Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в


Автор разработки: Богаделин Александр Аркадьевич

Писатель


Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в двух частях)

(ВНИМАНИЕ! Архивированный файл урока содержит все разбираемые тексты).


Тип урока: Урок комментированного чтения с элементами беседы. Ролевая игра.

Количество часов – 2

Урок литературы (или Мировой художественной культуры) и ролевая игра по книге Александра Богаделина «Кикимора и другие».

Специальные знания и умения - Развитие умения самостоятельно находить и использовать исторический материал, иллюстрации из энциклопедий. Развитие творческих способностей учащихся. Развитие коммуникативных навыков.

Общие знания и умения - Обучение в процессе игры. Получение представления об истории рыцарства, рыцарских турнирах, Кодексах чести, геральдике. Приобретение поэтических навыков.


УРОК ПЕРВЫЙ


I. Предварительная подготовка материалов

Рекомендуется перед проведением урока в качестве домашнего задания поручить ученикам подготовить материал по истории рыцарства и их традициям.


II. Сообщение темы урока


III. История рыцарства

Конечно же, каждый слышал о рыцарях – тяжеловооруженных всадниках Западной Европы, одетых в металлические доспехи. Они сражались на могучих боевых конях, также закованных в латы.

Но рыцари – это не просто один из видов войск, они образовывали целое сословие. Помимо доспехов и оружия их еще отличало соблюдение Кодекса чести и поклонение Прекрасной даме. И хотя в Средние века воины, подобные рыцарям, были и в Азии и даже среди индейцев Америки, мы остановимся на европейской рыцарской культуре.

Одеяние рыцарей претерпело со временем существенные изменения, но всегда стоило достаточно дорого. Например, в X веке полная боевая экипировка обходилась в 330 солидов (золотых римских монет), а приличное поместье в те времена можно было купить за 60 солидов. В XVI веке Генрих VIII уже тратил на доспехи по 3000 фунтов, в то время как боевой корабль стоил 2300 фунтов.

Сначала рыцари в качестве защиты на поле боя использовали кольчуги, которые закрывали все тело, включая голову и ноги. Кольчужное одеяние не стесняло движений во время сражения, но в крестовых походах выявился один существенный недостаток. Оно быстро нагревалось на солнце, и находиться в нем продолжительное время было весьма затруднительно. В результате появилось сюрко – широкая полотняная одежда, которая надевалась сверху и предохраняла доспехи от перегрева. Со временем на сюрко стали нашивать кресты и геральдические эмблемы.

Начиная с XV века, рыцарские доспехи стали сплошными. Воины были буквально закованы в латы из металлических пластин. Однако они тщательно подгонялись по фигуре и не стесняли движений. И тогда же стали появляться различные виды доспехов – для боя, для турниров, парадные доспехи.

Закат эпохи рыцарства как военной касты, наступил с изобретением огнестрельного оружия, пули из которого с легкостью пробивали латы.


Рыцарем изначально никто не рождался. Даже сын короля проходил специальный обряд посвящения. В соответствии с традицией ребенок находился в семье только до семи лет, после чего его отдавали в пажи (фактически, слуги) в замок какого-нибудь знатного сеньора. В четырнадцать лет мальчик становился оруженосцем и только в 17-18 лет проходил обряд посвящения, получая рыцарский пояс, меч и шпоры.

Общее количество рыцарей было не так уж и велико. Во всей Англии при Вильгельме I (1066 – 1087) их насчитывалось около 5 тысяч, а в крестовых походах участвовало не более 3 тысяч.


Кроме войны рыцари считали для себя достойным занятием только охоту и турниры. Рыцарский турнир – это парный поединок или групповое состязание, проводящиеся по определенным правилам. Его цель – не столько подвергнуть противника реальной опасности, сколько показать свое умение владеть оружием, продемонстрировать навыки верховой езды и мужество.

Первое описание воинских игр относится к 842 году, но правила их были сформулированы только в XI веке. В частности, в них запрещалось сражаться вне очереди, наносить раны лошади противника, продолжать бой после того, как противник поднял забрало или сложил оружие, выступать нескольким против одного и т.д.

Долгая история рыцарских турниров породила многообразие форм их проведения. Это и конные ристалища, целью которых было выбить противника из седла, и битвы на мечах, и метание копий, и даже осада специально для этого выстроенных деревянных замков.

Постепенно для турниров выработался целый церемониал. Важная роль при их проведении отводилась герольдам. Они выкликивали имена вступавших в бой, слагая при этом нечто вроде хвалебной песни с перечислением личных подвигов рыцаря и заслуг его предков. Они же следили за соблюдением правил и умоляли дам остановить сражение, когда страсти слишком накалялись.


IV. Кодекс рыцарской чести

Посвящение в рыцари также подразумевало следование молодым человеком Кодексу чести и поклонение Прекрасной даме.

Например, Кодекс Камелота (Рыцарей Круглого стола) содержал следующие пункты:

  • Рыцари Камелота сильны, мужественны и отважны, щит их – прибежище для слабых и угнетенных.

  • Рыцари Камелота всегда держат свое слово, не злоупотребляют оказанным доверием.

  • Рыцари Камелота скромны и бескорыстны, не идут на поводу у жажды прибыли, почестей или благодарности, не кичатся своим положением.

  • Рыцари Камелота умеют контролировать себя, гордость и мщение не руководят их поступками.

  • Рыцари Камелота добры и милосердны к людям, готовы всегда простить обидчика, испросившего прощения – оступившегося, но раскаявшегося.


V. Культ прекрасной дамы

Культ Прекрасной Дамы зародился в южной Франции, в графстве Прованс, и оттуда быстро распространился по всей Западной Европе. Это была своего рода компенсация суровой угрюмости и дикой необузданности мужчин того времени.

Основу культа составляет поклонение Деве Марии, в честь которой возносились горячие молитвы и слагались стихи. Такое поклонение Богородице возвеличивало в свою очередь и земную женщину. Любовь к ней получала все более возвышенный, более духовный характер и окрашивалась особыми поэтическими тонами.

По установившимся взглядам того времени, рыцарь и не должен был стремиться к разделенной любви, дама сердца должна быть для него недосягаемой, недоступной. Такая любовь, как считалось, становилась источником всяческой добродетели и входила в состав рыцарских заповедей.

Поклонение Даме принимало разнообразные, в том числе и поэтические формы. А так как большинство рыцарей были не сильны в изящной словесности, то им приходилось заказывать стихи бардам и трубадурам.

В конце XI века во Франции стали популярными песни о героических деяниях рыцарей. Самая известная из них – «Песнь о Роланде». Позднее в XII-XIII веках появляются уже рыцарские романы. Как и рыцарские песни, они воспевали мужество и верность, прославляли рыцарскую любовь и культ Прекрасной Дамы. Наиболее известные их авторы – французы Бенуа де Сент-Мор и Кретьен де Труа, немец Готфрид Страсбургский, автор поэмы о рыцаре Тристане и прекрасной королеве Изольде. А в XV веке был написан Томасом Мэлори его знаменитый роман «Смерть Артура», повествующий о Короле Артуре и Рыцарях Круглого Стола.


В качестве примера можно привести стихотворение трубадура Джауфре Руделя.


Длиннее дни, алей рассвет,

Нежнее пенье птицы дальней,

Май наступил, спешу я вслед

За сладостной любовью дальней.

Весною я раздавлен, смят,

И мне милее зимний хлад.


Я верой в будущность согрет,

Ведь встречусь я с любовью дальней,

Но после блага жду я бед,

Ведь благо – это призрак дальний.

Стать пилигримом буду рад,

Чтоб на меня был брошен взгляд.


Печаль и радость тех бесед

Храню в разлуке с дамой дальней,

Хотя и нет таких примет,

Что я отправлюсь в край тот дальний.

Меж нами тысячи лежат

Шагов, дорог, иных преград.


С творцом, создавшим тьму и свет,

Любви не позабывшем дальней,

Я в сердце заключил завет,

Чтоб дал свиданье с дамой дальней,

Чтоб стали комната и сад

Роскошней каменных палат.


Мой только тот правдив портрет,

Где я стремлюсь к любови дальней,

Сравню ль восторги всех побед

С усладою любови дальней,

Но стать горчайшей из утрат

Ей предстоит, ведь мир заклят.


О, злая доля, мир заклят,

О, сладость горькая утрат.


Чтение стихотворения можно заменить на прослушивание песни известного барда - Александра Суханова, «Длиннее дни…».


VI. Лесное рыцарство

В книге Александра Богаделина «Кикимора и другие…» лесные духи древних славян тоже решили устроить рыцарский турнир.

Проходил он в Заповедном лесу. Как и у всякого леса, у него есть свой хозяин – Леший Тихон, который следит за тем, чтобы никто не ломал и не рубил больше надобности деревьев и не обижал животных. Разрешением возникающих между духами споров занимается главный смотритель – бес Федор.

Организовал турнир местный Поэт и Сказочник – черт Стас, у которого был в свое время Учитель – подземный черт Иосиф.

Сразу надо пояснить: черти и бесы в славянской мифологии являются самобытными персонажами, имеющими весьма отдаленное отношение к Дьяволу и Сатане – образам, пришедшим из библейских текстов вместе с христианством.

Они могут принять любой облик – животного, человека, вихря или огненного столба, но истинным считается их вид с рогами, хвостом и копытами на ногах. Бесы, кроме всего этого, имеют еще и крылья, позволяющие им перемещаться по воздуху.

Главное занятие чертей и бесов по отношению к людям – творить мелкие пакости. А самое любимое их развлечение – кружиться в вихрях с русалками на шабашных плясках.

Об остальных героях – водяных, берегинях, Бабе Яге, Василисе Прекрасной вы узнаете из текста самой сказки.

А началось все с драки, в которой черту Стасу «засветили» под глазом большой синяк.


Далее читается глава 15 книги Александра Богаделина «Кикимора и другие…» - «Лесное рыцарство» (http://proza.ru/2009/10/14/1064).


ЛЕСНОЕ РЫЦАРСТВО


Появилось у молодежи лесной поветрие опасное. После плясок шабашных лешие и черти отношения на кулаках выяснять повадились. Раз Стас подзадержался, так и его в темноте за ворога приняли и синяк под глаз засветили.

Сперва Стас друзей своих позвать захотел и вечером следующим с обидчиком поквитаться. Но, слава Велесу, опомнился вовремя. Чай, не малолетка уже несмышленый, руками-то размахивать. Тут такое придумать надобно, чтоб молодежь от напасти этой навсегда отучить. А то дело до смешного доходить стало. Повстречаются черт с лешим на тропинке лесной, и, кто кому дорогу уступить должен, препираться начинают. И часто выяснение это потасовкой заканчивалось.

Вспомнил Стас, Иосиф – Учитель его, о турнирах рыцарских сказывал, что в землях заморских по праздникам проводились. Каждый мог удаль свою в поединке показать. Но правила особые для них писаны были, и строго следили, чтоб никто другого поранить не мог. Но особенно нравилось ему, что рыцари те не просто так на мечах да копьях бились, а победы все Дамам сердца своего посвящали.

Наутро отправился Стас к Пиге – художнику Школы лесной. Объяснил ему, что это за воины такие, да на каких конях восседают, и картину в рост свой нарисовать попросил. Тот к просьбе черта ответственно подошел и на день третий заказ его выполнил. Два рыцаря, в латы забранные и щитами прикрытые, с пиками наперевес друг на дружку неслись.

Первым делом Стас с картиной этой к Тихону с Федором отправился. Коль главные они среди леших и бесов в лесу Заповедном, им и решение принимать. К дереву её приладил и рассказывать принялся. Хорошо, мол, молодежь от битв кулачных отучить, и турнир рыцарский устроить.

Федор с Тихоном сразу с ним согласилися. Родители, на синяки детей насмотревшись, уж не раз безобразие это прекратить просили. Но сомневались они сильно, что духов лесных на такое уговорить можно будет. И как в воду глядели.

Стас, раздумывая не долго, посреди плясок шабашных внимания попросил и о рыцарях доблестных говорить начал. Но только засмеяли да засвистели черти его и вихрями по поляне кружить продолжили. Ни к чему им было жизнь свою усложнять.

Но правильно говорят: не было бы счастья, да несчастье помогло. Младшему сынишке Тихона в потасовке очередной руку сломали. Осерчал Леший сильно и от Федора указ специальный потребовал, драки впредь запрещающий. Только кто ж в пылу боевом об указах да предписаниях помнить будет.

Тут и вспомнили Леший с бесом о предложении Стасовом.

Собрались вновь втроем и думать начали, как духов лесных к участию в турнире склонить. Дело это не таким простым оказалося. Только Стас и говорит, у рыцаря каждого Дама сердца должна быть обязательно. Ей он подвиги свои посвящает и в честь ее стихи складывает. Может, с русалок да лешачих начать надобно? На том и сошлись.

Осталось Даму главную найти, из рук которой победители награды получать будут. Стас Кикимору было предложить попытался, но Федор сразу супротив выступил. И порешили тогда не спешить и над вопросом этим подумать ещё.

***

В следующий раз Стас на пляски шабашные пораньше пришел. Картину на дерево пристроил и жаждущих в турнире участвовать записывать приготовился. Целую неделю, где напрямую, где через родителей действуя, упрашивал он дев лесных с ухажерами своими переговорить.

А вскоре и первый храбрец объявился. За ним и другие потянулися. А как русалка, красавица первая, объявила, что замуж только за рыцаря доблестного пойдет, сразу с десяток духов прибежало.

Федор, узнавши, что участников достаточно набралось, из закромов общественных злата да серебра отсыпал и чертей в город за доспехами послал. А Тихон тем временем леших с водяными поляну главную обустраивать подрядил. Посреди жердь крепкую проложили. Вдоль нее, Стас сказал, рыцари скакать в поединках будут. А для Дам их специальный помост сладили и по бокам лавочки для зрителей понаделали.

Только загвоздка одна получилася. Иосиф говаривал, рыцарь обязательно при коне быть должен. Это ж со всей округи лошадей собирать придется. Да и что с ними делать потом – не понятно было. Но тут Баба Яга на помощь пришла. Лешие скакунов деревянных настругали, а Старая их по поляне не хуже живых носиться заставила.

Но чертям только повод дай характер свой показать. Не будем мы, говорят, на деревяшках этих позориться. Лучше уж на волках биться, чем с занозами после ходить. Еле уговорили, хоть до турнира серых не мучить.

***

Как возвратились гонцы из Града престольного с доспехами да оружием специально затупленным, сразу и выяснилось, что духи ни копья, ни меча в руке держать не умеют. Не требовалось им по жизни умение это.

Стали учителя искать. И на счастье, заглянул в лес Заповедный Спиридон – домовой с подворья воеводиного. В доме у них, говорит, вояка старый свой век доживает. И хоть отошел он давно от службы ратной, но телом и рукой еще крепок весьма. Так и подрядили его искусствам боевым обучать.

Трудно было духам с непривычки в доспехах рыцарских биться. Бок почесать и то не получается. Не раз в пылу сражения сбрасывали они наземь латы свои и врукопашную отношения выяснять принималися. Понял Стас, коль такое на турнире случится, да молодежь друг на дружку стенкой пойдет, стыда перед зрителями не оберешься. Да и разницы большой нету, ежели леший черта не кулаками, а копьем иль мечом побьет.

И порешил он тогда правила специальные написать. Иосиф сказывал, Кодекс рыцарский они называются.

Всю ночь Стас над дощечками дубовыми сидел, а наутро мысль светлая его посетила. Чтоб духи Кодекс этот наизусть выучили, состязание надобно на знание его провести. А заодно, уж пусть и Дам своих стихами поприветствуют.

***

Слухи о турнире предстоящем весь лес Заповедный взбудоражили. Кикимора как раз в это время Дом красоты строила, и интересно ей стало, о чем это все судачат вокруг. Заглянула она к Стасу в избушку и с расспросами подступила. Что за представление такое он задумал невиданное, и ей даже говорить не хочет. Стас сразу исправляться бросился и в подробностях о затее своей рассказал. Порадовалась Кикимора за возлюбленного и несколько советов полезных дала. А напоследок подумать обещала, кого Дамой главной турнира пригласить.

Через несколько дней стук в дверь с утра раннего раздался. Стас до ночи глубокой стихи писал, так что еле заставил себя подняться и гостю отворить. Глядит, а там Кикимора прямо-таки вся от радости светится.

