Урок-исследование на тему: «Живой любовью согретый» мир души ребенка"


Гаврик Любовь Борисовна,

учитель русского языка

и литературы МОУ средняя

общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов №10


Автор: В. П. Астафьев

Произведение : рассказ «Ангел-хранитель»


Вид: урок получения новых знаний и умений.


Тип: урок-исследование.


Тема урока: «Живой любовью согретый» мир души ребенка.


Эпиграф:


Бабушка, бабушка!

Виноватый перед тобою, я пытаюсь воскресить

Тебя в памяти, рассказать о тебе людям.

В. П. Астафьев.


Цели урока:


Обучающая:

сделать идейно-художественный анализ рассказа В. П. Астафьева, формируя навыки работы с эпическим текстом, языком писателя.


Развивающая:

развивать читательские интересы учащихся, способствовать формированию аналитического мышления и эмоционального потенциала,

стимулировать развитие интеллектуальных навыков анализа, синтеза, обобщения,

развивать речь.


Воспитывающая:

способствовать процессу духовного развития, формированию устойчивых ценностных ориентаций, воспитывать любовь и уважение к малой родине, родному языку.


Методические задачи:

применение исследовательского метода в групповой работе

организация работы по проблемным вопросам в группе,

формирование коммуникативных навыков у учащихся.

Содержание этапов урока

Методы и формы учебной деятельности

1

Оргмомент


1

Слово учителя. Работа с презентацией

2

Подготовка учащихся к активному сознательному усвоению знаний

2

Фронтальная форма познавательной работы. Реализация домашнего задания

3

Организация групповой работы


3

Выразительное чтение по ролям. Рефлексия

4

Усвоение новых знаний. Реализация

полученных знаний

4

Составлению лингвистического словаря произведения

5

Закрепление и обобщение новых знаний

5

Работа в группе по созданию образовательного продукта

6

Информирование учащихся о домашнем задании

6

Мотивационное домашнее задание. Демонстрация видеофильма

План урока:




Подготовка к уроку:



Учащиеся:

  1. прочтение текста рассказа В. П. Астафьева «Ангел-хранитель»

  2. написание отзыва о рассказе в читательском дневнике

  3. написание сочинения по воспоминаниям дедушек или бабушек о жизни сибиряков перед войной

  4. составление лингвистического словаря произведения

  5. подготовка выразительного чтения по ролям фрагментов рассказа.

Учитель:

  1. создание компьютерной презентации «Рожденный Сибирью»

  2. отбор видеоматериала и музыкального сопровождения

  3. распределение учащихся по творческим группам: «Лингвисты», «Аналитики», «Чтецы»,»Эксперты», «Теоретики»

  4. подготовка раздаточного материала для творческих групп

  5. собрание лингвистических словарей Красноярского края.




Оформление доски:



  1. портрет писателя В. П. Астафьева

  2. тема урока, эпиграф

  3. экран и проектор

  4. магнитофон

  5. рисунки учащихся к произведению.






Ход урока.


1.Оргмомент



2.Мотивационное начало урока.


Слово учителя. Демонстрация презентации «Рожденный Сибирью».

Современная литература богата любимыми именами, но для нас, сибиряков, имя Виктора Петровича Астафьева особенно дорого.

Интерес к Астафьеву – личный интерес огромного числа наших современников. Каждое его произведение делалось общественным событием, его произведения изучают в школе. Трудно найти язык, на который не были бы переведены его произведения. Они издаются большими тиражами и в нашей стране и во многих других странах. И тем не менее книги Астафьева не залеживаются в магазинах, а книги о нем – вообще невозможно достать.

Лично мне кажется, что ни у одного писателя современности не найти такого яркого и ясного, как у Астафьева, понимания национальных, моральных норм, которые никогда не устаревая, входят в нашу душу, формируют ее, учат ценить абсолютные ценности. И любим мы Астафьева за те добрые чувства, которые будит он в нас, за ту несравненную художественную радость, которую получаем, читая его, за то, что он входит в нашу жизнь, как необходимость, как грусть, как счастье, как негодование, как слезы

И ты стараешься строже жить. Задумываешься над словом, над совершенным поступком. Откуда в нем это? Из детства. «Все мы родом из детства»,-сказал классик. И это так.

В произведениях Астафьева отразилась почти вся биография писателя. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка»,-напишет Астафьев в «Звездопаде».

Ему не было еще и семи лет, когда он потерял мать. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие часы, дни, о которых напишет книги, и в каждой из них он помянет свою мать. Она останется в его жизни светлой тенью, воспоминанием, прикосновением…

В одном из очерков Астафьев написал: «Если бы мне было дано повторить жизнь,- я бы выбрал ту же самую, очень насыщенную событиями, радостями, победами, поражениями, восторгами и горестями утрат… И лишь одно я бы попросил у своей судьбы - оставить со мною маму. Ее мне не хватало всю жизнь, и особенно остро не хватает сейчас…»

Не будь сиротства, Астафьев бы и «Последний поклон» не так написал. Но он собрал в этой книге как в большущей сибирской избе всю свою родню. Всех земляков, чтобы согреться возле них и согреть нас, его читателей, воспоминаниями о своем детстве.

Давайте вглядимся в лица дорогих и близких сердцу писателя людей, к которым он сохранил благодарную память на всю жизнь


3. Организация групповой работы «Лингвистов», «Аналитиков», «Теоретиков», «Чтецов», «Экспертов».

Выдача раздаточного материала. Постановка задач группам.

Время для самостоятельной работы -10-15минут.


Реализация творческого задания групп.


Слово учителя.

Рассказ, о котором мы сегодня будем говорить, вошел в сборник «Последний поклон», который создавался в течение долгих 20 лет. Это рассказ «Ангел-хранитель». Он имеет ярко выраженный автобиографический характер.

Вопрос «Теоретикам» :

- Как вы понимаете выражение «автобиографический рассказ» ?


- Понравился ли вам этот рассказ?


- Что запомнилось больше всего?

- Как вы определите тему рассказа?

- На какие части вы бы разделили рассказ? Как называется этот ряд событий?


4.Творческое задание группе «Аналитиков»:


Распределите цепочку событий по порядку:


Продажа серёг – покупка продуктов
Воспоминания о смерти матери.
Витя ослабел от голода
Голодный 33 год.
Кеша с пайкой чуть не утонул
«Чёрненький лохматый комочек»
Хлеб кирпичом
Кольча вернулся с заработка
Шарика искусали сельские собаки
«Охотничьи страсти» Шарика
«Затяжная борьба между бабушкой и Шариком
Щенка кормят молоком
Каравай с «начинкой»
Дедушка заработал деньги


- Какие слова в рассказе показались трудными для понимания?





5.Реализация творческого задания группы «Лингвистов»: лингвистический словарь рассказа Астафьева «Ангел-хранитель».


В произведениях Астафьева слово устное и письменное сближены.Народная русская речь как современная, так и старинная, делает рассказ исторически достоверным источником знаний о деревенском прошлом. «Прошлое, - писал Гейне,- родина души человека.»


- Какое время описано в рассказе?


- Чем запомнился селянам этот год?


- Каким это время запомнилось жителям Красноярска?

- Что нового вы узнали о Красноярске и красноярцах перед войной?


6. Реализация домашнего задания: сочинение-воспоминание бабушек и дедушек учащихся о их жизни в 30-е гг прошлого века. Чтение двух лучших сочинений авторами.


- Как изменилась жизнь семьи Потылицыных в голодный 1933 год, описанная В. П. Астафьевым?


- Что предприняла бабушка, чтобы преодолеть голод?


- Почему именно Кольче-младшему поручила бабушка пойти в город и продать золотые сережки?


- Как бабушка переживала расставание с золотыми серёжками, памятью о дочери?


Но вот закончилась мука из «Торгсина».И вот новое испытание выпадает на долю семьи Потылицыных.


7.Реализация творческого задания группы «Чтецы».


Чтение по ролям фрагмента со слов «Дед стоял с ножом в руке…» до «Только хотела я как лучше…» Рефлексия.


- Как семья пережила этот обман?


- Какую «чуду» бог послал бабушке?


Чтение по ролям фрагмента от «Тащусь я это у домов отдыха…» до «Ангел-спаситель явился…» Рефлексия.


- Что изменилось в жизни мальчика с появлением Шарика?


- Какие смешные истории вы можете рассказать о Шарике?

- На чем основан комизм этих эпизодов?


Чтение по ролям фрагмента со слов «Между Шариком и бабушкой шла постоянная затяжная борьба…» до «Он всё равно улавливал свой момент…» Рефлексия.


- Кто и почему назвал Шарика «Ангелом-спасителем», «знамением»?


- Кто, на ваш взгляд, на самом деле Ангел-хранитель в рассказе? Почему?


- Как вы думаете, что может означать выражение «Ангел - хранитель»?


Живой, любовью согретый и любовью одаривающий образ бабушки Катерины Петровны проходит через весь рассказ. Давайте послушаем связный рассказ о бабушке, подготовленный творческой группой.


8. Реализация творческого задания группы «Аналитиков».


Задание группе «Аналитиков»:

Составьте связный рассказ о бабушке Катерине Петровне, включив в него цитаты, свои наблюдения, выводы.

1

Портрет бабушки:

2

Речевая характеристика:

3

Отношение бабушки к людям:

4

Отношение сельчан к героине:

5

Отношение бабушки к внуку Витьке:

6

Как всё это характеризует героиню:

Перед читателем в рассказе встает правдивый образ старой деревенской женщины, смело, решительно ведущей большое и не очень складное семейство, через жизненные невзгоды. Память писателя воскрешает и внешний облик, и отчетливо звучащий голос бабушки – то ласковый, то бранчливый, то песенный.


- Так какая на ваш взгляд главная мысль в рассказе?




9.Слово учителя.

Лучшие страницы своей книги «Последний поклон», куда и вошел рассказ «Ангел - хранитель», Астафьев посвятил тому, кто с детства формировал его мировоззрение, - Екатерине Петровне Потылицыной. Запало в душу Витьке бабушкино умение в тяжелый час поворачиваться к свету. Голодно в деревне, самим есть нечего, а она несет в дом брошенного щенка, обманул ее внук, но пряничного коня с розовой гривой она ему все же купила.

Через бабушку, дедушку, дядьев и теток своих постигал Астафьев в буднях, в работе, в заботах общинную русскую традицию, здоровые земные корнги, красоту и суровость родной сибирской земли.

Доброта, взаимопомощь, любовь, жертвенность – вот то светоносное начало, которое дает жизнь душе ребенка.

Долг свой перед бабушкой («Рассказать о тебе людям…») писатель Астафьев выполнил. Его согревала надежда на то, «что люди, которым я рассказывал о тебе, в своих бабушках и дедушках, в своих близких и любимых людях отыщут тебя…».


10. Домашнее задание:

написать сочинение о своих бабушке или дедушке..


11. Показ фрагмента фильма «Последний поклон. Памяти В. Астафьева»







Список использованной литературы.

[1] Панченко А. Образ старости в русской крестьянской культуре. Отечественные записки. 2005. № 3. http://www.strana-oz.ru/ ?numid=24&article=1078.

[2] Прокопьева Н. Старуха // Мужики и бабы. Мужское и женское в русской традиционной культуре. Иллюстрированная энциклопедия. СПб.: Искусство-СПБ, 2005.

[3] Яновский Н. Виктор Астафьев. М.: Советский писатель, 1982. С. 160.


Фотоальбом.




Полный текст материала Урок-исследование на тему: «Живой любовью согретый» мир души ребенка" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гаврик Любовь Борисовна  lugavrik
01.11.2012 0 2406 542

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК