Конспекты уроков "Портрет" (6 кл.), "Определение научного понятия" (6 кл.), урок-конференция "Преступление и наказание"
Учитель русского языка и литературы
Дьячкова О. Н.
СОШ №3
Новая Игирма Иркутской обл.
Интегрированный
урок в 6 классе
"Определение научного понятия"
Тип:
закрепление и совершенствование
знаний.
Цель:
1)закрепить умения определять стиль
речи, доказывая свою точку зрения;
2) дать понятие о научном
определении и научить строить его по
модели (термин- родовое понятие - видовой
признак), используя межпредметные связи
русского языка, литературы, географии;
расширить и углубить знания детей по
темам "Определение научного понятия",
"Части слова", "Типы речи",
"Формы рельефа земной коры", "Лирика
М. Ю. Лермонтова";
3) формировать
умение анализировать структуру научных
понятий, выделять главное;
4) воспитание
чувства уважения к родному языку.
Средства обучения: - статьи учебников "Русский язык. 6 класс" под ред. М. М. Разумовской,
- «Литература. 6 класс» В. П. Полухиной,
-"Начальный курс географии. 6 класс",
- опорная схема "Типы речи",
- иллюстрации к произведениям поэта,
- индивидуальные карточки,
- карточки для самопроверки,
-
текст из «Большой энциклопедии Кирилла
и Мефодия».
Эпиграф
к уроку:
"Скажи, чтоб я тебя увидел".
План
урока
1. Мотивация,
целеполагание.
2. Реализация поставленной
цели и задач урока:
Беседа учителя
с классом. Работа в группах.
Применение теоретических знаний на
практике в процессе работы с терминами.
3.
Подведение итогов урока. Ученики
выставляют самооценку по данным темам
русского языка, литературы и
географии и задание на дом.
Логика построения урока Вопросы различных дисциплин чередуются, продолжая и углубляя учебный материал
Ход урока: I. Учитель:
- Сегодня проводим необычный урок, включающий в себя знания трёх областей науки: русского языка, географии, литературы. - Чем отличается научный стиль от других стилей? (точность, термины). - Я утверждаю, что научные понятия могут иметь несколько значений? Права ли я? - Говорить о научных понятиях, не привлекая, например, науку лингвистику и географию, не вспомнив типы речи, виды рельефа, значит не раскрыть суть темы, над которой мы поработаем на уроке. (Запись темы в тетради) Чтобы увидеть свои успехи в конце урока, вы будете заполнять индивидуальный оценочный лист
II. Работа по теме. Задание 1(группа «Русоведы»). Пользуясь карточкой-подсказкой, установите соответствия между терминами :
1) задача речи – сообщение и объяснение |
1) - художественный |
2) этим стилем написан учебник географии |
2) - научно-деловой |
3) в текстах этого стиля встречаются понятия «родовые» и «видовые» |
3) - научный |
4) в текстах этого стиля обилие слов в переносном значении, эмоцио- нальных слов |
4) - научный |
Карточка – подсказка № 1. Стили речи
Стиль |
Где? |
Задача речи |
Речевая ситуация |
Языковые средства |
Художественный |
художествен. произведение |
воздействие нарисовать словами, передать чувства |
1 - много 0 / 0 |
-слова в переносном значении -эмоциональные слова - эпитеты, сравнения - глаголы в настоящ. времени - побудит., вопросит., восклиц. предложения - однородные члены |
Разговорный |
беседа со знако-мыми людьми в непринуждённой обстановке |
общение обмен впечатлениями |
1 - 1 н / о |
- разговорные слова - эмоциональные слова - с уменьш.–ласкат. суффиксы - глаголы с прист. ЗА- и ПО- (начало действия) - неполн. предложения - обращения - побуд., вопросит., воскл. предложения |
Публицистический |
газета, журнал |
|
|
|
Научно-деловой |
в учебниках, документах, объявлениях |
сообщение |
1 - много |
- термины - однозначные слова |
Учитель: Перед вами строки из стихотворений М. Ю. Лермонтова. Прочитаем выразительно их. Какая тема объединяет данные предложения? (Словесное рисование) Какими представляем себе горы благодаря поэту? Как поэт избежал повторения слова «горы»?
Задание 2. (группа «Литераторы»): Какой стиль речи отсутствует при описании гор в строках из стихотворений М.Ю. Лермонтова? Обоснуйте свой ответ. (Научный.)
А) Синие горы Кавказа! Престолы природы,
с
которых, как
дым улетают
|
Б) … Из-за туманов На небосклоне голубом Главы гранитных великанов Встают, увенчанные льдом.
|
В) И подо мной, как остов великана, В степи обросший мохом и травой, Лежали горы грудой вековой…
|
Учитель:
А что же такое «горы» в научном понятии,
мы узнаем из учебника географии с
помощью группы «Юные географы»
Задание
3:
1) Найти в учебнике географии (стр. 54) понятие термина «горы» и определить стиль речи.
Отвечая на вопрос, использовали научное определение (обратить внимание на тему урока) 2) В учебнике «Русский язык» на стр. 271 прочитайте материал №1, 2 и на стр. 273 - №3 о научном понятии. Как строится научное определение?
3)
Ответьте на вопросы и запишите в таблицу
понятия терминов.
- Что называется
рельефом?
- К какому виду рельефа
относятся плоскогорья и впадины?
-
Можете ли вы назвать самую глубокую
впадину Сибири? ( Байкал – средняя
глубина 730 м., максимальная – 1637, на
1181 м. ниже уровня мирового океана)
- Каков рельеф нашего посёлка? (равнина,
плоскогорье).
Термин |
широкое родовое понятие |
видовые отличия |
Рельеф - |
строение земной поверхности, |
…. |
Равнина - (стр. 57) |
…. |
с ровной или слабоволнистой поверхностью. |
Впадина - (стр. 59) |
….. |
расположенные ниже уровня моря. |
Горы - (стр. 54) |
(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности, |
.... |
Карточка для самопроверки
Термин |
широкое родовое понятие |
видовые отличия |
Рельеф - |
строение земной поверхности, |
соединяющее неровности суши, океанского и морского дна. |
Равнина - (стр. 57) |
(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности |
с ровной или слабоволнистой поверхностью. |
Впадина - (стр. 59) |
участки суши, |
расположенные ниже уровня моря. |
Горы - (стр. 54) |
(одна из основных форм рельефа) – обширные участки земной поверхности, |
приподнятые над равнинами имеющие большие перепады высот(более 200 м). |
Давайте проверим правильность выполненной вами работы с карточками и свяжем это с темой нашего урока. Вывод: Значение термина раскрывается в логическом определении, которое строится по модели (спишите в справочник)
ТЕРМИН = |
ШИРОКОЕ РОДОВОЕ ПОНЯТИЕ+ |
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ВИДОВОЙ ПРИЗНАК |
ЧТО? |
ЧТО ЭТО ТАКОЕ? |
КАКОЙ? |
подлежащее |
сказуемое |
Определение |
Вопрос: - При каком условии мы задаём такие вопросы в предложении? (Когда подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в И. п.) - Зачем необходимо знать признаки понятия и уметь строить эти понятия? Поменяйте местами главное и придаточное предложения. Допустима ли перестановка? Прочитайте материал на стр. 273 и сверьте правильность своего ответа.
Задание 4 (работа в группе).
Выполняя упр. 596 (устно), задаём вопрос (что?) к терминам, (это что?) - к родовому понятию и (какой? какая?) - к отличительному признаку. Вопрос: Какие синтаксические конструкции представляют собой определения научных понятий? (1 предложение – простое, осложнённое причастным оборотом; 2 – сложноподчинённое; 3 - простое ). Задание 5: Учимся говорить на лингвистическую тему! На стр. 272 даны конструкции: Что делится на что? Что относится к чему? Что бывает каким? Что входит в группу чего? Различают что и что? Что является одним из чего? Перепишите их в тетради и расскажите, используя эти конструкции в ответах, о термине «РЕЧЬ». Задание 6: упр. 597 – построить определения научных понятий по модели: «термин - родовое понятие + отличительный видовой признак» Суффикс - … Метафора - … Плоскогорье - …
Задание 7(работа в парах).
Прочитать текст. Указать стиль речи. Какова его задача? Заштриховать слова, на которые опирается текст. Задайте по цепочке вопросы к тексту.
БАЙКАЛ - пресноводное озеро на юг… Восточной Сибир…. Расположено на высоте 456 м и окружено горами. Площадь 31,5 тыс. км2, длина 636 км, средняя ширина 48 км. Самое глубокое (до 1620 м) в мире. Впадает 336 рек (в том числе Селенга, Баргузин, Верхняя Ангара), вытекает река Ангара. 27 островов (крупнейший Ольхон). Замерза…т в январе, вскрыва…тся в мае. Животный и растительный мир Байкала включает около 1800 видов. Судоходство; сплав леса. На Байкале — города Слюдянка, Байкальск. Байкал входит в состав Баргузинского и Байкальского заповедников. Прибайкальский национальный парк.(из электронной «Большой энциклопедии»)
Объяснить пропущенные и подчёркнутые орфограммы. Найти сложные слова. Объяснить пунктуацию первого предложения. Задание 8: Игра «Редактор» Найти ошибки, допущенные в построении определений: 1. А) Пунктуация – это раздел науки о языке.
Б) Пейзаж (в лит.) – картина природы.
В) Остров – часть суши.
2. А) Стихотворение – это когда в рифму.
Б) Приставка – это если перед корнем.
В) Морское дно
– это под водой.
III.
Подведение итогов по рассмотренному
материалу.
1) Какие
проблемы возникают, если не умеешь
давать научное определение ?
2) Можно
ли утверждать, что изученная тема
пригодится вам только на уроках русского
языка, литературы и географии? Почему?
3)
Каковы основные части в модели научного
определения?
4) Обоснование эпиграфа,
взятого в начале урока.
IV. Дом. зад.: 1 вариант - упр. 599 (получившим на уроке «3-4»); 2 вариант - упр. 596 ( получившим «5»)
Оценочный лист
Зад.№1 |
Зад.№2 |
Зад.№3 |
Зад.№5 |
Зад.№6 |
Зад.№7 |
Зад.№8 |
память |
воображение |
внимание |
речь |
сотворчество |
понимание |
воспоминание |
|
|
|
|
|
|
|
За 31 набранный балл – «5» За 24 – «4» За 14 – «3» За 7 - «2»
VI. Спасибо за работу!
Учитель русского языка и литературы
Дьячкова О. Н.
СОШ №3
Новая Игирма Иркутской обл.
УРОК-ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ
по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"
(10 класс)
Действующие лица:
журналист, литературный критик, Ф. М. Достоевский, Родион Раскольников, Соня Мармеладова.
Задания к уроку: 1. Получившие роли должны быть готовы ответить на любой вопрос из зала.
2. Остальные учащиеся перечитывают, повторяют все, что знают о творчестве Ф. М. Достоевского, его эпохе, придумать вопросы, которые они могут задавать с места.
Цель урока:
- обобщить и углубить знания учащихся об особенностях критического реализма в России 60-70 гг.;
- показать, что Ф. М. Достоевский - «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страшную память» в романе, а роман - это картина истории русского общества, в котором правит капиталистический строй – грязный, дикий, убивающий в людях все
человеческое;
- развитие речи учащихся, навыков литературного анализа.
ХОД УРОКА:
I . Слово учителя.
Великие писатели подобно Колумбу, совершая свой бесстрастный подвиг, открывают нам новые миры. Ф. М. Достоевский поразил своих современников открытием буржуазного общества, тёмных углов большого города, мрачную жизнь их обитателей, «бедных людей». Перед изумленным взором художника возникла бездна. Он заглянул в нее и понял, что никакое, даже самое совершенное произведение не способно вместить драму современной жизни. Он посвятил ей все свое творчество.
Представим, что у нас на уроке присутствует писатель Ф. М. Достоевский, его современник, некоторые из его литературных героев, литературный критик. Они расскажут нам о себе.
II. Работа по теме урока:
Вопрос журналиста современнику:
Что было характерно, на Ваш взгляд, для эпохи, в которой, Вы жили?
Современник: То, что изображал писатель, было им мучительно выстрадано, а противоречивость его мысли непосредственно вытекает из живых противоречий русской истории 2-ой половины 19 века. Напоминаю, что было характерно для этого периода: 60-е гг. 19 в. ознаменовались подъемом революционного движения. В стране ширились крестьянские волнения. Росли студенческие беспорядки, расширялась сеть тайных революционных кружков. Центральный вопрос времени — вопрос о крепостном праве. Революционеры-демократы считали, что освобождение крестьян должно произойти революционным путем. Либералы же были сторонниками постепенных реформ освобождения крестьян «сверху».
В 60-е гг. произошел раскол писателей, объединенных вокруг журнала «Современник». 60 -70—е года 19 века в России — эпоха глубоко драматическая, Происходит «быстрая, тяжелая, острая ломка всех старых «устоев» России», и как следствие этого — неисчислимые бедствия, нищета, разорение самых широких масс. Об этом периоде, если позволите процитировать, уважаемый Фёдор Михайлович, Вы сказали так: «...теперь беспорядок всеобщий, беспорядок везде и всюду, в обществе, в делах его, в руководящих идеях... в убеждениях... в разложении семейного начала...Треснули основы общества под революцией реформ, замутилось море. Исчезли и стерлись определения и границы добра и зла». В романах мы находим множество указаний на те факты из окружающей жизни, которые воспринимались Достоевским как зловещие признаки жуткой болезни, охватившей все слои общества, после того как, по словам Л. Н. Толстого, «все в России переворотилось».
Вместе с социально-экономической основой старого феодально-крепостнического строя стали быстро разрушаться и все его нравственные устои. С ужасом Достоевский убеждался, что на Россию надвигается капитализм - «бес национального богатства», несущий вражду, хаос, Лужиных и Свидригайловых.
После спада революционной волны объективная расстановка социальных сил в России сложилась трагически: «Старое бесповоротно, у всех на глазах рушилось, новое только укладывалось, причем общественные силы, эту укладку творящие, впервые показали себя на деле... лишь в 1905 году».
Я утверждаю, что это было время, когда русская передовая мысль жадно искала правильной революционной теории. Итак, «страшная разноголосица» в этот период русской общественной жизни. Период, когда появился роман «Преступление и наказание». Перед нашими глазами и глазами писателя, когда он создавал роман, был не только опыт русской революционной борьбы, но и опыт Запада. Стабилизация капитализма вместо ожидаемого равенства, братства и свободы принесла распад и деградацию моральных принципов. Из этого опыта Достоевский сделал свои всеобъемлющие выводы. Он стал утверждать, что любые теоретические проекты организации общества деспотичны и в случае их практического осуществления приведут к крови, насилию над живой жизнью.
Перед русским народом Достоевский преклоняется. Писатель верит, что ключи к будущему в руках народа и народ cкажет свое веское слово, правду народную, которая изменит мир: «…я лишь за народ стою прежде всего, в его душу, в его великие си которого никто еще из нас не знает во всем объеме и величии их, - как в святыню верю...»
Вопрос Ф. М. Достоевскому:
Вы задумали произведение о современном обществе, но не казалась ли Вам эта задача чрезмерно трудной?
Ф. М. Достоевский:
Да, если бы я взялся написать только один роман и в нем сказать все о своем времени, это было бы невыполнимо. Но я задумал создать несколько произведений, объединив их общей темой «бедных людей».
Вопрос :
Я представляю журнал «Русский вестник». Позвольте задать Вам вопрос. С какого произведения, по Вашему мнению, лучше начинать знакомство с Вашими героями, Вашим творчеством?
Ф. М. Достоевский:
С повести «Бедные люди». Как ни одно другое произведение, повесть эта вводит в мир моих героев. Перед вами возникнут образы униженных людей, которые даже несчастными не осмеливаются себя признать: Макар Девушкин и Варенька Добросёлова. Это духовно лучшие люди. Духовную жизнь, высокую культуру чувств, доброту «маленького человека», я считаю, необходимо показывать изнутри. Именно здесь я сделал главное свое открытие, изобразил драму современной жизни.
А вот «Преступление и наказание» — первый в ряду моих пяти крупных романов («Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы»).
Главного героя этого произведения отличает желание как-то изменить существующее положение дел. Мне хотелось обнажить в «Преступлении и наказании» опасность для человечества индивидуалистического сознания, стремящегося утвердить себя. Огромный трагизм романа, всестороннее разоблачение буржуазной идеи «сверхчеловека», воспроизведение социальных условий жизни столичной бедноты, сочувствие «униженным и оскорбленным», надеюсь, позволяют считать «Преступление и наказание» реалистическим романом.
Родион Раскольников:
Я написал статью «О преступлении». Мы считаем преступников людьми больными. Но всё же я верю, что все люди по природе своей делятся на два разряда – «низших», «обыкновенных» и «высших», «необыкновенных». Так вот люди необыкновенные имею дар, талант сказать новое слово. К ним, без сомнения, отношу Наполеона. Но такие люди – разрушители. Они имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести», преступают закон. Это сильные люди. А кто я - вошь или человек? Тварь ли я дрожащая или право имею?
Я мечтал проверить себя. Эта мысль навязчиво преследовала меня. Я тогда, как паук, к себе в угол забился. Но ведь власть даётся только тому, кто посмеет наклониться и взять её. Я пролил человеческую кровь… Значит, право имею?! Гордиться нужно! Попытался помочь униженным и оскорблённым…
Но все сложилась иначе. Мое одиночество сводило меня с ума… Я не имел права ни с кем разговаривать, даже рядом находиться с обыкновенными людьми мне теперь нельзя… Матушка и Дуня – самые родные люди. Но они теперь другие!
Я оказался слабее собственной теории: сумел лишь убить, а дальнейшего не вынес. Сознаю, что идея антигуманна. Она тяжким грузом придавила моё сердце, мою совесть… Только на каторге, где даже преступники не принимают и осуждают меня, я понял: нужно самому восстанавливать разорванную мной связь. Только сердцем исправляются ошибки высокомерного разума.
Вопрос литературному критику:
С каких точек зрения изображает трагедию Раскольникова писатель?
Литературный критик:
Думаю, что взгляд писателя обращен к двум сторонам жизни: общечеловеческой и социальной. Его герой испытывает истинную любовь к людям и одновременно презирает их. Но для Достоевского трагедия Раскольникова имеет более глубокие корни. Герой живет в страшное время становления буржуазной морали, буржуазной нравственности. С тех пор, как идея овладела его разумом, он не только раскаяния не испытывает, но всё больше верит в свою теорию, принимает наказание за преступление, которого, по его мнению, не совершил. Но сердце, но душа, но непонятный ему нравственный инстинкт…
Борьба совести и разума – в этом душевная драма героя. Он ясно чувствовал, что он не Наполеон… Совесть, натура сильнее теории.
Вопрос Раскольникову:
В чем же был смысл Вашей жизни?
Родион Раскольников: Я хотел иметь свободу и власть, а главное власть. Моя теория, казалось, обеспечивала это.
Вопрос:
Но ведь не помогла вам теория? Разве она дала любовь, привязанность, благодарность?
Родион Раскольников:
Я хотел логически обосновать, рационализировать нечто, по существу своему не допускающее такое логическое обоснование.
Рациональная мораль? Но она не навязывается, а приходит не извне, а из самого себя. Есть один закон – закон нравственный. Только этот закон даст и любовь, и привязанность.
Вопрос писателю:
Какую цель преследовали Вы, когда обратились к истории преступления и наказания?
Ф. М. Достоевский:
В образе Раскольникова я казнил отрицание святости человеческой личности и всем романом показываю, что любая человеческая личность священна и неприкосновенна и что в этом отношении все люди равны. Можно кратко сформулировать идею моего романа словами библейской заповеди: «Не убий». Тому пример – жизнь Сони Мармеладовой.
Соня Мармеладова:
Однажды в мою комнату пришёл Родион Романович и сказал мне странное: «Мы вместе прокляты, вместе и пойдём!.. Разве ты не то же сделала? Ты тоже переступила… смогла переступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою(это всё равно!) Я сразу и не нашлась, что сказать… Я не убивала себя… А то, что… продавать… Так на что же детей с Катериной Ивановной накормили бы?… Да и батюшка страдал… Болен он был… Как же в стороне стоять? А я не больна, так и помогала… Что до страдания… так Бог терпел ведь… От Бога Родион Романович отошли, вот и предал Бог его дьяволу… Прочитала я ему легенду о воскрешении Лазаря… Просила повиниться пред людьми… Через страдания покой в душе обретёт человек…
Вопрос Ф.М. Достоевскому:
Кого из героев романа Вы считаете главным и почему?
Достоевский:
Все в романе обращено к Раскольникову, все персонажи и встречи помогают ему пройти череду испытаний, сломить свою гордыню и, встав на площади на колени и земно поклонившись, покаяться перед людьми в своем преступлении, пролитии человеческой крови. Ведь сам он говорит: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца».
Раскольников предвидит, что не только ему, но и всем людям предстоят еще большие испытания. Его страшный последний сон о живых злых существах — трихинах, поселившихся в телах людей и путающих их мысли, предсказывает великую идейную рознь, грядущий духовный раскол, революции и гражданские войны. Будет помутнение и искажение общественного разума и нравственного чувства. («...Эти существа были духи, озаренные умом и волей. Люди, принявшие их в себя, становились тотчас же бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя так умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные».) Я уверен, что люди в России и мире страшно переболеют идеологией, что будет потеряно понимание добра и зла, изгнан нравственный закон. Но Раскольников с помощью Сони и взявшего под свою опеку его мать и сестру Разумихина понимает, что для падшего, разуверившегося, преступного человека главное — это личное восхождение к Храму, восстановление оборванных связей, обретение высокой цели в жизни, возвращение в мир людей: «Вместо диалектики наступила жизнь, и в сознании должно было выработаться что-то совершенно другое».
Что выработается, что спасет и возродит упрямого «идейного» преступника — пока неясно, живая жизнь сильна и богата, она сама разрешит все больные вопросы. Покаяние и прозрение убийцы — тяжелое и долгое. Но он на единственно верном пути, среди живых людей и подлинных чувств, ибо любое жизнеспособное общество не может coстоять из падших, «подпольных» людей и «живых трупов». И потому роман о преступлении и наказания Родиона Раскольникова завершаю открытым финалом: духовно выздоравливающий герой в каторжных кандалах смотрит с высокого берега сибирской реки в необозримую вечную степь, где звучит вольная песня и живут другие, свободные люди. Жизнь для него не кончилась, она продолжается, зовя падшую душу к возрождению: «Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом...»
III. Заключительное слово учителя.
Разговор должен помочь нам найти «нашего Достоевского», не ослабляя критики тех его исканий, которые мы не можем принять.
С благодарностью чтит Достоевского все прогрессивное человечество за проникновенно рассказанную правду о страшном капиталистическом мире, об уродующих человека, оскверняющих его бесчеловечных силах антагонистического общества, о бесчеловечной буржуазной морали, пагубности буржуазного эгоизма. В лице Достоевского, по словам Горького, явился «человек, который воплотил в своей душе память о всех... муках людских и отразил эту страшную память». Мы чтим писателя за его гуманистический протест против человеческих страданий, страстное слово в защиту личности, угнетенных, задавленных жизнью, униженных господствующими классами, за жажду справедливости и мира для всех людей.
Достоевский поднимает в своих романах проблемы, решение которых встало с настоятельной необходимостью перед человечеством XXI века.
Об этой особенности таланта Достоевского М.. Е. Салтыков-Щедрин писал:
«По глубине замысла, по ширине задач нравственного мира, разрабатываемых им, этот писатель стоит у нас совершенно особняком. Он не только признает законность тех интересов, которые волнуют современное общество, но даже идет далее, вступает в область предвидений и предчувствий, которые
составляют цель не непосредственных, а отдаленнейших исканий человечества». Горький писал: «Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, может быть, только Шекспиру»
IV. Домашнее задание.
Написать отзыв о прошедшем уроке.
V. Cпасибо за внимание.
Использованная литература:
1. Белов С. В. «Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Комментарий. Книга для учителя. Под редакцией Д. С. Лихачёва»
М.: «Просвещение», 1985
2. Касаткина Т. А. «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание». Критика и комментарии»
М.: Олимп, 1999
3. Сахаров В. И., Зинин С. А. «Литература XIX века. 10 класс»
М.: «Русское слово», 2005
Автор: Дьячкова Оксана Николаевна,
учитель русского языка и литературы.
МОУ СОШ №3
Новая Игирма Иркутской области
Сочинение-описание по картине Ивана Николаевича Крамского
«Портрет сказителя былин»
6-й класс
Интегрированный урок развития речи
(2 часа)
Тип: урок развития речи.
Цели: познакомить учеников со специальной лексикой, употребляемой при описании живописного произведения; учиться находить общее в различных видах искусства; учить описанию предмета, собиранию материала к сочинению.
Оборудование урока: иллюстрации картин Ивана Николаевича Крамского.
ХОД УРОКА
I. Целеполагание.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: Какими вы видите своих одноклассников? Было задание написать портрет одноклассника так, чтобы, не называя имени, можно было угадать, о ком идет речь.
(Ребята читают сочинения, слушатели отгадывают, о ком речь). III. Лексическая работа с терминами 1). - Что такое портрет? - Обратимся вначале к словарям (Выступления учащихся с материалами, взятыми из:
- Словаря иностранных слов - франц . – portrait - изображение. - Толкового словаря В.Даля - Словаря русского языка С.И.Ожегова – изображение человека на картине, фотографии, в скульптуре - Словаря литературоведческих терминов- (фр. -portrait)-изображение внешности героя ( его лица, фигуры, одежды.) в произведении).
2) В чём отличие портрета от фотографии (сообщение уч-ся) 3). Работа со словами: выяснив значение слова «портрет» из словаря иностранных слов, В.Даля, С.И.Ожегова, словаря литературоведческих терминов; в каждом определении «портрета» подчеркнуть ключевые слова. - Подводим итог: «портрет – это…». - Портрет, в котором автор через внешность героя стремится раскрыть его внутренний мир, характер, называется психологическим.
IV. Рассказ ученика о художнике. V. Беседа по картине. Учитель: - Оправдывает ли картина своё название? - Какими живописными средствами художник выделил центральный образ? - Что прежде всего привлекает в облике сказителя? - Опишите подробно возраст, лицо, позу героя картины. – Что можно сказать об одежде сказителя былин? В описании внешности человека необходимо отметить самое яркое, особенное, индивидуальное. Это может проявляться в том, как человек сидит, в выражении его глаз, улыбке. – Как художник относится к своему герою и его занятию? - Как выглядит фон картины? Какие мысли, ощущения возникли при рассматривании картины? - Какова основная мысль этого живописного произведения?
VI. Собирание материала к сочинению. 1. Составляем опорный конспект. Запись оформляется на доске и в тетрадях.
Иван Николаевич Крамской (1837- 1887) |
«Портрет сказителя былин». |
Моё отношение к картине |
|
|
|
2. Работаем со специальной лексикой (диктант).
Задание. Данные слова запишите в опорный конспект, распределяя их в три колонки. К какому способу толкования лексического значения вы прибегали, если слово вызывало затруднение?
Фольклор,
колорит, портрет, палитра, художник,
художественный образ, чувство уважения
и симпатии, картина, проникаться мыслью,
мастер своего дела.
3. – Объясните,
почему художник назвал картину «Портрет
сказителя былин», а не «Портрет
сказочника» (Сказитель - рассказчик
народных сказок, былин. Сказочник –
сочинитель или рассказчик сказок).
– Запишите синонимические ряды
к словам:
картина,
герой картины, художник,
изобразил
произведение старик
автор
представил
искусства сказитель
И. Н. Крамской подчеркнул
– Нравится ли вам сказитель? Объясните: почему?
4. Работа по учебнику «Русский язык»: 6-й класс. Под ред. М. М. Разумовской. М., 2005.
Откройте
упр. 239 учебника. Прочитайте
материалы к описанию портрета.
5. План
описания.
1) Портрет сказителя: лицо, поза, одежда. 2) Фон картины. 3) Настроение, которое передает картина.
5. Самостоятельная работа с текстом. Предлагаются три варианта. (Тексты распечатаны для каждого ученика.)
Углубление темы.
...Усталые
карие глаза п_лны грусти и задумчивости.
Взгляд сказителя, мудрый и проницатель
-ный, направлен не на тебя, а кажется,
что самую глубину твоей душ_ видит.
Кажется, он готов что-то сказать, но
молчит.
Крупный нос не портит его
морщинистое продолговатое лицо. С_дые
волосы на голове и такая же с_дая бородка
могут поведать о долгом жизне(нн, н)ом
пути этого человека.
На его плечах – обветшалый, в заплатах, кафтан: видимо, (не)простой и (не)лёгкой выдалась жизнь сказителя. Но народная мудрость сказок, героизм были(нн, н)ых бог_тырей помогали ему выстоять в жизненных испытанияхЗа спиной старика – т_инстве(нн, н)ая т_мнота, подсвеченная справа. Возможно, это лучи зах_дящего солнца . Все окрашено красноватым сумеречным светом : он смешивается с отблеском в_черней зари. Все предметы кажутся неясными, призрачными. Мы, как в детстве, входим в сказку.. . …В этом полотне И. Н. Крамского звучит что-то тревожное, грус_ное, щемящее сер_це, но спокойная уверенность героя картины заставляет поверить в себя, потому что и ты являешься частью мудрого и героического народа.
Задания
1)
Докажите, что это текст.
2) Определите
тип речи текста.
3) Вставьте пропущенные
буквы.
4) Выпишите слова с безударной
гласной в корне вместе с зависимым
словом.(письм. проверка)
5) Какие
слова и выражения можно дописать в
таблицу?
6) Перескажите текст.
6. Проверка самостоятельной работы по вариантам. Устно проверяются задания 1, 2, 3, 6, письменно на доске – 4-е, заполняется таблица по 5-му заданию.
VII. Творческая работа. Составьте устное сочинение по картине.
VIII. Домашнее задание. Напишите сочинение-описание по картине Ивана Николаевича Крамского «Портрет сказителя былин».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Дьячкова Оксана Николаевна
→ 34_olga 21.03.2013 0 3671 580 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.