Урок развития речи "Учимся писать сочинение-рассуждение"; 9 класс


Лебедькова Наталья Октябриновна,

учитель русского языка и литературы

МКООУ «ШИООО» деревни Харампур ЯНАО







































Конспект урока развития речи

9 класс

Тема урока « Сочинение-рассуждение « Роль имен прилагательных в тексте».

Цели урока:

Обучающая: повторение знаний учащихся по теме «Имя прилагательное»,

учиться анализировать текст, прививать навыки написания сочинения – рассуждения на лингвистическую тему.

Развивающая: развитие познавательного интереса, обогащение словарного запаса языка.

Воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку;

Ход урока

Вступительное слово учителя:

Мы любим наш родной русский язык, мы понимаем, что это наше народное достояние, переданное нашими предками, которое нужно сохранять, беречь и развивать!

Слайд №1

Эпиграф нашего урока – высказывание Николая Васильевича Гоголя о русском языке:

«Сердеведением и мудрым знанием жизни отзовется слово британца; легким щеголем блеснет и разлетится недолговечное слово француза; затейливо придумает свое, не всякому доступное умно – худощавое слово, немец; но нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из – под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное русское слово»



2. Определение целей урока:

Сегодня на уроке мы будем продолжать учиться писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Определим, какой вид сочинения-рассуждения будем писать. Для этого еще раз прочитаем название темы. Звучит ли в названии тезис, который нам необходимо доказать? (Нет) Значит, мы будем писать сочинение - размышление.



3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения:

Работа над вступлением.

Вспомним, что такое прилагательное? (Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопрос какой? чей?) Запишем определение в тетради.

Учитель:

Что такое признак предмета? (Признак предмета – это свойства (сильный), принадлежность (лисий), количества (трехлетний) и т.д. Запишем ответ.

Учитель: С какой частью речи связано имя прилагательное? (С именем существительным, так как существительное обозначает предмет, а прилагательное – его свойства.) Запишем в тетрадях.

Учитель:

Сейчас мы можем сделать 1-ый вывод и использовать его при написании вступления.

(Люди живут среди множества предметов и явлений, которым дают названия. Но человек стремится не только дать название предметам, обозначить их количественную характеристику, но и определить их качественную сторону. В этом им помогают имена прилагательные.)

Работа над основной частью.

Учитель:

Переходим к основной части, где будем доказывать тезисы.

Еще раз определим роль прилагательных:

  • обозначает качества, свойства предмета. Это первый тезис.

  • украшает нашу речь. Это второй тезис.

  • является средством художественной выразительности. Это третий тезис.


- Для написания основной части вспомним языковые средства оформления сочинения рассуждения:

Слайд №2 -5

4. Анализ текста:

Учитель: По словарному запасу русский язык не имеет себе равных. Но кроме восхищения таким несметным богатством, надо знать родной язык и уметь этими знаниями распоряжаться. Среди современников мало таких писателей, которые могли бы равняться с Владимиром Солоухиным в глубинном знании русского языка и в умении виртуозно владеть им. (По С. Шуртакову)

Для работы над основной частью мы возьмем текст В.Солоухина «Белая трава».

Слайд № 6

(1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли, заполненные к тому же крапивой, и присядешь около самой воды, почувствуешь себя как бы в обособленном, отгороженном от остального земного пространства мире. (2) На самый грубый, поверхностный взгляд, этот мир состоит только из двух частей : из зелени и воды…

(3) Небо принимает не последнее участие в сотворении нашего маленького мира. (4) Оно то серое, когда еще самый ранний рассвет, то серо – розовое, то ярко – красное – перед торжественным выходом солнца, то золотисто – синее и, наконец, голубое, как и полагается ему быть в разгаре ясного летнего дня….

(5) В следующую долю нашего внимания мы уже различим, что то, что казалось нам просто зеленью, вовсе не просто зелень, а нечто подробное и сложное. (7) И в самом деле, натянуть бы около воды ровную зеленую парусину, то – то была дивная красота, то – то восклицали бы мы : «Земная благодать!» - глядя на ровную зеленую парусину.

Учитель:

- Прочитаем текст, выпишем на черновик прилагательные (глухие, укромные, лесные, остального, земного, грубый, поверхностный, серое, голубое, ясного, летнего, ровная, зеленая, дивная, земная)

Аргумент для первого тезиса: при помощи прилагательных мы можем обозначать качества предмета (серое, голубое, зеленая), его свойства (лесные, глухие, ровная, дивная, грубого, летнего, ясного).

- Запишем в тетрадь. ( Прилагательные нужны для обозначения качеств и свойств предметов.)



Аргумент для второго тезиса: прилагательные украшают нашу речь. Возьмем предложение № 1 и попробуем убрать прилагательные.

Слайд № 4 (1)Есть на нашей реке такие глухие и укромные места, что, когда продерешься через спутанные лесные заросли,…

(1)Есть на нашей реке такие места, что, когда продерешься через заросли,…

Учитель:

Получилось скучно и некрасиво. Можно сделать вывод, что прилагательные украшают нашу речь, делают ее более яркой, выразительной, насыщенной. Этот вывод мы используем для доказательства 2-го тезиса. Делаем запись в тетрадях.

Учитель:

Аргумент для третьего тезиса: «Прилагательные являются средством художественной выразительности». Владимир Солоухин использовал прилагательные «глухих», «укромная», «дивная» не только для названия свойства предметов, но и дал им образное, художественное определение. Эти эпитеты делают описание более наглядным, ощутимым. Запишем вывод в тетрадь.

Работа над заключением.

Учитель: Переходим к последнему этапу работы – к обобщению. Для связи аргументов можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается, следовательно и др. (см слайд № 5-6 )

5. Написание сочинения-рассуждения: Наступил последний этап работы. Соберем все наброски воедино и увидим результат нашей работы : сочинение-рассуждение « Роль имен прилагательных в тексте» .
















Полный текст материала Урок развития речи "Учимся писать сочинение-рассуждение"; 9 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лебедькова Наталья Октябриновна  89028575395
21.06.2013 1 15172 1001

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК