Урок развития речи "Подготовка к написанию сочинения по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"; 7 класс


Описание:

Данный урок проводится в системе уроков по развитию речи с целью обогащения словарного запаса учащихся, работы над средствами речевой выразительности и точностью словоупотребления, приобретения навыков написания сочинения по картине.

На уроке используется мультимедиа-презентация, созданная в программе Power Point с богатым иллюстративным материалом, которая позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на учащихся, а также способствует эффективному усвоению нового материала.

Фрагмент:

Цель урока: обогащение словарного запаса учащихся, работа над средствами речевой выразительности и точностью словоупотребления, совершенствование умений работать с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, эпитетов); формирование эстетических вкусов школьников.

Ход урока:
I.    Сообщение учителя о теме урока и целях предстоящей работы.
II.    Слово учителя о художнике.
(Демонстрируется слайд №1: А.А. Рылов. Автопортрет с белочкой, 1931г.).

Учитель:
Есть художники, картины которых сразу узнают на выставках и долго не забывают. Кто хоть раз видел картину, где на пушистой еловой ветке скачет шустрая белочка-рыжуля, любовался чистой синевой речек, где купаются отражения плывущих по небу курчавых облаков, кто хоть однажды поймал золотой солнечный зайчик в венчике купавы или снежную пушинку одуванчика на изумрудном лугу, — тот уже полюбил пейзажи Рылова.

Аркадий Александрович Рылов — уроженец севера. Детство и юность его прошли в Вятке, на широкой, многоводной реке, что величаво течет среди бескрайних лесных массивов. Природа родных мест запечатлена в его произведениях.

Рылов умел как-то особенно поэтично посмотреть на самый обыкновенный уголок природы. В природе все живет, все движется, все меняется — и в картинах Рылова живут и играют краски, то загораясь чистым, интенсивным цветом, то переливаясь в тончайших нюансах. Великое множество оттенков видел он в своих любимых зеленом и синем тонах. Край лесов, озер и рек открыл чуткому художнику свою таинственную прелесть.

(Слайды № 2-5: картины художника «Цветистый луг (1916г.), «Зеленый шум (1904г.), «Лесная река» (1929г.), «Устье реки Орлинки» (1928г.).

Учитель
Любуясь его картинами, мы с вами совершаем прогулку по родным перелескам и полянам. Во время этой оригинальной прогулки мы как будто слышим шум ветра, шелест листвы, ощущаем свежесть зелени.

Не случайно современники художника называли его «чародеем тайн сине-зеленого» тона.
Сегодня на уроке разговор у нас с вами пойдет об одной из самых поэтичных картин А.А. Рылова «В голубом просторе».

(Слайд № 6: картина «В голубом просторе» (1918г.)).

III.    Работа по картине
Ученики рассматривают произведение.
Беседа по картине. В основе беседы – вопросы из упр. 367.
1.    На полотне весенний день. Какое настроение возникает у вас, когда вы смотрите на этот пейзаж? (Ответ: Радостное, светлое, весеннее.).
2.    Как художник сумел пробудить такие ощущения в зрителе?
3.    Что стремится передать художник в своем полотне? Какова идея произведения? (Ответ: Пробуждение жизнеутверждающих сил в природе, с которыми обычно связан приход весны.).

IV.    Краткий рассказ об истории создания картины
Учитель
Картина А.А. Рылова «В голубом просторе» - одна из самых радостных полотен в русской живописи. На ней не просто изображен приход весны, она вызывает у зрителя чувство каких-то скорых перемен.
А создавал эту картину художник голодной, холодной зимой 1918г., в нетопленой мастерской на Васильевском острове. За окном - хмурое петроградское небо, холодный ветер залива, черная вздувшаяся Нева. А на мольберте – половодье красок, радостный гимн свободе, мужеству, счастью.
V.    Работа по тексту

Текст на доске:

Ярко-синее море. Чистое высокое небо с мягкими облаками. Все пронизано солнечным светом. Свежий легкий ветерок играет белыми венчиками небольших волн. И лебеди. Чудесные белые лебеди с длинными липкими шеями. Распластав могучие крылья они стремительно врезаются в упругий морской простор.

А в дали виднеется корабль, там, где бирюза неба встречается с лазурью моря. Туго наполнены ветром белые паруса, и корабль словно скользит по волнам, едва касаясь воды.

Необходимо обратить внимание учащихся на то, что каждое предложение здесь – отдельная микротема. Учащиеся зачитывают предложения и записывают столбиком название каждой микротемы:
Море –
Небо –
Ветер –
Лебеди –
Корабль –

Такая работа поможет уяснить последовательность действий, спланировать их, определить идейный замысел художника, в соответствии с которым и будет собираться материал к сочинению.
VI.    Поиск и подготовка материалов к сочинению

Выполнение упражнений, целью которых является обогащение словарного запаса учащихся, формирования навыков словоупотребления.

Задание № 1
На полотне Рылова представлены чуть ли не все оттенки голубого и синего цветов. Внимательно рассмотрев цвета моря на переднем плане и у горизонта, цвет неба и облаков, запишите все известные вам названия оттенков. Используйте также и сложные прилагательные.

После самостоятельно выполнения задания учащиеся проверяют и анализируют подобранные слова. Затем я предлагаю школьникам сравнить составленный ими список со своим.

(Демонстрируется слайд № 7 с текстом:
Синий, ярко-синий, темно-синий, голубой, бледно-голубой, светло-голубой, *сапфировый, *аквамариновый, нежно-голубой, серо-голубой, зелено-голубой, *лазурный, *бирюзовый, светло-синий, синеватый, серебристо-голубой).

Значение отмеченных звездочкой слов учащиеся уточняют по толковому словарю. Выясняют, какие слова этого ряда могут быть использованы при описании цвета моря на картине, а какие – при описании цвета неба. Я обращаю внимание ребят на правописание сложных имен прилагательных.
Задание № 2

Слово «море» в словарике эпитетов (в «Приложении к учебнику см. статью «Вода») характеризуется не только по цветовому признаку, но и с точки зрения безграничности водного пространства, его величия, а также насколько оно спокойно. Выпишите из словарика только те эпитеты, которые могут быть употреблены при описании картины.

Задание № 3

Мы уже говори о цвете неба. Но в тексте есть эпитеты, характеризующие небо с других точек зрения. Запишите самостоятельно те, которые вы могли бы использовать при описании картины А.А. Рылова.

В случае затруднения предлагаю школьникам готовый ряд эпитетов, из которых они смогут выбрать необходимые.

(Демонстрируется слайд № 8 со словами:
Безбрежное, безграничное, бездонное, бесконечное, бескрайнее, высокое, необъятное, просторное).

Задание № 4
При существительном «ветер» могут употребляться эпитеты, характеризующие его силу, быстроту, насколько холодный он или теплый, а также эпитеты, передающие впечатления человека о ветре. Из приведенного ряда слов выпишите только те, которые могут быть использованы в качестве эпитетов при описании картины А.А. Рылова.

(Демонстрируется слайд № 9 со словами:
Бодрый, буйный, быстрый, вольный, живительный, заунывный, игривый, ласковый, легкий, легкокрылый, могучий, неистовый, неудержимый, порывистый, резкий, свежий, свирепый, свободный, сильный, слабый, стремительный, упругий, ураганный).

Полный текст материала Урок развития речи "Подготовка к написанию сочинения по картине А.А. Рылова "В голубом просторе"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хамуева Валентина Николаевна  lingvo
19.06.2013 0 36137 2048

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК