Разработка урока русского языка "Разносклоняемые имена существительные"
Пешкова вера александровнА
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МОБУ СОШ№21 СТ.аХМЕТОВСКАЯ ЛАБИНСКОГО РАЙОНА
Тема: Разносклоняемые имена существительные.
Цель урока: создать условия для формирования личностных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД), применять и совершенствовать знания по теме.
Данный урок позволяет повторить темы «Склонение имен существительных», «Правописание приставок при- , пре-», «Ь после шипящих». На предлагаемом уроке формируются личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД). Сочетание индивидуальных и групповых форм работы делает урок динамичным и продуктивным.
Ход урока
I.Организационный момент.
II.Проверка д/з упр196.
Цель учителя: определить качество и прочность знаний учащихся по теме «Правописание И и Е падежных окончаний существительных в ед. числе».
Цель обучающихся: применить полученные знания на практике.
-Из домашнего упражнения приведите примеры: а) слов 1 скл. Р.Д.П.
падежей, проверяя словами типа «страна», «земля» (программа, рейка, преграда, привычка ); б)слов 2 скл. с окончанием- Е (аппарат, печенье, рейс, рельс, ущелье, преподаватель, платье, резерв, рейд, спортсмен); в)слов 3 скл. с окончанием –И(область, деталь и искл. станция, направление, приземление).
2) Объяснить написание приставок ПРИ-, ПРЕ- в словах из упражнения (пр…земление, пр…града, пр…вычка, пр…подаватель).
III. 1. Опрос учащихся по заданному на дом теоретическому материалу (Учебник 6 кл М.Т.Баранов и др., стр.83. 1.Групповая форма работы. Опрос. «Эстафета».
Цель учителя: обобщить сведения об имени существительном.
Цель обучающихся: показать владение изученным материалом, анализируя контрольные вопросы темы.
2.Индивидуальная работа у доски. Проверка классом . Упр. 200
3.Интерактивная доска. Набран текст. Решить пунктуационные и орфографические задачи, объяснить значение выделенных слов.
После к..роткой отт..пели наступила з..ма и закруж..ла она к..лючими снегами. Лес выгл..дит наря..но. Эту ска..ку сделала искусная рука скульптора, имя которому – природа.
Оттепель – теплая погода (зимой, ранней весной) с таянием снега, льда.
Искусная – умело, хорошо сделанная работа.
Скульптор – художник, занимающийся скульптурой.
IV. Изучение нового материала.
§ 37, стр.87-Прочитайте теоретические сведения и подготовьте ответы на следующие вопросы:
-Почему существительные на –мя, а также ПУТЬ называются разносклоняемыми?
-Сколько разносклоняемых существительных есть в русском языке? Перечислите их.
-В каком падеже разносклоняемы существительные принимают окончания существительных 2-го склонения?
-Какой суффикс прибавляется к разносклоняемым существительным во время изменения по падежам или числам?
2.Разносклоняемые существительные - особый разряд существительных, в который входят 10 слов среднего рода и одно мужского рода, не изменяющиеся по стандартной системе окончаний. Эти слова – бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, путь.
1.Давайте попробуем просклонять одно из стандартных существительных и одно из разносклоняемых, чтобы убедиться в закономерности выделения их в особую группу. Интерактивная доска.
|
Окно |
Имя |
|||
|
Ед.ч. |
Мн.ч. |
Ед.ч. |
Мн.ч. |
|
И.п. |
Окно |
Окна |
Имя |
Имена |
|
Р.п. |
Окна |
Окон |
Имени |
Имен |
|
Д.п. |
Окну |
Окнам |
Имени |
Именам |
|
В.п. |
Окно |
Окна |
Имя |
Имена |
|
Т.п. |
Окном |
Окнами |
Именем |
Именами |
|
П.п. |
Об окне |
Об окнах |
Об имени |
Об именах |
- В каких падежных формах разница в склонении становится очевидной ? (Р.п., Д.п., П.п. в ед.ч.)
-Какая особенность заметна в этих случаях? ( В косвенных падежах и во мн. ч. наблюдается вставка – ЕН- ,во мн.ч. Р.п.- суффикс –ЯН-)
V. Закрепление учебного материала.
1. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Находиться в д…лин…, стоять под знамен…, ра…деваться в вестибюл…, гулять на свобод…, сапог в стремен…, вопрос по истории…, и…портиться от времен…,пройтись вдоль алле…, называть по имен…, предупредить об опасност…, в пламен… свечи.
2. Упр.208.
3. - Сейчас я прочитаю стихотворение А. Хайта. Ваша задача - вставить разносклоняемые существительные по смыслу.
В стародавнее древнее …
В шалашах без окон и дверей
Жило-было лохматое …
Первобытных людей-дикарей.
Они не знали, для чего корове …,
Как написать свою фамилию и …,
Зачем на лошадь надевать седло и …-
Необразованное было это … .
Трудно было им жить в эти годы,
Угнетало их … забот.
И страдали они от погоды
Без плащей, без зонтов и без бот.
Никто не знал, как развевает ветер …,
Что кислород всегда поддерживает…
Над тем, как в булку превратить простое …,
С утра до вечера они чесали … .
VI. Подведение итогов урока.
Цель учителя: анализ проделанной работы, перспективная мотивация обучающихся.
Цели обучающихся: овладеть умениями контролировать свою учебную деятельность.
VII. Рефлексия.
Что удалось и что не удалось на уроке?
Какая форма работы показалась наиболее продуктивной?
Чей ответ вы оцениваете как лучший и почему?
VIII. Задание на дом.
1.Выучить разносклоняемые существительные.
2.Придумать с ними (разносклоняемыми существительными) рассказ.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пешкова Вера Александровна
→ vera_peshkova 30.09.2013 1 4437 637 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.