Разработка урока "И крестьянки любить умеют" (Социально-нравственный характер повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза)"; 8 класс
Разработка урока по теме: «И крестьянки любить умеют»
(Социально-нравственный характер
повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза)».
Тонких Ирина Анатольевна, учитель русского языка и литературы, СОШУИП № 72, г. Омск
Цели урока:
Образовательные:
совершенствование теоретических знаний сентиментализма
формирование умения находить признаки сентиментализма в повести
формирование умения работать с текстом произведения
2. Развивающие:
развитие мыслительных процессов учащихся
развитие навыка систематизировать знания самостоятельно, делать выводы
3. Воспитательные:
воспитание чувства милосердия к людям
воспитание чувства собственного достоинства; чувство ответственности перед другими
выработка собственного отношения к окружающему миру
Ход урока.
Эпиграф к уроку:
«Бедная Лиза» - образцовое произведение, посвященное
не внешним событиям, а чувствительной душе.
Е.И. Осетров
I. Организационный момент (1-2 мин).
II. Повторение изученного на прошлом уроке (5 мин).
- Какое литературное течение мы с вами изучили на прошлом уроке? (сентиментализм)
- К какому жанру относится произведение Карамзина «Бедная Лиза»? Мы с вами говорили, что это новаторский жанр. (Сентиментальная повесть).
- Сегодня мы рассмотрим, как на уровне содержания и формы раскрываются признаки сентиментализма в «Бедной Лизе».
Обращение к эпиграфу. Учитель зачитывает, затем просит учеников высказать свое мнение, доказать, что эта повесть действительно относится к сентиментализму. (Есть признаки: культ чувства, жизнь и судьба человека, просветительская направленность, любовная тематика, природа - средство психологической характеристики, отказ от прямолинейности в оценке характеров, внимание к простым людям, нравственная чистота) Запись эпиграфа в тетрадь.
П.А. Вяземский сказал об этом произведении так: «С ним родилась у нас поэзия чувства, любви к природе, нежных отливов мысли и впечатлений, словом сказать, поэзия внутренняя, задушевная»
- Давайте вспомним, чем повесть отличается от рассказа? (Больше по объему и шире представляет человеческую жизнь, охватывая цепь ее эпизодов, больше персонажей) А чем отличается от романа? (Роман – большое эпическое произведение, в котором изображается всесторонняя картина жизни множества людей, разветвленность сюжетов и конфликтов)
III. Проверка читательского восприятия. Подход к изучению новой темы.
Беседа.
1. Как вы думаете, почему повесть имела небывалый успех, когда она вышла в 1792 году? (Публика сочувствовала обыкновенным людям, к тому же новаторство Карамзина заключалось во введении обычной деревенской девушки в ткань произведения).
2. От чьего лица ведется повествование? Что этим достигается? С какой целью Карамзин вводит фигуру рассказчика? (От 1 лица, знакомство с Эрастом дает эффект достоверности, мы видим картины с помощью его взгляда, рассказчик – основной носитель чувствительности, он задает эмоциональный тон)
3. Мы сказали, что тематика произведения – любовная. Но только ли о любви это произведение? (Не только, здесь затрагиваются такие темы, как дружба, почитание родителей, жизнь и смерть, богатство и бедность) Запись темы на доске.
Карамзин первым вводит в литературу человека низшего сословия. Общественной добродетелью становится не только дворянская честь, но и крестьянское чувство. Автор не отдает предпочтение высшим сословиям. С темой крестьянства в произведение вводится тема богатства и бедности.
4. Как вы понимаете слово «бедная» в заголовке повести?
5. Ассоциативный эксперимент. Запишите ассоциации со словом богатство в одну колонку, со словом бедность в другую. Два человека работают у доски.
богатство |
бедность |
счастье, любовь, душа, деньги, материальные ценности |
несчастье, нищета, неумение любить, безответственность |
Какие ассоциации вы бы отнесли к Лизе, а какие к Эрасту?
Таким образом, получается, что Лиза – бедная девушка материально, но богатая духовно, Эраст – наоборот.
6. Во времена Карамзина человека, который жил в деревне, на лоне природы, называли «естественным». Как вы думаете, почему? В чем его отличие от городского? (Связь с природой, чистота, нравственность, богатый духовный мир, умение ценить окружающее)
7. Какова идея этой повести? («И крестьянки любить умеют», естественный человек гораздо чище, духовнее, чем городской, у городского, например, Эраста, чувства приносятся в жертву золота). А в чем смысл фразы «и крестьянки любить умеют»? Не кажется ли она вам странной? (Автор говорит так, как это считалось в обществе того времени, как будто крестьяне не люди, но Карамзин доказывает, что им тоже не чужды человеческие чувства, причем более сильные, чем у людей высших сословий).
8. Проверка домашнего задания.
Какой вы представляете Лизу в повести?
Ученики зачитывают цитатную характеристику Лизы и поясняют. (Лиза - прекрасная телом и душою поселянка, нежная и чувствительная, она идеализирована) Как автор показывает душевные переживания Лизы? (Тоже нужно привести цитаты) Почему автор не рисует нам портрет Лизы?
А каким предстает Эраст? Зачитайте строки. (Безрассудный молодой человек, воплощение сложности и противоречивости, «вел рассеянную жизнь, думал только о своем удовольствии, искал его в светских забавах, но часто не находил, скучал и жаловался на судьбу свою»). Почему Карамзин называет его безрассудным молодым человеком?
Какие выразительные средства помогают созданию образов? Как вы думаете, какую роль играет курсив в повести? (Антитеза, контраст, эпитеты, метафоры)
9. Какую роль играет природа в произведении? С чем сравнивается Лиза? Что символизируют белые ландыши? (Она бросает ландыши в воду) Как природа реагирует на ее нравственное падение? Как бы оценили современники Лизы ее поведение?
10. Как вы оцениваете поведение Эраста? Виноват ли он перед Лизой? Что вы можете сказать о его последнем жесте по отношению к Лизе – даче денег? Можем ли мы сочувствовать ему в чем-то?
11. Как оценивает поступок Лизы автор? (Похороны самоубийцы по-православному, сочувствие, жалость, осуждение Эраста). Как оцениваете его вы?
IV. Итог урока.
Карамзин утвердил в русской литературе художественное противопоставление увядающему классицизму – сентиментализм. Это произведения, в которых рассказывается о простой, повседневной жизни человека, о его чувствах, переживаниях. Сентиментальная повесть содействовала гуманизации общества, она вызывала неподдельный интерес к человеку. Любовь, вера в спасительность собственного чувства, холод и враждебность жизни, осуждение обществом – со всем этим можно встретиться, если перечитать страницы произведений русской литературы, и не только XIX века, но и века XX. Эти повести своего рода «воспитатели чувств». А тема «маленького человека» в дальнейшем будет разрабатываться А.С.Пушкиным, Н.В.Гоголем, Ф.М. Достоевским.
V. Домашнее задание.
Письменно ответить на вопрос: какую роль для развития литературы сыграла «Бедная Лиза»? В каком жанре современной литературы мы можем встретиться с отголосками этого произведения, в чем отличие?
Интернет-источники:
http://www.amkmgk.ru/main/04abitur/voprosy_po_russkoi_literature_2009/ - цитата Осетрова
http://www.licey.net/lit/poet18/karamzinSentimentalizm - цитата Вяземского
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тонких Ирина Анатольевна
→ Айрин-Айрин 19.06.2013 0 7460 946 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.