Урок литературы "Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь" (по рассказу Ф.Абрамова)
Цели урока: дидактическая
ознакомить с некоторыми биографическими сведениями о писателе;
уяснить основную мысль рассказа;
показать мастерство Ф.Абрамова в создании настроения с помощью различных средств выразительности;
воспитательная
воспитывать чуткость, любовь ко всему живому;
прививать интерес к искусству слова;
развивающая
развивать эмоциональное восприятие;
развивать творческие способности;
развивать различные виды речевой деятельности.
Тип урока: урок-размышление.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
презентация в программе PowerPoint;
карточки-информаторы;
текст рассказа.
ХОД УРОКА:
1. Чтение отрывка из стихотворения В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям»:
Подошел
И вижу
Глаза лошадиные…
Улица опрокинулась,
Течет по-своему…
Подошел и вижу-
За каплищей каплища
По морде катится,
Прячется в шерсти…
И какая-то общая
Звериная тоска
Плеща вылилась из меня
И расплылась в шелесте.
Почему плачет лошадь в стихотворении Маяковского?
Как успокаивает ее автор? Как вы понимаете его слова: «…все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь»?
К чему призывает поэт своим стихотворением?
2. Работа над содержанием рассказа «О чем плачут лошади» Ф.Абрамова.
Что общего в стихотворении В.Маяковского и рассказе Ф.Абрамова?
Понравился ли вам рассказ? Какие чувства вызвал?
В рассказе встречается много необычных или непонятных слов. Давайте выясним их значение:
Угор – холм, возвышенность
Душок – запах, аромат
Дернина – то же, что и дерн(травяное покрытие)
Гнус – мошкара
Подрезы – железные полозья на санях
Кляча – старая, заморённая лошадь
Холка – часть шеи у лошади, а также грива, растущая на этом месте
Катище – место в лесу, где катали лес-кругляк
Кто герой этого рассказа? Как выглядит Рыжуха? Как складываются ее отношения с рассказчиком? (Рыжуха была кобылка чистая, да к тому же сохранила свой веселый, неунывающий характер, нервность молодости. Обычно, завидев меня, спускающегося с угора, она вся подбиралась, вытягивалась в струнку, подавала свой звонкий голос, а иногда широко, насколько позволяла веревка, обегала вокруг кола, то есть совершала, как я называл это, свой приветственный круг радости.)
Как встретила Рыжуха рассказчика на этот раз? Почему плакала лошадь?
В нашем рассказе два времени – настоящее и прошедшее. О каком времени грустит лошадь? Что рассказала ей Забава – старая кобыла? Когда лошадь стала другом и помощником человека?
Что вы знаете о лошадях вообще?
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №1
Предок современной лошади, одного из крупнейших животных на земле, был ростом … с кошку. На передних ногах первобытной лошади было по три пальца. Эту первобытную лошадку называют эогиппус. В лесах Европы в те же времена жил его ближайший родственник – хиракотериум . От них то и произошли, как считают современные ученые, наши лошади. В эпоху миоцена (около 20 млн. лет тому назад) климат на планете изменился. Леса уступили место обширным степям. Потомкам эогиппуса пришлось приспосабливаться к новым условиям жизни: сочной листвы осталось немного, ее сменили жесткие степные травы.
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №2
В результате длительных и удивительных сложных превращений природа создала великолепное существо – лошадь, жизнь которой неразрывно связана с жизнью человека .
С тех пор как потомки лесных эогиппусов превратились в обитателей степей, лошадь могла спасаться от преследователей лишь с помощью быстрых ног. У нее развились выносливость и резвость. Этими ее качествами и воспользовался человек. Верхом на лошади он превосходил своих врагов, успешнее охотился и быстрее сообщал новости. Лошадь он запряг в соху и в повозку. Так, даже прежде чем превратиться в верховое животное, лошадь сделалась ценнейшим достоянием человека.
Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадка была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать.)
Какие средства выразительности помогают автору выразить свое восхищение лошадью?
КАРТОЧКА-ИНФОРМАТОР №3
Метафора – переносное значение слова, основанное на сходстве или противопоставлении одного предмета или явления другому.
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
Сравнение- изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Почему автор в этом рассказе о прошлом лошади использует так много восклицательных предложений?
Каким же автор изобразил настоящее лошадей? Давайте посмотрим.
Как относится к лошадкам конюх Миколка?
Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу?
Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «Лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу?
Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега». Что вы помните об Олеге и его коне?
«…Рыжуха все так же, с надеждой, с мольбой смотрела на меня. И смотрели другие лошади. И казалось, все пространство на лугу, под горой – сплошь одни лошадиные глаза. Все, и живые, на привязи, и те, которых давно уже не было,- все лошадиное царство, живое и мертвое, вопрошало сейчас меня». «Скажите мне…Вы человек, вы все знаете, вы из тех, кто всю жизнь командует нами…Скажите, были такие времена, когда нам, лошадям, жилось хорошо?» Почему рассказчик «напустил на себя бесшабашную удаль и…развязной походкой двинулся к реке»? Почему он не смог ничего ответить Рыжухе и другим лошадям?
Каким настроением проникнут финал рассказа? Почему молчат лошади? Почему автор себе кажется обманщиком? В чем он чувствует себя виноватым? Почему называет себя «нелепым, отжившим существом. Существом из той же лошадиной породы…»?
Волнами падает грива по шее,
Вижу я
грустные взгляды опять.
Жаль, что не
каждый на свете сумеет
Мысли в
печальных глазах прочитать...
Каждый
из нас в этой жизни мечтает,
Все наши
мысли не сосчитать.
Жаль, что не каждый
поймет и узнает,
Что лошадь тоже может
мечтать...
Как вы думаете, о чем могут мечтать лошади сегодня?
Если бы у вас была возможность установить лошади памятник, как бы он выглядел?
Слова на постаменте этого памятника.
3. Итоги урока. Рефлексия.
Какие раздумья вызвал рассказ?
В какой мере он обращен ко всем нам?
4. Домашнее задание : 1)Сочинение- миниатюра «Лошадь тоже умеет мечтать». Расскажите, о чем, по-вашему, может мечтать (плакать) лошадь сегодня. Или 2) какие слова на постаменте памятника лошади я бы написал?
«Деточка, все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
(по рассказу Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»)
урок литературы в 7 классе.
(в оформлении урока использованы фотографии
с сайта www.migranov.ru)
Учитель:
Чёрная Е.Б.
Класс: 7Б
Место проведения:
МОУ «СОШ№7»
г.Алатырь, 2007\2008 уч.год
КАРТОЧКА №1
В своем рассказе автор размышляет об отношении человека к _____________________.
Главный герой встречает лошадь __________________ за деревней на лугу. Это была лошадь из породы ___________________, некрупных, неказистых, но очень выносливых и неприхотливых животных. Некоторые лошади из тех, что увидел автор, от непосильной работы и ___________________ человека стали _____________________, _____________________, с невылинялой, клочкастой шкурой. А ____________________ была ________________ чистая, да к тому же ещё сохранила свой ________________, __________________ характер, _______________________ молодости. Именно с _______________ состоялся у рассказчика разговор.
КАРТОЧКА №2
В прежние времена, утверждает Ф.Абрамов, лошадь была для человека настоящее _____________________, главная ________________ и _______________________ всей крестьянской жизни. Первая игрушка крестьянского сына - ________________. __________ смотрел на ребёнка с крыши родительского дома, про ____________- _____________ пела песни мать… А когда вырастал парень, украшал он _____________ прялку для своей суженой…. _____________________ подкова была символом счастья и крепилась почти над каждым _________________. Всё - ____________, всё – от ______________: вся жизнь крестьянская с рождения до смерти…
На странице приведен фрагмент.
Автор: Черная Елена Борисовна
→ Ленуца 12.11.2009 0 6779 1758 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.