Дидактический материал "Особые формы глагола" к урокам русского языка в 6 классе




Дидактические материалы

к урокам русского языка в 6 классе

(УМК С.И. Львовой, В.В. Львова)

по теме «Особые формы глагола»

Новичковой Ольги Викторовны,

учителя русского языка и литературы

МОУ Гимназия №46 п. Малаховка



Деепричастие.

1.

Распределительный диктант. Как пишется НЕ со словами? В скобках укажите часть речи.

Раздельно

Слитно





Материал для работы.

  1. (Не)будь в людях приметлив, будь дома приветлив.

  2. (Не)светило, (не)горело, да вдруг припекло.

  3. (Не)доверие к себе можно подорвать и маленькой ложью.

  4. Одной рукой и узла (не)завяжешь.

  5. (Не)учась и лаптя (не)сплетёшь.

  6. (Не)велика птичка, да ноготок остёр.

  7. Дом (не)велик, да лежать (не)велит.

  8. (Не)вежливость и (не)внимательность хозяев оскорбляет гостя.

  9. (Не)положа, (не)ищут.

  10. (Не)досол на столе, а пересол на спине.

(Словарь русских пословиц и поговорок/Жуков В.П., М.: Рус. яз. – Медиа, 2007)

2.

Распределите выделенные слова по колонкам таблицы, выделив в них суффиксы глаголов и деепричастий. Обозначьте в этих словах орфограмму в корне слова.

Глаголы

Деепричастия






  1. Перегнувшись через косяк, я заглянул внутрь часовни, и оттуда на меня пахнуло торжественною тишиной брошенного храма.

  2. Действуя по первому побуждению, я крепко связал два ремня, задел их за раму и, отдав один конец товарищу, сам повис на другом.

  3. Я ждал, но мой противник, окинув меня тем же испытующим взглядом, не шевелился.

  4. Вынув из кармана два яблока, назначавшиеся для расплаты с моею постыдно бежавшей армией, я подал одно из них Валеку, другое протянул девочке.

  5. Валек гонял их ивовым прутиком, а Маруся, весело сверкая глазами, смеялась и хлопала в ладоши.

(В.Г. Короленко «В дурном обществе».)



3.



Выпишите из предложений словосочетания «деепричастие + существительное». Выделите в деепричастиях суффиксы. Укажите вид деепричастий.

  1. Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

  2. И вот первый луч, скользнув по верхушкам ближайших, очень маленьких ёлочек, наконец-то заиграл на щеках у детей.

  3. В это время, отдохнув на камне и согревшись в лучах солнца, Настя с Митрашей встали, чтобы продолжать дальше свой путь.

(М.М. Пришвин «Кладовая солнца».)

4.

Вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки. Выпишите деепричастия, указав их вид и время.

Нести посылку домой, (не)узнав, что (в) ней, я (не) мог: не то т..рпение. Ясно, что там (не)картошка. Для хлеба тара тоже, пожалуй, м..ловата, да и (не)удобна. К тому же хлеб отпр..вляли недавно, он у меня ещё был. Тогда что там? Тут же, в школе, я з..брался (под)лес..ницу, где, помн..л, л..жит топор, и, отыскав его, оторвал крышку. (Под)лес..ницей было т..мно, я выл..з обратно и, воровато оз..раясь, поставил ящик на ближний подоко(н, нн)ик.

(В.Г. Распутин «Уроки французского».)

5.

Прочитайте реплику литературного персонажа и найдите в ней пословицу. Как вы её понимаете? Выпишите все глаголы и образуйте от них возможные формы деепричастий, выделив суффиксы.

- Отныне я за дело берусь, буду тут за главного! – твёрдым голосом сказал Демидов. – Хватит, отгулялся! Ныне за работу! Без хозяина – дом сирота, а заводу и вовсе погибель. (Е.А. Фёдоров «Каменный пояс».)

6.

Cпишите. Расставьте недостающие знаки препинания. Обозначьте деепричастные обороты. Составьте схему последнего предложения.

  1. Калле положил увеличительное стекло в ящик письменного стола и они с Андерсом понеслись вниз по лестнице сотрясая дом до самого основания.

  2. Чаще всего он закрывал глаза на это обстоятельство и выступая в роли сыщика всегда представлял себя как зрелого мужчину с острым, проницательным взглядом и небрежно засунутой в рот трубкой.

  3. Слушая Калле внимательно смотрел по сторонам.

  4. Полицейский Бьорк улыбнулся сверкнув красивыми белыми зубами.

  5. Недолго думая он раскрыл книгу для приезжающих.

  6. Калле вынул записную книжку и списал туда фамилии затем тщательно перечислил приметы своих новых знакомцев.

(А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».)

7.

«Перепутались» части предложений. Соберите их и запишите, расставляя знаки препинания. Выпишите деепричастия и преобразуйте их в глаголы.

  1. Белка игриво скачет с сучка на сучок закрыв рукой глаза.

  2. Мы закончили беседу по телефону поджав под себя задние лапы.

  3. Ива мирно стояла на берегу великолепного озера трусливо пригнув свои длинные уши.

  4. Николай медленно пошёл к выходу распустив свой пушистый хвост.

  5. Громадный лев лежал на брюхе шевеля листочками.

  6. Зайчишка сидел за пеньком договорившись о встрече на вечер.

8.

Включите воображение!

Перепишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания и выделяя деепричастный оборот.

  1. Домой поспешая с тяжёлых работ с утра мне встречался рабочий народ; скучая смертельно решал я вопрос: кто плотник кто слесарь маляр водовоз?

  2. Лишь ветер не даёт покою вершинам придорожных ив и выгибаются дугою целуясь с матерью-землёю колосья бесконечных нив…

  3. Жар такой что на песке горят следы рыбалки дремлют над водой усевшись в плотные ряды; куют кузнечики с лугов несётся крик перепелов. (Н.А. Некрасов.)

9.

Поработайте редактором!

«Перепутались» предложения. Запишите их в такой последовательности, чтобы получился связный текст. Расставьте недостающие знаки препинания. Найдите предложение, которое можно перестроить в предложение с деепричастным оборотом. Запишите получившееся.

  1. Поэтому он и боялся пропустить самое начало весны.

  2. Он задумал написать картину «Весна у Белого моря».

  3. Отправляясь на север художник Никитин очень торопился.

  4. Ему хотелось чтобы в этой картине прозвучала тема обновлённой природы которая проснулась после долгого зимнего сна. (По Г. Скребицкому.)





10.

Поработайте корректором!

Исправьте пунктуационные ошибки, которые допущены в предложениях. Образуйте с имеющимися деепричастиями видовые пары, где это возможно. Назовите автора и произведение, из которого взяты эти строки.

  1. Затем мы спустились вниз сгорая от любопытства и желания узнать, что же написано в письме.

  2. Тут он затаил дыхание и наклонил голову, прислушиваясь, к чему-то.

  3. Мы не говоря друг другу ни слова, пробрались на верхнюю палубу под кормой, и уселись там на световом люке.

  4. И когда Том вытащил из каблука огромный брильянт поднял его, и брильянт засверкал в солнечных лучах переливаясь, всеми цветами радуги все так и ахнули.

(М. Твен «Том Сойер – сыщик».)

11.

Исправьте ошибки в предложениях.

  1. Сидя за письменным столом, у меня упала гелевая ручка.

  2. Подняв её, она упала снова.

  3. Увлекательная игра началась, разложив на полу кубики.

  4. Бегая во дворе, мама позвала меня обедать.

  5. Закончив выступление, зрители зааплодировали.

  6. Читав лекцию, профессор цитировал великих мыслителей.

12.

«Рассыпались» предложения. Соберите их и запишите, поставив запятые там, где необходимо. Ниже от глаголов образуйте деепричастия. Сделайте синтаксический разбор первого предложения.

  1. Спросит, осень, всё, придёт, за.

  2. Горсти, земля, в, мила, и, своя.

  3. Тому, кто, горазд, не, грамоте, пропасть.

  4. С, хлеб, чем, бедой, с, водой, лучше, пирог.

13.

Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Сделайте морфологический разбор деепричастий.

  1. Постояв недолго молча Николай резко пов..рнулся и вышел.

  2. Животное почуяв опасность остановилось.

  3. Они жили по старинк.. (не)заводя никаких новшеств.

  4. Страшная туча надв..галась на нас гр..зя прол..вным дождём.

  5. Мальчик не обращая на прохожих внимания продолжал рисовать на асфальте ракету.

  6. Не ум..лкая ни на минуту в саду пели птиц.. .

14.

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Как вы понимаете выражение, о котором идёт речь? Как оно связано с изучаемой темой? Составьте с ним предложение.

Невзирая на лица.

У древн.. греков одной из наиболее поч..таемых была б..гиня права и законного порядка Фемида. Её изобр..жали с меч..м и в..сами в руках: на в..сах она взвеш..вала вину пр..ступника, а м..чом к..рала его. На гл..зах у неё была ч..рная повя..ка как с..мвол того, что правосудие (не)взирает на лица пр..дставших перед судом и ..вляется спр..ведливым вне зависимост.. от силы, знатност.. и положения подсудимых. (Т.В. Розе «Большой фразеологический словарь для детей».)

15.

Запишите пять известных вам видов спорта. Составьте по одному предложению о каждом из них, описывая позу и движения спортсменов и употребляя деепричастные обороты. Деепричастия запишите поморфемно.





Причастие.

1.

Распределите по столбикам прилагательные и причастия, в скобках указав их род, число и падеж.

Прилагательные

Причастия






  1. Крупную и кислую клюкву знают все.

  2. Хорошая книга – это раскрывающаяся перед тобой дверь в прекрасное.

  3. Участвовавшие в конкурсе ученики нашего класса заняли призовое место.

  4. Честному человеку на земле легче живётся.

  5. Журчащий меж камней ручеёк рассказывает нам чудесную сказку.

  6. Его лицо озарилось радостной улыбкой.

  7. Я сразу понял объяснённую учителем новую тему.





2.

Выпишите из предложений причастия и запишите их приёмом поморфемного письма. Укажите время причастий.

  1. Лошадь наклонилась и сорвала зубами несколько травинок, пробившихся сквозь опилки.

  2. Окружённый цветущими яблонями, стоял тёмный дом.

  3. Через секунду дверь распахнулась, и появился запыхавшийся, разгорячённый Андерс.

  4. Она слезла с качелей и милостиво подошла к забору, отделявшему её сад от сада Калле.

  5. Перед домом Лисандеров красовались роскошные клумбы и расчищенные дорожки.

(А. Линдгрен «Калле Блюмквист – сыщик».)

3.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Для каждого причастия в скобках укажите признаки глагола и прилагательного.

  1. И льётся чистая и тёплая лазурь на отдыхающее поле. (Ф. Тютчев.)

  2. Заря прощается с землёю, ложится пар на дне долин, смотрю на лес, покрытый мглою, и на огни его вершин. (А. Фет.)

  3. Всё в тающей дымке: холмы, перелески. (Н. Рыленков.)

  4. Уж солнца раскалённый шар с главы своей земля скатила, и мирный вечера пожар волна морская поглотила. (Ф. Тютчев.)

  5. Чернеет лес, теплом разбуженный, весенней сыростью объят. (С. Маршак.)

  6. Уж звёзды светлые взошли и тяготеющий над нами небесный свод приподняли своими влажными главами. (Ф. Тютчев.)

4.

Укажите глаголы, от которых образованы причастия. Определите спряжение глаголов. С тремя словосочетаниями составьте и запишите предложения.

Плывущие обл..ка, т..мнеющий лес, зависящий от (не)погоды, отдыхающий работник, л..тящая птица, увидевший радугу, дре(с, сс)ирующий собак, созревший крыжо..вник, сверкающий ин..й, стелющийся туман, дог..рающая з..ря, дышащий свежестью.



5.

Выпишите из предложений словосочетания «причастие + существительное» и укажите вид, время причастий. Суффиксы обозначьте.

  1. Яркий утренний свет залил комнату и разогнал причудливые тени, прятавшиеся по сумрачным углам.

  2. Одевшись, он прошёл в библиотеку и сел за круглый столик у раскрытого окна, где для него был приготовлен лёгкий завтрак на французский манер.

  3. Взгляд Дориана случайно остановился на жёлтой книжке, присланной лордом Генри.

  4. Восьмиугольный, выложенный перламутром столик казался ему работой каких-то неведомых египетских пчёл, лепивших свои соты из серебра.

  5. Позднее Дориан заинтересовался вышивками и гобеленами, заменившими фрески в прохладных жилищах народов Северной Европы.

(О. Уайльд «Портрет Дориана Грея».)

6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы. В причастиях обозначьте суффиксы. Ниже укажите глаголы, от которых образованы причастия.

  1. Между пор..девшими стволами м..лькают мазаные стены.

  2. Синяя струйка дыма в..ётся под нависшей зеленью; пок..сившаяся изба с лохматою крышей пр..ютилась под стеной красных стволов; она как будто вр..стает в землю, между тем как стройные и гордые сосны высоко покач..вают над ней своими головами.

  3. Край тёмной тучи выдвинулся из-за густых в..ршин над лесною поляной; ветви замыкавших поляну сосен закачались под дуновением ветра, и лесной шум пронёсся глубоким усилившимся аккордом.

(В.Г. Короленко «Лес шумит».)

7.

Распределите по столбикам словосочетания с главным словом - деепричастием и с главным словом - причастием. Суффиксы деепричастий и причастий обозначьте.

С деепричастием

С причастием





Озябшие на снегу, озябнув от ветра, путешествуя по свету, путешествующий налегке, рассматривая холст, рассматривавший с интересом, развивающий волю, развивая скорость, предупреждая заранее, предупреждающий взгляд, исчезающая боль, исчезая за горизонтом.



8.

Преобразуйте данные словосочетания в синонимичные обороты.

1. Образец: дети, которые купаются – купающиеся дети.

Растение, которое вьётся; травы, которые ропщут; колонна, которая движется; оратор, который выступает; потоки, которые несутся; снежинки, которые летят; дождь, который стучит.

2. Образец: свеча, которая догорела – догоревшая свеча.

Листок, который загнулся; путник, который расположился; ребёнок, который наигрался; почка, которая набухла; жучок, который ползал; студент, который присутствовал; повар, который приготовил.



9.

Распределите по столбикам действительные и страдательные причастия, выделив в них суффиксы.

Действ. прич.

Страдат. прич.





Сверкающие капли, облитый теплом, напоённый благоуханием, облетевшие листья, говорящий по-испански, увитые плющом, сражавшиеся за Родину, притворившийся спящим, сражённый пулей, отворённое окно, пересечённая местность, уловивший взгляд, перепаханное поле.

10.

Спишите, расставляя недостающие запятые. Подчеркните причастные обороты.

  1. Река быстро разлившаяся затопила окрестные луга.

  2. Наш народ помнит имена героев, совершивших подвиг в дни Великой Отечественной войны.

  3. Поля распаханные и засеянные вовремя тянулись по обеим сторонам дороги.

  4. На опушке леса

  5. Земля обласканная солнцем дарила терпкий запах осенних цветов.



11.

