Урок русского языка "Имя прилагательное"; 5 класс
Цели урока:
Образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: разряды прилагательных, употребление имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, роль прилагательных в речи; формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; групповая работа, работа с поэтическим текстом; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорными тетрадями-справочниками и словариками.
Средства обучения:
- презентация учебного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи» на основе программы Microsoft Power Point;
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель раздает детям смайлики (грустные, равнодушные, веселые).
• Кто выбрал веселые смайлики?
• Молодцы, любую работу надо выполнять с хорошим настроением.
• Начинаем урок с девиза:
В жизни много интересного, но пока нам неизвестного.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель:
Мы с вами садимся на корабль и начинаем путешествие. Но чтобы отправиться в
путь, нужно получить билет на корабль (распечатанные листочки с заданием у каждого обучающегося):
Синтаксическая 5-минутка:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
(С.А. Есенин)
1) Определите количество грамматических основ в предложении (2)
2) Запишите синонимы к прилагательному алый (багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кумачовый и др.)
3) Использование какой части речи помогает автору создать яркую картину? (имени прилагательного)
Взаимопроверка билетов обучающимися
Учитель:
• Какие слова в четверостишии являются словарными? (алый, серебряный, камыш). Записи в словарики
• Что обозначает имя прилагательное?
• На какие вопросы отвечает?
• Какие непостоянные морфологические признаки есть у существительного?
• А как изменяется прилагательное?
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
Корабль наш по морю плыл,
К чудо-острову приплыл,
Ждали там давно гостей,
Сообразительных детей.
• Найдите в тексте имена прилагательные (упр.8 учебника, тема «Имя прилагательное»). С какими словами они образуют словосочетания и какими членами предложения являются?
В комнату вошла малышка в белом халате и белой шапочке, с небольшим коричневым чемоданчиком в руках. У нее были пухлые румяные щечки. Серые глазки строго смотрели из-за круглых роговых очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.
(Н. Носов)
• Проведите эксперимент: проверьте, как изменится описание персонажа сказки, если из текста убрать все прилагательные.
В комнату вошла малышка в халате и шапочке, с чемоданчиком в руках. У нее были щечки. Глазки строго смотрели из-за очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Учитель:
• Какие задачи мы поставим перед собой?
Мы научимся определять…
Находить их в тексте…
Повторим…
Поработаем над речью.
5 этап. Реализация построенного проекта.
Учитель:
Надо нам попасть на остров. А его окружают скалы. Нужно воспользоваться бортовым журналом – учебником. Открываем страницу 195 учебника, прочитаем правила в учебнике, выписываем правила в тетрадь для записи правил – маршрутную карту.
Запись:
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей? и обозначают признак предмета. Делятся на 3 разряда:
1. Качественные
2. Относительные
3. Притяжательные
Физкультминутка
Учитель:
Игра «Найди лишнее».
Представьте, что мы приплываем на экскурсию на остров прилагательных и видим множество признаков.
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, пираты, волна, играют, радостные.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(упр. 11 учебника)
Учитель:
Мы попали на остров, а на нем увидели родничок.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
(И.А. Бунин)
Учитель:
• Объясните правописание окончаний прилагательных
• Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ., определите род, форму числа и падежа всех прилагательных:
Глуши лесной (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши зеленой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши тенистой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши сырой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
В крутом овраге (в м.р, ед.ч., П.П.)
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 и 3 чяетверостишия).
Родник студеный (в м.р, ед.ч., И.П.)
Хрустальными клубами (во мн.ч., Т.П.)
Ветвистыми дубами (во мн.ч., Т.П.)
Лес нагорный (в м.р, ед.ч., И.П.)
В светлой влаге (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Мозаикой узорной (в ж.р, ед.ч., Т.П.)
Учитель:
• Назовите слова, помогающие создать яркое, образное описание родника. К каким частям речи они относятся? С чем сравнивается родниковая вода? Камни на дне?
• Каким членом предложения является слово студеный?
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
На острове нам попадается сундучок, а в нем задание.
Вставьте нужные слова на месте пропусков:
(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением).
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учитель:
• Чему вы научились на уроке?
• Какие трудности испытали на уроке?
• Удалось ли вам справиться? Кто помогал?
• Над чем надо поработать?
• Кто доволен собой?
Раскрасьте смайлики
Красный цвет – трудно
Желтый - пользовался помощью
Зеленый – все понял
Домашнее задание: по записанным словосочетаниям (6 и 7 этап урока) составить свой текст (мини-сочинение)
Образовательная: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов: разряды прилагательных, употребление имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, роль прилагательных в речи; формирование навыка определения морфологических признаков и синтаксической роли прилагательных.
Развивающая: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развивать логическое мышление.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при выполнении заданий; воспитание внимания и уважения к слову.
Форма урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: исследовательская деятельность; групповая работа, работа с поэтическим текстом; упражнения на развитие избирательной памяти; работа с опорными тетрадями-справочниками и словариками.
Средства обучения:
- презентация учебного материала по теме «Имя прилагательное как часть речи» на основе программы Microsoft Power Point;
- компьютер;
- мультимедийный проектор.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель раздает детям смайлики (грустные, равнодушные, веселые).
• Кто выбрал веселые смайлики?
• Молодцы, любую работу надо выполнять с хорошим настроением.
• Начинаем урок с девиза:
В жизни много интересного, но пока нам неизвестного.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель:
Мы с вами садимся на корабль и начинаем путешествие. Но чтобы отправиться в
путь, нужно получить билет на корабль (распечатанные листочки с заданием у каждого обучающегося):
Синтаксическая 5-минутка:
А кругом роса жемчужная
Отливала блестки алые,
И над озером серебряным
Камыши, склонясь, шепталися.
(С.А. Есенин)
1) Определите количество грамматических основ в предложении (2)
2) Запишите синонимы к прилагательному алый (багряный, багровый, рдяный, пунцовый, кумачовый и др.)
3) Использование какой части речи помогает автору создать яркую картину? (имени прилагательного)
Взаимопроверка билетов обучающимися
Учитель:
• Какие слова в четверостишии являются словарными? (алый, серебряный, камыш). Записи в словарики
• Что обозначает имя прилагательное?
• На какие вопросы отвечает?
• Какие непостоянные морфологические признаки есть у существительного?
• А как изменяется прилагательное?
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель:
Корабль наш по морю плыл,
К чудо-острову приплыл,
Ждали там давно гостей,
Сообразительных детей.
• Найдите в тексте имена прилагательные (упр.8 учебника, тема «Имя прилагательное»). С какими словами они образуют словосочетания и какими членами предложения являются?
В комнату вошла малышка в белом халате и белой шапочке, с небольшим коричневым чемоданчиком в руках. У нее были пухлые румяные щечки. Серые глазки строго смотрели из-за круглых роговых очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.
(Н. Носов)
• Проведите эксперимент: проверьте, как изменится описание персонажа сказки, если из текста убрать все прилагательные.
В комнату вошла малышка в халате и шапочке, с чемоданчиком в руках. У нее были щечки. Глазки строго смотрели из-за очков. Незнайка понял, что это и есть Медуница.
4 этап. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Учитель:
• Какие задачи мы поставим перед собой?
Мы научимся определять…
Находить их в тексте…
Повторим…
Поработаем над речью.
5 этап. Реализация построенного проекта.
Учитель:
Надо нам попасть на остров. А его окружают скалы. Нужно воспользоваться бортовым журналом – учебником. Открываем страницу 195 учебника, прочитаем правила в учебнике, выписываем правила в тетрадь для записи правил – маршрутную карту.
Запись:
Имена прилагательные отвечают на вопросы какой? чей? и обозначают признак предмета. Делятся на 3 разряда:
1. Качественные
2. Относительные
3. Притяжательные
Физкультминутка
Учитель:
Игра «Найди лишнее».
Представьте, что мы приплываем на экскурсию на остров прилагательных и видим множество признаков.
Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть ногами, если слово не подходит к данной группе, т.е. не является прилагательным: веселый, грустный, фиолетовый, птичка, ловкий, бегают, летают, умный, разноцветные, пираты, волна, играют, радостные.
6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
(упр. 11 учебника)
Учитель:
Мы попали на остров, а на нем увидели родничок.
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами.
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
(И.А. Бунин)
Учитель:
• Объясните правописание окончаний прилагательных
• Выпишите из текста словосочетания прил.+сущ., определите род, форму числа и падежа всех прилагательных:
Глуши лесной (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши зеленой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши тенистой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Глуши сырой (в ж.р, ед.ч., П.П.)
В крутом овраге (в м.р, ед.ч., П.П.)
7 этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (2 и 3 чяетверостишия).
Родник студеный (в м.р, ед.ч., И.П.)
Хрустальными клубами (во мн.ч., Т.П.)
Ветвистыми дубами (во мн.ч., Т.П.)
Лес нагорный (в м.р, ед.ч., И.П.)
В светлой влаге (в ж.р, ед.ч., П.П.)
Мозаикой узорной (в ж.р, ед.ч., Т.П.)
Учитель:
• Назовите слова, помогающие создать яркое, образное описание родника. К каким частям речи они относятся? С чем сравнивается родниковая вода? Камни на дне?
• Каким членом предложения является слово студеный?
8 этап. Включение в систему знаний и повторение.
Учитель:
На острове нам попадается сундучок, а в нем задание.
Вставьте нужные слова на месте пропусков:
(Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и изменяется по родам, числам и падежам. Прилагательные делятся на 3 разряда: качественные, относительные, притяжательные. В предложении имя прилагательное чаще всего бывает определением).
9 этап. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учитель:
• Чему вы научились на уроке?
• Какие трудности испытали на уроке?
• Удалось ли вам справиться? Кто помогал?
• Над чем надо поработать?
• Кто доволен собой?
Раскрасьте смайлики
Красный цвет – трудно
Желтый - пользовался помощью
Зеленый – все понял
Домашнее задание: по записанным словосочетаниям (6 и 7 этап урока) составить свой текст (мини-сочинение)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Валикова Татьяна Вячеславовна
→ valtv 23.08.2013 0 18370 1295 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
А вы знали?
Инструкции по ПК