Cтенд (наглядное пособие) по теме "Царскосельский лицей XIXв. – Российской школе XXI в."; 5-11 классы
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы
СТЕНД
(наглядное пособие)
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ XIX в. – РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ XXI в.
для 5–11 классов
Разработчик:
Саберова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж 17 лет,
высшая квалификационная категория
эл. почта: e.v.saberova@yandex.ru
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный материал – это полностью готовый стенд (наглядное пособие) по теме «Царскосельский лицей XIXв. – Российской школе XXIв.».
Данный стенд может реализовать две задачи. Во-первых, быть общешкольным информационным материалом, а во-вторых, наглядным пособием для уроков литературы (5–11 классы) при изучении всех тем, связанных с творчеством А.С. Пушкина и других поэтов-лицеистов, а также при изучении истории России 19 века.
Материалы, представленные на данном стенде, отображают основные факты истории Царскосельского лицея с упором на морально-нравственный аспект в деятельности его руководства и внутреннюю духовную жизнь Лицея. Цель данного учебного пособия – дать современным учащимся понимание и восприятие учебного процесса как чего-то значительно более важного, чем простое получение знаний. Современные школьники должны увидеть, что главное – это стать истинным Гражданином России.
Технические пояснения:
Материал создан для оформления стенда 170 см по ширине и 80 см по высоте. При отсутствии специального основания таких размеров все материалы можно разместить просто на стене.
Размер всех изображений – А4 (297х210мм, обычный печатный лист). В настройках принтера выбирать «печать с полями» и соглашаться на печать, когда принтер предупреждает, что поле рисунка крупнее поля печати, т.к. по краям уже заложены белые поля. Распечатывать изображения можно на любом цветном принтере с установкой качества печати не ниже нормального, желательно высокое.
В изображениях с «01» по «19» цвет фона под текстом добавлен с целью, объединить тематические блоки. Их можно распечатать на обычной офисной бумаге.
Изображения с «20» по «42» – лучше печатать на плотной бумаге или матовой фотобумаге. Медаль (изображение «31») лучше напечатать на глянцевой фотобумаге. Данную медаль прикрепить к стенду лучше с помощью картонной имитации ленты (см. изображение «ЦарскосельскийЛицей-стендГОТОВЫЙ-ПРОСМОТР»).
На распечатанных листах изображений все белые поля необходимо обрезать, т.к. это нужно для корректного размещения всех материалов на стенде (используйте «ЦарскосельскийЛицей-макет-стенда-рабочий» и «ЦарскосельскийЛицей-макет-стенда-рабочий+номера»).
В изображениях с «33» по «42» есть несколько серых линий. Самый простой вариант – обрезать распечатанное изображение по ближним к портретам серым линиям (в этом случае на стенд портреты крепятся плоско). Если данные изображения обрезать по дальним серым линиям от портрета, а по остальным линиям сделать загибы, и к стенду прикрепить только получившимися линейными поверхностями, то можно получить эффект объёма (см. изображение «ЦарскосельскийЛицей-стендГОТОВЫЙ-ПРОСМОТР»).
ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ ЛИЦЕЙ XIXв.
РОССИЙСКОЙ ШКОЛЕ XXIв.
РОССИЙСКОМУ ЛИЦЕЮ XXIв.
Сохранить «ЧУВСТВО СЕРДЦА»!
____________________________________________________________________
Сперанский Михаил Михайлович
1772—1839
Общественный и государственный деятель, реформатор, законотворец, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения.
Царскосельский лицей был учреждён по инициативе Сперанского. Сторонник конституционного строя, в котором, по его мнению, новые права обществу обязана даровать власть, он разработал такую программу обучения и воспитания будущих государственных чиновников высших рангов, чтобы они были не только просвещёнными, но и готовыми служить в правовом государстве, руководствуясь его принципами:
- равенство всех сословий перед законом,
- гражданское и уголовное право,
- публичное ведение судебных дел,
- свобода печати.
Лицей – школа нового типа, «соединяющая в себе несравненно более видов, чем все наши университеты», – писал Сперанский.
____________________________________________________________________
Малиновский Василий Фёдорович
1765—1814
Российский дипломат, публицист, просветитель. Первый директор Царскосельского Лицея.
В альбом своему старшему сыну Ивану, учащемуся Лицея, Малиновский записал: «Так в воле состоит вся жизнь души, какова воля, такова и вся жизнь, злое дерево не может добрых плодов приносить, ни же доброе злых. В воле состоит всё достоинство деяний наших. Они могут казаться добры по обманчивой наружности, но суть зла, покуда воля не исправлена».
Из наставлений директора В.Ф. Малиновского воспитанникам Лицея:
«Между собою жить мирно и дружелюбно, ни словом, ни делом не обижать другого... Все воспитанники равны, и потому никто не может презирать других или гордиться перед прочими чем бы то ни было... запрещается доносить на другого ложно...»
____________________________________________________________________
Энгельгардт Егор Антонович
1775—1862
Педагог, учёный, публицист. Директор Царскосельского лицея с 1816 г. по 1823 г.
Время, когда Энгельгардт был директором, считается «золотым веком Лицея». Он был сторонником системы воспитания и преподавания, сложившейся при Малиновском, убеждённо отстаивал её.
Из выпускной речи:
«...Храните правду, жертвуйте всем за неё; не смерть страшна, а страшно бесчестие; не богатство, не чины, не ленты честят человека, а доброе имя, храните его, храните чистую совесть, вот честь ваша. Идите, друзья, поминайте нас...»
В письме М.Д. Деларю Энгельгардт писал, что самое большое, что можно пожелать «лицейским», это сохранить «чувство Сердца», ибо «...в Сердце заключается всё достоинство Человека: оно святилище, хранитель всех наших добродетелей, которых холодная, расчетливая голова знает только по имени и теории».
____________________________________________________________________
Лицей был основан по указу императора Александра I, подписанному 24 августа 1810 года, открыт 19 октября 1811 года.
В лицей принимались дворянские дети 10–12 лет по предварительному испытанию – вступительным экзаменам. Приём осуществлялся каждые 3 года. Продолжительность обучения была 6 лет.
В 1918 году по постановлению Совета Народных Комиссаров лицей был закрыт.
В 1974 году в г. Пушкине состоялось открытие музея-Лицея.
Прообразом Царскосельского Лицея был Лицей греческий (Ликей / Lykeion) – одна из трёх афинских гимназий, основанных Аристотелем в 335 году до нашей эры, расположенная в живописном пригороде Афин – Ликее.
Подобно древней школе, Лицей разместился среди красивейших парков небольшого городка близ Петербурга – Царском Селе (в здании флигеля Екатерининского дворца), просуществовал там до 1843 года, затем был переведён в Петербург и стал называться Александровским.
В Лицее изучались дисциплины:
- нравственные
Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия;
- словесные
российская, латинская, немецкая, французская словесность и языки, риторика;
- исторические
российская и всеобщая история, физическая география;
- физические и математические
математика, начала физики и космографии, математическая география, статистика;
- изящные искусства, гимнастические упражнения
чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание.
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно расцветал,
Читал охотно Елисея,
А Цицерона проклинал,
В те дни как я поэме редкой
Не предпочел бы мячик меткий,
Считал схоластику за вздор
И прыгал в сад через забор...
____________________________________________________________________
Одиннадцатимесячный учебный год прерывался лишь в июле, но даже в каникулы воспитанники оставались в Царском Селе. Родным разрешалось посещать Лицей в праздничные и воскресные дни.
Строгий надзор гувернёров не мешал лицеистам шалить и проказничать. И тогда в журнале поведения появлялись такие записи: «Малиновский, Пущин и Илличевский остались без ужина за то, что во время прогулки по саду поссорились с Пушкиным и под видом шутки толкали его и били по спине прутом».
Были и жалобы от самого Царя директору Лицея Энгельгардту: «Твои воспитанники снимают через забор мои наливные яблоки, бьют сторожей».
Чрезвычайно важно, что в Лицее, в отличие от учебных заведений того времени, был запрет телесных наказаний воспитанников, закреп лённый в лицейском уставе.
Это, а также другие факторы: немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный на внимание и уважение к личности учеников, создали особый «лицейский дух», который на всю жизнь запомнился лицеистам первого – «пушкинского» – выпуска. Это дух чести, дружбы, уважения к ближнему.
В те дни – во мгле дубравных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах лицейских переходов
Являться муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась! Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите игры первых лет!
Я изменился, я поэт,
В душе моей едины звуки
Переливаются, живут,
В размеры сладкие бегут.
А. С. Пушкин
В Лицее писал стихи не только Пушкин. Уже с первых дней жизни вместе с воспитанниками жила поэзия, увлечение стихосложением было всеобщим. Издавались лицейские рукописные журналы, а стихи и прозу Антона Алексея Илличевского, Вильгельма Кюхельбекера, Ивана Пущина можно было прочитать на страницах ведущих литературных журналов того времени.
Сама обстановка Царского Села с его памятниками недавней старины, дворец, поражающий роскошью и великолепием, прекрасные парки, дышащие поэзией античного мира, заповедные уголки с серебристыми ивами, тенистые аллеи, прозрачная гладь Большого озера, пишущие преподаватели и директор – всё это соединялось и создавало исключительно благоприятную поэтическую обстановку.
Особо на души лицеистов подействовала Отечественная война 1812 года. Мимо Лицея по старинной Садовой улице шли войска. «...Жизнь наша лицейская сливается с политическою эпохою народной жизни русской: приготовлялась гроза 1812 года. Эти события сильно отразились на нашем детстве. Началось с того, что мы провожали все гвардейские полки, потому что они про- ходили мимо самого Лицея... Мы всегда были тут, при их появлении, выходили даже во время классов, напутствовали воинов сердечною молитвою, обнимались с род- ными и знакомыми; усатые гренадёры из рядов благословляли нас крестом», – писал в своих воспоминаниях Иван Пущин.
Впечатления этих дней определили гражданский пафос и раннее свободолюбие многих лицеистов.
________________________________________________________________________________________
Для награждения отличившихся лицеистов по эскизам Энгельгардта были отлиты серебряные и золотые медали. Два венка, дубовый и лавровый, олицетворяют Силу и Славу, сова символизирует Мудрость, лира, атрибут Аполлона, указывает на любовь к Поэзии. Над всем этим начертан девиз лицея: «Для Общей Пользы».
Российские школьники!
Будьте достойными преемниками великих идей гуманизма, нравственности, духовного и физического совершенствования человеческой личности. Будьте достойны своими делами звания человека, живущего ДЛЯ ОБЩЕЙ ПОЛЬЗЫ!
________________________________________________________________________________________
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
________________________________________________________________________________________
Пушкин
Александр Сергеевич
1799—1837
Величайший русский поэт, драматург и прозаик.
Создатель современного русского
литературного языка.
Художник Кипренский Орест Адамович, 1827г.
Данзас
Константин Карлович
1801—1870
Российский армейский офицер, генерал-майор.
Друг Пушкина, его секундант на дуэли с Дантесом.
Художник неизвестен, 1836г.
Кюхельбекер
Вильгельм Карлович
1797—1846
Русский поэт, писатель и общественный деятель. Декабрист. Друг Пушкина.
Матюшин И., гравюра с неизвестного оригинала.
Дельвиг
Антон Антонович
1798—1831
Русский поэт, литературный критик, журналист, издатель. Друг Пушкина.
Фотограф неизвестен.
Пущин
Иван Иванович
1798—1859
Капитан, командир гвардейского конного эскадрона.
Судья Московского надворного суда.
Декабрист. Друг Пушкина.
Художник Бестужев Николай Александрович, 1837г.
Замятнин
Дмитрий Николаевич
1805—1881
Российский государственный деятель.
Министр юстиции Российской империи, сенатор.
Идейный и фактический руководитель прогрессивной судебной реформы Александра II.
Фотограф неизвестен.
Корф
Модест Андреевич
1800—1872
Русский государственный деятель. Историк, почётный член Петербургской Академии наук.
Директор Санкт-Петербургской публичной библиотеки, обновивший и преобразовавший её.
Фотограф неизвестен.
Матюшкин
Фёдор Фёдорович
1799—1872
Адмирал, полярный исследователь, сенатор.
Участник Русско-турецкой войны, Кавказской войны, войны за независимость Греции.
Орденоносец.
Художник неизвестен.
Горчаков
Александр Михайлович
1798—1883
Видный российский дипломат и государственный деятель, канцлер, кавалер ордена Святого апостола Андрея Первозванного, министр иностранных дел.
Художник Богацкий Николай Тимофеевич, 1876г.
Салтыков-Щедрин
Михаил Евграфович
1826—1889
Русский писатель.
Рязанский и тверской вице-губернатор.
Художник Крамской Иван Николаевич, 1879г.
_______________________________________________________________________________________
Текст и изображения (кроме «Рукопожатие») созданы на основе материалов, полученных из источников в Интернете. Изображения «Рукопожатие» являются оригинальными.
Ссылки:
http://www.pushkin-town.net/.pushkin/rus/aslitsey.htm
http://www.manwb.ru/articles/psychology/pedagogics/TsarLicej_DmZub/
http://www.newacropol.ru/study/child/licey/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_Царскосельский_лицей
http://www.classic-book.ru/lib/al/book/154
http://www.rg.ru/2010/06/10/licei.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сперанский,_Михаил_Михайлович
http://www.roerich.kz/shurnal/texts/licey.htm
http://museum.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12881
http://pushkin.ru/special/imperatorskomu-tsarskoselskomu-litseyu-200-let-1811-2011.html
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саберова Елена Валерьевна
→ ЕленаСаберова 07.05.2013 1 4195 747 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.