Словарная работа на урох русского языка
МБОУ «Добросельская основная общеобразовательная школа»
Грайворонского района Белгородской области
Словарная работа на уроках русского языка
Выполнила:
учитель русского языка и литературы
Ярош Н.А.
Доброе
СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Цели: 1.Показать различные формы работы со словарными словами на уроках русского языка.
2.Развивать орфографическую зоркость учащихся, расширять словарный запас.
3.Воспитывать интерес к образности русского слова.
Овладеть словом - значит усвоить его значение и нормы употребления в речи. Хорошо поставленная словарная работа, во-первых, обеспечивает своевременное умственное и речевое развитие детей; во-вторых, способствует глубокому усвоению программного материала; в-третьих, служит средством идейного и нравственного воспитания учащихся.
Сформировать грамотное письмо учащихся – задача, как известно, не из легких. Орфографическая грамотность формируется постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание. Такая работа позволяет совершенствовать написание слов с различными видами орфограмм. Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правил правописания слов и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их.
--- Одним из таких приемов является метод «проговаривания». Учащиеся проговаривают слово, затем определяя "трудное" место, произносят правило и записывают его в тетрадь.
Такой подход к словарной работе позволяет учащимся закреплять изученные ранее правила.(Приложение1).
--- Даёт неплохой результат и традиционный прием обучения. Еще один вид словарной работы - выборочный диктант (каждый вариант пишет свою группу слов). (Приложение 2).
-- Игровые моменты в словарной работе незаменимы. Вставляя пропущенные буквы, учащиеся поневоле обращают внимание на собственные ошибки. Выписав все слова с пропущенными буквами подряд, определяют вновь образованное слово. (Приложение 3).
Данная работа способствует активному усвоению и непроверяемых и труднопроверяемых слов, а также закреплению определенных правил.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на развитие связной речи. Это следующие задания:
1. Различные виды работы с орфографическим словарем.
2. Подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3. Разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы учащиеся осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова.
4. Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво. «Проникновение в тайну» слова, различные виды работы с фразеологическими выражениями. (Приложение 4)
5. Составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказов (сочинение-миниатюра). (Приложение 5).
6. Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова).
Эта работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё.
Также большое значение имеет представление нового словарного слова. Часто этот процесс на уроке происходит формально, не затрагивая интереса и эмоций учащихся, что не может не сказаться на эффективности всей словарно-орфографической работы. Представление нового словарного слова может происходить при помощи специальных упражнений. Их выполнение одновременно развивает интеллектуальные качества школьника, увеличивает роль школьника в организации учебного процесса. Примеры таких упражнений:
Учитель предлагает: «Определите и назовите новое словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. В нём два слога, каждый из которых может быть самостоятельным словом. Первое из этих слов обозначает большой танцевальный вечер. Второе – отдельную партию в некоторых играх. Какое это слово? (бал – кон)
Гораздо большего интеллектуального напряжения от учащихся требуют упражнения, в которых новое словарное слово определяется ими без конкретных указаний учителя. Здесь нужны смекалка и сообразительность. Например, учитель предлагает:
«Определите, каким способом составлено третье слово в первом ряду, и составьте таким же образом третье слово во втором ряду:
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Назовите словарное слово, с которым мы познакомимся на уроке. ( тренер) (приложение 6)
Ещё одна группа упражнений, в которой искомое слово определяется на основе закономерности подбора исходных слов. Кроме развития внимания, памяти, речи, сообразительности, они способствуют формированию логического мышления учащихся. Работа с упражнениями осуществляется следующим образом. Учитель оформляет запись:
Волейбол - мяч
Бадминтон – волан
? - шайба (приложение 7)
Далее предлагаем учащимся: «Прочитайте запись на доске. Установите, в какой закономерной связи находятся слова первых двух пар. В соответствии с этой закономерностью определите слово третьей пары. Дайте при этом чёткий, доказательный ответ.
Примерный ответ: «В левом столбике находятся слова, обозначающие названия спортивных игр. В правом – названия предметов, без которых не могут состояться названные спортивные игры. Мяч- в волейболе, волан – в бадминтоне, шайба-в хоккее. Значит, сегодня мы познакомимся со словом хоккей.
Закономерности подбора могут быть самыми разными. Например:
Вверх - вниз тренировка – сумка стадион -поле
Вперёд-назад поездка – чемодан театр - сцена
Влево - ? (вправо) поход - ? (рюкзак) цирк - ? (арена) (приложение 8)
Большой интерес учащихся вызывают упражнения, в которых искомое слово определяется при помощи шифра. Шифры могут быть самыми разными. Обычно учитель только указывает на наличие шифра, но не даёт чётких указаний, в чём он состоит и каким образом надо определить новое слово. Например:
На доске запись:
Шифр: а б е и к н о п т л р ч
2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зашифрованные слова:
1-5; 2-1; 3-2; 4-4; 5-6; 6-3; 7-9;
1-8; 2-4; 3-1; 4-6; 5-4; 6-6; 7-7;
1-12; 2-3; 3-11; 4-6; 5-4; 6-10; 7-1. (приложение 9)
Учитель предлагает учащимся внимательно рассмотреть шифр, расшифровать новые словарные слова и рассказать, как они были определены.
Примерный ответ: «В шифре конкретной букве соответствует определённая цифра. Каждая буква искомого слова зашифрована с помощью двух цифр. Первая цифра обозначает порядок этой буквы в слове. Вторая – её номер в написанном ряду букв. Здесь зашифрованы три слова: кабинет, пианино, чернила».
Соедините последовательно начальные буквы имён существительных 3-го склонения:
тополь, кефаль, рубль, известь, табель, лохань, снегирь, озимь, мигрень, ель, заверитель, окунь, темень, рябь, аптекарь, штемпель. Какое слово у вас получилось? (километр) (приложение 10)
Современная школа видит одну из главных задач в развитии речи и мышления учащихся. Одним из показателей умственного и речевого развития школьника служит богатство их словарного запаса. С помощью слова человеческое мышление связывается с объективной действительностью, так как слово обозначает предмет действительности и выражает понятие о нем. Слово как смысловая единица речи, как носитель значений, "представляет собой частицу знания, частицу обобщенного опыта, которая хранится в памяти и используется человеком в процессе мышления и речи".
Чем богаче активный словарный запас учащегося, тем содержательнее и красочнее его устная и письменная речь.
Приложение1
Ед..ничный, обм..кнуть, отр..слевой, в..трина, собач..нка, учас..твовать, круглолиц..ый, с..мпровизировать, пр..творить дверь, фальш.., умнож..те, горюч.., наотмаш.., пол..царства, ни..чегоне..желал, научно..популярный, какой..нибудь, собрались ото..всюду, ругать за..глаза, безветрен..ый день,серебрян..ый ручей, замеш..н..ое тесто, дорога длин..а, ранен..ый в бою, гружен..ая машина, заплетен..ая коса, словаброшен..ы вслед, по..осен..ему слякотно, не..просохшая после дождя земля, не..ряшливый человек, не..кошен..ая трава, кормить до..сыта.
Настр..ение, бл..стательный, б..йкот, ч..ткость, здра..ствовать, газифиц..ровать, под..грать, относит..ся с пр..зрением, молодеж.., напишеш.., колюч.., вскач.., пол..килограмма, лимонно..ж..лтый, ни..в..чем, ..делать и..подтишка, коноплян..ое масло, отлажен..ый механизм, кусты посажен..ы жильцами, обществен..остьвзволнован..а, варен..ый картофель, посеян..ый овес, светит по..весен..ему, не..прояснившийсянебосклон, книга ни..скольконе..интересна, не..легкий диктант, пол..учебника, отнюдь не..единствен..ое решение, все по..старому, кое..в..чем.
Приложение 2
Распределить слова в две колонки:
О и Ё:
Прош..л, девч..нка, сверч..к, обж..ра, реш..тка, крыж..вник, трущ..ба, уч..ный, проч..л, приш..птывать, беч..вка, ож..г руки, кирпич..м, прич..ска, перч..ое мясо, дворц..вый, ш..рох, ш..рстка, ч..ткость.
Ь знак и без мягкого знака:
Береч.., обеспеч..те, не тревож., много училищ.., решение задач.., дым пожарищ…,утеш..ся, замуж.., испеч.., малыш.., могуч.., много тысяч.., чертиш.., роскош.., полноч.., меч.., рубеж.., навеваеш.., гореч.., помощ.., наотмаш.., навзнич.., невтерпеж.., тягуч.., хорош.. .
Безударная гласная Гласные в корнях с
в корне слова: чередованием:
Выр..щивать, об..яние, пос..дел за столом, подр..внять кусты, водор..сли. исп..рение, друзья ув..дали, р..внина, изл..гать, посв..тил стихи, ув..дать от жары, ед..ничный, тв..рчество, выж..гать. зам..р, перем..стить, накл..нение. разл..жить, нав..вать сон, изм..рять площадь, пок..яние, подм..чить репутацию, ут..хающий шум, обгл..дать, заб..рать, бл..стать.
И или Е:
Ут..хающий шум, пос..деть на скамейке, прил..пать к подошве, нат..рать до блеска, бл..стит, подж..гатель, бл..стательный, соч..тание, расст..лать платок, прим..рить противников, посв..тить фонарем, поч..тание, выж..гать, ст..реть пыль, проб..раться, скр..пить документы, скоро соб..рут, выд..рнуть гвоздь, пост..лю, зам..реть, пос..дел от горя, бл..стящий исполнитель.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы. Выпишите их подряд:
О..блеск, пиш..м, кристал.., платоч..к, эф..ект. выск..чка, старин..ый.
Бе..ценный, дыш..щий, грам..атика, пор..сль, ил..юзия, туш..нка, лес..ница.
Суф..икс, гон..шь, сма..ка, обман..щик. доверч..вый, ге..заметр, к..нонада.
Не..гораемый шкаф, замеш..нное тесто, сер..це, науч..ный, расст..лать, заветрен..ый, выкач..нный воздух.
Лю..ская. прик..сновение. ломан..ый, кочеры..ка. сва..ьба, кружиш..ся.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Придумайте и напишите предложения с данными синонимами:
Нечистый, грязный, испачканный, вымазанный, загаженный.
Написать, начертать, выписать, набросать, настрочить, нацарапать.
К данным словам придумайте антонимы и синонимы. Составьте с ними предложения.
Ненавидим, жара, воля, спокойный, лето, смех, золото, холод, чистый, говорить.
Укажите лишнее слово в ряду синонимов:
а) бессердечный, бездушный, черствый, безответный.
б) интересный, занимательный, достойный внимания, истинный.
в) вежливый, благополучный, предупредительный, учтивый.
4. Укажите предложение с фразеологизмом:
а ) Сегодня такое чистое небо!
б) Я попал в мишень только с первого раза.
в) У тебя длинные музыкальные пальцы.
г) Ты в этот раз попал пальцем в небо.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Написать сочинение-миниатюру по данному началу:
Вид земли, покрытой первым снегом, после грязной, гнилой. Осенней непогоды, веселит сердце каждого. Все сделается сухо. Бело, чисто и опрятно…
По С. Аксакову
Была грустная августовская ночь – грустная потому, что пахло осенью. Покрытая багровым облаком, восходила луна и еле-еле освещала дорогу и по сторонам ее темные озимые поля. Часто падали звезды…
А. П. Чехов
3. Сочинение по опорным словам на тему: «Мой путь в школу».
Недавно, недалеко, нередко, тогда, немного, раньше, наспех, заранее; не торопливо, а медленно, зачастую, мало-помалу, дальше, вместе, вовремя, поэтому, никогда. (Не обязательно использовать все).
Сочинение-миниатюра по опорным словосочетаниям на тему: «Осень».
Солнце, (не)греющее землю; лес, еще (не)потерявший осенний наряд; деревья (не)обнажены; (не)улетающие на зиму синицы; (не)скончаемые дожди.
Приложение 6
Москит кортик мостик
Тревога пионер ?
Приложение 7
Волейбол - мяч
Бадминтон – волан
? - шайба
Приложение 8
Вверх - вниз
Вперёд-назад
Влево - ? (вправо)
Тренировка – сумка
Поездка – чемодан
Поход - ? (рюкзак)
Стадион – поле
Театр – сцена
Цирк - ? (арена)
Приложение 9
Шифр: а б е и к н о п т л р ч
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Зашифрованные слова:
1) 1-5; 2-1; 3-2; 4-4; 5-6; 6-3; 7-9;
2) 1-8; 2-4; 3-1; 4-6; 5-4; 6-6; 7-7;
3) 1-12; 2-3; 3-11; 4-6; 5-4; 6-10; 7-1.
Приложение 10
тополь, кефаль, рубль, известь, табель, лохань, снегирь, озимь, мигрень, ель, заверитель, окунь, темень, рябь, аптекарь, штемпель. (километр)
Используемая литература:
Т. Ю. Угроватова «Материалы для подготовки к итоговой аттестации»
В. В. Леденева «Тесты по русскому языку»
Е. С. Симакова «Словарные слова»
М. Р. Львов «Словарик синонимов и антонимов».
О. Л. Брынцева «Русский язык. Тренинг. 5-7 классы
Бакулина Г.А. Новое словарное слово: от интересного представления к эффективному усвоению // РЯШ.-2002.-№4.
Новичкова Е.С. Способы представления нового словарного слова // РЯШ. – 2009. - №9.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Ярош Наталья Анатольевна
→ шоря 11.11.2013 0 3340 804 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.