Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся посредством изучения литературы в аспекте православной культуры
Воспитание духовно-нравственной сферы личности учащихся
посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.
Учитель МОУ СОШ № 10 г. Коврова Ландихова Татьяна Ивановна.
Сеем рожь, а косим лебеду,
Постоянно ищем виноватых.
Строим рай, а вертимся в аду,
Узнавая в ближних супостата.
Словоблудьем залита земля,
Каждый норовит в евангелисты
И к кормушке, чтобы опосля
Самому свернуть с тропы тернистой.
Плоть ликует, дух уничижён,
Суета перечеркнула вечность,
И страну десницею чужой
Волокут куда-то на увечье.
Наши души от тоскливых дум,
Обессилев, примирились с ложью,
Потому и сеем лебеду,
Называя сеяное рожью.
(Иеромонах Роман)
Научить другого – значит преобразить его,
открыть его самость для восприятия иного, другого, то есть
совершить в нём религиозный акт. Учитель в школе
будущего, прежде всего, человек религиозного акта,
глубинной внутренней жизни.
Ю. Коваль, русский писатель.
Духовность и нравственность существуют в неразрывном целостном единстве. Духовность связана со смыслом, назначением человека, его ценностными ориентирами, целями, воспитанием помыслов. Нравственность определяется качеством поведения человека, это то, как человек живёт и действует. Духовная сущность человека формируется через мировоззрение. Мировоззрение, как целостная картина мира, как основа миропонимания, и есть педагогический эквивалент духовности, то есть та её сторона, которая поддаётся педагогическому влиянию.
Духовно-нравственное воспитание как никогда сегодня является приоритетным. На это указывают и следующие факты:
Указом Президента 2008 год объявлен Годом семьи (не только в школе, но и в семье формируются духовно-нравственные ценности);
выбор главной темы шестнадцатых Международных Рождественских чтений – «Православные ценности и современное образование» - призван указать на особую актуальность вопросов современного состояния и перспектив изучения духовной культуры в школе;
в статье «Духовной жаждою томимы…» («Наша школа»,№3 2006г.) методист ГМК г. Коврова Груздева Л.А. в соавторстве с заведующей библиотекой СОШ №10 Кулешовой Р.И. отмечает одним из аспектов духовного становления личности учащихся в приобщении детей, родителей и педагогов к изучению памятников русской культуры, в воспитании православной культуры.
Необходимо учитывать богатейшее наследие православной культуры, накопленное за десять веков, и литература может способствовать этому в первую очередь. Поэтому определяю своей целью формирование у детей духовно-нравственной сферы личности посредством изучения литературы в аспекте православной культуры.
Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?
Тема «Христианство и литература» стала в последнее время одной из признанных и ведущих в отечественном литературоведении. Речь идёт и о христианских мотивах в творчестве писателей-классиков, и о характерах героев, являющихся носителями православного сознания, и о диалогических отношениях писателей с Православной Церковью. Нужно учитывать и то обстоятельство, что связь писателя с религиозной святыней своего народа находится на генетическом уровне и проявляется не только в том, что он изображает в произведении, но и в том, как он видит мир. Эта связь не может не просматриваться в особенностях поэтики русской классической литературы, национальный облик которой формировался под мощным тысячелетним воздействием православно-христианских ценностей.
