Слайд 1
Кто не слыхал
его живого слова?
Кто в жизни с ним
не встретился своей?
Бессмертные творения
Крылова
Мы с каждым годом
любим всё сильней
М.Исаковский
#Valera#################################################V#a#l#e#r#a###########################################�9##��V#�YS##############�U#��U#########@U�#p`S#�`S#
Иван Андреевич Крылов и его басни.
( Урок-объяснение нового материала в 5 классе)
Учитель литературы МОУ Заволжского лицея г. Заволжска Ивановской области Сосина Ольга Викторовна.
Тема урока: знакомство с писателем и понятием басни.
Цели урока: - получить представление о личности И.А. Крылова;
- узнать, что такое и как устроена басня;
- развивать навыки выразительного чтения;
-расширять кругозор учащихся через знакомство с неизвестными баснями Крылова и
иллюстрированный рассказ о первом баснописце Эзопе
Этапы урока: объявление темы; формулирование целей урока; составление биографии писателя (с помощью слайда 2 и учебника); изучение основных компонентов басни (как пример—басня «Ворона и лисица»); физкультминутка; литературная игра на знание басен Крылова; выразительное чтение; дифференцированное домашнее задание, позволяющее проявить творческие способности.
Словарная работа: басня, мораль, аллегория, сатира, олицетворение, эзопов язык
При проведении урока используется проецирование слайдов через мультимедиа-проектор.
Ход урока:
Слайд №1 открывает урок.
Слово учителя. Кто изображён на картине известного русского художника Карла Брюллова? (ответы). Вот что сказал о Крылове поэт двадцатого века Михаил Исаковский (текст на слайде через щелчок)
Сегодня мы узнаем, как жил и работал Иван Андреевич Крылов, а также познакомимся с понятием басни. Это тема нашего урока (запись названия урока и темы в тетрадь). Какие цели мы должны перед собой поставить, чтобы писатель и его произведения запомнились надолго?
Ответы детей. (Узнать, как он жил, где учился, про что писал - совместная формулировка первой цели; узнать, из чего состоит басня - совместная формулировка второй цели; четвёртую формулирует учитель; третью можно не озвучивать в начале урока, она будет актуальной позже)
Слайд №2.
Ученикам предлагается записать этапы биографии писателя по мере их появления на экране. Последовательное их появление позволяет закрепиться биографическим сведениям о писателе
(желательно затем сравнить их с текстом учебника: Что ещё нового мы узнали об Иване Андреевиче Крылове?)
Слайд № 3.
Теория басни. Запись в тетради необходимых терминов:
Басня — это небольшой стихотворный рассказ, состоящий из двух частей:
1. Основное повествование.
2. Мораль – это поучительный вывод из основного повествования, который даётся в начале или в конце басни.
Гиперссылка на скрытый слайд № 5 (1. 2.) демонстрирует части басни на примере «Вороны и Лисицы»
Гиперссылки на скрытый слайд № 4 ( аллегорической , сатира, олицетворение, эзопов язык ) позволяют познакомиться с компонентами басни:
Аллегория — иносказание — изображение отвлечённого понятия через конкретный образ.
Например, в народной сказке хитрость изображена через образ лисы.
Сатира — злой смех, при помощи которого писатель изображает пороки общества, чтобы их исправить.
Например, И.А.Крылов через историю Вороны и Лисицы говорит о том, что нельзя верить всему, что тебе говорят.
Олицетворение—наделение человеческими качествами животных, оживление предметов, явлений природы,
Например, в стихотворении Ф.И.Тютчева оживают времена года:
Зима недаром злится. Прошла её пора.
Весна в окно стучится и гонит со двора…
Эзопов язык—умение замаскировать главную мысль
( по имени греческого баснописца Эзопа)
Гиперссылка на скрытый слайд № 12 ( ) нужна для знакомства с личностью Эзопа и иллюстрацией понятия «эзопов язык», кроме того, рисунок наглядно объясняет, почему в басне чаще всего герои — животные.
Е сли учитель считает объяснение компонентов басни и знакомство с личностью Эзопа на данном уроке неуместными, гиперссылка ( ) позволяет перейти сразу к литературной игре (слайду № 7).
Физкультминутка может проходить в обычной форме
либо (с гиперссылкой на скрытый слайд №6 ) в форме танц-минутки с весёлыми зверюшками. Здесь используется аудиозапись французской старинной песни в переводе Юрия Энтина «Танец утят»
Слайд № 7, 8.
Литературная игра по басням Крылова предлагается в двух частях:
1. Что это за басня? - по иллюстрации
Квартет
Лебедь, Щука и Рак
Мартышка и Очки
Мартышка и Зеркало
Слон и Моська
Волк и Ягнёнок
Волк на псарне
Стрекоза и Муравей
2. Узнаем героя по реплике.
В данном случае можно оценивать не только правильно названного героя, но и название басни
«Ты всё пела? Это дело:
Так поди же попляши!» (Муравей, «Стрекоза и Муравей»)
«А… (кто он?) в углу, припав за уксусным бочонком…трудится над курчонком» ( Кот Васька, «Кот и Повар»)
«Лишь были б жёлуди:
Ведь я от них жирею» (Свинья, «Свинья под дубом»)
«А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всём лесу у нас такой певицы нет!» (Петух, «Кукушка и Петух»)
«Я удавилась бы с тоски,
Когда б на неё хоть чуть была похожа» (Мартышка, «Мартышка и зеркало»)
Ответы даются тут же, что позволяет сразу проверить себя, а также получить новую информацию, что стимулирует интерес учеников к чтению других басен Крылова.
Слайд № 9.
Следующий этап урока — выразительное чтение басен.
Можно начать (по щелчку) чтение с иллюстрированной на слайде басни «Слон и Моська», а можно обратиться к текстам учебника. Три варианта чтения:
1. Выразительное чтение учителя.
2. Выразительное чтение подготовленных заранее учеников.
3. Выразительное чтение актёра (если есть соответствующие аудиозаписи)
Слайд № 10.
Подведение итогов урока.
1.С каким писателем познакомились? Что узнали о его жизни?
2. Каковы по жанру его главные произведения?
3. Кто первым начал писать басни ещё в Древней Греции?
4. Что такое басня? Как она устроена?
5. Назовите известные вам басни Крылова.
Выставление оценок.
Слайд № 11.
Домашнее задание состоит из двух частей:
1. Рассказ о Крылове с опорой на составленный в тетради конспект
2. Дифференцированное задание выразительного чтения басни наизусть: либо чтение индивидуальное, либо мини-спектакль по любимой басне с костюмами, декорациями - в группе. Индивидуально учится басня по учебнику («Свинья под Дубом», «Зеркало и Обезьяна», «Осёл и Мужик»). Если несколько учеников решили поставить мини-спектакль, они могут взять любую басню, так как помимо выразительного чтения наизусть им необходимо будет проявить навыки работы в группе, изобретательность и творчество в создании костюмов, декораций, скорректировать движение по сцене.
Использованные материалы:
Литература
1. С. Коваленко. Крылатые строки русской поэзии.— Москва, Современник, 1989.
2. Н.Яновский-Максимов. Сердцу дорогие приметы.— Москва, Просвещение,1972.
3. Русская литература 19-20 веков. Пособие для абитуриентов.— Москва, Русское слово, 2004.
4. История русской литературы 19 века. 1800-1830-е годы.— Москва, Просвещение, 1989.
Информационные сайты:
http://www.krugosvet.ru/articles/104/1010420/1010420a1.htm
http://www.peoples.ru/art/literature/poetry/oldage/ivan_krylov/index1.html
Сканированные иллюстрации из детских книг «Басни Крылова»
Перед показом презентации необходимо ознакомиться с разделом «Анимация. Настройка анимации», так как содержимое слайдов демонстрируется двумя способами:
автоматически («после предыдущего») и по щелчку мышью.
Автор: Сосина Ольга Викторовна
→ exbntkm1994 10.11.2009 20 29603 8523 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.