Урок-исследование на тему: «Живой любовью согретый» мир души ребенка"
Гаврик Любовь Борисовна,
учитель русского языка
и литературы МОУ средняя
общеобразовательная школа
с углубленным изучением
отдельных предметов №10
Автор: В. П. Астафьев
Произведение : рассказ «Ангел-хранитель»
Вид: урок получения новых знаний и умений.
Тип: урок-исследование.
Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка.
Эпиграф:
Бабушка, бабушка!
Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить
Тебя в памяти, рассказать о тебе людям.
В. П. Астафьев.
Цели урока:
Обучающая:
сделать идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя.
Развивающая:
развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала,
стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения,
развивать речь.
Воспитывающая:
способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку.
Методические задачи:
применение исследовательского метода в групповой работе
организация работы по проблемным вопросам в группе,
формирование коммуникативных навыков у учащихся.
№ |
Содержание этапов урока |
№ |
Методы и формы учебной деятельности |
1 |
Оргмомент
|
1 |
Слово учителя. Работа с презентацией |
2 |
Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний |
2 |
Фронтальная форма познавательной работы. Реализация домашнего задания |
3 |
Организация групповой работы
|
3 |
Выразительное чтение по ролям. Рефлексия |
4 |
Усвоение новых знаний. Реализация полученных знаний |
4 |
Составлению лингвистического словаря произведения |
5 |
Закрепление и обобщение новых знаний |
5 |
Работа в группе по созданию образовательного продукта |
6 |
Информирование учащихся о домашнем задании |
6 |
Мотивационное домашнее задание. Демонстрация видеофильма |
План урока:
Подготовка к уроку:
Учащиеся:
прочтение текста рассказа В. П. Астафьева «Ангел-хранитель»
написание отзыва о рассказе в читательском дневнике
написание сочинения по воспоминаниям дедушек или бабушек о жизни сибиряков перед войной
составление лингвистического словаря произведения
подготовка выразительного чтения по ролям фрагментов рассказа.
Учитель:
создание компьютерной презентации «Рожденный Сибирью»
отбор видеоматериала и музыкального сопровождения
распределение учащихся по творческим группам: «Лингвисты», «Аналитики», «Чтецы»,»Эксперты», «Теоретики»
подготовка раздаточного материала для творческих групп
собрание лингвистических словарей Красноярского края.
Оформление доски:
портрет писателя В. П. Астафьева
тема урока, эпиграф
экран и проектор
магнитофон
рисунки учащихся к произведению.
Ход урока.
1.Оргмомент
2.Мотивационное начало урока.
Слово учителя. Демонстрация презентации «Рожденный Сибирью».
Современная литература богата любимыми именами, но для нас, сибиряков, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого.
Интерес к Астафьеву – личный интерес огромного числа наших современников. Каждое его произведение делалось общественным событием, его произведения изучают в школе. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И тем не менее книги Астафьева не залеживаются в магазинах, а книги о нем – вообще невозможно достать.
Лично мне кажется, что ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые будит он в нас, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы
И ты стараешься строже жить. Задумываешься над словом, над совершенным поступком. Откуда в нем это? Из детства. «Все мы родом из детства»,-сказал классик. И это так.
В произведениях Астафьева отразилась почти вся биография писателя. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка»,-напишет Астафьев в «Звездопаде».
Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие часы, дни, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она останется в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением…
В одном из очерков Астафьев написал: «Если бы мне было дано повторить жизнь,- я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат… И лишь одно я бы попросил у своей судьбы - оставить со мною маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…»
Не будь сиротства, Астафьев бы и «Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге как в большущей сибирской избе всю свою родню. Всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, его читателей, воспоминаниями о своем детстве.
Давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь
3. Организация групповой работы «Лингвистов», «Аналитиков», «Теоретиков», «Чтецов», «Экспертов».
Выдача раздаточного материала. Постановка задач группам.
Время для самостоятельной работы -10-15минут.
Реализация творческого задания групп.
Слово учителя.
Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, вошел в сборник «Последний поклон», который создавался в течение долгих 20 лет. Это рассказ «Ангел-хранитель». Он имеет ярко выраженный автобиографический характер.
Вопрос «Теоретикам» :
- Как вы понимаете выражение «автобиографический рассказ» ?
- Понравился ли вам этот рассказ?
- Что запомнилось больше всего?
- Как вы определите тему рассказа?
- На какие части вы бы разделили рассказ? Как называется этот ряд событий?
4.Творческое задание группе «Аналитиков»:
-
№
Распределите цепочку событий по порядку:
Продажа серёг – покупка продуктов
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода
Голодный 33 год.
Кеша с пайкой чуть не утонул
«Чёрненький лохматый комочек»
Хлеб кирпичом
Кольча вернулся с заработка
Шарика искусали сельские собаки
«Охотничьи страсти» Шарика
«Затяжная борьба между бабушкой и Шариком
Щенка кормят молоком
Каравай с «начинкой»
Дедушка заработал деньги
- Какие слова в рассказе показались трудными для понимания?
5.Реализация творческого задания группы «Лингвистов»: лингвистический словарь рассказа Астафьева «Ангел-хранитель».
В произведениях Астафьева слово устное и письменное сближены.Народная русская речь как современная, так и старинная, делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом. «Прошлое, - писал Гейне,- родина души человека.»
- Какое время описано в рассказе?
- Чем запомнился селянам этот год?
- Каким это время запомнилось жителям Красноярска?
- Что нового вы узнали о Красноярске и красноярцах перед войной?
6. Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек и дедушек учащихся о их жизни в 30-е гг прошлого века. Чтение двух лучших сочинений авторами.
- Как изменилась жизнь семьи Потылицыных в голодный 1933 год, описанная В. П. Астафьевым?
- Что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?
- Почему именно Кольче-младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки?
- Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?
Но вот закончилась мука из «Торгсина».И вот новое испытание выпадает на долю семьи Потылицыных.
7.Реализация творческого задания группы «Чтецы».
Чтение по ролям фрагмента со слов «Дед стоял с ножом в руке…» до «Только хотела я как лучше…» Рефлексия.
- Как семья пережила этот обман?
- Какую «чуду» бог послал бабушке?
Чтение по ролям фрагмента от «Тащусь я это у домов отдыха…» до «Ангел-спаситель явился…» Рефлексия.
- Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика?
- Какие смешные истории вы можете рассказать о Шарике?
- На чем основан комизм этих эпизодов?
Чтение по ролям фрагмента со слов «Между Шариком и бабушкой шла постоянная затяжная борьба…» до «Он всё равно улавливал свой момент…» Рефлексия.
- Кто и почему назвал Шарика «Ангелом-спасителем», «знамением»?
- Кто, на ваш взгляд, на самом деле Ангел-хранитель в рассказе? Почему?
- Как вы думаете, что может означать выражение «Ангел - хранитель»?
Живой, любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны проходит через весь рассказ. Давайте послушаем связный рассказ о бабушке, подготовленный творческой группой.
8. Реализация творческого задания группы «Аналитиков».
Задание группе «Аналитиков»:
Составьте связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.
-
1
Портрет бабушки:
2
Речевая характеристика:
3
Отношение бабушки к людям:
4
Отношение сельчан к героине:
5
Отношение бабушки к внуку Витьке:
6
Как всё это характеризует героиню:
Перед читателем в рассказе встает правдивый образ старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство, через жизненные невзгоды. Память писателя воскрешает и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.
- Так какая на ваш взгляд главная мысль в рассказе?
9.Слово учителя.
Лучшие страницы своей книги «Последний поклон», куда и вошел рассказ «Ангел - хранитель», Астафьев посвятил тому, кто с детства формировал его мировоззрение, - Екатерине Петровне Потылицыной. Запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она несет в дом брошенного щенка, обманул ее внук, но пряничного коня с розовой гривой она ему все же купила.
Через бабушку, дедушку, дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах общинную русскую традицию, здоровые земные корнги, красоту и суровость родной сибирской земли.
Доброта, взаимопомощь, любовь, жертвенность – вот то светоносное начало, которое дает жизнь душе ребенка.
Долг свой перед бабушкой («Рассказать о тебе людям…») писатель Астафьев выполнил. Его согревала надежда на то, «что люди, которым я рассказывал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя…».
10. Домашнее задание:
написать сочинение о своих бабушке или дедушке..
11. Показ фрагмента фильма «Последний поклон. Памяти В. Астафьева»
Список использованной литературы.
[1] Панченко А. Образ старости в русской крестьянской культуре. Отечественные записки. 2005. № 3. http://www.strana-oz.ru/ ?numid=24&article=1078.
[2] Прокопьева Н. Старуха // Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, 2005.
[3] Яновский Н. Виктор Астафьев. М.: Советский писатель, 1982. С. 160.
Фотоальбом.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврик Любовь Борисовна
→ lugavrik 01.11.2012 0 2406 542 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.