Статья "Некоторые особенности преподавания литературы в старших классах на примере "Слова о полку Игореве"; 9 класс
Гилева Елена Павловна
учитель русского языка и литературы
МБОУ "СОШ № 77 с углубленным изучением английского языка" г. Перми
Некоторые особенности преподавания литературы
в старших классах
В старших классах анализ произведения углубляется. Ученики должны овладеть умением уловить связь концепции произведения с творчеством писателя. Нужно «систематически приучать учащихся к осмысленному восприятию и пониманию произведений искусства», - пишет Г. А. Гуковский. В старших классах необходимо заботиться о том, чтобы интерес к произведению не ограничивался интересом к миру героев, а заставлял всматриваться в автора произведения, разгадывать движения его мыслей.
Самые большие, на наш взгляд, трудности встречаются именно в IX классе. Это своеобразный рубеж в литературном образовании учащихся. Вчерашние восьмиклассники знакомятся со сложнейшими литературными явлениями: произведениями далеких эпох, литературными направлениями. Все это требует нового подхода к анализу изучаемого произведения.
Искусство учителя, как нам кажется, заключается в умении найти такие пути и методы анализа, которые смогут облегчить учащимся этот переход, смогут вызвать у них интерес к литературе.
В каждом истинно художественном произведении всегда есть интересные для учащихся аспекты. Необходимо «зацепиться» за интересный вопрос и, решая его, вести учеников к пониманию проблематики произведения, к овладению серьезными историко-литературными знаниями.
Одна из самых трудных задач в IX классе – вызвать интерес учеников к текстуальному анализу произведения. Без этого невозможно формирование читателя, который ощущает необходимость в чтении книги и испытывает радость от знакомства с художественным произведением. Один из приемов, побуждающих учеников вчитываться в текст произведения, - это постановка перед ними задач, имеющих творческий характер.
В формулировке подобной задачи нет требования проанализировать текст, но ее выполнение невозможно без работы над текстом, без серьезных размышлений над произведением. Так, нельзя рассказать о быте в усадьбах Лариных и Онегина, не углубившись в главы романа, не проанализировав их.
Необходимо, чтобы задачи, которые выдвигаются перед устным словесным рисованием, выразительным чтением, созданием презентации, проведением виртуальной литературной экскурсии соотносились с новыми задачами историко-литературного курса. Например, задача литературной экскурсии по пушкинским местам в Петербурге – предоставить учащимся возможность почувствовать сложность эпохи, ощутить одновременность определенных явлений культурной и литературной жизни, к примеру, «В литературных салонах Петербурга 20-х годов XIX века». Такое «погружение» в эпоху расширяет представление учащихся, глубже знакомит с событиями эпохи. Чем точнее указано время, тем определеннее можем наметить вопросы, волновавшие людей, обрисовать характерные детали их жизни. А точность и конкретность позволяют создать эффект присутствия.
Рассмотрим реализацию указанных задач на примере «Слова о полку Игореве» - первом произведении, с которым ученики знакомятся в IX классе. Психологически очень трудное начало: иная эпоха, иная образная система, сложный и непонятный без перевода язык.
Для восприятия «Слова» у наших учащихся уже есть база: ранее изученные былины и «Повесть о Евпатии Коловрате». У школьников возникают яркие ассоциации: похожие герои, близкий стиль, та же наполненность произведения патриотическими идеями и чувствами. Что может помочь девятиклассникам эстетически воспринять «Слово», почувствовать близость нам патриотических чувств автора?
Уже рассказ о том, как был найден этот памятник литературы и о его дальнейшей судьбе, должен увлекать: можно рассказать о поисках памятников старины, о местах хранения древних рукописей, показать изображения Спасо-Ярославского монастыря, где в 1791 году известный археолог, собиратель рукописей, президент Академии художеств А. И. Мусин-Пушкин приобрел у архимандрита Иоиля в числе других древних книг быстро ставшее знаменитым «Слово». За ним сразу установилась слава чудесной жемчужины русской литературы и нашей национальной гордости. Но судьба этого творения драматична: гибель рукописи в огне пожара 1812 года, настойчивые попытки со стороны некоторых зарубежных и отечественных ученых доказать неоригинальность «Слова».
Затем, учитывая знания учеников по истории, используя изобразительный ряд, можно лаконично дать картину жизни Руси XII века, вспомнить исторические события, отраженные в «Слове». Далее продолжаем знакомство со «Словом» путем пересказа отдельных сцен, связанных с походом Игоря, с битвами, с бегством Игоря из плена и так далее, используя прием монтажа (некоторые части передаются кратко, другие подробно). Если пересказ сделан интересно и проникновенно, то уже обычно на этой стадии «Слово» нравится школьникам.
Интерес к трагическому походу Игоря возрастает, если учитель берет географическую карту и вместе с учащимися мысленно пробует пройти по местам, где шли воины Игоря. Сквозь густую сеть рек, городов и дорог современной России проступит облик древней Руси, сохранившиеся названия Новгород-Северский и Курск, Путивль и Донец приобретут иное звучание.
Сам анализ «Слова» может быть остро проблемным. Главный вопрос, вокруг которого разворачивается беседа: почему именно неудачный поход князя Игоря привлек внимание автора «Слова о полку Игореве»?
На этом этапе ученики, опираясь на ранее полученные знания, приходят к выводу, что события, изображенные в «Слове», были характерными для своего времени: раздробленность представляла главную опасность для Руси. Призывая к единению и видя в этом единственный путь спасения родной земли, автор использует разные пути, чтобы убедить князей в правоте своей идеи.
«Русская земля встает многократно. Автор перечисляет множество городов, обращается с единым призывом к князьям разных княжеств, подчеркивая, что у них одни интересы, общие враги, а сами русские, кто бы они ни были, куряне или славяне… - смелые воины, для которых нет ничего выше родной земли, такими они предстают перед нами в сцене битв, да и князья Всеволод и Игорь искусны в ратном деле и доблестны, но о своей чести они думают больше, чем о славе родной земли, и поэтому их действия приносят ей вред», - писал Д. С. Лихачев писал.
Учащиеся должны почувствовать разнообразие приемов, используемых автором: и прямой призыв к единению, и гневное осуждение князей, и скорбные картины запустения Русской земли в результате пагубных раздоров, и доблесть русских воинов, и особенно образ самой Русской земли.
«… Объединение всей Русской земли в единый конкретный волнующий образ, широкие картины русской природы, - один из самых существенных элементов призыва автора к единению, который свободно и естественно вытекает из этого центрального образа «Слова» - образа единой конкретной и страдающей Родины», - продолжает Д. С. Лихачев.
Воссоздать образ Родины и образ наших предков – одна из важнейших задач урока. После этого можно поставить вопрос об авторе «Слова»: от сюжета, героев, описаний учащиеся должны подойти к идее, заложенной в произведении, к самым глубоким пластам его, то есть к автору, создателю.
От рассказа о «Слове» можно перейти к разговору о создателях других видах искусства – архитектуры, живописи. Это помогает воссоздать в воображении XI-XII века и проникнуться гордостью за талант и мастерство наших предков.
Небольшая виртуальная экскурсия в один из наших древних городов, например, Новгород, Владимир, поможет сделать заключительные занятия особо воспитывающими. Нам кажется, что особенно удачно проходит такая экскурсия по Владимиру с его удивительными Дмитриевским и Успенским соборами, с поэтической церковью Покрова на Нерли. Учащиеся приходят к выводу, что творения наших древних зодчих не уступают памятникам других народов и времен, говорят о высокой художественной культуре наших предков, они близки к «Слову» по эпохе, созвучны в стиле и в идеях.
В приложениях предлагаются материалы, которые можно использовать на занятиях, посвященных изучению «Слова о полку Игореве».
Перечень использованной литературы:
Г. А. Гуковский. Изучение литературного произведения в школе. М. – Л., «Просвещение», 1966.
Д. С. Лихачев. «Слово о полку Игореве». В сб. «Слово о полку Игореве», под ред. В. П. Адриановой-Перетц. М.-Л., Изд-во АН СССР, 1956.
Викимедия: (http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Slovo_o_polku_igoreve_1800.djvu&page=1&uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Yarspas.jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Johann-Baptist_Lampi_Musin-Pushkin..jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_Bilibin_181.jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Radzivill_Chronicle_Cumans.jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Igorsvyat.jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Dmitry_Cathedral_in_Vladimir.jpg?uselang=ru),
(http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vladimir_Assumption_Cathedral_2.jpg?uselang=ru),
Видеорепортаж телеканала НТВ, посвященный реконструкции битвы дружины князя Игоря с половцами (http://www.ntv.ru/novosti/193084/video/).
Пермский край. Энциклопедия (http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804251032).
Приложения
Факсимильное воспроизведение первого издания поэмы 1800 года (http://commons.wikimedia.org/w/index.php?title=File:Slovo_o_polku_igoreve_1800.djvu&page=1&uselang=ru)
Спасо-Преображенский собор Спасо-Преображенского (Спасского, Спасо-Ярославского) монастыря Ярославля (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Yarspas.jpg?uselang=ru)
Граф Алексей Иванович Мусин-Пушкин (1790-е) (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Johann-Baptist_Lampi_Musin-Pushkin..jpg?uselang=ru)
http://www.ntv.ru/novosti/193084/video/ Видеорепортаж телеканала НТВ, посвященный реконструкции битвы дружины князя Игоря с половцами
Маршрут похода русских полков на половцев в 1185 г. (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:%D0%9C%D0%B0%D1%80%D1%88%D1%80%D1%83%D1%82_%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D0%BD%D0%B0_%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D1%86%D0%B5%D0%B2.gif?uselang=ru)
Князь Игорь. И. Билибин. 1929 (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Ivan_Bilibin_181.jpg?uselang=ru)
Игорь Святославич - В. Тюменцев, Ярославна - Н. Абт-Нейферт в опере А. П. Бородина "Князь Игорь". (http://enc.permkultura.ru/showObject.do?object=1804251032)
Половцы. Миниатюра из Радзивилловской летописи (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Radzivill_Chronicle_Cumans.jpg?uselang=ru)
Картина Васнецова В. М. «После побоища Игоря Святославича с половцами» (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Igorsvyat.jpg?uselang=ru)
Дмитриевский собор Владимира (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Saint_Dmitry_Cathedral_in_Vladimir.jpg?uselang=ru)
Успенский собор Владимира (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Vladimir_Assumption_Cathedral_2.jpg?uselang=ru)
Це́рковь Покрова́ на Нéрли (Покро́в на Нéрли), село Боголюбово, Суздальский район Владимирской области (http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Church_of_the_Protection_of_the_Theotokos_on_the_Nerl_10.jpg?uselang=ru)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гилева Елена Павловна
→ Глагол77 10.03.2013 0 4622 514 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.