зрения на причастие. Я считаю, что все по – своему правы. Нельзя категорически называть причастие особой формой глагола или вторичной частью речи.


Ответ. Мне ближе последняя точка зрения, что причастие-это гибрид, потому что оно содержит в себе как действие, так и признак. Они существуют не отдельно друг от друга, а в какой-то единой форме, какой и является причастие.


III. Подведение итогов урока


Учитель.

1. Благодарит за работу, просит высказать своё мнение по содержанию урока.

2.Отмечает, что знакомство учащихся с разными лингвистическими подходами к трактовке причастия расширило знания учащихся, но основным определением причастия в щколе будет считаться определение, данное в учебнике.

3. Просит обсудить и оценить работу каждого члена в группе по пятибалльной системе. При оценивании необходимо учитывать не только работу на уроке, но и подготовку к нему.


Список литературы

1. Л.Д. Чеснокова. Русский язык. Трудные случаи морфологического разбора. М., 1991

2. Н. С. Балак. Использование лингвистического текста при изучении причастия. Русский язык в школе. 1995, №5.


Полный текст материала Урок русского языка по теме "Причастие в системе частей речи" для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бахматова Ольга Геннадьевна  slovesa
24.10.2012 0 4704 551

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК