Разработка к уроку по русскому языку по теме "Текстоведение. Повторение и систематизация изученного"
Цели: Обобщение знаний и умений обучающихся по теме «Текстоведение».
Задачи:
1. Закрепление основных теоретически понятий раздела «Текстоведение».
2. Отработка навыка текстоведческого анализа по предложенной схеме.
3. Формирование умения работать в группе.
4. Формирование умения оценивать свою деятельность по предложенным критериям.
Форма работы: групповая, ученики работают на подготовленных маршрутных листах (Приложение 1, 2)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Постановка целей. Обсуждение с учениками формы и условий работы.
2. Актуализация материала (фронтально): Что такое текстоведение? Что такое текст? Какие типы речи вам известны? Перечислите функциональные стили речи.
3. Работа в группах. Ученики выполняют первое задание (повторение теории):
1 группа – признаки текста;
2 группа – средства связи предложений в тексте;
3 группа – типы речи, структурные особенности текстов разных типов.
Для облегчения выполнения задания предлагаю ученикам заполнить пропуски на бланках работы (Приложение 1).
Контроль на данном этапе – устное высказывание от каждой группы по предложенной теме.
Примечание: Бланки для работы у всех учеников одинаковые. Каждый из учеников имеет возможность дополнить ответ, используя вспомогательные опорные схемы ответов другой группы, т.о., в работу включены все обучающиеся.
4. Работа с текстом. Каждой группе предлагаю текст (Приложение 2) для анализа. Для решения поставленной задачи (доказать, что это текст) предлагаю воспользоваться планом анализа, который может быть дополнен учащимися.
Примечание: на данном этапе необходимо направлять работу в группах, т.к. ученикам иногда сложнее организовать коллективную работу, чем выполнить то или иное задание самостоятельно. Распределение заданий с учетом их сложности, контроль времени выполнения, обсуждение решений внутри групп, умение анализировать и редактировать ответ товарища, представление ответов - все это является решением важной воспитательной задачи - формирования умения командного взаимодействия.
5. Представление ответов. Ученики представляют свои ответы, которые могут быть дополнены участниками других групп. Предлагаю ученикам следующую форму рецензии ответа с обязательной положительной оценкой выполненной работы:
1. Ответ верный.
2. Ответ обоснованный.
3. Говорящий убедителен.
4. Задача группы выполнена полностью.
Или: 1. В ответе были допущены некоторые неточности.
2. Хотелось бы дополнить ответ.
3. С учетом некоторых замечаний можно считать ответ группы верным.
6. Творческое задание. Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру на тему «Зачем мне изучать текстоведение?»
7. Ученики, желающие прочитать свои работы одноклассникам, сначала аргументируют выбор типа речи своего сочинения, потом зачитывают работу.
8. Самооценка. Предлагаю ученикам оценить свою работу, выбрав один из вариантов ответов (на бланках).
Задачи:
1. Закрепление основных теоретически понятий раздела «Текстоведение».
2. Отработка навыка текстоведческого анализа по предложенной схеме.
3. Формирование умения работать в группе.
4. Формирование умения оценивать свою деятельность по предложенным критериям.
Форма работы: групповая, ученики работают на подготовленных маршрутных листах (Приложение 1, 2)
Ход урока:
1. Вступительное слово учителя. Постановка целей. Обсуждение с учениками формы и условий работы.
2. Актуализация материала (фронтально): Что такое текстоведение? Что такое текст? Какие типы речи вам известны? Перечислите функциональные стили речи.
3. Работа в группах. Ученики выполняют первое задание (повторение теории):
1 группа – признаки текста;
2 группа – средства связи предложений в тексте;
3 группа – типы речи, структурные особенности текстов разных типов.
Для облегчения выполнения задания предлагаю ученикам заполнить пропуски на бланках работы (Приложение 1).
Контроль на данном этапе – устное высказывание от каждой группы по предложенной теме.
Примечание: Бланки для работы у всех учеников одинаковые. Каждый из учеников имеет возможность дополнить ответ, используя вспомогательные опорные схемы ответов другой группы, т.о., в работу включены все обучающиеся.
4. Работа с текстом. Каждой группе предлагаю текст (Приложение 2) для анализа. Для решения поставленной задачи (доказать, что это текст) предлагаю воспользоваться планом анализа, который может быть дополнен учащимися.
Примечание: на данном этапе необходимо направлять работу в группах, т.к. ученикам иногда сложнее организовать коллективную работу, чем выполнить то или иное задание самостоятельно. Распределение заданий с учетом их сложности, контроль времени выполнения, обсуждение решений внутри групп, умение анализировать и редактировать ответ товарища, представление ответов - все это является решением важной воспитательной задачи - формирования умения командного взаимодействия.
5. Представление ответов. Ученики представляют свои ответы, которые могут быть дополнены участниками других групп. Предлагаю ученикам следующую форму рецензии ответа с обязательной положительной оценкой выполненной работы:
1. Ответ верный.
2. Ответ обоснованный.
3. Говорящий убедителен.
4. Задача группы выполнена полностью.
Или: 1. В ответе были допущены некоторые неточности.
2. Хотелось бы дополнить ответ.
3. С учетом некоторых замечаний можно считать ответ группы верным.
6. Творческое задание. Предлагаю ребятам написать сочинение-миниатюру на тему «Зачем мне изучать текстоведение?»
7. Ученики, желающие прочитать свои работы одноклассникам, сначала аргументируют выбор типа речи своего сочинения, потом зачитывают работу.
8. Самооценка. Предлагаю ученикам оценить свою работу, выбрав один из вариантов ответов (на бланках).
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шойтова Наталья Николаевна
→ Schoitova45 12.06.2013 0 4353 705 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК