Презентация по литературе "Силы Света и Тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» "


Слайд 1
Слайд 2
Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Проблемы, поднятые в этом произведении, не устарели, они актуальны сегодня, они будут актуальны всегда.
Слайд 3
Основные персонажи романа “Мастер и Маргарита”: • Иешуа Га-Ноцри • Мастер • Понтий Пилат • Воланд • Маргарита Задача – воссоздать портрет каждого из них, выяснить систему возможных прототипов, рассмотреть их эволюции во взаимодействии с другими персонажами. Все это позволяет яснее представлять их роль в романе.
Слайд 4
Слайд 5
Представления о борьбе Света и Тьмы, Добра и  Зла так или иначе отражены в мифах самых  различных культур
Слайд 6
Ведь смысл нашего бытия и  заключён в беспредельном  деятельном  совершенствовании, а  материальные миры, по своему  назначению – поле становления  и творчества духа. Не  удивительно, что борьба сил  Света и Тьмы, Добра и Зла  выражается в стремлении  целенаправленно создавать и  перестраивать мировую  реальность по своим  принципам 
Слайд 7
Центральная проблема романа «Мастер и Маргарита» — это  проблема взаимодействия Света и Тьмы, Добра и Зла. Почему в  мире существует Зло, почему оно часто торжествует над  Добром? Как победить Тьму и возможно ли это вообще? Что есть  Свет для человека и что есть Тьма для него? Эти вопросы волнуют  каждого из нас, а для Булгакова они приобрели особую остроту  оттого, что вся его жизнь была искалечена, смята  торжествовавшей в его время и в его стране Тьмой.
Слайд 8
В трактовке образа Иисуса Христа как идеала нравственного  совершенства Булгаков отошел от традиционных, канонических  представлений, основанных на четырех  евангелиях и  апостольских посланиях…
Слайд 9
Бродяга­философ крепок своей наивной верой в добро, которую не могут  отнять у него ни страх наказания, ни зрелище вопиющей  несправедливости, чьей  жертвой становится он сам. Его неизменная вера  существует вопреки обыденной мудрости и наглядным уроком казни.  В житейской практике эта идея добра, к сожалению, не защищена… Иешуа на  крестном его  пути  сопровождает  Солнце ­  «привычный  символ жизни,  радости,  подлинного  света»,  «излучение  жаркой и  опаляющей  реальности»
Слайд 10
Мастер обладает всеми высокими нравственными  качествами, испытывая лишь недостаток, как и  сам  М. Булгаков, в практическом начале. Он податливо  проникается крайним отчаянием, а также свободно  возносится в самые выси. Его свободная личность равно  воспринимает и зло, и добро, оставаясь при этом собой… В этом обществе Мастеру нет места, несмотря на всю его  гениальность…
Слайд 11
У Булгакова и Мастера одна общая  трагедия ­ трагедия непризнания. В романе четко звучит мотив  ответственности и вины творческой  личности, которая идет на  компромисс с обществом и властью,  уходит от проблемы морального  выбора, искусственно изолирует себя,  чтобы получить возможность  реализовать свой творческий  потенциал. Но в отличие от Булгакова Мастер  не борется за свое признание, он  остается самим собой ­ воплощением  "безмерной силы и безмерной,  беззащитной слабости творчества." 
Слайд 12
Покой для Мастера и  Маргариты ­ очищение. А  очистившись, они могут  прийти в мир вечного  Света, в царство Божие, в  бессмертие. Покой просто  необходим таким  настрадавшимся,  неприкаянным и  уставшим от жизни  людям, какими были  Мастер и Маргарита. Покой ­ это и возможность  творчества, и  несбыточная  романтическая мечта  художника. 
Слайд 13
В  Понтии  Пилате  мы  видим  грозного  властелина,  перед  которым  все  трепещет.  Он  хмур,  одинок, бремя жизни  тяготит его…
Слайд 14
Пилат ­ носитель и олицетворение  “самого странного порока” –  трусости. Трусость в соединении с  ложью как источник  предательства, зависти, злобы и  других пороков, которые  нравственный человек способен  держать под контролем, ­  питательная среда деспотизма и  неразумной власти. «Значит,  изъяны великого общества,  очевидно, полагал и Булгаков,  зависят от степени страха,  владеющего гражданами».  «Человека умного, смелого и  благодетельного он (страх)  способен превратить в жалкую  тряпицу, обессилить и  обесславить. Единственное, что  может его спасти ­ внутренняя  стойкость, доверие к  собственному разуму и голосу  своей совести».
Слайд 15
Понтий Пилат и Иешуа Га­Ноцри  ведут дискуссию о человеческой  природе. Иешуа верит в наличие  добра в мире, в предопределенность  исторического развития, ведущего к  единой истине. Пилат убежден в  незыблемости зла, неискоренимости  его в человеке. Ошибаются оба. В финале романа они продолжают  на лунной дороге свой  двухтысячелетний спор, навечно их     сблизивший; так зло и добро          слились воедино в человеческой                  жизни. 
Слайд 16
…так кто ж ты,  наконец? ­ Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно  совершает благо.            Гёте. «Фауст»
Слайд 17
Булгаков  не  истолковывает  функцию  Воланда  традиционно  ­  т.  е.  собственно  отрицательную  силу,  собственно  силу  зла  на  земле.  В  этом  и  смысл  самого  эпиграфа  и  первой  части  романа  «Мастер  и  Маргарита».  Это  метафора  человеческой  противоречивости,  разрешение  которой  должно  утвердить  в  обществе  исторический  оптимум.  Даже  карающие  действия  «нечистой  силы»  сначала  дают  человеку  шанс  проявить  свою  порядочность.  Для  цельного  человека  сознание  чести  не  даст  переступить  черту,  за  которой  пошлость и тунеядство. И такого  человека  Воланд  и  его  свита  готовы  уважать.  Но  те,  кто  не  сумеет  выдержать  подобного  испытания, получат по заслугам.
Слайд 18
Воланд и его свита пытаются  энергией реальных людей  подключиться к пластам их  подсознания, в особенности к их  скрытым побуждениям. Но все они  совершенно пассивны в тех  случаях, когда люди сами могут  принимать решения. 
Слайд 19
Все, на что обращает свой взгляд  Воланд, предстает в своем  истинном свете. Воланд не сеет  Зло и Тьму, не внушает его, не  лжет, не искушает и потому не  предает. Он всего лишь  вскрывает зло, разоблачая,  сжигая, уничтожая то, что  действительно ничтожно. Воланд провоцирует истину,  доказывая ее от противного; с  Воландом встречаются лишь  «однобокие верующие». А сам  Дьявол призван восстановить  справедливость и равновесие  добрых и злых сил. В романе нет  посрамления сил безбожников, зла  или его торжества. Но «добро без  границ» тоже несет зло, насилие,  страдания. 
Слайд 20
В образе Маргариты ярко отражены  творческая смелость, дерзкий вызов  Булгакова устойчивым эстетическим  законам.      С одной стороны, в уста Маргариты  вложены самые поэтические слова о  Творце, о его бессмертии, о прекрасном  «вечном доме», который станет ему  наградой. С другой ­ ведь это именно  возлюбленная Мастера летает на  половой щетке над бульварами и  крышами Москвы, крушит оконные  стекла, запускает «острые когти» в ухо  Бегемота и называет его бранным  словом, просит Воланда превратить  домработницу Наташу в ведьму, мстит  ничтожному литературному критику  Латунскому, выливая ведра воды в ящики  его письменного стола. Трудно найти в  мировой литературе другое подобное  смешение стилей.
Слайд 21
«В Мастере и Маргарите»  Булгакову удалось выразить  «настоящую, верную, вечную  любовь», которые естественным  образом проясняет главную  мысль романа. Любовь  Маргариты и Мастера необычна,  вызывающа, безрассудна ­ и  этим как раз привлекательна. В  нее верится сразу и навсегда. «За  мной, читатель. и только за  мной, и я покажу тебе такую  любовь!».Булгаковская Маргарита  ­ символ женственности,  верности, красоты,  самопожертвования во имя  любви. Именно в любви  женщины, а не в себе черпает  силы мастер, вновь  возвращенный в свою квартиру в  арбатском переулке. 
Слайд 22
У Булгакова Маргарита  борется за свое счастье до  конца, готова на все, даже на  сделку с самим Сатаной…
Слайд 23
…любовь Маргариты на  редкость самоотверженна,  так может любить только  истинно земная женщина…
Слайд 24
Тьма, или Зло, по Булгакову, не в  имеющих власть, не в  правительстве, не в том или ином  социальном устройстве, а в людях, в  качестве массового человека данного  общества. Как же победить Зло и Тьму? Для  этого нужно прежде всего  утвердить в обществе торжество  принципа справедливости, то есть  неотвратимости разоблачения и  наказания непрофессионализма,  недобросовестности, подлости,  подхалимства, лжи. Однако это ещё  не будет конечным торжеством  добра. Чтобы Свет окончательно победил  Тьму, люди должны научиться  творить чудо человечности, нужен  “...акт милосердия, которое, в  отличие от понятной и доступной  человеку справедливости, остаётся  для человека и чудом, и тайной”

Полный текст материала Презентация по литературе "Силы Света и Тьмы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» " смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Нездолина Анна Викторовна  lights_out
12.11.2009 5 11959 4403

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК