Методическая разработка урока литературы по теме «Любовь истинная и мнимая» (10-11 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
Писатель
Методическая разработка урока литературы по теме «Любовь истинная и мнимая»
(10-11 класс, внеклассное чтение, в двух частях)
Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы.
Количество часов – 2
Уроки литературы по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие» (главы «Златогорка и Серафим», «Целитель») предназначены для старшеклассников и главная их тема – беседа о любви.
Основные проблемы и вопросы - Разговор о чувстве любви и его составляющих. Разговор о проверке чувства любви на примере главных персонажей – Златогорки и Серафима. Любовь и ответственность.
Общие знания и умения - Умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Развитие представлений о нравственных нормах межличностных отношений.
УРОК ПЕРВЫЙ
I. Введение для учителя.
В журналах, интернете, по ТВ дети часто видят только однобокую картину любви тяготеющую либо к романтическим тонам, либо к физиологической стороне отношений между мужчиной и женщиной. Но повседневная жизнь бывает весьма далека от глянца, и один из главных вопросов, на который приходится сразу отвечать молодым людям, как убедиться, что твой избранник действительно достоин твоих чувств.
Как показывает опыт, дидактические беседы плохо воспринимаются учениками и разговор необходимо вести на образах, наиболее полно отражающих всю сложность возникающих ситуаций.
Главы «Златогорка и Серафим», «Целитель» книги А.Богаделина могут дать основу для вполне серьезного разговора о проверке истинности чувств, качествах необходимых в семейной жизни и о том, как опора друг на друга помогает справиться с бедами.
II. Сообщение темы урока.
III. Предварительная беседа с учащимися.
Обсуждение темы урока рекомендуется начать с вопроса учащимся:
Вопрос: Что такое любовь?
Подводя итоги небольшой дискуссии, преподаватель выделяет основные признаки любви.
Любовь – это чувство привязанности, симпатии и, как утверждает словарь Брокгауза и Эфрона, чрезвычайно разнообразное по содержанию и силе. Порой оно настолько глубокое, что человек буквально «теряет голову», совершая из-за любви немыслимые поступки.
С другой стороны, можно говорить о нескольких видах или типах любви: любовь к конкретному человеку, романтическая любовь к образу или кумиру, любовь к родителям, любовь к Родине и т.д. Например, греки использовали даже несколько слов для обозначения этого чувства. Агапэ – это всеобщая любовь, любовь к своему ближнему (именно это слово используется в одной из главных христианских заповедей «Возлюбите врагов ваших»). Эрос – романтическая любовь, любовь между мужчиной и женщиной. Филия – это ближе к любви-дружбе, а сторгэ – семейная любовь.
С древнейших времен люди считали любовь одной из главнейших составляющих жизни человека. Для античных философов она была фундаментом, объединяющим все мироздание. Например, Эмпедокл (V век н.э.), утверждал, что весь мир состоит из четырех первоэлементов: земли, воды, воздуха и воды, которые соединяются между собой посредством Любви.
Но сегодня мы поговорим о том, как удостовериться, что твой избранник действительно испытывает серьезные искренние чувства, а не имитирует, пусть и бессознательно, их?
Одним из способов такой «проверки» мы находим в балладе Владимира Высоцкого «Песня о друге» (рекомендуется прослушать песню).
Песня о друге
Если друг
оказался вдруг
И не друг, и не враг,
а так;
Если сразу не разберешь,
Плох он или хорош, -
Парня в горы тяни -
рискни! -
Не бросай одного
его:
Пусть он в связке в одной
с тобой -
Там поймешь, кто такой.
Если парень в горах -
не ах,
Если сразу раскис -
и вниз,
Шаг ступил на ледник -
и сник,
Оступился - и в крик, -
Значит, рядом с тобой -
чужой,
Ты его не брани -
гони:
Вверх таких не берут
и тут
Про таких не поют.
Если ж он не скулил,
не ныл,
Пусть он хмур был и зол,
но шел,
А когда ты упал
со скал,
Он стонал,
но держал;
Если шел он с тобой
как в бой,
На вершине стоял - хмельной, -
Значит, как на себя самого
Положись на него!
Вопрос: Почему Вл. Высоцкий предлагает такой кардинальный способ проверки чувств?
IV. Предистория главных героев
А теперь посмотрим, как проверяют свои отношения герои книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…».
Речь пойдет о Златогорке – дочери Соловья-Разбойника и лешем Серафиме.
Но вначале небольшая предистория героев.
В книге Александра Богаделина традиционные сказочные герои как бы получают вторую жизнь. У славянских духов появляются «новые» биографии, и больше всего их волнуют не магия и колдовство, а вполне земные проблемы: воспитание непослушных детей, выбор между браком по любви и браком по расчету, преодоление жизненных неурядиц и даже рыцарские турниры.
Начнем с Соловья-Разбойника. Согласно книге отцом его является сам Змей Горыныч, а бабушкой – Баба Яга. Именно бабушка, чтобы утихомирить внучка, который не давал жизни духам своим свистом, женила его на смертной, и в этом браке появились двое соловьят и дочка – Златогорка (получеловек–полудух). Жил Соловей-Разбойник со своим семейством в дремучем лесу, что стоял по соседству с лесом Заповедным. Но как и полагается, в свой час сразился с Ильей Муромцем и был побежден им.
Дети остались жить в отцовском дворце, но по совету бабушки попытались наладить отношения с духами из соседнего леса.
Что из этого получилось, мы сейчас и узнаем из сказки «Златогорка и Серафим».
V. Златогорка и Серафим
Далее читается глава 14 «Златогорка и Серафим» (http://proza.ru/2009/10/13/139).
По ходу чтения рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:
1. Видит, Лазовик их дожидается.
Лазовики всегда считались болотными жителями. Славяне представляли их в виде небольшого роста стариков с длинной бородой, иногда одноглазых.
Так как из болот к Пеклу лежит самый короткий путь, то нет ничего странного в том, что эти духи стали исполнять роль проводников через лабиринт-плуталище, предварявший вход в подземное царство.
2. Когда духи лесные на зиму в Пекле теплом схораниваются…
Большинство лесных духов плохо переносит холод и на зиму уходит в Пекло, где хоть и было темно и смрадно, но зато тепло от огня, постоянно поддерживаемого подземными чертями в огненных пещерах. Возвращаются они весной, когда молодой бог Ярила побеждает Кащея-мороза.
3. На днях Ний над мухоморщиками суд показательный устроил.
Ний (Вий) – управляющий Пеклом и первый помощник Чернобога. Его престол внутри земли – краеугольный камень, высечен из черного гранита. Он мог испепелять взглядом все живое, но в своих владениях для этих целей использовал сияющее Око.
Появлялся на земле на черном коне, наводя ужас не только на смертных, но и на духов.
4. Это черти корни Дерева мирового подкапывают.
Мировое дерево славян образовывало ось мироздания. Крона его достигала небес – Ирия, корни уходили в Пекло, а ствол располагался на земле. В его ветвях селились птицы (сокол, соловей, мифический Див), а также светила – Солнце и Луна. В стволе роились пчелы, а у корней жили змеи, черные бобры и горностаи, связанные с подземным миром.
По мировому дереву спускаются на землю боги и карабкаются в Ирий души людей.
У скандинавов таким деревом считался огромный ясень – Иггдрасиль. Он связывал землю, где обитают люди (Мидгард), с небом, где в Асгарде живут боги, а корнями уходил в подземный мир с его царством мертвых – Хель. Ужасный дракон Нидхегг постоянно грызет корни дерева, стараясь обрушить его и низвергнуть богов.
5. Стрибог оком недремлющим их заметил…
Стрибог – один из сыновей бога Сварога, был повелителем ветров. В «Слове о полку Игореве» они названы Стрибожьими внуками, которые стрелами веют с моря.
Он стремителен, вездесущ и приводит весь мир в движение.
6. …остров Буян под ними и камень Алатырь виднеется.
Славяне верили, что далеко за морем, там, где сходятся небо и земля, в центре мира находится остров Буян. На нем стоит Мировое дерево и лежит камень Алатырь, под которым скрыта вся мощь земли русской.
На острове живут мифические существа, обладающие чародейской силой и нередко приходящие на помощь людям. А через лаз под Алатырем умершие души попадают на суд в Пекло.
VI. Заключительная часть.
После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее текст.
Вопросы о прочитанном:
1. Опишите, какие черты характера проявил во время своего испытания леший Серафим?
2. Какие из этих качеств больше всего пригодятся в семейной жизни?
3. Как называется приспособление, которое спасло Златогорку и Серафима во время падения с Мирового Древа?
УРОК ВТОРОЙ
Ход урока:
I. Вступительная часть
На предыдущем уроке мы познакомились с историей любви лешего Серафима и дочери Соловья-Разбойника, а также испытанием, которое устроила своему возлюбленному Златогорка.
Чем обычно заканчиваются русские народные сказки? Свадьбой и фразой: «Жили они долго и счастливо». Но в книге Александра Богаделина свадьба становится только началом действия.
Следующая сказка – «Целитель», повествует о семейной жизни Златогорки и Серафима и о новых испытаниях, выпавших на их долю.
II. Целитель
Читается глава 18 «Целитель» (http://proza.ru/2009/10/27/76)
По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:
1. Одно спасение – спать, обнявшись, могли.
В «Книге тысячи и одной ночи» или, как ее еще называют, книге «Сказок Шахерезады» неоднократно подчеркивается – супруги действительно любят друг друга, когда могут спать обнявшись.
2. Мимо скал черных по просеке лесной склон миновала и к долине подъезжать начала.
Самые трудные трассы в горнолыжном спорте называются «черными».
3. А духам горным только этого и надо было.
Горный дух, подобно лешему в лесу, властвует в горах и предгорьях. Часто он появляется с ветром и бурей, пугая людей ревом и камнепадами. Любит шум и свист, петь и танцевать.
Он может оборачиваться и обычным человеком, но с горящими глазами и черным лицом. Горный дух любит собирать богатства земли в одном месте и ограждать их заклятьем, а когда ему надо скрыть что-то от посторонних глаз, поднимает вкруг себя густой туман.
4. И недоля, если и приходить будет, то только малость самую, доле место свое уступая.
Славяне верили, что каждый человек при рождении наделяется долей – частью общего блага, и недолей – своей порцией несчастий, которые ткут на полотне его судьбы богини Доля и Недоля.
И хотя человек должен, не пытаясь уклониться, пройти весь своей предначертанный путь, считалось, что от недоли можно временно избавиться, поймав и выбросив её или заточив в какой-нибудь предмет или сосуд.
III. Заключительная часть.
После прочтения сказки рекомендуется обсудить ее текст.
Вопросы о прочитанном:
1. Как вы думаете, кто мог быть Горным Целителем?
(Скорее всего, это проявилась божественная сущность самой Бабы Яги).
2. Как вы думаете, действительно ли Горный Целитель вылечил Златогорку?
3. Какой дар открылся у Серафима, откуда он черпал свою силу?
4. О каком главном качестве семейной жизни повествует эта сказка?
IV. Домашнее задание
Сочинение-миниатюра «Какие качества необходимы в семейной жизни?».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич
→ Bogadelin 05.01.2010 3 9169 972 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.