Слайд 1
Автор: Моисеева Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Киреевская СОШ № 1»
ПУТЕВОЙ ЛИСТ___________________________________________
Разряды числительных |
Количественные |
Порядковые |
простые |
|
|
составные |
|
|
____________________________________
____________________________________
____________________________________
________________________________
________________________________
________________________________
______________________________
______________________________
______________________________
Разряды числительных |
Количественные |
Порядковые |
||
целые |
дробные |
собирательные |
||
Простые |
|
|
|
|
Составные |
|
|
|
|
______________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
Т
45;
1963; 2,5; 3; двое; 1985
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КИРЕЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КИРЕЕВСКИЙ РАЙОН
Урок русского языка
в 6 классе
Разряды числительных
по значению и строению
Автор: Моисеева Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Киреевская СОШ № 1»
г. Киреевск, 2012 год
Тема: Разряды числительных по значению и строению.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Цель: познакомить учащихся с разрядами количественных числительных по значению и строению.
Задачи:
формировать умение определять разряды количественных числительных по значению и строению;
формировать умение различать целые и собирательные числительные;
развивать мыслительные процессы, память, внимание;
формировать интерес к истории родного края.
Есть город в России…
Не очень велик, да известен,
Над ним, как легенды,
Проплыли седые века.
О городе этом
Немало вы слышали песен.
Не очень велик он,
Да слава его велика.
Приглашение в путешествие.
Сегодня мы продолжаем изучение темы «Имя числительное». На этом уроке нам предстоит с вами познакомиться с разрядами количественных числительных. Эпиграфом к уроку я взяла следующие строки… Вы догадались, какому городу они посвящены? Правильно, Туле. Урок наш пройдёт в необычной форме. С помощью компьютера мы отправимся на экскурсию в Тулу, поэтому сегодня вы будете работать не с рабочей тетрадью, а с путевыми листами, которые лежат у вас на партах. Я прошу каждого подписать свой лист. В конце урока вы сдадите мне свои путевые листы. По результатам проверки этих листов я смогу каждому выставить отметку за работу на уроке.
А для начала, раз уж мы отправляемся на экскурсию, давайте познакомимся со значением этого слова.
Ученики читают определения в разных словарях.
Давайте дадим общее определение этому слову. ЭКСКУРСИЯ (от латинского excursio) – поездка, посещение чего-либо с образовательной или увеселительной целью.
Как я уже сказала, сегодня мы, ребята, совершим заочную экскурсию по городу Тула, экскурсию образовательную. Мы поговорим о географическом положении города, о его прошлом, пройдём по современным улицам. И вы лишний раз убедитесь, что имя числительное – очень важная часть речи, без которой трудно обойтись, общаясь друг с другом.
Разминка.
Нашу заочную экскурсию мы совершим на воображаемом автобусе. Для того чтобы сесть в автобус, мы должны предъявить контролёру… что? Правильно, билет. Для того чтобы получить этот билет, вы должны выполнить следующее задание. Перед вами хорошо известные вам пословицы, которые содержат имена числительные. Но вы видите, что числительные в них пропущены. Постарайтесь заполнить пробелы в пословицах. (Устная работа с доской).
Семь раз отмерь, один раз отрежь.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Двое дерутся – третий не суйся.
Старый друг лучше новых двух.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Семеро одного не ждут.
Фронтальный опрос – повторение.
Теперь все с билетами, и мы можем отправляться в путешествие по городу. И вместе с этим вспомним всё, что вы уже знаете о числительном. А сейчас внимание на экран.
Текст на экране: «Несколько тысячелетий назад территория, которую ныне занимает Тульская область, была покрыта дремучими лесами. Примерно в V тысячелетии до нашей эры здесь стали селиться люди, которые принадлежали славному племени вятичей. Первым крупным селением был город Дедославль (теперь село Дедилово Киреевского района)».
Вы, конечно, обратили внимание, на присутствие в тексте числительных. Назовите их. Давайте вспомним и расскажем, что вы знаете об имени числительном как части речи.
Ответы учеников.
Какие вы знаете числительные по значению и составу?
Чем отличаются количественные числительные от порядковых?
Начнём оформление наших путевых листов. В них начерчена таблица. Она пустая. Вам необходимо её заполнить. Вы должны выписать в таблицу словосочетания «существительное + числительное».
Разряды числительных |
Количественные числительные |
Порядковые числительные |
простые |
|
|
составные |
|
|
Какие по значению и составу числительные встретились вам в тексте? (Порядковые, простые).
Назовите слово из этого текста, которое обозначает число, но не является числительным? (Тысячелетие).
К какой части речи оно относится? (Существительное).
Продолжаем работу по повторению. Когда же возник город Тула и где он расположился?
Текст на экране: «Тула впервые упоминается в летописи при описании событий 1146 года. Туляки с гордостью подчёркивают: Тула на один год старше Москвы. Город расположился на слиянии рек Упа, Тулица и Воронка, в 193 км на юг от Москвы».
В этом тексте вновь вы видите числительные. Какие? Используя эти числительные, сделайте вторую запись в путевом листе, заполнив до конца таблицу. Что у вас получилось?
Изучение новой темы.
Вы вспомнили всё, что уже знали об имени числительном. Настало время поподробнее изучить разряды количественных числительных. Давайте узнаем, как появился Тульский кремль.
Текст на экране: «Для укрепления Тулы сначала была возведена деревянная крепость, а затем началось строительство каменного кремля. Тульский кремль – это правильный прямоугольник. Стены его протянулись более чем на километр и охватывают территорию около шести гектаров. Высота их сейчас около 10 метров, толщина – от 2,8 до 3,2 метра. В Тульском кремле девять башен: 4 угловые, 5 четырехугольных, которые расположились в стенах».
Пожалуй, стоит назвать каждую из них, начиная и следуя по часовой стрелке от башни Одоевских ворот, которая смотрит прямо на сегодняшний проспект Ленина. Далее – Спасская башня, башня Пятницких ворот, Наугольная башня, башня Водяных ворот, башня на Погребу, Ивановская башня, башня Ивановских ворот, Никитская башня.
Назовите числительные, которые встретились вам в тексте.
Скажите, какие числа встречаются в тексте? (Целые и дробные).
Так и числительные, обозначающие эти числа, называются целыми и дробными.
Таким образом, вы познакомились с двумя разрядами количественных числительных: числительные, обозначающие целые числа, и дробные числительные, которые выражают значения часть от целого или целое и его часть. К числительным, обозначающим целые числа, относятся как простые числительные (два, десять, пятьдесят), так и составные (двадцать пять, сто сорок восемь), а также числительное полтораста, которое обозначает число 150.
Дробные числительные обычно являются составными (три пятых, одна седьмая), а также к ним относится числительное полтора, которое обозначает 1,5.
В ваших путевых листах есть название схемы «Разряды количественных числительных». Нарисуйте эту схему и дополните её примерами из текста.
Разряды количественных числительных
целые числительные
(
шести
гектаров, десять метров, девять башен,
четыре башни, пять башен
дробные числительные
(обозначают дробные числа)
две
целых восемь десятых метра, три целых
две десятых метра
Работа со схемой.
Продолжим экскурс в историю Тулы. Как же город рос и развивался? Сейчас мы познакомимся с особенностями градостроительства в Туле. Ваша задача: найти в тексте числительное, с которым вы ещё незнакомы.
Текст на экране: «Центром города стал кремль. От него лучами расходились улицы. 3 главных улицы – Киевская (ныне проспект Ленина), Воздвиженская (сейчас – Революции) и Воронежская (теперь Оборонная). В 1553 г. был заложен мужской монастырь, а во второй половине XVII в. закладывается девичий Успенский монастырь. Оба монастыря в определенной степени повлияли на планировку города, но главное значение оставалось за кремлем».
Какое числительное из этого текста вы не сможете отнести ни к одному из известных вам разрядов? (Оба).
Это числительное называется собирательным. Оно обозначает несколько предметов как единое целое. Собирательных числительных немного. Самые распространенные из них оба, обе, двое, трое, четверо, пятеро.
Давайте дополним нашу схему ещё одним последним разрядом и запишем примеры из текста.
Р азряды количественных числительных
целые числительные
(обозначают целые числа)
дробные числительные
(обозначают дробные числа)
собирательные числительные
(обозначают несколько предметов
как единое целое)
Закрепление.
Давайте откроем учебник на странице 149 параграф 62 «Разряды количественных числительных» и проверим, со всеми ли разрядами мы познакомились.
Физкультминутка
Раз – мы топаем ногами.
Два – мы хлопаем руками.
Три – качаем головой.
Руки к небу поднимаем,
Опускаем руки вниз,
В сторону их разведём
И опять шагать начнём.
Наша экскурсия продолжается. Я предлагаю вам прогуляться по современным улицам города. Тула – один из тех городов России, где живет дух народа, где практически каждая его частичка проникнута национальной самобытностью и неповторимостью. Богатство русской культуры запечатлено в архитектурном облике города, в его многочисленных музеях и других достопримечательностях. Для начала я предлагаю прогуляться по проспекту Ленина, который начинается от стен древнего кремля и главной площади города.
Текст на экране: «Протянувшись почти на шесть километров, проспект как бы связывает далёкий XVI век с днём сегодняшним. На пересечении с Пушкинской улицей расположился лицей № 1 – одно из престижнейших учебных заведений города».
Перед зданием лицея установлен памятник А.С. Пушкину. Первоначально он располагался в Пушкинском сквере, который находился как раз напротив лицея. Но в связи со строительством нового драматического театра территория сквера была перепланирована, а памятник перенесён в сквер напротив.
Текст на экране: «Тульский драматический театр – один из старейших в России. Его история началась в 1777 году. Открытие современного театра состоялось в 1970 году. Зрительный зал способен вмещать до 1328 зрителей».
Поднявшись ещё по проспекту, увидим с правой стороны широкий бульвар, ведущий к главному входу в Центральный парк культуры и отдыха имени П.П. Белоусова.
Текст на экране: «На бульваре сооружён памятник Л.Н. Толстому. Фигура писателя, во весь рост, высотой 6,3 м, установлена на низком постаменте».
Парк назван в честь своего создателя, санитарного врача Тулы Петра Петровича Белоусова. Проектировался на примере одного из парижских парков. Сейчас Белоусовский парк входит в десятку крупнейших парковых сооружений в Европе.
И, наконец, - площадь Победы. Здесь в октябре – декабре 1941 года проходил передний край обороны Тулы. Вот почему именно здесь сооружен памятник героическим защитникам Тулы в Великой Отечественной войне.
Текст на экране: «На невысоком постаменте плечом к плечу с автоматами в руках стоят советский солдат и ополченец. Оба олицетворяют братское единство защитников Тулы».
Перед вами на экране краткие выдержки из того, что я вам сейчас рассказала. А в путевых листах вы видите пустую таблицу. Теперь вам необходимо не просто определить количественное это или порядковое числительное, но отнести его к разряду: целое, дробное или собирательное числительное. Ваша задача: найти в тексте все числительные и вписать их в нужную колонку вместе с теми существительными, к которым они относятся.
Работа с таблицей.
Разряды числительных |
Количественные числительные |
Порядковые числительные |
||
целые |
дробные |
собирательные |
||
простые |
|
|
|
|
составные |
|
|
|
|
Мы проехали по Туле уже больше шести километров. Пора сделать остановку. Давайте поработаем с учебником.
Откройте учебник на одиннадцатой странице в упражнении 22 и найдите имя числительное количественное, целое, простое (две).
На тринадцатой странице в упражнении 30 найдите порядковое простое числительное (третий).
На странице девяносто девятой в упражнении 234 составное порядковое числительное (тысяча триста восьмидесятый).
Перелистайте учебник на сто двадцать пятую страницу и найдите там в упражнении 298 количественное, целое, составное числительное (пятьдесят пять).
Повторение.
Продолжаем нашу экскурсию и повторим всё, что сегодня вы узнали. Назовите своё самое любимое место в Туле. (Цирк.) Знаете ли вы, сколько ему лет? Когда состоялось открытие цирка? Об этом вы мне расскажете сами. Перед вами текст. В нём пропущены имена числительные, а на их месте записаны разряды по значению и составу этих числительных. Попробуйте восстановить текст. Чтобы вам легче было это сделать, я даю подсказку: на доске записаны те числа, которые нужно вставить. (3; 1963; 45; 1985; 2,5; двое)
Текст на экране: «Тульский цирк входит в десятку лучших цирков России. Открытие Тульского цирка состоялось (порядковое, простое) сентября (порядковое, составное) года. В прошлом году цирку исполнилось (количественное, целое, составное) лет. В (порядковое, составное) году было принято решение провести ремонт, который продолжался (количественное, дробное, составное) года. На арене Тульского цирка выступали знаменитые артисты и циркачи: Юрий Никулин, Вальтер и Мстислав Запашные, (количественное, собирательное, простое) известнейших иллюзионистов Эмиль и Игорь Кио».
Работа учащихся с текстом.
Итог урока.
Закончилась наша познавательная экскурсия по городу, в ходе которой вы многое узнали не только о Туле, но и познакомились с разрядами количественных числительных. С какими числительными вы познакомились? Что они обозначают? Приведите примеры. Приготовьте свои путевые листы.
Домашнее задание.
Придумайте фантастический прибор. Составьте его характеристику, используя как можно больше разрядов числительных.
Список использованной литературы
Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2009.
Пташкина В.В. и др. Игровые технологии на уроках русского языка. 5 – 9 классы: игры со словами, разработки уроков – Волгоград: Учитель, 2009.
Шарова Н.А. Русский язык. 5 – 11 классы: конспекты нетрадиционных и интегрированных уроков. Формирование межпредметных связей на уроках – Волгоград: Учитель, 2010.
Автор: Моисеева Светлана Викторовна
→ Лана2687 05.08.2013 1 13199 2293 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.