РАЗОБЛАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОРОКОВ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». 8 класс


Пилипенко Елена Эрностовна

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Комсомольская СОШ»

Николаевского муниципального района

Волгоградской области
































ТЕМА УРОКА: РАЗОБЛАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОРОКОВ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР».


Цели урока: сформулировать «своевременные мысли» и во­просы о связи деятельности чиновников и благополучной жизни города;

побудить учащихся к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии Гоголя и внимательному прочтению деталей гоголевского произведения;

учить «сквозь смех слышать грусть»;

воспитывать желание бороться со всем «дурным в России».


Ход урока

I. Организационный момент.

2. Сообщение темы и чтение эпиграфа к уроку, записан­ного на доске:

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну

кучу все дурное в России, какое я тогда

знал... и за одним разом посме­яться над

всем... Сквозь смех... читатель услышал

грусть...».

(Н. В. Гоголь)

3. Слово учителя.

Беседа по вопросам. Ребята, мы с вами заканчиваем знакомство с комедией Гоголя. Вы как читатели услышали эту грусть писателя? Давайте попробуем разобраться, откуда же эта грусть? Этот смех сквозь слезы?

Над какими героями мы смеёмся в первую очередь?

Давайте внимательно прочитаем эпиграф и тему урока и подумаем, над какими образами комедии мы будем работать. (Над образами чиновников).

Обычно в начале урока мы ставим перед собой задачи, определяем, чему бы мы хотели научиться во время урока. Неужели у гоголевских чиновников можно чему-то научиться?

Мне хочется, чтобы у вас после сегодняшнего урока появилось желание бороться со «всем дурным в России».


4. Фронтальная работа: собирание всех известных сведений о городе и чиновниках.

- Где происходит действие?

- Почему у этого города нет названия? (Неопределенное ме­стоположение города, откуда «хоть 3 года скачи, ни до какого государства не доскачешь», придает ему условность, позволяет отразить в нем все социальные пороки России, достичь большей степени обобщения всех пороков.)

- Однако о жизни города мы можем судить по состоянию дел в его учреждениях. Скажите, о жизни каких заведений города N мы узнаем из комедии? (Суд, учебные заведения, богоугодные заведения).

- Во главе каждого заведения стоят чиновники. Кто такие чиновники и какова их роль в городе? ( По словарю А. И. Ожего­ва: «Чиновник государственный служащий, имеющий чин, служебное звание».)


5. Слово учителя.

Действительно, чиновники - это виновники всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сего­дняшнего урока. Об образе города и состоянии дел в различных учреждениях мы можем судить по поступкам, поведению и ду­шевным качествам тех, кто управляет, организует жизнь города. В комедии Гоголя нам представлены чиновники всех основных ведомств уездного города начала XIX века. Интересно, что чи­новники на протяжении практически всего развития действия комедии, как мы уже успели убедиться, держатся вместе. Как вы считаете, почему? (Общие грешки и страх перед ревизором.)


6. Просмотр отрывков из комедии «Ревизор».


Чиновники разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. И это нам наглядно продемонстрируют сегодня наши одноклассники. Разъединим их сегодня еще раз. (Чтение 4 действия, 2-6 явлений по ролям).


7. Работа по группам.

(На доске прикреплены карточки с фамилиями чиновников из комедии: Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин; Антон Антонович Сквозник-Дмухановский; Артемий Филиппович Земляника; Лука Лукич Хлопов; Иван Кузьмич Шпекин.

Ученики выбирают из цилиндра свернутые «записочки», на которых написаны детали портрета, реплики, качества, харак­теристики того или иного чиновника. Задача каждого ученика: найти «хозяина» художественной детали и приклеить свой лис­ток на доску под фамилией того чиновника, образ которого она создает. Затем к доске выходят 5 человек, которые проверяют правильность выполнения задания, и каждый из них, соединяя детали, выстраивает свой ответ - характеристику чиновника. Все участники урока пересаживаются по группам в соответст­вии с табличкой-заголовком (фамилией чиновника), характери­стики которых были составлены с помощью их «записочек».)

Характеристики героев («записочки»)

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

- Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

- «Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте несчастным человека».

- Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай».

- В немой сцене он стоит посередине в виде столба с рас­простертыми руками и закинутою назад головой.

- Ему принадлежит фраза: «Чему смеетесь? Над собой смее­тесь!..».

- Женат, имеет взрослую дочь.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

- «Человек, прочитавший 5 или 6 книг».

- Берет взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в цер­ковь не ходит.

- «Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и са­пом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

- Судья, коллежский асессор.

- С 1816 года был избран на трехлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени.

- Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Артемий Филиппович Земляника

- У него было 5 детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

- Попечитель богоугодных заведений.

- «Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут».

- «Человек простой: если умрет, так умрет; если выздорове­ет, то и так выздоровеет».

- «Совершенная свинья в ермолке».

Лука Лукич Хлопов

- Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить ни слова, а затем летит бегом из комнаты.

- Смотритель училищ.

- Имеет чин титулярного советника.

- «Протухнул насквозь луком

- Один из его подчиненных «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу».

Иван Кузьмич Шпекин

- «Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьет горькую».

- «Простодушный до наивности человек».

- «Совершенно ничего не делает: все дела в большом запу­щении, посылки задерживает».

- В разговоре с Хлестаковым все время повторяет фразу: «Так точно-с».

- Почтмейстер, надворный советник.


(Каждой группе предлагаются вопросы для анализа образ одного чиновника.) Земляника:

- Как и зачем Земляника сообщает Хлестакову о непорядках в городе?

- Почему Земляника не доносит на городничего?

- Почему он представился ревизору последним?

- Земляника дал Хлестакову самую большую взятку по сравнению с другими чиновниками. Почему же, по-вашему, в последнем действии пьесы он, вслед за Ляпкиным-Тяпкиным, сообщает, что дал Хлестакову 300 рублей? Как это характеризует Землянику?

Шпекин:

- Как обстоят дела на почте?

- Почему он распечатывает письма?

- Почему в «Замечаниях для господ актеров» Гоголь даёт ему такую характеристику: «Простодушный до наивности человек»? Докажите это.

Ляпкин-Тяпкин:

- Можно ли по фамилии судьи дать ему характеристику? Какую?

- Как обстоят дела в присутственных местах?

Хлопов:

-Как обстоят дела в учебных заведениях города?

-Что можно рассказать о его учителях?

Сквозник-Дмухановский:

- Он говорит: «Нет человека, который бы за собой не имел каких-нибудь грехов». Какие грешки водятся за городничим?

- Почему городничий поверил, что Хлестаков - ревизор?


8. Выступления учащихся каждой группы. Остальные группы могут вносить дополнения, исправления, задавать вопросы отвечающим.

Слайд-шоу.


9. Работа с гоголевским текстом «Развязка «Ревизо­ра», который он написал в 1846г.


10. Домашнее задание: Учащимся раздаются листы с отрывком этого текста. Во время чтения текста предлагается подчеркнуть, выделить ключевые фразы, которые затем будут озвучены и обсуждены в классе;

написать сочинение-миниатюру «Каким я хочу видеть свой душевный город?»; дочитать пьесу (дейст­вие V).

Н. В. Гоголь. Развязка «Ревизора» (1846)



Всмотритесь-ка пристально в этот город, который выведен в пьесе! Все до единого согласны, что этакого города нет во всей России: не слыхано, чтобы где были у нас чиновники все до единого такие уроды: хоть два, хоть три бывает честных, а здесь ни одного. Словом, такого города нет. Не так ли? Ну, а что, если это наш же душевный город и сидит он у всякого из нас? Нет, взглянем на себя не глазами светского человека, - ведь не светский человек произносит над нами суд, - взглянем хоть сколько-нибудь на себя глазами Того, Кто позовет на очную ставку всех людей, перед Которым и наилучшие из нас, не позабудьте этого, потупят от стыда в землю глаза свои, да и посмотрим, достанет ли у кого-нибудь из нас тогда духа спросить: «Да разве у меня рожа крива?» Чтобы не испугался он так собственной кривизны своей, как не испугался кривизны всех этих чиновников, которых только что видел в пьесе!

<...> Не о красоте нашей должна быть речь, но о том, чтобы в самом деле наша жизнь, которую привыкли мы почитать за комедию, да не кончилась бы такой трагедией, какою не кончилась эта комедия <...>. Что ни говори, но страшен тот ревизор, который ждет нас у дверей гроба. Будто не знаете, кто этот ревизор? Что прикидываться! Ревизор этот - наша проснувшаяся совесть, которая заставит нас вдруг и разом взглянуть во все глаза на самих себя. Перед этим ревизором никто не укроется <...>. Лучше же сделать ревизовку всему, что ни есть в нас, в начале жизни, а не в конце ее. На место пустых разглагольствований о себе и похвальбы собой да побывать теперь же в безобразном душевном нашем городе, который в несколько раз хуже всякого другого города, - в котором бесчинствуют наши страсти, как безобразные чиновники, воруя казну собственной души нашей! В начале жизни взять ревизора и с ним об руку переглядеть все, что ни есть в нас, - настоящего ревизора, не подложного, не Хлестакова! <...> Клянусь, душевный город стоит того, чтобы подумать о нем, как думает добрый государь о своём государстве. Благородно и строго, как он изгоняет из земли своей лихоимцев, изгоним наших душевных лихоимцев! Есть средство, есть бич, которым можно выгнать их <...>. Смехом, которого так боятся все низкие наши страсти. Смехом, который создан на то, чтобы смеяться надо всем, «что позорит истинную красоту человека...»


9. Подведение итогов урока. Вывод учителя (или учащихся):

- Гоголь обладал даром при помощи одной детали дать полную характеристику герою своего произведения.

- Мы убедились, что гоголевский смех особенный: смех «сквозь слёзы и грусть».

- Мы поработали с образами чиновников, каждый из которых по-своему смешон, но нечестны все они одинаково.

-Самый главный ревизор – совесть человека, и «перед этим ревизором ничто не укроется».











Список использованной литературы:

1. Шадрина С. Б. Литература 8 класс. Поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной. Волгоград, «Учитель», 2008 год.

2. Беленький Г. И. Читаем, думаем, спорим… Дидактические материалы по литературе в 8 классе. Москва, «Просвещение»,1999 год.

3. Н. В. Гоголь. Развязка «Ревизора» (1846)

4. Н. В. Гоголь. Комедия «Ревизор».

5. Ожегов С. И. Словарь русского языка.










Полный текст материала РАЗОБЛАЧЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПОРОКОВ ЧИНОВНИЧЕСТВА В КОМЕДИИ Н. В. ГОГОЛЯ «РЕВИЗОР». 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пилипенко Елена Эрностовна  Elena34pilipenko
04.03.2013 0 10549 1281

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК