Система работы по теме «Культура речи учащихся»; 6 класс


Система работы по теме « Культура речи учащихся» 6 класс.



Цели: помочь учащимся раскрыть идейно-художественное богатство произведения; путем анализа слова в тексте литературного произведения повысить культуру речи учащихся, расширить и уточнить их словарь.



« Литературное чтение помогает осваивать

всё богатство национальной языковой культуры во

всей ее идейной сложности и волнующей силе».

М.А.Рыбникова.



1 Вступительная беседа.

Цель беседы: через попутное объяснение сделать понятным основное содержание повести.

План беседы:

  1. «Дубровский» и «Му-Му».

  2. Особенности изображения жизни помещиков-крепостников в повести «Дубровский».

  3. Взаимные отношения крупных и мелких помещиков.

  4. Отношение влиятельных помещиков к чиновникам.

  5. Особенности языка повести.















Анализ словаря повести.













Слова и выражения

Объяснение

1 глава.


Знатный род

Старинный, богатый, известный; в современном языке слово» знатный» употребляется в значении: известный воинскими или трудовыми заслугами ( знатный воин, знатный рабочий, знатный ученый).

Большой вес (переносное).

Большое влияние.

Подобострастие

Рабская покорность, раболепие, подхалимство.

Надлежащая дань.

Нужная; в данном тексте автор употребляет слова в ироническом смысле.

Своенравно.

Капризно, сумасбродно.

Проказы.

Шутки, шалости; в повести: жестокие забавы.

Смиренное (устаревшее).

Скромное, незначительное.

Нетерпеливость нрава.

Горячность, пылкость.

Росла в глазах родителя.

В современном языке: на глазах отца, в доме отца.

Если в Володьке будет путь.

Если Володька будет толковым, дельным человеком.

С повинною.

С раскаянием (с сознанием вины).

Этикет.

Обычай и правила в высшем дворянском обществе.

Идти на Троекурова (переносное).

Ссориться с Троекуровым.

Не осмеливались шалить.

Производить своенравные действия.

Ябеда.

Ложное донесение, клевета, наговор.

Чернильное племя.

Чиновники.

2 глава.


Паче чаяния (устаревшее).

Против ожидания.

Апелляция.

Жалоба в высшую судебную инстанцию.

Отравило его торжество ( переносное)

Испортило, снизило торжественное настроение.

3 глава.


Расходная книга

Книга для записи хозяйственных расходов.

Курить из янтарей (переносное)

Из янтарных трубок (переносное выражение: метонимия).

В животе и смерти бог волен (устаревшее).

Жизнь и смерть человека находятся в воле бога. Живот (устаревшее)- жизнь; выражение: биться не на живот, а до смерти.

Искони (устаревшее)

Издавна, с незапамятных времен.



Романтически привязан (в современном языке: романтически)

Нежно, поэтически, мечтательно)

Семейственную жизнь ( в соврем. Языке: семейную) семейственный человек.

Семейную, любящий человек.

Большая дорога.

Широкая, ровная дорога в отличие от просёлочной.

Вольные лошади.

Взятые (нанятые) не на почтовой станции, а у жителей деревни.

Плетью обуха не перешибешь(пословица).

В данном тексте: на сильного человека не найдешь управы.

(Заседателя) в грош не ставит.

Не считается с ним , не признает его.

Исправник на посылках ( переносное)

Исполняет его поручения; в «Сказке о рыбаке и рыбке» старуха хочет, чтобы золотая рыбка « была у нее на посылках».

Вестимо (просторечное)

Известно.

На чужой рот пуговицы не на шьёшь (поговорка)

Человека не заставишь замолчать.

Наровит (разговорное)

Стремится, хочет, пытается.

4 глава


Поверенный

Лицо, которому доверяют ведение дел.

Скончался (почтительно)

Умер.

5 глава.


Хозяин Кистеневки перешел за порог дома (переносное)

Гроб с телом Андрея Гавриловича Дубровского был вынесен из дома.

Покоилось тело (почтительно)

Было похоронено.

Владыку.

Епископа, архиерея Высшего служителя церкви, обладавшего большой церковной властью.

Ниц. Слова того же корня: ничком, поникнуть.

Книзу, вниз.

.сотвори благо (устаревшее).

Сделай хорошо, соверши доброе дело.

Приказные.

Мелкие чиновники; первоначально: служащие в Приказе.

Гордо взирал около себя (ироническое)

Осматривал, смотрел.

Замысловатый чиновник.

Затейливый, любящий говорить с шуткой, с намеками.

Во- свояси (устаревшее)

Домой.

6 глава.


Пошепту (устаревшее)

Шепотом.

Концы в воду хоронить ( устойчивое сочетание)

Все следы скрыть.

Не смыкал глаз (переносное)

Не засыпал.

Шабаш

Конец.

Не поминайте меня лихом.

Не поминайте меня дурным словом.

Пустынную жизнь.

Уединенную.

Сетовала ( устаревшее)

Слегка жаловалась.

7 глава.


Имя Дубровского было у всех на устах.

Все говорили о Дубровском; все называли имя Дубровского.

Предавали огню (переносное)

Сжигали.

8 глава.


Предрассудок.

Ложный взгляд, превратившийся в привычку.

Порожнюю (просторечное)

Пустую.

9 глава.


Зиждитель храма.

Строитель храма (церкви).

Разногласие

В данном тексте: разноголосица, многоголосый говор, разговор.

Обозревал свою трапезу (возвышенное).

Осматривал свой стол.

Хлебосол.

Радушный, гостеприимный хозяин( от устаревшего выражения хлеб-соль; этими словами называлось угощение, предлагаемое гостю).

Ты не из храброго десятка.

Ты трусоват.

Сущая правда.

Настоящая, подлинная правда.

Романический герой ( соврем. Романтический).

Человек, похожий на героя приключенческого романа.

По сказкам бывших дворовых

По словам бывших дворовых.

Сказка (устаревшее)

В повести: сведение, показание.

Тщеславиться

Хвастаться.

10 глава.


Приближенные

Друзья хозяина.

Завербованы.

Привлечены (в соврм. Языке: набирать, нанимать, привлекать в какую-нибудь организацию.)

11 глава.


Кофею.

Кофе.

Подоро

жная(устаревшее).

Документ на право получения почтовых лошадей.

Коммерческие документы.

Торговые обороты.

О существенности.

О действительности.

Предосудительной.

Достойный осуждения, постыдный.

Проворство.

Ловкость.

12 глава.


Молодого француза

Достоинствами, то есть хорошими качествами молодого человека.

Получить её руку.

Получить согласие на брак.

18 глава.


Убирала.

Наряжала.

Бессмысленно.

Без смысла, без понимания.

Тронутым голосом

Растроганным голосом, взволнованным.

Посаженая мать.

Исполняющая роль матери при свадебном обряде.

Невозвратимые слова.

Слова, соединяющие жениха и невесту в брачном союзе ( по взгляду церкви, брак- нерасторжимый союз).

Бесчувственность.

Безразличие, холодность, равнодушие.

19 глава.


По разнообразию одежды.

По неодинаковой одежде.

Дерзновенные (устаревшее)

Дерзкие, смелые.



































Разновидность словарной работы после прочтения произведения.

План к эпизод

Ссора Троекурова с Андреем Гавриловичем Дубровским.



1 Упражнение связано с расширением словарного запаса учащихся. Распространение кратких заголовков, передающие идейное содержание эпизода.)





Краткие заголовки.

Развернутые заголовки.

В псарне

1.Гости Троекурова в великолепной псарне .

2.Гости Троекурова волей-неволей осматривают великолепную псарню Троекурова.

Шутки псаря.

1.Дерзкая шутка псаря по адресу Дубровского.

2.Оскорбительная шутка псаря Тимошки по адресу Дубровского.

Отъезд Дубровского домой и отказ вернуться в Покровское.

Немедленный отъезд оскорбленного Дубровского из усадьбы Троекурова и решительный (категорический) отказ вернуться.

Ссора углубляется.

Ссора обостряется вследствие бесчестных действий Троекурова.

Замысел Троекурова отнять имение у Дубровского.

Злобный замысел (намерение, решение) Троекурова беззаконно отнять имение у Дубровского.

Хлопоты Шабашкина по делу Троекурова.

Угодливый Шабашкин готовит незаконный (несправедливый) иск к Дубровскому. Хлопоты угодливого Шабашкина по «делу» Троекурова.

Решение суда в пользу Троекурова.

Незаконное решение суда в пользу всесильного Троекурова. Угодливые судьи решили дело в пользу всесильного Троекурова.



2 упражнение.

Задача: припомнить, какие слова из повести пропущены, или попытаться вставить свои слова, которые соответствовали бы смыслу предложения (или текста).



Карточки, в которых напечатаны предложения или небольшие тексты ( по нескольку предложений) из тех глав повести «Дубровский», которые читали дома. В карточках отдельные слова пропущены: в некоторых пропущено одно слово, в других- два, в третьих- три слова. Пропуски обозначены точками.



Карточка 1.

«Виноват,- ответил Антон Пафнутьич,- виноват, батюшка Кирила Петрович, я бы рано пустился в дорогу, да не успел отъехать и десять верст, вдруг шина у переднего колеса пополам- что прикажешь? К счастью, недалеко было от деревни, пока до нее……….,да отыскали кузнеца, да всё кое-как уладили, прошли ровно три часа- делать было нечего. Ехать ближайшим путем через Кистеневский лес я не осмелился, а пустился в объезд……..

- Эге- прервал Кирилла Петрович,- да ты, знать, не…………;

Чего ты боишься?

Ответ: ( дотащились, из храброго десятка.)

Карточка 2.

« В зале накрывали стол на восемьдесят приборов. Слуги суетились, расставляли бутылки и графины и прилаживали скатерти. Наконец дворецкий………..: « Кушанье поставлено!» и Кирилла Петрович первый пошел садиться за стол.

Ответ: (провозгласил).





Карточка 3.



« Двери отворились, и Антон Пафнутьевич Спицин, толстый мужчина, лет пятидесяти, с круглым и рябым лицом, украшенным тройным подбородком……….в столовую, кланяясь, улыбаясь и уже собираясь извиняться».

Ответ: ввалился.





3 упражнение: учитель читает учащимся небольшой текст из произведения, в котором одно-два слова или выражение заменены синонимами; задача учащихся- припомнить или подыскать авторские слова или выражения и, если это по силе учащимся, раскрыть достоинства их в данном тексте.



Примеры.

1.Как Пушкин сказал о том, что крепостные Троекурова до ссоры своего господина с Дубровским не осмеливались своевольничать в его владениях?

Ответ: «В тексте Пушкина сказано не смели шалить».



2.Как сказал Пушкин, используя поговорку о том, что Троекуров совсем не считался с заседателями суда, не обращал внимания на его указания, слова?

Ответ: Заседателя он в грош не ставит. Это-народное выражение, хорошо передающее пренебрежительное отношение Троекурова к мелкому чиновнику.



3.Как сказал Пушкин, что Владимир Дубровский по приезде из Петербурга насилу мог пройти сквозь усердную толпу обступивших его дворовых?

Ответ: У Пушкина сказано: «Дубровский насилу мог продраться сквозь усердную толпу слуг».



4.Как сказал Владимир Дубровский дворне, что уже не надобно лекаря, так как батюшка умер?

: У Пушкина сказано: «Не надобно лекаря, батюшка скончался».

Ответ

5.Как сказал Пушкин, что ночью после приезда приказных никто из дворовых не спал?

Ответ: В тексте сказано: «никто не смыкал глаз». Выражение не смыкал глаз, то есть не закрывал глаз, больше подчеркивает беспокойное, тревожное настроение дворовых, чем слово спал.



6.Как сказал автор, что во время пожара вся дворня выбежала на двор?

Ответ: В тексте сказано: вся дворня высыпала на двор. Это выражение более живо говорит о движении дворовых: дворня, заинтересованная пожаром, высыпала, то есть в большом количестве, массой, в одно время выбежала на двор.



7.Как сказал Пушкин, что Троекуров много и зло смеялся над губернатором, исправниками и ротными командирами, не умевшими поймать Дубровского?

Ответ: в тексте сказано: « Троекуров рассыпался в насмешках над губернатором» Выражение « рассыпался в насмешках» близко по значению словам: издевался, глумился.



8.Как кучер Дубровского Антон сказал, что заставить человека молчать, если он не хочет, невозможно?

: на чужой рот пуговицы не нашьёшь. ( народная пословица).

Ответ

9.Как няня Дубровского Егоровна сказала про Троекурова, что он присмирел, когда Дубровский прогнал его со двора усадьбы Кистеневки?

Ответ: хвост поджал. ( Образное выражение: поджимает хвост побитая или испуганная собака.





Вопросы и задания для внеклассной работы.



1.Как вы понимаете выражение: в этом человеке будет путь? Какими сходными выражениями можно заменить это выражение?

Ответ: этот человек будет дельным, толковым.

2 .Какими синонимами можно заменить эпитет «дерзком» в выражении: «Кирилла Петрович засмеялся при дерзком замечании своего холопа?»

Ответ: Синонимы слова дерзкое (выражение): непочтительное, оскорбительное, нахальное, вызывающее.

3.В каком значении употребляется слово охота в выражении: а) «Кирилла Петрович выехал на охоту с обыкновенной своей пышностью……»; б) «На возвратном пути Троекуров со своею охотой нарочно поехал полями Дубровского»; в) « Андрей Гаврилович не имел ни охоты, ни возможности сыпать у себя деньгами».

Ответ: а) Охота - поиски и ловля птиц, зверей.

Б) Охота - снаряжения для поисков и ловли птиц, зверей (охотники на лошадях, своры собак и. т. д)

В) охота-желание.

4. Подыщите синонимы к слову трунил из выражения: « Андрей Гаврилович всегда первый трунил над продажной совестью чернильного племени».

.Синонимы слова трунил: подсмеиваться, насмехаться, потешаться, добродушно высмеивать.

5.Как объяснить названия чиновников «чернильным племенем».

Ответ: чернильным племенем пренебрежительно назывались мелкие чиновники, занятые преимущественно составлением и переписыванием бумаг.

6.Объясните различие в значении слова суд:

а) Троекуров вышел, сопровождаемый всем судом.

б) Троекуров подписал под решением суда совершенное свое удовольствие (удовлетворение).

Ответ: а)сопровождаемый судом, то есть председателем и членами суда (составом суда);

б) решение суда, то есть судебного органа.

7. Какими словами можно было бы заменить слово героем в предложении: « Но пора читателей познакомить с настоящим героем нашей повести»?

Ответ: герой: персонаж, действующее лицо.

8. Каким предложением можно заменить предложение «Хозяин Кистенёвки в последний раз перешел за порог своего дома»? В чём особенность этого предложения?

гроб с телом Андрея Гавриловича Дубровского вынесли из дома. Здесь Ответ: описательное выражение (перифраза).

9. Каким чувством окрашены слова в выражениях: «Батюшка скончался», «Там (на кладбище) покоилось тело Владимировой матери».

Ответ: скончался, покоилось и подобные слова имеют характер уважения, почтения.

10. Какое отношение к исправнику выражает автор, говоря, что исправник « гордо взирал около себя»?

Ответ: слово взирал (устаревшее) в выражении «гордо взирал около себя» придает речи иронический характер.

11. Слова: норовить ( стремиться), порожний (пустой), лик (лицо) не употребляются в литературном языке. Но производные от них употребляются. Какие это слова?

Ответ: употребительные слова: приноровиться, сноровка; опорожнить; личность ( личный, приличный, отличный) и другие.

12. Припомните происхождение слов ликовать, ликующий.

Ответ: эти слова связаны по происхождению с устаревшим словом лик- хор поющих. Ликовать- торжествовать, веселиться.

13. Как вы понимаете слово хлебосол в выражении: «Кирила Петрович весело обозревал свою трапезу и вполне наслаждался счастьем хлебосола?».

Ответ: хлебосол- гостеприимный хозяин ( буквально: угощающий гостей хлебом-солью).

14. Какое отношение Троекурова к приказным вы видите в названиях приказных «умными головушками»?

Ответ: «умные головушки»- в ироничном тоне.

15. «Имя Дубровского (разбойника) было у всех на устах». Что значит выражение у всех на устах? Какие вы знаете другие выражения со словом уста?

Ответ: у всех на устах значит: произносилось всеми. Другое выражение: из уст в уста- от одного другому передавать что- либо.


Полный текст материала Система работы по теме «Культура речи учащихся»; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ефремова Лариса Ивановна  efremova
23.09.2013 0 1854 348

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК