Стенд (наглядное пособие) "Афанасий Афанасьевич Фет"; 5–11 классы
#������###################################################>#7#=#5#@#####S#i#m#S#u#n#####w#k#s#6#3#2#�###R#e#c#o#v#e#r#####################################.###��X#
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Центр образования № 491 «Марьино» г. Москвы
СТЕНД
(наглядное пособие)
Афанасий Афанасьевич Фет
для 5–11 классов
Разработчик:
Саберова Елена Валерьевна,
учитель русского языка и литературы,
педагогический стаж 17 лет,
высшая квалификационная категория
эл. почта: e.v.saberova@yandex.ru
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленный материал – это полностью готовый стенд (наглядное пособие), посвящённый жизни и творчеству русского поэта А.А.Фета.
Данный стенд может реализовать две задачи: быть общешкольным информационным материалом и наглядным пособием для уроков литературы по темам поэзии и личности Фета, для уроков русского языка, а также в качестве конкретного примера на уроках истории при изучении России 19 века.
Материалы, представленные на данном стенде, показывают две, казалось бы, несовместимые стороны Фета: стремление к достижению высокого положения в обществе и богатства и удивительной способности видеть красоту, ощущать мельчайшие нюансы жизни природы, отдаваться глубокому чувству любви. Стенд наглядно показывает неоднозначность личности поэта, даёт возможность несколько по-другому воспринять его творчество. В стенде есть элемент юмора, что повышает интерес к нему учащихся.
Технические пояснения:
Материал создан для оформления стенда 170 см по ширине и 80 см по высоте. При отсутствии специального основания таких размеров все материалы можно разместить просто на стене.
Размер всех изображений – А4 (297х210мм, обычный печатный лист). В настройках принтера выбирать «печать с полями» и соглашаться на печать, когда принтер предупреждает, что поле рисунка крупнее поля печати, т.к. по краям уже заложены белые поля. Распечатывать изображения можно на любом цветном принтере с установкой качества печати не ниже нормального, желательно высокое.
Изображения «37+38+42», «39», «45», «46», «47» и «48» лучше печатать на фотобумаге или плотной бумаге (для черчения) повышенной белизны.
Для размещения материалов на стенде используйте файлы «МАКЕТ Фет-ПРОСМОТР + номера изображений» и «МАКЕТ-Фет-ПРОСМОТР-1», «МАКЕТ-Фет-ПРОСМОТР-2», «МАКЕТ-Фет-ПРОСМОТР-3».
На распечатанных листах всех изображений (кроме «45-Поля-НЕобрезать», «46-НЕобрезать-ЗАГНУТЬ», «47-НЕобрезать-ЗАГНУТЬ» и «48-СЕРОЕ-отрезать») обрезать все лишние белые поля по тонким серым линиям или по кромке цветного фона (изображение «30» обрезать только по тонким серым линиям, чтобы осталась белая окантовка). В названиях изображений с 45 по 48 уже имеется нужная информация, но надо учесть, что в изображениях 47 и 48 не нужно обрезать узкие белые поля.
Мобильный элемент «На уроке» представляет собой открывающуюся страницу (см. «МАКЕТ-Фет-ПРОСМОТР-2», «МАКЕТ-Фет-ПРОСМОТР-3»). В исходном состоянии видна только карикатура урока. Для удержания страницы закрытой лучше использовать пластиковый магнит (рекламные или сувенирные есть в продаже и дёшевы). Один магнит (достаточно 2х3см) надо приклеить на клапан, вклеенный между изображением «46» и «47», которые, в свою очередь, надо склеить между собой. Второй магнит (такой же по размеру, как и первый) крепится непосредственно на стенд точно в том месте, где первый сможет с ним соприкоснуться. Загнутое боковое поле склеенных изображений «46» и «47» предназначено для прикрепления получившегося двустороннего листа к стенду. Второй лист (изображение «48») полностью крепится к стенду поверх прикреплённой полосы. После того, как зритель просмотрит страничку «На уроке», откроет, а затем закроет её, она останется в закрытом состоянии, удерживаемая магнитами.
Афанасий Афанасьевич Фет
Декабрь – первый месяц зимы, первый месяц и месяц последний жизни удивительного поэта-лирика
(5 декабря 1820 г. – 3 декабря 1892 г.)
Нет смерти для поэтов! Любовь и красота стихов Фета будут жить, пока существует человек, ведь, если нет любви и красоты, то нет и человека.
Памятник поэту установлен в г. Орле.
Но твёрже бронзы и гранита – бумага, на которую вот уже третий век ложатся волнующие песни его души.
______________________________________________________________
Только пчела узнает в цветке затаённую сладость,
Только художник на всём чует прекрасного след.
______________________________________________________________
Слова «затаённая сладость» из афоризма Фета лично для него имели вполне определённый смысл. Ему пришлось почти 40 лет восстанавливать потерянные не по его вине общественное положение и богатство. Но, всё по порядку...
Незаконнорождённый?!!!
В 1820 году в немецкий город Дармштадт приехал на отдых богатый 44-летний орловский помещик Афанасий Неофитович Шеншин. Обольстив 22-летнюю Шарлотту, жену дармштадтского чиновника Иоганна Фёта, он увёз её, беременную от законного мужа и оставившую на родине дочь, в Россию.
Здесь они обвенчались по православному обряду, утаив, что невеста уже замужем. Вскоре родился мальчик, которому при крещении дали имя Афанасий и записали старшим сыном Афанасия Неофитовича Шеншина, который по законам Российской империи становился наследником поместья отца и крепостных крестьян. Казалось, что будущее маленького Афанасия сыто и определённо.
Но, когда ему исполнилось 14 лет, история его родителей стала известной, их брак признали незаконным, и мальчик в один миг лишился фамилии Шеншин, дворянства и всех привилегий!
И это значительно серьёзнее, чем может показаться современному человеку, достаточно свободному в выборе своей жизни. Дело в том, что тогда Россия была страной сословной. Это значило, что каждый человек был приписан к определённому сословию и занимал в этом сословии чёткое положение в зависимости от чина и звания на основании введённого Петром I «Табеля о рангах». Всё прочее не имело практически никакого значения! «Всяк сверчок знай свой шесток» – поговорка очень российская.
От ещё большего унижения – клейма незаконнорождённого – спасли мальчика хлопоты его матери и Афанасия Неофитовича о разрешении на право ношения фамилии его немецких родственников Фёт*.
* Бывает, что ошибки остаются на многие годы, а иногда и навсегда! В журнале «Современник» была опубликована статья Н.А. Некрасова о поэтах того времени, в которой было упомянуто и имя Фёта. Буква «ё» по недосмотру наборщиков превратилась в «е». Так поэт во второй раз по вине других сменил фамилию и стал Фетом.
Помещик А. А. Шеншин – законный и... неизвестный
И вот «сверчок», а точнее трудолюбивая и ответственная «пчела», воспитанная добросовестным отцом и хорошим помещиком Шеншиным, Афанасий Афанасьевич Фет вынужден был приложить титанические усилия, чтобы добыть «затаённую сладость» – занять достойное место в обществе.
Юноша, окончивший в 1845 году Московский университет в качестве «иностранца Фёта», решил во что бы то ни стало восстановить то, что он считал по справедливости своим – дворянское звание. Самый короткий путь во дворянство виделся через военную службу.
Но за время службы Фета было принято несколько указов, постоянно отодвигавших получение необходимого для дворянства чина на несколько лет. Поэтому делать военную карьеру для Фета становилось абсолютно бесперспективно. В 1858 году он вышел в отставку в звании гвардии штаб-ротмистра.
В 1857 году Афанасий Фет очень удачно в материальном смысле женился на дочери крупного чаеторговца Боткина. В 1860 году после российских реформ и на деньги жены он смог приобрести большой участок чернозёмной земли и небольшую усадьбу в Орловской губернии и, будучи сильным, властным, домовитым, прижимистым человеком, стал весьма успешным помещиком. К слову. Тургенев так подсмеивался над Фетом: «Он с такой интонацией произносил целковый, даже цалковый, что уже кажется, будто он его в карман положил».
В 1873 году он обращается с просьбой на высочайшее имя признать его законным сыном дворянина и помещика Афанасия Шеншина с правом носить отцовскую фамилию. И вот в конце декабря 1873 года вышел царский указ «О присоединении отставного гвардии штабс-ротмистра Афанасия Афанасиевича Фета к роду отца его Шеншина со всеми правами, званию и роду его принадлежащими». Победа!
Впрочем, император Александр III по этому поводу заметил: «Зачем ему это камергерство? Камергеров у нас целые тысячи, и никто их даже не знает, а поэт Фет единственный в России».
______________________________________________________________
Интересный факт
Несмотря на то, что Фет окончил словесный факультет Московского университета, он был «равнодушен» к правописанию. По словам редактора первого полного собрания сочинений поэта Никольского Б.В. «труднейшую задачу составила расстановка знаков препинания». «Фет... признавал в сущности только точку, запятую и изредка восклицательный и вопросительный знаки, лишь в виде исключения допуская тире и многоточие... От чудовищной расстановки знаков его стихотворения пострадали... многие стихотворения положительно сделались бессмысленными, другие лишь с величайшим трудом поддавались пониманию... Ведь знаки препинания – простейший комментарий к тексту, а в особенности к тексту поэтическому, да ещё такого причудливого и своеобразного поэта, как Фет». Пришлось «восстановить истинного Фета из-под засыпавшего его пепла точек, запятых и многоточий».
______________________________________________________________
***
Как здесь свежо под липою густою –
Полдневный зной сюда не проникал,
И тысячи висящих надо мною
Качаются душистых опахал.
А там, вдали, сверкает воздух жгучий,
Колебляся, как будто дремлет он.
Так резко сух снотворный и трескучий
Кузнечиков неугомонный звон.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкою подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые проходят облака.
Пётр Ильич Чайковский:
Фет есть явление совершенно исключительное; нет никакой возможности сравнивать его с другими первоклассными или иностранными поэтами, искать родства между ним и Пушкиным, или Лермонтовым, или Ал. Толстым, Тютчевым... Скорее можно сказать, что Фет в лучшие минуты выходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому Фет часто напоминает мне Бетховена... Подобно Бетховену, ему дана власть затрагивать и такие струны нашей души, которые недоступны художникам, хотя бы и сильным, но ограниченным пределом слова. Это – не просто поэт, скорее – поэт-музыкант.
Николай Алексеевич Некрасов:
Человек, понимающий поэзию и охотно открывающий душу свою её ощущениям, ни в одном русском поэте, после Пушкина, не почерпнёт столько поэтического наслаждения, сколько доставит ему господин Фет.
Василий Боткин (критик):
Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!
______________________________________________________________
В молодости Фет пережил большую драму. Во время военной службы в Херсонской губернии поэт познакомился с 20-летней Марией Лазич, умной, образованной, прекрасно игравшей на рояле. Она отвечала ему взаимностью. Но, увы, влюблённые были бедны, и поэт не решился заключить брак. Мария покончила с собой – она подожгла своё платье и в прямом смысле сгорела от любви. Гибель возлюбленной была тяжким ударом: только после её смерти Фет понял, кого он потерял и как сильно он её любил. Именно Марии Лазич посвящены такие великолепные и эмоционально мощные стихи, как «Неотразимый образ», «Старые письма», «В тиши и мраке таинственной ночи» и другие. Всю жизнь Фет скорбел о потерянной любви: стихотворение «Ты отстрадала, я ещё страдаю» было написано через четверть века (!) после гибели любимой...
Ты отстрадала, я ещё страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей.
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твоё,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твоё небытиё!
______________________________________________________________
На стоге сена ночью южной
Лицом ко тверди я лежал,
И хор светил, живой и дружный,
Кругом раскинувшись, дрожал.
Земля, как смутный сон немая,
Безвестно уносилась прочь,
И я, как первый житель рая,
Один в лицо увидел ночь.
Я ль нёсся к бездне полуночной,
Иль сонмы звёзд ко мне неслись?
Казалось, будто в длани мощной
Над этой бездной я повис.
И с замираньем и смятеньем
Я взором мерил глубину,
В которой с каждым я мгновеньем
Всё невозвратнее тону.
***
Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.
Всё злей метель и с каждою минутой
Сердито рвёт последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!
Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
***
Шёпот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
***
Я пришёл к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришёл я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь – но только песня зреет.
______________________________________________________________
МАЙСКАЯ НОЧЬ
Отсталых туч над нами пролетает
Последняя толпа.
Прозрачный их отрезок мягко тает
У лунного серпа.
Царит весны таинственная сила
С звездами на челе. –
Ты, нежная! Ты счастье мне сулила
На суетной земле.
А счастье где? Не здесь, в среде убогой,
А вон оно – как дым.
За ним! за ним! воздушною дорогой –
И в вечность улетим!
Лев Николаевич Толстой о стихотворении «Майская ночь»:
Развернув письмо, я первое – прочёл стихотворение, и у меня защипало в носу; я пришёл к жене и хотел прочесть, но не мог от слёз умиления. Стихотворение – одно из тех редких, в которых ни слова прибавить, убавить или изменить нельзя...
______________________________________________________________
Использованы материалы из Интернет-ресурсов:
http://www.c-cafe.ru/days/bio/000299.php
http://www.c-cafe.ru/days/bio/16/fet.php
http://www.c-cafe.ru/days/bio/41/fet.php
http://www.c-cafe.ru/days/bio/43/fet.php
http://www.c-cafe.ru/days/bio/46/fet.php
Статьи:
- «Помещик Шеншин и поэт Фет», Юрий Безелянский
- «Что поэту надо? Погоня Афанасия Фета за Афанасием Шеншиным», Марк Блау
- «Афанасий Фет. Соловей русской поэзии», Наталия Антонова
http://www.stihi-rus.ru/1/Fet/
http://www.kostyor.ru/biography/?n=94
http://ru.wikipedia.org/wiki/Фет,_Афанасий_Афанасьевич
http://ru.wikisource.org/wiki/Афанасий_Афанасьевич_Фет
http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Afanasy_Fet
http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Фет-1.djvu
На странице приведен фрагмент.
Автор: Саберова Елена Валерьевна
→ ЕленаСаберова 14.06.2013 1 5239 904 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.