Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры


Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся

посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.

Учитель МОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.


Сеем рожь, а косим лебеду,

Постоянно ищем виноватых.

Строим рай, а вертимся в аду,

Узнавая в ближних супостата.


Словоблудьем залита земля,

Каждый норовит в евангелисты

И к кормушке, чтобы опосля

Самому свернуть с тропы тернистой.


Плоть ликует, дух уничижён,

Суета перечеркнула вечность,

И страну десницею чужой

Волокут куда-то на увечье.


Наши души от тоскливых дум,

Обессилев, примирились с ложью,

Потому и сеем лебеду,

Называя сеяное рожью.

(Иеромонах Роман)







Научить другого – значит преобразить его,

открыть его самость для восприятия иного, другого, то есть

совершить в нём религиозный акт. Учитель в школе

будущего, прежде всего, человек религиозного акта,

глубинной внутренней жизни.

Ю. Коваль, русский писатель.




Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями, воспитанием помыслов. Нравственность определяется качеством поведения человека, это то, как человек живёт и действует. Духовная сущность человека формируется через мировоззрение. Мировоззрение, как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, то есть та её сторона, которая поддаётся педагогическому влиянию.

Духовно-нравственное воспитание как никогда сегодня является приоритетным. На это указывают и следующие факты:

  1. Указом Президента 2008 год объявлен Годом семьи (не только в школе, но и в семье формируются духовно-нравственные ценности);

  2. выбор главной темы шестнадцатых Международных Рождественских чтений – «Православные ценности и современное образование» - призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в школе;

  3. в статье «Духовной жаждою томимы…» («Наша школа»,№3 2006г.) методист ГМК г. Коврова Груздева Л.А. в соавторстве с заведующей библиотекой СОШ №10 Кулешовой Р.И. отмечает одним из аспектов духовного становления личности учащихся в приобщении детей, родителей и педагогов к изучению памятников русской культуры, в воспитании православной культуры.

Необходимо учитывать богатейшее наследие православной культуры, накопленное за десять веков, и литература может способствовать этому в первую очередь. Поэтому определяю своей целью формирование у детей духовно-нравственной сферы личности посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.

Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?

Тема «Христианство и литература» стала в последнее время одной из признанных и ведущих в отечественном литературоведении. Речь идёт и о христианских мотивах в творчестве писателей-классиков, и о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, и о диалогических отношениях писателей с Православной Церковью. Нужно учитывать и то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа находится на генетическом уровне и проявляется не только в том, что он изображает в произведении, но и в том, как он видит мир. Эта связь не может не просматриваться в особенностях поэтики русской классической литературы, национальный облик которой формировался под мощным тысячелетним воздействием православно-христианских ценностей.

Мировая литература неоднократно пыталась и пытается переосмыслить евангельские события. На уроках литературы оправданным будет и трактовка произведений в аспекте православной культуры, и изучение произведений на христианскую тему, сопоставление их, например:


Изучаемое произведение

С какими произведениями можно сопоставить

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

  • Евангелие

  • Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»

  • Ф. Достоевский «Легенда о великом инквизиторе»

  • Л.Андреев «Иуда Искариот»

Б.Пастернак «Доктор Живаго» (стихотворения Юрия Живаго)


  • Евангелие (от Матфея.XXYI. 36-46)

  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)


Ф. Достоевский «Братья Карамазовы» (мотив мученичества, искушения Ивана Карамазова, Алёши Карамазова)

  • Евангелие (от Матфея.XXYI. 26-39; 4,4; 4,6; от Луки 4, 6-7; 4,8)

  • М. Лермонтов «Мцыри» (Алёша - Мцыри)




Христианские темы (мотивы)



Изучаемые произведения, в которых нашли отражение христианские темы (мотивы)

Мученичества

  • Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»

  • Поэзия Н.А. Некрасова («Поэт и гражданин», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…»)

Смерти и бессмертия

  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

  • Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»


Предательства





  • М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)

  • Л.Андреев «Иуда Искариот»

  • Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»


Греха (грехопадения)

  • Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы»

  • А.Н.Островский «Гроза»

  • А.С.Пушкин, стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам»

  • Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Странничества

  • А.С.Пушкин, стихотворение «Странник»

  • М.Ю.Лермонтов, стихотворение «Пророк»

  • Н.С.Лесков «Очарованный странник»

  • Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»

Праведничества

  • Н.С.Лесков «Очарованный странник»

  • Н.С.Лесков «Соборяне»

  • Н.С.Лесков «Запечатлённый ангел»

  • Н.С.Лесков «Святочные рассказы»

  • А.И.Солженицын «Матрёнин двор»

  • В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой»

Покаяния

  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

  • А.Т.Твардовский «По праву памяти»

  • Ч.Айтматов «Плаха»

Веры и безверия

  • А.С.Пушкин, стихотворения «Странник», «Дар напрасный, дар случайный...»

  • А.С.Пушкин «Маленькие трагедии»

  • А.С.Пушкин «Борис Годунов»

  • Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание»

  • И.С.Тургенев, стихотворения в прозе («Нищий», «Христос»)


Можно рассматривать, как развивается и преобразуется мотив в творчестве одного писателя или поэта (например, А.С.Пушкина):


«Странник»


«Маленькие трагедии»


«Борис Годунов»

  • мотив безверия


  • тема безверия


  • трагедия безверия



«Медный всадник» и

«Капитанская дочка»

  • смирение и бунт (два типа поведения человека)


Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?

«Область поэзии бесконечна, как жизнь, - писал Л.Н.Толстой, - но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии, и смешение низших с высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения». Слово «предвечный» у Толстого означает, что в сознании русского писателя иерархия ценностей придумана не человеком, не художником и не человек в этом мире является мерою всех вещей, эта мера явлена нам свыше, её можно почувствовать в гармонии родной природы, родного языка. Например, А.С.Пушкин настаивал на постижении «высшего порядка вещей в окружающем мире», вслед за ним Н.В.Гоголь видел в писательском призвании Божественный дар. В изображении человеческих грехов, в обличении человеческой пошлости Гоголя нельзя назвать субъективным, он тяготеет к пророческому обличению, по мнению Ю.В.Лебедева. Отличительной чертой русской литературы А.Н.Островский считал отрицание гордыни, отсюда свойственная всем нашим писателям-классикам «стыдливость художественной формы», в которой у самого писателя – осознание вечной драмы земного существования, где всё завязывается, но ничего окончательно не развязывается, т.к. нити развязок не в руках автора и героев.


Мотивы мученичества в романе

Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».


Актуальность этой темы объясняется тем, что такие предельные состояния человеческого естества в полной мере свойственны русскому человеку. Из мученичества богоставленности русские иноки возносились к Богу. Из осмысленного внутреннего страдания родилась религиозная философия. Страдание как непременное условие обретения истинного счастья – один из основных мотивов русской литературы, живописи, музыки.

Выясняем значение слова «мученичество» в светском и христианском (православном) понимании.


мученичество в светском понимании

мученичество в христианском понимании

Мученик – страдалец, тот, кто терпит какие-то муки, страдания, падающие на него, безмолвно.

Мученичество – пассивное смирение перед муками, страдание поневоле.

Мученик – свидетель, исповедник (перевод с греч. как «свидетель об истине страданиями за веру» (2 Мак. 6-7), тот, кто сам выбрал страдание (тот, кого выбрал Господь).

Мученичество – не пассивное смирение перед муками, а подвиг.

По православным канонам – Христос есть первый мученик и основоположник мученичества: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18, 37). Последующие мученики – подражатели подвига Христова.


При изучении романа «Братья Карамазовы» мотивы мученичества рассматриваем в трёх аспектах:

  1. мотивы мученичества в характере и поступках Дмитрия Карамазова (мирское понимание мученичества);

  2. Иван Карамазов как один из мучеников за идею (мученик с точки зрения христианства (преодолевает искушения) и с мирской позиции (муки от самого себя);

  3. Алёша Карамазов как воплощение христианского представления о мученичестве.


Задания для учащихся.

- Сопоставьте молитвы Мити Карамазова по дороге в Мокрое и Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

  • «Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).

  • «Господи, прими меня во всём моём беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо без суда твоего…Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что люблю тебя, Господи! Мерзок сам, а люблю тебя: во ад пошлёшь, и там любить буду и оттуда буду кричать, что люблю тебя во веки веков…Но дай и мне долюбить…здесь, теперь долюбить, всего пять часов до горячего луча твоего…Ибо люблю царицу души моей. Люблю и не могу не любить…Прощай и забудь твою жертву, не тревожь себя никогда! »

- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Иисуса Христа.

(Результат работы можно оформить таблицей).


Искушения Иисуса Христа

Характер искушения

Искушения Ивана Карамазова

Постится и молится 40 дней в пустыне. «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4).

Искушение голодом

Голод душевный.

Если нет веры, куда идти? Зачем и за кем?

«…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6).

Искушение гордыней

Размышления Ивана в «Великом Инквизиторе». Пишет свой апокриф, основанный на домыслах. Чтобы его дописать, нужна гордыня. Так и не сможет победить гордыню, высокомерие, эгоизм.

Дьявол говорит Иисусу: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4,

6-7). Иисус отвечает: «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4,8).

Искушение верой

«Не верь, - ласково усмехнулся джентльмен. – Что за вера насилием?». Иван убеждает нечистого: «Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны…моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых».


- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Алёши Карамазова. Чей путь ведёт к Богу? Чей путь ближе писателю?

- Проследите эволюцию взглядов Алёши. Можно ли утверждать, что грехопадение героя – начало нового пути?

- В какой момент Алёша сближается с Иваном в своих сомнениях?


- Сопоставьте жизненные пути Алёши Карамазова и лермонтовского Мцыри. В чём наблюдается параллелизм событий?

(Наблюдения заносим в таблиц)у.


Алёша Карамазов

Мцыри

  • готовился стать монахом;

  • ушёл из монастыря навсегда;

  • «пошатнулся», услышав тлетворный дух, исходивший от мёртвого тела;

  • после случая с Зосимой прошло 3 дня;

  • грехопадение;

  • нисходит благодатное внутреннее спокойствие… «воскресение», выходит из греха (путь к Богу);


  • возвращается в монастырь.

  • готовился стать монахом;

  • ушёл из монастыря навсегда;

  • сразился с барсом (с самим собой), смерть барса – смерть его самого;

  • после схватки прошло 3 дня;


  • преодолевает испытания тела и духа;

  • нисходит благодатное внутреннее спокойствие…но отвернулся окончательно от монашеской жизни (путь от Бога);

  • возвращается в монастырь и умирает.


- На основании определения слова «мученичество» в разных аспектах (см. выше, прим. автора), биографических данных, высказываний писателя сделайте вывод о том, каково отношение писателя к мученичеству.

  • «Главная школа христианства – века бесчисленных страданий». (Ф. Достоевский).

  • «И не как мальчик я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». (Ф. Достоевский).

  • Главный вопрос, «которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие».

(Ф. Достоевский в письме Аполлону Майкову, 18870г.).

  • «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание…приобретается с опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». (Ф. Достоевский).

  • Позор на вас, отступники креста,

Гасители божественного света!

Но с нами Бог! Ура! Наш подвиг свят,

И за Христа кто жизнь отдать не рад!

(Ф. Достоевский. Отрывок из стихотворения

«На европейские события в 1854 году»).

  • Кто из героев наиболее близок писателю? Обоснуйте свой ответ.


Вывод.

Ф.М. Достоевский воспринимает мученичество по-христиански: мученичество – единственная дорога к Богу. Человек, не познавший страдания и сомнения, никогда не достигнет веры. (Эти взгляды писателя вспоминаем и при изучении романа «Преступление и наказание»)

Все герои в какой-то мере близки Достоевскому: Алёша – недостижимый идеал веры, Иван – Достоевский в период до каторги, Митя – его сущность, его страсти.


Наиболее известные произведения XX – начала XXI вв. на евангельскую тему (попытки художественного осмысления некоторых этапов жизни Иисуса Христа).


Автор, произведение

Осмысление евангельских событий, изображение Иисуса Христа

К.Р. (великий князь Константин Романов)

«Царь Иудейский» (1913)

Драма, ставившаяся только камерно. Иисус находится за сценой, Голгофу не видно из римских триклиниев без окон, но речи Прокулы, супруги Пилата, проникнуты состраданием и скорбью.

Д.С. Мережковский «Иисус неизвестный» (1934)

Иисус поступает, как велят не только канонические Евангелия, но и некоторые апокрифы, преображается на Ермоне, а не на Фаворе, чтобы не смущать обитателей римского лагеря.

Франсуа Мориак «Жизнь Иисуса» (1936)

Всеведущий Иисус не знает сомнений, преисполнен состраданием ко всем людям, эмоциональный рост юности растворяет в молитвах.

М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940)

Роман-перефраз Евангелия. Иешуа слаб, простодушен, непрактичен, наивен, не Богочеловек, а человекобог, остаётся одинок, словно сирота.

Никос Казандзакис «Последнее искушение» (1952)

Иисус беззащитен перед потоком образов из своей же жизни. Вся его жизнь сведена к одной напряжённой точке – молению в Гефсиманском саду.

Венедикт Ерофеев «Благовествование» (1961)

Только несколько страниц: обрывистая и вращающаяся на месте речь, пытающаяся артикулировать слова то Евангелия, то Ницше.

Генрик Панас «Евангелие от Иуды»(1973)

Иуда сумел стать эрудитом, может «померяться силами» с Иисусом.

Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса» (1991)

Иисус слишком любит жизнь, и это язвит серьёзного человека Иуду. Иисус и Иуда как бы играют в роковые поддавки.

Норманн Мейлер «Евангелие от Сына Божия» (1997)

Иисус рассказывает, какие ставил задачи и с какими трудностями сталкивался на пути к победе с азартом популярного спортсмена.

Ю.П. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник» (2008)

Роман-искушение (авторское определение жанра). Выдержан такт по отношению к евангельским событиям. Ощущается живое присутствие Христа. Ученики рассказывают о деяниях Учителя, излагают притчи как воспоминания. Художественное осмысление евангельских событий.




Полный текст материала Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ландихова Татьяна Ивановна  tlandixova
16.01.2013 0 2083 371

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК