Урок русского языка "Главные члены двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое"; 8 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Вечерняя сменная общеобразовательная школа №5 г. Кунгура
Методическая разработка
открытого урока русского языка в 8 классе
по теме
«Главные члены двусоставного предложения – подлежащее и сказуемое»
Подготовил:
учитель русского языка и литературы
Шавырин Сергей Николаевич
Кунгур, 2010
Тип урока: урок повторения изученного материала.
Дата проведения: 20 мая 2010 г.
Класс: учащиеся 8Б,8В классов.
Цель урока:
повторение ключевых понятий темы урока; формирование навыка в определении грамматической основы предложения.
Задачи урока:
Развивать навыки коллективной и самостоятельной работы учащихся.
Повторить материал, изученный ранее, по теме «Предложение».
Отработать умение правильно находить в предложении грамматическую основу и давать комментарий к ответу.
Развивать умение применять грамматический материал при выполнении практических заданий: находить подлежащее и сказуемое в предложении; определять, какой частью речи они выражены.
Оборудование:
Учебник «Русский язык» для 8 кл./С.Г. Бархударов и др.
Рабочие тетради учащихся.
Записи на доске.
Схема «Главные члены предложения»
Литература:
Русский язык: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений/ [С.Г. бархударов, С.Е. крючков и др.]. – 29-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 208 с.
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, откройте тетради, запишите число и тему урока.
(Учащиеся записывают число и тему урока в тетради).
Сообщение темы и цели урока.
Учитель: На предыдущих уроках мы знакомились с понятием «предложение», «Простое предложение», разбирали порядок слов в предложении, говорили о том, что в предложении выделяют главные и второстепенные члены. По наличию или отсутствию главного члена предложения выделяют в 2 группы: односоставные и двусоставные. Сегодня на уроке мы повторим понятие «Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое» и закрепим их на практике.
Повторение грамматических понятий (с опорой на материал учебника)
Учитель: Двусоставное предложение состоит из двух главных членов: подлежащего и сказуемого, вокруг которых группируются второстепенные члены предложения. Рассмотрим предложение на доске:
Люди торопились.
________________
Прочитайте предложение про себя, запишите его в тетрадь, объясните, почему слова в предложении подчеркнуты таким образом.
К о м м е н т а р и й р а з б о р а (дают учащиеся): Кто? Люди. Это подлежащее, выраженное существительным мн.ч. в им.п., подчеркивается одной чертой.
Подлежащее – это главный член предложения, который не зависит от других членов в предложении и отвечает на вопросы именительного падежа кто? Что?
Учитель: Откройте учебники на стр. 56, прочитайте правило о подлежащем. Ответьте на следующий вопрос:
- Какими частями речи может быть выражено подлежащее? (сущ., мест. в им. падеже, неопределенной формой глагола, числительным, прилагательным в значении сущ., неделимым словосочетанием).
Люди что делали? Торопились. Это простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом мн.ч., прош.в., подчеркнуто двумя чертами.
Сказуемое – это главный член предложения, который зависит только от подлежащего и обозначает его признак или действие. Сказуемое отвечает на вопросы что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? И др.
Учитель: прочитайте правило о сказуемом на стр. 58 и ответьте на вопрос:
- На какие два вида делится сказуемое? (простое и составное).
- Какой частью речи представлено простое глагольное сказуемое? (глаголом).
Практическая работа учащихся.
1. Первичное закрепление знаний.
стр. 56, упр.115. (учащиеся выполняют упражнение у доски вместе с учителем)
сущ. мест
Лебеди стадом летели из холодной стороны в теплые земли. Они летели
Числ. Сущ. Сущ.
через моря… Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели.
Стр. 56, упр. 116. (учащиеся выполняют упр. на карточке, комментируя его «по цепочке»)
1) Поезд (сущ.) мчался в неясную даль, и я (мест.) вспомнил зимнюю ночь в горах. 2) Все (мест.) притихли. Несколько человек (мест. + сущ.) оглянулось. Иные (мест.) вздрогнули. Другие (мест.) отошли в сторону. 3) Развевались два полковых знамени (числ. + сущ.), поднятые высоко. 4) Мы с товарищем (мест. + сущ. с предлогом) выехали до заката солнца. 5) Танцующие (причастие) теснились и толкали друг друга. 6) Вот раздалось «ау» (междометие) вдалеке. 7) Двое (числ.) обогнали меня. И вдруг подошел третий (числ.). Там, где садилось солнце (сущ.), обозначился слабый румянец (сущ.) зари. 8) Был уже полдень (сущ.), когда мы (мест.) возвратились в Степанчиково. 9) Дом отдыха (сущ.+ сущ.) стоял на бугре, поросшем густым осинником и старыми елями. 10) Большинство знакомых ребят (сущ. + сущ.) уже разъехалось по дачам. 11) Балтийское море (прилаг. + сущ) глубоко вдается в материк Европы.
2. Закрепление грамматического правила «Грамматическая основа»,
«Подлежащее», «Сказуемое».
Учитель:
- В ходе выполнения упражнений вы определяли грамматическую основу. Что является грамматической основой предложения (подлежащее и сказуемое).
- Что такое «подлежащее»?
- Чем оно может быть выражено?
- Зависит ли подлежащее от других членов предложения? (нет)
- Какой главный член зависит от подлежащего? (сказуемое)
- Что такое «сказуемое»?
3. Вторичное закрепление знаний.
Стр.59, упр.124. (выполняется письменно самостоятельно, схемы на доске выполняют учащиеся на выбор учителя)
1 . Вокруг меня простирались (гл.) печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. 2. Проснувшись поутру довольно поздно, я увидел (гл.), что буря утихла (гл.). [ дееприч.оборот , - =], (что -=). 3. Река еще не замерзла (гл.), и ее свинцовые волны густо чернели (гл.) в однообразных берегах, покрытых белым снегом. [ - = …], и [ - = …], прич. оборот ]. 4. Неожиданные происшествия, имевшие важное влияние на мою жизнь, дали (гл.) вдруг моей душе сильное и благое потрясение. 5. Я взбежал (гл.) по маленькой лестнице, которая вела (гл.) в светлицу, и в первый раз отроду вошел (гл.) в комнату Марьи Ивановны. 6. Наконец мы выехали (гл.) из крепостных ворот и навек оставили (гл.) Белогорскую крепость.
4. Формулирование и повторение правила по схеме на доске.
Главные члены предложения
Подлежащее ____________________ |
Предмет Явление |
Кто? Что? |
сущ., мест. в им. падеже, неопределенная форма глагола, числительное, прилагательное в значении сущ., неделимое словосочетание |
Сказуемое __________ _________________
|
Признак предмета Действие предмета |
Что делает предмет? Что с ним происходит? Каков он? Что он такое? Кто он такой? |
Фразеологический оборот, Глагол, Глагол с частицей |
Оценивание учащихся.
Итог урока.
Задание: прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу и укажите, какой частью речи выражено подлежащее.
1) Поезд мчался в неясную даль и я вспомнил зимнюю ночь в горах. 2) Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. 3) Развевались два полковых знамени поднятые высоко. 4) Мы с товарищем выехали до заката солнца. 5) Танцующие теснились и толкали друг друга. 6) Вот раздалось «ау» вдалеке. 7) Двое обогнали меня. И вдруг подошел третий. Там, где садилось солнце обозначился слабый румянец зари. 8) Был уже полдень когда мы возвратились в Степанчиково. 9) Дом отдыха стоял на бугре поросшем густым осинником и старыми елями. 10) Большинство знакомых ребят уже разъехалось по дачам.
11) Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.
-----------------------------------------------------------------------------------------------------
Задание: прочитайте предложения, расставьте пропущенные знаки препинания. В каждом предложении выделите грамматическую основу и укажите какой частью речи выражено подлежащее.
1) Поезд мчался в неясную даль и я вспомнил зимнюю ночь в горах. 2) Все притихли. Несколько человек оглянулось. Иные вздрогнули. Другие отошли в сторону. 3) Развевались два полковых знамени поднятые высоко. 4) Мы с товарищем выехали до заката солнца. 5) Танцующие теснились и толкали друг друга. 6) Вот раздалось «ау» вдалеке. 7) Двое обогнали меня. И вдруг подошел третий. Там, где садилось солнце обозначился слабый румянец зари. 8) Был уже полдень когда мы возвратились в Степанчиково. 9) Дом отдыха стоял на бугре поросшем густым осинником и старыми елями. 10) Большинство знакомых ребят уже разъехалось по дачам.
11) Балтийское море глубоко вдается в материк Европы.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шавырин Сергей Николаевич
→ sergey0712 08.12.2013 0 14288 1351 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.