Мировая литература неоднократно пыталась и пытается переосмыслить евангельские события. На уроках литературы оправданным будет и трактовка произведений в аспекте православной культуры, и изучение произведений на христианскую тему, сопоставление их, например:
Изучаемое произведение |
С какими произведениями можно сопоставить |
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы) |
Евангелие Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник» Ф. Достоевский «Легенда о великом инквизиторе» Л.Андреев «Иуда Искариот» |
Б.Пастернак «Доктор Живаго» (стихотворения Юрия Живаго)
|
Евангелие (от Матфея.XXYI. 36-46) М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы)
|
Ф. Достоевский «Братья Карамазовы» (мотив мученичества, искушения Ивана Карамазова, Алёши Карамазова) |
Евангелие (от Матфея.XXYI. 26-39; 4,4; 4,6; от Луки 4, 6-7; 4,8) М. Лермонтов «Мцыри» (Алёша - Мцыри) |
Христианские темы (мотивы)
|
Изучаемые произведения, в которых нашли отражение христианские темы (мотивы) |
Мученичества |
Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» Поэзия Н.А. Некрасова («Поэт и гражданин», «Безвестен я. Я с вами не стяжал…») |
Смерти и бессмертия |
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы) Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»
|
Предательства
|
М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (ершалаимские главы) Л.Андреев «Иуда Искариот» Ю. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник»
|
Греха (грехопадения) |
Ф. М. Достоевский «Братья Карамазовы» А.Н.Островский «Гроза» А.С.Пушкин, стихотворение «Напрасно я бегу к сионским высотам» Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Странничества |
А.С.Пушкин, стихотворение «Странник» М.Ю.Лермонтов, стихотворение «Пророк» Н.С.Лесков «Очарованный странник» Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Праведничества |
Н.С.Лесков «Очарованный странник» Н.С.Лесков «Соборяне» Н.С.Лесков «Запечатлённый ангел» Н.С.Лесков «Святочные рассказы» А.И.Солженицын «Матрёнин двор» В.Г.Распутин «Прощание с Матёрой» |
Покаяния |
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» А.Т.Твардовский «По праву памяти» Ч.Айтматов «Плаха» |
Веры и безверия |
А.С.Пушкин, стихотворения «Странник», «Дар напрасный, дар случайный...» А.С.Пушкин «Маленькие трагедии» А.С.Пушкин «Борис Годунов» Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» И.С.Тургенев, стихотворения в прозе («Нищий», «Христос») |
Можно рассматривать, как развивается и преобразуется мотив в творчестве одного писателя или поэта (например, А.С.Пушкина):
«Странник»
«Маленькие трагедии»
«Борис Годунов» |
мотив безверия
тема безверия
трагедия безверия
|
«Медный всадник» и «Капитанская дочка» |
смирение и бунт (два типа поведения человека) |
Высота духовных идеалов, утверждаемых нашей классикой, признана во всём мире. Не могут оставаться в забвении духовно-созидательные, нравственные идеалы, идеалы русских писателей, природа которых христианская, православная. В чём состоит духовная основа поэтики русской литературы?
«Область поэзии бесконечна, как жизнь, - писал Л.Н.Толстой, - но все предметы поэзии предвечно распределены по известной иерархии, и смешение низших с высшими или принятие низшего за высший есть один из главных камней преткновения». Слово «предвечный» у Толстого означает, что в сознании русского писателя иерархия ценностей придумана не человеком, не художником и не человек в этом мире является мерою всех вещей, эта мера явлена нам свыше, её можно почувствовать в гармонии родной природы, родного языка. Например, А.С.Пушкин настаивал на постижении «высшего порядка вещей в окружающем мире», вслед за ним Н.В.Гоголь видел в писательском призвании Божественный дар. В изображении человеческих грехов, в обличении человеческой пошлости Гоголя нельзя назвать субъективным, он тяготеет к пророческому обличению, по мнению Ю.В.Лебедева. Отличительной чертой русской литературы А.Н.Островский считал отрицание гордыни, отсюда свойственная всем нашим писателям-классикам «стыдливость художественной формы», в которой у самого писателя – осознание вечной драмы земного существования, где всё завязывается, но ничего окончательно не развязывается, т.к. нити развязок не в руках автора и героев.
Мотивы мученичества в романе
Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы».
Актуальность этой темы объясняется тем, что такие предельные состояния человеческого естества в полной мере свойственны русскому человеку. Из мученичества богоставленности русские иноки возносились к Богу. Из осмысленного внутреннего страдания родилась религиозная философия. Страдание как непременное условие обретения истинного счастья – один из основных мотивов русской литературы, живописи, музыки.
Выясняем значение слова «мученичество» в светском и христианском (православном) понимании.
мученичество в светском понимании |
мученичество в христианском понимании |
Мученик – страдалец, тот, кто терпит какие-то муки, страдания, падающие на него, безмолвно. Мученичество – пассивное смирение перед муками, страдание поневоле. |
Мученик – свидетель, исповедник (перевод с греч. как «свидетель об истине страданиями за веру» (2 Мак. 6-7), тот, кто сам выбрал страдание (тот, кого выбрал Господь). Мученичество – не пассивное смирение перед муками, а подвиг. По православным канонам – Христос есть первый мученик и основоположник мученичества: «Я на то родился и на то пришёл в мир, чтобы свидетельствовать об истине» (Ин. 18, 37). Последующие мученики – подражатели подвига Христова. |
При изучении романа «Братья Карамазовы» мотивы мученичества рассматриваем в трёх аспектах:
мотивы мученичества в характере и поступках Дмитрия Карамазова (мирское понимание мученичества);
Иван Карамазов как один из мучеников за идею (мученик с точки зрения христианства (преодолевает искушения) и с мирской позиции (муки от самого себя);
Алёша Карамазов как воплощение христианского представления о мученичестве.
Задания для учащихся.
- Сопоставьте молитвы Мити Карамазова по дороге в Мокрое и Иисуса Христа в Гефсиманском саду.
«Отче мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты» (Мф.26:39).
«Господи, прими меня во всём моём беззаконии, но не суди меня. Пропусти мимо без суда твоего…Не суди, потому что я сам осудил себя; не суди, потому что люблю тебя, Господи! Мерзок сам, а люблю тебя: во ад пошлёшь, и там любить буду и оттуда буду кричать, что люблю тебя во веки веков…Но дай и мне долюбить…здесь, теперь долюбить, всего пять часов до горячего луча твоего…Ибо люблю царицу души моей. Люблю и не могу не любить…Прощай и забудь твою жертву, не тревожь себя никогда! »
- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Иисуса Христа.
(Результат работы можно оформить таблицей).
-
Искушения Иисуса Христа
Характер искушения
Искушения Ивана Карамазова
Постится и молится 40 дней в пустыне. «Не хлебом единым будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф.4,4).
Искушение голодом
Голод душевный.
Если нет веры, куда идти? Зачем и за кем?
«…если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнёшься о камень ногою Твоею» (Мф.4,6).
Искушение гордыней
Размышления Ивана в «Великом Инквизиторе». Пишет свой апокриф, основанный на домыслах. Чтобы его дописать, нужна гордыня. Так и не сможет победить гордыню, высокомерие, эгоизм.
Дьявол говорит Иисусу: «…Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твоё» (Лк.4,
6-7). Иисус отвечает: «…отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи» (Лк.4,8).
Искушение верой
«Не верь, - ласково усмехнулся джентльмен. – Что за вера насилием?». Иван убеждает нечистого: «Ты воплощение меня самого, только одной, впрочем, моей стороны…моих мыслей и чувств, только самых гадких и глупых».
- Сопоставьте искушения Ивана Карамазова с искушениями Алёши Карамазова. Чей путь ведёт к Богу? Чей путь ближе писателю?
- Проследите эволюцию взглядов Алёши. Можно ли утверждать, что грехопадение героя – начало нового пути?
- В какой момент Алёша сближается с Иваном в своих сомнениях?
- Сопоставьте жизненные пути Алёши Карамазова и лермонтовского Мцыри. В чём наблюдается параллелизм событий?
(Наблюдения заносим в таблиц)у.
Алёша Карамазов |
Мцыри |
готовился стать монахом; ушёл из монастыря навсегда; «пошатнулся», услышав тлетворный дух, исходивший от мёртвого тела; после случая с Зосимой прошло 3 дня; грехопадение; нисходит благодатное внутреннее спокойствие… «воскресение», выходит из греха (путь к Богу);
возвращается в монастырь. |
готовился стать монахом; ушёл из монастыря навсегда; сразился с барсом (с самим собой), смерть барса – смерть его самого; после схватки прошло 3 дня;
преодолевает испытания тела и духа; нисходит благодатное внутреннее спокойствие…но отвернулся окончательно от монашеской жизни (путь от Бога); возвращается в монастырь и умирает. |
- На основании определения слова «мученичество» в разных аспектах (см. выше, прим. автора), биографических данных, высказываний писателя сделайте вывод о том, каково отношение писателя к мученичеству.
«Главная школа христианства – века бесчисленных страданий». (Ф. Достоевский).
«И не как мальчик я верую во Христа и Его исповедую, а через большое горнило сомнений моя осанна прошла». (Ф. Достоевский).
Главный вопрос, «которым я мучился сознательно и бессознательно всю мою жизнь – существование Божие».
(Ф. Достоевский в письме Аполлону Майкову, 18870г.).
«Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты, но это непосредственное сознание, чувствуемое житейским процессом, - есть такая великая радость, за которую можно заплатить годами страдания. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает своё счастье и всегда страданием. Тут нет никакой несправедливости, ибо жизненное знание и сознание…приобретается с опытом pro и contra, которое нужно перетащить на себе». (Ф. Достоевский).
Позор на вас, отступники креста,
Гасители божественного света!
Но с нами Бог! Ура! Наш подвиг свят,
И за Христа кто жизнь отдать не рад!
(Ф. Достоевский. Отрывок из стихотворения
«На европейские события в 1854 году»).
Кто из героев наиболее близок писателю? Обоснуйте свой ответ.
Вывод.
Ф.М. Достоевский воспринимает мученичество по-христиански: мученичество – единственная дорога к Богу. Человек, не познавший страдания и сомнения, никогда не достигнет веры. (Эти взгляды писателя вспоминаем и при изучении романа «Преступление и наказание»)
Все герои в какой-то мере близки Достоевскому: Алёша – недостижимый идеал веры, Иван – Достоевский в период до каторги, Митя – его сущность, его страсти.
Наиболее известные произведения XX – начала XXI вв. на евангельскую тему (попытки художественного осмысления некоторых этапов жизни Иисуса Христа).
Автор, произведение |
Осмысление евангельских событий, изображение Иисуса Христа |
К.Р. (великий князь Константин Романов) «Царь Иудейский» (1913) |
Драма, ставившаяся только камерно. Иисус находится за сценой, Голгофу не видно из римских триклиниев без окон, но речи Прокулы, супруги Пилата, проникнуты состраданием и скорбью. |
Д.С. Мережковский «Иисус неизвестный» (1934) |
Иисус поступает, как велят не только канонические Евангелия, но и некоторые апокрифы, преображается на Ермоне, а не на Фаворе, чтобы не смущать обитателей римского лагеря. |
Франсуа Мориак «Жизнь Иисуса» (1936) |
Всеведущий Иисус не знает сомнений, преисполнен состраданием ко всем людям, эмоциональный рост юности растворяет в молитвах. |
М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (1940) |
Роман-перефраз Евангелия. Иешуа слаб, простодушен, непрактичен, наивен, не Богочеловек, а человекобог, остаётся одинок, словно сирота. |
Никос Казандзакис «Последнее искушение» (1952) |
Иисус беззащитен перед потоком образов из своей же жизни. Вся его жизнь сведена к одной напряжённой точке – молению в Гефсиманском саду. |
Венедикт Ерофеев «Благовествование» (1961) |
Только несколько страниц: обрывистая и вращающаяся на месте речь, пытающаяся артикулировать слова то Евангелия, то Ницше. |
Генрик Панас «Евангелие от Иуды»(1973) |
Иуда сумел стать эрудитом, может «померяться силами» с Иисусом. |
Жозе Сарамаго «Евангелие от Иисуса» (1991) |
Иисус слишком любит жизнь, и это язвит серьёзного человека Иуду. Иисус и Иуда как бы играют в роковые поддавки. |
Норманн Мейлер «Евангелие от Сына Божия» (1997) |
Иисус рассказывает, какие ставил задачи и с какими трудностями сталкивался на пути к победе с азартом популярного спортсмена. |
Ю.П. Вяземский «Сладкие весенние баккуроты. Великий Понедельник» (2008) |
Роман-искушение (авторское определение жанра). Выдержан такт по отношению к евангельским событиям. Ощущается живое присутствие Христа. Ученики рассказывают о деяниях Учителя, излагают притчи как воспоминания. Художественное осмысление евангельских событий. |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ландихова Татьяна Ивановна
→ tlandixova 16.01.2013 0 2083 371 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.