Слайд 1
Урок «Поймай звезду»
(звездное путешествие)
Автор: Туляева Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы,
МАОУ Гимназия, г. Чайковский,
Пермский край
Автор: Туляева Наталья Александровна
Место работы: МАОУ Гимназия, г. Чайковский, Пермский край
Должность: учитель русского языка и литературы,
Урок «Поймай свою звезду»
(звёздное путешествие)
Цель: формирование навыков самооценки через погружение учащихся в деятельностный режим работы.
Задачи:
Образовательные: обобщить и систематизировать изученный материал по разделам русского языка (орфоэпия, морфемика, морфология, орфография); формировать умения применять полученные знания на практике; способствовать развитию интереса к системному анализу языковых явлений.
Развивающие: сособствовать развитию логического мышления, познавательного интереса, творческой активности учащихся.
Воспитательные: воспитание терпения и терпимости, ответственности перед своим товарищем.
Этапы урока:
Мотивационный (2 мин.)
Постановка проблемы (4 мин.)
Оргмомент: самооценивание + представление команд (4 мин.)
Деятельностный: работа с морфемами (5 мин.)
Физкультминутка (2 мин.)
Деятельностный: работа с омоформами (5 мин.)
Деятельностный: работа над орфограммами в тексте (5 мин.)
Деятельностный: создание текста (10 мин.)
Саморефлексия. / Подведение итогов. /Рефлексия (4 мин.)
Задание на дом (2 мин.)
Оборудование и материалы:
Презентация.
Компьютер, экран, проектор.
Раздаточный материал.
Ход урока.
1) Мотивационный этап
Орфоэпическая разминка.
Ребята, сегодня с неизвестной планеты были получены сигналы СОС.
Чем мы можем помочь? Что нам нужно сделать?
Как вы думаете, что объединяет эти слова? Почему они в одной группе?
1 слайд
Красивее клала звонит
Облегчу включишь принял
Начала балую положишь
Какой вывод напрашивается об ударении в словах? (Помогают правильно произнести слово. Влияют на смысл.)
Какой раздел науки о языке изучает ударение?
Ребята, мы сумели расшифровать сигналы СОС. К нам обращается мальчик-звезда с просьбой.
2) Постановка проблемы.
2 слайд
Дорогие ребята 5 «А» класса!
Помогите спасти планету Плутон!
3 слайд
До 1930 года в Солнечной системе существовало 8 планет
4 слайд
С открытием Плутона Солнечная система стала насчитывать 9 планет
5 слайд
Планета Плутон и её три спутника
Моя планета – Плутон – девятая от Солнца. От неё до Солнца 5900 млн. км. Она меньше Луны в пять раз. Обнаружили её только в 1930 году.
6 слайд
Это далёкий, затерянный мир. Ведь Плутон ни разу не был посещён ни одним космическим кораблём. Планета состоит из камня и льда. Лёд испаряется, поддерживая редкую атмосферу планеты. Газы увлекают в атмосферу мельчайшие льдинки, создавая дымку из аэрозолей. Падают на Плутон метеориты, проносятся мимо кометы. А рядом тускло светит спутник, планета-близнец Харон.
Самая последняя и далёкая, планета Плутон то входила, то выходила из солнечной системы. Астрономам тяжело было её исследовать. К тому же учёные из-за его размеров причислили Плутон к карликовым планетам (перестал удовлетворять требованиям, предъявляемым учёными к планетам). По своим размерам он не больше, чем другие небесные тела, открытые немногим позже, и с конца 2006 года Плутон уже не является планетой. Но он даёт о себе знать, давая возмущение на крайние планеты солнечной системы, и при этом имеет три спутника, поэтому претендует на звание планеты.
Я прошу вас помочь вернуть Плутону звание планеты.
На вашем пути будут препятствия – космические станции «Морфология», «Морфемика», «Орфография». Преодолев их, вы докажете, что Плутон достоин быть планетой Солнечной системы.
Чем мы можем помочь мальчику-звезда? (мы должны показать, чему научились; своими знаниями)
Поможем?
3) Оргмомент: самооценивание + представление команд
А насколько вы оцениваете свои знания по разделам, которые прозвучали?
Напишите на своей звезде: «Я сегодня получу…» «Я знаю на…» поставьте себе оценку и подпишите звезду.
Наш урок мы так и назовём «Поймай свою звезду».
Первые звёзды-баллы вы уже получили, расшифровывая сигналы бедствия.
Наше путешествие по станциям мы совершим на межпланетных кораблях, используя маршрутные листы. «Спасать» планету вы будете в командах, названия и девиз которым придумали ранее. Представьтесь…
В командах также выбраны хранители времени и секретари. Каждому члену экипажа корабля присвоен свой номер.
Результаты вашей деятельности будут стекаться в космический центр, или звёздное бюро, которое будет вас оценивать звёздами-баллами.
3) Деятельностный: работа с морфемами
Итак, в путь…
7 слайд
Ребята, мы подлетаем к станции «Морфемика».
Чем заняты жители этой станции? Что изучают?
Но что это? Здесь произошла авария, и слова разлетелись, превратившись в космический мусор. Наша задача – восстановить их.
Что можно сказать о слове по данному останку? Для примера вы должны восстановить слова.
1 гр. Суффикс –ист-
2 гр. Приставка – с-
3 гр. Суффикс –онок-
4 гр. Окончание –ий-
5 гр. Должны ответить на вопрос: «Почему ть и чь летят вместе?»
На работу отводится 3 минуты. Будет оцениваться правильность, примеры.
Отвечает участник под № 3 в каждой из команд. (Звёзды выдаёт космический центр, звёздное бюро, макс 3 балла)
Молодцы. Мы помогли мальчику-звезда в том, что научились опознавать части слова.
4) Физкультминутка.
Давайте немного отдохнём в полёте.
Отведите в сторону иллюминатора взгляды, посмотрите на звёздное небо Галактики, порадуйтесь этой первозданной красоте.
А сейчас быстро поморгайте глазами, закройте их и посидите спокойно, считая до 5.
Открыли глаза. Внимательно меня слушаем: если я называю существительное, то вы хлопаете в ладоши, прилагательное – сжать и разжать кулаки; глагол – потрясти кистями рук. Появляется, явление, густой, восход, падение, тёплые, направляемся.
5) Деятельностный: работа с омоформами
Станция «Морфология».
8 слайд
Скажите, к какой станции мы подлетели? Чем заняты её жители?
(станция «Морфология», изучают части речи)
Сейчас вам предстоит в группе посовещаться и определить, к какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова.
1 гр. Стекло было совершенно прозрачным. – Молоко стекло со стола.
2 гр. Моторы стали работать лучше. – Крылья сделаны из крепкой стали.
3 гр. Строй планы. – Аэронавты (исследователи неизвестных планет) стали в строй.
4 гр. Три астронома считали звёзды. – Три лучше, чтобы не было пятен.
5 гр. Вода перестала течь. – В лодке открылась течь.
На обсуждение 3 минуты.
Критерии: правильно, доказательно. Отвечает участник под № 2. (Макс 2 балла.)
На станции «Морфология» мы сделали ещё один шаг к спасению планеты: разобрались в морфологических особенностях частей речи.
6) Деятельностный: работа над орфограммами в тексте
И снова в путь. Какую станцию мы ещё не посетили? Что на ней изучают? (станция «Орфография»)
9 слайд – подземелье
Ребята, мы оказались у входа в Подземелье злых ошибок, где нас ожидают самые ужасные ошибки, с которыми нам предстоит сразиться.
А каким образом мы сразимся с ними? (при помощи правил русского языка)
Какие правила вы знаете?
С такими знаниями ничего не страшно! Спускаемся в подземелье злых ошибок!
Перед вами текст с орфографическими ошибками. Ваша задача - найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму. На выполнение задания 3 минуты. Критерии: правильно обозначена морфема и названа орфограмма. Из 5 слов: 5 – 5, 4 – 4 звезды и т. д.
Кто узнал, откуда эти отрывки? Из какого произведения?
Сколько орфографических ошибок вы нашли?
Отвечает участник под № 1. Звёздное бюро оценит правильность обозначения орфограмм.
Молодцы. Вы очень хорошо помогли. Что нам говорит мальчик-звезда
7) Деятельностный: создание текста
10 слайд
Мальчик-звезда: «Ребята, вы хорошо потрудились, и благодаря вашим стараниям моя планета будет спасена. Спасибо вам. Но я ничего не знаю о вашей планете. Напишите мне о ней».
Ваша задача – написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.
На выполнение задания – 5 минут.
Отвечает участник под № 4. Критерии: связность изложения, лексическое богатство предложений, грамотность, выразительность речи. 5 баллов
8) Саморефлексия/ Подведение итогов/ Рефлексия
Наше путешествие подходит к концу. Мы должны подвести итоги.
Напишите каждый одним словом: Что ты сегодня получил для себя? Затем посовещайтесь и выберите что-то общее.
Что у вас получилось? Отвечает участник под № 5.
Поставьте себе оценку: «Как я оцениваю свой вклад в урок?»
Поставьте оценку члену вашего экипажа по тому, как он работал, в маршрутном листе.
Давайте послушаем наш космический центр (объявление результатов последнего конкурса + комментарии по всему уроку: «Что получилось? Что не получилось? Планы на будущее» + индивидуальные дополнительные оценки самым активным)
А теперь подсчитайте количество звёзд, набранных вашей группой, включая звёзды, заработанные индивидуально.
25 – «5»
24-20 – «4 – хорошо
19-13 – «5» – удовлетворительно
Поймали ли вы свою звезду? Поднимите руки, кому это удалось сделать.
А теперь напишите на своей звезде: «Как мне удалось поймать звезду».
Те, кто пока не достиг желаемого, напишите: «Что я должен сделать, чтобы поймать звезду».
Не отчаивайтесь, если сегодня у вас что-то не получилось. Ваша звезда ещё впереди.
9) Домашнее задание
Выбрать любую планету и рассказать о ней своими словами, создав текст из 10 предложений.
Написать миниатюру из 10 предложений о любой планете Солнечной системы, а можно и не только Солнечной. Можно о какой-нибудь другой звезде или Галактике.
Задания для станции «Морфемика»
1 гр. Стекло было совершенно прозрачным. – Молоко стекло со стола.
2 гр. Моторы стали работать лучше. – Крылья сделаны из крепкой стали.
3 гр. Строй планы. – Аэронавты (исследователи неизвестных планет) стали в строй.
4 гр. Три астронома считали звёзды. – Три лучше, чтобы не было пятен.
5 гр. Вода перестала течь. – В лодке открылась течь.
Задания для станции «Орфография»
1гр. Я знал, что, кроме токих больших планет, как земля, юпитер, марс, Венера, существуют ещё сотни других, которым даже имён недали, и среди них токие маленькие, что их и в телископ трудно разглядеть. Когда астроном открываит токую планетку, он даёт ей не имя, а просто номер. Например, астероид 3251.
2 гр. Этот астероид был замечен в телескоп лишь один раз, в 1909 году, однем турецким астрономам. Астроном доложил тогда о своём замичательном открытие на Международном астрономическом конгрессе. Но никто ему неповерил, а всё потому, что он был одет по-турецки.
3 гр. И вот на планете Малинького принца есть ужастные, злавредные семена баобабов. Почва планеты вся заражена ими. А если баобаб не распазнать вовремя, потом от него уже не избавишся. Он завладеет всей планетой.
4 гр. Если любишь цветок – единственный, каково больше нет ни на одной из многих миллионов звёзд, - этого довольно: смотрешь на небо – и ты счаслив. И говоришь себе: «Где-то там живёт мой цветок…» Но если барашек его сьест, это всё равно как если бы все звёзды разом пагасли!
5 гр. Попав на Землю, Маленький принц не увидил ни души и очень удевился. Он падумал даже, что залетел по ошибки на какую-то другую планету. Но тут в песке шевельнулось колечько цвета лунного луча.
Лист оценивания для членов экипажа
Ф. И. членов группы |
Оценка группы |
Оценка звёздного бюро |
Самооценка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лист оценивания для космического центра
Группа |
Оценка |
Что получилось? |
Что не получилось? |
Что учесть на будущее? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Маршрутный лист для групп № 1 - 4
Космическая станция |
Задание |
Время |
Критерии |
Морфемика |
Что можно сказать о слове по данному останку? Для примера восстановите слово. |
3 минуты |
правильность, примеры, творчество.
|
Морфология |
К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова? |
2 минуты |
правильно, доказательно |
Орфография |
Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.
|
2 минуты |
правильно обозначена морфема и названа орфограмма; количество орфограмм |
Земля |
Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили. |
4 минуты |
связность изложения, лексическое богатство предложений, грамотность, выразительность речи. |
Маршрутный лист для группы № 5
Космическая станция |
Задание |
Время |
Критерии |
Морфемика |
Почему ть и чь летят вместе? Что можно сказать о слове по данным останкам. Восстановите слово. |
3 минуты |
правильность, примеры, творчество.
|
Морфология |
К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова? |
2 минуты |
правильно, доказательно |
Орфография |
Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.
|
2 минуты |
правильно обозначена морфема и названа орфограмма; количество орфограмм |
Земля |
Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили. |
4 минуты |
связность изложения, лексическое богатство предложений, грамотность, выразительность речи. |
Маршрутный лист для космического центра
Космическая станция |
Задание |
Время |
Критерии |
Морфемика |
Почему ть и чь летят вместе? Что можно сказать о слове по данным останкам. Восстановите слово. |
3 минуты |
правильность, примеры, творчество.
Макс. 3 балла
|
Морфология |
К какой части речи относятся предлагаемые в контексте слова? |
2 минуты |
правильно, доказательно
Макс. 2 балла |
Орфография |
Найти ошибку, исправить, обозначить орфограмму.
|
2 минуты |
правильно обозначена морфема и названа орфограмма; количество орфограмм
Макс. 5 баллов |
Земля |
Написать в группе одну миниатюру из 5-7 предложений о нашей планете Земля с использованием правил, которые мы повторили.
|
4 минуты |
связность изложения, лексическое богатство предложений, грамотность, выразительность речи.
Макс. 5 баллов |
Письмо мальчика-звезды
Моя планета – Плутон – девятая от Солнца. От неё до Солнца 5900 млн. км. Она меньше Луны в пять раз. Обнаружили её только в 1930 году.
3 слайд Существовали планеты…4 слайд
5 слайд Это далёкий, затерянный мир. Ведь Плутон ни разу не был посещён ни одним космическим кораблём. Планета состоит из камня и льда. Лёд испаряется, поддерживая редкую атмосферу планеты. Газы увлекают в атмосферу мельчайшие льдинки, создавая дымку из аэрозолей (это воздух, насыщенный кислородом). Падают на Плутон метеориты, проносятся мимо кометы. А рядом тускло светит спутник, планета-близнец Харон.
Самая последняя и далёкая, планета Плутон то входила, то выходила из солнечной системы. Астрономам тяжело было её исследовать. К тому же учёные из-за малых размеров причислили Плутон к карликовым небесным телам, и с конца 2006 года он уже не является планетой. Но даёт о себе знать, давая возмущение на крайние планеты Солнечной системы, и при этом имеет три спутника, поэтому претендует на звание планеты.
Я прошу вас помочь вернуть Плутону звание планеты.
На вашем пути будут препятствия – космические станции «Морфология», «Морфемика», «Орфография». Преодолев их, вы докажете, что Плутон достоин быть планетой Солнечной системы.
Автор: Туляева Наталья Александровна
→ tulyaeva_natali 03.10.2005 1 2536 398 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.