"Тургеневская девушка - какая она?" И.С. Тургенев "Ася" 8 класс
Кузьмина Лилия Владимировна
учитель русского языка и литературы
МБНОУ лицей № 22 города Белово
Иван Сергеевич Тургенев «Ася» (8 класс)
«Тургеневская девушка» - какая она?
Ход урока
I. Здравствуйте. Сейчас я расскажу вам одну историю.
(рассказ истории отношений И.С. Тургенева и П. Виардо под музыку Вангелиса)
Возможно, Полина Виардо была прообразом героинь произведений И.С. Тургенева, в том числе и Аси.
II. Сегодня мы поговорим об этом необычном образе. Я бы хотела, чтобы мы попытались воссоздать образ Аси.
- Что с этим образом связанное вам больше всего запомнилось? Какой вам показалась Ася? Какая она?
- Давайте попробуем воссоздать образ Аси с помощью музыки (Л.В. Бетховен, Ф. Шопен)
- Где Ася зазвучала для вас? (учащиеся озвучивают и комментируют свои предположения)
- Вам удалось тонко заметить ту музыку, которая звучит в Асе. Не случайно музыка сопровождает этот образ повсюду. Поэтому и нам удалось услышать его.
- Музыкальный образ создали, давайте попробуем сравнить с явлениями природы. Ведь для автора Ася неотделима от изображаемого пейзажа.
- Ася – натура очень колоритная. Давайте попробуем теперь соотнести её с цветом.
- А вот так увидели Асю художники, которые иллюстрировали эту повесть И.С. Тургенева, и современные фотографы
(показ слайдов)
- Но кроме того у автора Ася стоит рядом и с другими женскими образами в искусстве:
Ася
Галатея (Рафаэль) Татьяна Ларина (Пушкин)
Доротея (Гёте)
- С ними вы познакомитесь в будущем.
III. А теперь давайте попробуем сравнить впечатления от образа, который мы воссоздали с тем образом, который получится у каждого из вас в результате небольшого эксперимента.
Итак, эксперимент:
- Я вам даю определённое количество слов, а вы, закрыв глаза, попытаетесь представить себе какой-то образ:
Пронзительный взгляд
Лёгкость, ловкость
Спокойно просматривала
Желтоватое угасшее личико
Дышала быстро, вся дрожала
- Что вам представилось? (учащиеся называют представившиеся образы). Представлялись разные образы, но в чём-то они были похожи на Асю. Образ возник, но он получился неполный, т.к. это только отдельные слова.
- Чтобы создать полный образ, нужен текст. К нему и обратимся.
- Работать будете по группам (2-4 человека). Ваша задача: Выберете в тексте всё, что можно отнести к портретной характеристике (слова, словосочетания, предложения), но только самое яркое, интересное, существенное. На основе этого создайте небольшую портретную зарисовку в виде текста для художественного чтения. Подумайте, кто на вашем ряду представит эту характеристику.
1 ряд – гл. 4, 2 ряд – гл. 5, 3 ряд – гл. 16.
- Какая у каждого из вас получилась Ася? Похожи они?
Конечно, по отдельным фрагментам полно представить героиню практически невозможно. Этот образ создаётся всем текстом при помощи сюжетной линии, портретных зарисовок, авторского ассоциативного ряда, пейзажа и, главное, путём впечатлений автора-героя, влюблённого в Асю.
IV. Всё это создаёт образ, который называют «тургеневской девушкой». Запишем это.
- Слышали вы такое выражение? Л.Н. Толстой в одной из своих статей пишет: «Тургенев описал в своих романах тип девушки, как свой идеал, и если их не было в жизни, то они появились».
- Понятия «тургеневская девушка» в литературоведении не существует. Оно появилось на границе искусства и жизни. Это понятие вошло не только в литературную, но и в повседневную жизнь.
- Как же воспринимается этот образ в нашей повседневной жизни. Вот как это понятие, этот образ трактуется в Интернете. Постарайтесь уловить здесь черты «тургеневской девушки».
- Насколько всё это, на ваш взгляд, характерно для тургеневской Аси? И попробуйте сами сказать: «тургеневская девушка – какая она?»
- Я встретила и такое определение «тургеневской девушки»: «Тургеневская» девушка – это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую» девушку от простых женщин.
V. Но ведь этот образ, казалось бы, нарисован до XXII главы. И основные события в XXI главе тоже заканчиваются. Тогда зачем глава XXII? Вот одна только строчка:
…оно вспыхнуло с неудержимой силой лишь несколько мгновений спустя, когда, испуганный возможностью несчастья, я стал искать и звать ее... но тогда уже было поздно.
- Герой вспоминает мгновенье. Мгновение счастья, которое не может повториться, остаётся вечным.
- Может быть, и поэтому у меня, например, последняя глава повести ассоциируется с одним из стихотворений в прозе И.С. Тургенева «Стой!»
Стой!
Стой! Какою я теперь тебя вижу - останься навсегда такою в моей памяти!
С губ сорвался последний вдохновенный звук - глаза не блестят и не сверкают - они меркнут, отягощенные счастьем, блаженным сознанием той красоты, которую удалось тебе выразить, той красоты, вослед которой ты словно простираешь твои торжествующие, твои изнеможенные руки!
Какой свет, тоньше и чище солнечного света, разлился по всем твоим членам, по малейшим складкам твой одежды?
Какой бог своим ласковым дуновеньем откинул назад твои рассыпанные кудри?
Его лобзание горит на твоем, как мрамор, побледневшем челе!
Вот она - открытая тайна, тайна поэзии, жизни, любви! Вот оно, вот оно, бессмертие! Другого бессмертия нет - и не надо. В это мгновение ты бессмертна.
Оно пройдет - и ты снова щепотка пепла, женщина, дитя... Но что тебе за дело! В это мгновенье - ты стала выше, ты стала вне всего преходящего, временного. Это твое мгновение не кончится никогда.
Стой! И дай мне быть участником твоего бессмертия, урони в душу мою отблеск твоей вечности!
Ноябрь 1879
VI. Я бы хотела, чтобы для вас тема нашего урока не закончилась со звонком. Пусть мои впечатления и ощущения останутся с вами вместе с этим стихотворением (раздать текст стихотворения). Работу над повестью мы не заканчиваем. И пусть ваши раздумья продолжатся с теми произведениями и заданиями, которые я вам предлагаю. Выберите для выполнения одно из заданий.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Подумайте, почему действие повести происходит в Германии, на берегу Рейна? С какой целью вводится образ лунного столба, разбитого лодкой господина N.N.?
Как вы считаете, есть ли место в сегодняшней жизни «тургеневской девушке»? Почему?
Обратитесь к любой из повестей И.С. Тургенева «Первая любовь», «Вешние воды» и подготовьте рассказ о героине произведения, которую можно назвать «тургеневской девушкой».
*Попробуйте ответить на вопрос: почему автор сравнивает Асю с Татьяной Лариной, героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
VII. А теперь я хочу, чтобы вы вернулись к уроку и послушали себя с его начала и до конца и поделились со мной своими ощущениями и самооценкой. Ответьте, пожалуйста, на предложенные вопросы.
1. Что вы ощутили во время урока? (отметьте три качества)
Я сделал для себя открытие |
Удивление |
Интерес |
Недоумение |
|
|
|
|
Равнодушие |
Ждал(а) звонка |
Желание поспорить |
Что-то другое (напишите, что) |
|
|
|
|
2. Во время урока (отметьте степень проявления качества)
Я был активен
Я был пассивен |
Я понимал то, что обсуждали на уроке
Я не понимал то, что обсуждали на уроке |
Я легко выполнял задания по тексту
Я с трудом выполнял задания по тексту |
Я помог своей группе в подготовке ответа
Я не смог помочь своей группе в подготовке ответа |
3. Какие вопросы вы хотели бы задать после этого урока учителю (товарищу, родителям, самому себе)?
Иллюстрации в презентации
http://fashiony.ru (слайд 6, 7)
Музыка
(Людвиг ван Бетховен - Соната №14 "Лунная" 2 часть Allegretto, Фредерик Шопен - Осенний вальс, Вангелис - «Морская малышка»)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кузьмина Лилия Владимировна
→ Rusaya 14.01.2013 0 6304 855 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.