Спишите, расставляя недостающие запятые, где это необходимо. Графически обозначьте определяемые слова и причастные обороты, одиночные причастия.

  1. Он [дождь] сбивал с берёз холодные подгнившие листья и стучал по железной крыше вагонов.

  2. Около самого берега Ваня заглянул в воду и увидел круглые водоросли похожие на шары из зелёного дыма.

  3. Народ был разноязычный набранный только на уборку одного урожая.

  4. Ваня узнавал старые места: лесные заброшенные дороги уводившие в заросли осинника просеки заросшие вереском бессмертником и колосистой травой и муравьиные тропы в рыжем зернистом песке.

  5. Потом пошли сухие болота заросшие низкой берёзкой ольхой брусникой и кукушкиным льном.

(К.Г. Паустовский «Австралиец со станции Пилево».)

12.

Отгадайте русские народные загадки. Выпишите из каждого предложения грамматическую основу. Суффиксы причастий обозначьте.

  1. Телятки гладки, привязаны к грядке.

  2. Стоит дуб, полон круп, шапочкой накрыт, гвоздиком прибит.

  3. В новой стене, в круглом окне днём стекло разбито, за ночь вставлено.

  4. Поле не мерено, овцы не считаны, пастух рогатый.

  5. Вся дорожка усыпана горошком.



13.

Проведите линии, установив соответствие между причастиями в предложениях и их формами.

Предложения

Форма причастия

Проезжему человеку, сидевшему в тарантасе, нравилось любоваться чудесным пейзажем.

Действ., наст. вр., им. п.


В комнату вошла мило и добро улыбающаяся девушка.

Страдат., прош. вр., вин. п.

Хозяйка дома развешивала на улице тщательно выстиранную белоснежную скатерть.

Действ., прош. вр., дат. п.


Из-за высоких лип, ароматно пахнущих, показалась ракета.

Страдат., наст. вр., им. п.

Лошадь, подгоняемая наездником, во весь опор неслась по пригорку.

Действ., наст. вр., род. п.



14.

Спишите предложения. После каждого причастия укажите их постоянные морфологические признаки. Суффиксы обозначьте.

  1. Широкий двор был весь покрыт сияющ.., бел.., мягк.. снегом.

  2. Там стояли огромн.., чуть не до неба, широк.. ветлы, покрыт.. инеем, - каждая веточка была точно из снега.

  3. В сумерки Никита побежал через двор к людской, откуда на лиловый снег падал свет двух замёрзш.. окошек.

  4. Сквозь полукруглые окна был виден сад, заваленн.. снегом.

  5. Лиля была одета в белое платье с голубой шёлковой лентой, завязанн.. сзади в большой бант.

(А.Н. Толстой «Детство Никиты».)

15.

Распределите номера предложений по столбикам: в левый с одиночным причастием, в правый с причастным оборотом. Знаки препинания не проставлены.

Предл. с один. прич.

Предл. с прич. обор.






  1. В конце концов придёт пора когда одинокая ромашка на краю дороги к отчему дому покажется нам милее звёздного неба над Великим океаном и крик соседнего петуха прозвучит как голос родины зовущей нас обратно в свои поля и леса покрытые туманом.

  2. Они [шмели] отвесно взлетали из травы и с треском ударялись о заколоченные окна церкви.

  3. День стоял туманный засыпанный сухими берёзовыми листьями.

  4. Её [земли] дыхание было свежим исцеляющим прежние обиды.

  5. Ваня сел на грядку и стал осторожно счищать щепкой с лопаты налипшую землю.

  6. Мшары были золотые от осени: жёлтые листья падали в жёсткую и высохшую траву.

(К.Г. Паустовский «Австралиец со станции Пилево».)






Полный текст материала Дидактический материал "Особые формы глагола" к урокам русского языка в 6 классе смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Новичкова Ольга Викторовна  Novichkova_Olga
21.08.2013 0 4465 518

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК