Открытый урок по русскому языку "Подготовка к сдаче ГИА. Часть С 2.1. Роль лексических и грамматических явлений в тексте"; 9 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Новорогачинская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Тема: «Подготовка к сдаче ГИА. Часть С 2.1»
«Роль лексических и грамматических явлений в тексте».
Открытый урок по русскому языку.
Учитель русского языка и литературы Петрова А. В.
Волгоград 2013г.
Найти в тексте примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления.
Аргументировать теоретический тезис
Продолжить формирование навыков коллективной, групповой и индивидуальной работы, развивать теоретические умения школьников.
Оборудование: сборники под редакцией Н.А.Сениной «Русский язык. Подготовка к ГИА-2013», проектор.
Ход урока.
1)Вступительное слово учителя о значимости выполнения части С -1.
2)Проверить знание обучающимися требований, предъявляемых к сочинению.
-Назвать объем сочинения.
-Перечислить вопросы, которые необходимо осветить в работе.
-Из скольких частей должна состоять работа.
-Как лучше закончить работу.
3) Ознакомление обучающихся с текстом для работы.(Сборник под редакцией Н.А.Сениной. стр 250-252)
Класс разбит на две группы. Ребята получили индивидуальные задания: 1-я группа подбирает теоретический материал по лексике, аргументируя его примерами из варианта 15 учебно-методического комплекса «Русский язык. Подготовка к ГИА – 9». Под редакцией Н. А. Сениной; 2-я группа готовила теоретический и практический материал о грамматических явлениях этого же текста.
1-я группа подготовила презентацию, в которой были даны определения лексики, синонимов, антонимов, диалектных слов, фразеологизмов, тропов. В предлагаемом тексте ребята нашли примеры, относящиеся к лексическим явлениям:
Фразеологизм: скользнул взглядом (предложение 37).
2. Сравнение: В небе, как черные стрелы мелькали ласточки (предложение 7)4 по-старчески сутулил плечи (предл. 30).
Метафора: Перед закатом стены и крыши домов горели золотом (предложение 11).
Олицетворение: Деревья под балконом замирали в предвечернем безмолвии (предложение 12); Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом (предложение 24); Шел осенний дождь (предложение 30).
5. Эпитет: безнадежная, недетская тоска (предложение 37).
Ребята зачитали фрагменты сочинений, где они показали, как на практике применять теоретический материал:
В речи сравнения, безусловно, нужны, ведь это особое средство выразительности. С их помощью автор пытается донести до нас всевозможные свойства описываемого предмета: В небе, как черные стрелы, мелькали ласточки. Виталий Закруткин, сравнивая полет ласточек с черными стрелами, показывает стремительность, быстроту движения птиц. Проследить за ласточками так же трудно, как и за полетом стрелы. Сравнения придают речи образность, облегчают её восприятие.
Таким образом, с помощью сравнений выявляются важные качества характеристики описываемого предмета.
Лексика выражает мысли, чувства и настроение автора. Для придания образности своей речи В. Закруткин использует такое лексическое средство выразительности, как олицетворение (предложения 12, 24, 26). Это языковое явление основано на переносном значении слова: неодушевленные предметы (деревья, ветер, дождь) наделяются свойствами живого, обладающего сознанием (замирали, раскачивал, завывал, стучал, шел).
Физкультминутка:
А) Закрыть глаза на минуту.
Б) Посмотреть в окно на деревья, садик.
В) Осмотреть предметы, окружающие вас.
Г) Закрыть глаза, 1 человек называет предметы.
2-группа обучающихся подготовила презентацию с примерами грамматических явлений. К грамматическим явлениям относятся :
значимые части слова (морфемы);
части речи (самостоятельные, служебные, междометия);
синтаксические явления:
словосочетания с разными видами подчинительной связи – согласованием, управлением, примыканием;
предложения по цели высказывания (повествовательные, побудительные, вопросительные);
предложения по эмоциональной окраске (восклицательные и невосклицательные предложения);
простые предложения;
дву- и односоставные предложения;
неполные предложения;
распространенные и нераспространенные предложения;
обособленные члены, однородные члены, обращения, уточняющие и поясняющие члены, вводные слова и предложения, вставные конструкции;
прямая речь;
косвенная речь;
диалог;
сложносочиненные предложения;
сложноподчиненные предложения;
бессоюзные предложения;
синтаксические средства художественной выразительности:
риторические вопросы;
риторические восклицания;
риторические обращения;
синтаксический параллелизм;
анафора;
эпифора;
инверсия;
парцелляция;
многосоюзие/бессоюзие;
градация.
Ребята привели примеры, характеризующие грамматические явления:
Уточняющие члены предложения: Там вверху, сияло лазурное небо, светило большое южное солнце (пр. 6), Я был в детском доме, в станице (пр. 41), Белокурого мальчика я встретил через три месяца на лесном перевале, в предгорьях Кавказа (пр. 27).
2. Однородные члены предложения: Прилетев к дому, они усаживались на карнизе, охорашивались, хлопотливо порхали над гнездами, кормили птенцов и улетали (динамику действия) (пр. 9). Летели вниз камни, листы железа, стекла, птичьи гнезда (одновременность действия предметов) (пр. 21). Ветер раскачивал поломанные оконные рамы, завывал в трубах, стучал ржавым железом (несколько действий одновременно производил один предмет) (пр. 24).
Таким образом, словарный запас человека и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и точно оформлять свои мысли.
Вопросительные предложения, диалог: -Что ты здесь делаешь? – крикнул я, увидев мальчика (пр. 33). – Куда ты идешь? (пр. 39). Автор стремится узнать, что делает здесь мальчик, куда он идет.
4. Инверсия- расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) с целью усилить выразительность речи. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится вперед:По городу шли гитлеровцы. По городу гуляла смерть. (пр. 20,21, 22,23,25. 26,30,31).
Ребята зачитали фрагменты сочинений, где они показали, как на практике применять теоретический материал:
Грамматика помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли. Примером может быть такое грамматическое явление, как уточняющие члены предложения. Уточняющими членами предложения называются те члены предложения, которые поясняют другие. Уточняться могут все члены предложения. Часто обособляются уточняющие обстоятельства места. Например, в предложение 6 уточняется, что небо сияло там, вверху, а в предложение 41 мальчик уточняет, что он был в детском доме, в станице.
Вопросительные предложения в диалоге используются автором для обмена информацией. Например, в предложениях 33, 39, говорящий стремится узнать, что делает здесь мальчик, куда он идет. А в предложении 38 мальчик хочет удостовериться, есть ли у мужчины сухарик?
Грамматика позволяет увидеть логику рассуждения говорящего или пишущего, ход его мыслей. Так однородные члены могут выражать различные отношения между предметами, явлениями, событиями. Чтобы доказать сказанное, обратимся к предложению 9, где наблюдаем последовательность действий. Подтвердить эту мысль можно также примером из предложения 24, где автор описывает одновременность действий.
Таким образом, и словарный запас человека, и знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и точно оформлять свои мысли.
4)Домашнее задание : выписать из варианта №16 (сборника под редакцией Н.А. Сениной) примеры лексических и грамматических явлений.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Петрова Антонина Владимировна
→ Антонина-рус-лит 19.06.2013 0 6193 1132 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.