– Просыпайся, – говорит, – организатор турниров великий. Нашла я тебе Королеву – саму Василису Прекрасную уговорить смогла. Согласна она даже Дам рыцарских в наряды свои одеть. Но за это требует, чтоб на турнире о том во всеуслышанье объявлено было.

Стас на радостях Кикимору расцеловал и к Тихону с Федором бросился. А тех тоже уговаривать долго не пришлось. Так и стало состязание это Рыцарским турниром Василисы Прекрасной называться.

***

Как Стас рыцарям будущим про Кодекс лесной да конкурсы новые рассказал, от топота возмущенного пыль столбом поднялась.

Согласие свое, кричат, только на мечах и пиках биться давали, а не правила какие-то зубрить да стихи складывать. Только деваться им все равно некуда было. Русалки с лешачихами, узнав, в каких нарядах они красоваться будут, каждый вечер интересовались, как приготовления продвигаются, и глазами восхищенными смотрели. А у того, кто с Дамой сердца не определился еще, отбоя не было от желающих. Не скажешь же им, что стих сочинить не смог и участвовать отказался. О плясках шабашных навеки тогда позабыть можно будет.

Только не сразу Стас сообразил, что духи складно говорить совсем не умеют. И пришлось ему еще Школу поэзии для них открывать.

***

Как стало понятно, что представление небывалое намечается, порешили духи леса Заповедного – не зазорно и гостей заморских пригласить. Чай у них там тоже турниры не день каждый случаются. И гонцов к богам греческим да северным отправили.

Наконец день объявленный наступил. Задолго до часа назначенного зрители места на поляне занимать начали. Но не ожидали распорядители, что целыми семьями к ним пожалуют, а еще из окрестных лесов и деревень подойдут. Так что вскоре не только на лавочках, но и деревьях вокруг мест не осталося.

Наконец солнце к зениту поднялось, и лешие в трубы деревянные затрубили. Попритихли все сразу, а из леса Василиса Прекрасная с Дамами рыцарскими показалася. Взмахнула рукавом широким, и дорожка до помоста самого побежала, а птицы гимн красоте хором запели. Духи, одеяния такие впервые увидевши, ахнули аж.

Платье Василисы сияло и на солнце золотом переливалося. По низу подола, до самой земли опускавшегося, узор из волн морских шел, а воротник высокий жемчугами по краю украшен. Волосы башней целой уложены, и цветы полевые с раковинами перламутровыми в них вплетены.

Дамы рыцарские ни в чем ей нарядами не уступали. Родители даже дочерей своих не сразу узнать смогли. Но шушуканье вскоре по рядам пошло. Вслед за Василисой Кикимора вышагивала, как в старые времена, девой волоокою обернувшаяся. Юбками разноцветными по дорожке метет, а сверху блуза с рукавами широкими одета. Волосы черные на плечи струятся, и вкруг шеи платок легкий оборачивается.

Так и не могли духи решить, кто ж ее Дамою своей выбрать отважился.

Стас, чтоб понятнее происходящее было, самого толкового ученика – чертенка Зосиму, герольдом-объявителем поставил. Он всех Дам по порядку представил и упомянуть не забыл, что наряды их Домом красоты Василисы Прекрасной предоставлены.

Затрубили тут трубы еще раз, и выехали на поляну всадники, в латы забранные. Лешие с водяными на деревянных скакунах восседали, а черти, как и обещали, волками серыми правили. Но впереди всех на живом коне Стас гарцевал. Пришлось ему, чтоб действом всем управлять да рыцарей попервой робеющих подбадривать, самому в доспехи облачаться и Главным распорядителем становиться. Но за это настоял он, чтоб и у него Дама сердца тоже была.

Герольд рыцарей объявлять начал. У каждого плащ, полевицами искусными сотканный, за плечами развевается, и перья разноцветные в шлем воткнуты.

Выстроились всадники напротив помоста главного и копья в знак приветствия вверх подняли. Зрители на это свистом громким и криками одобрительными ответили.

Как поутихли все, Василиса Прекрасная с трона своего поднялась и турнир первый рыцарский леса Заповедного открытым объявила.

Приветственное слово Тихону сказать поручили. Только он больше за деревьями да живностью присматривать умел, чем речи сказывать, а потому краток был.

– Не ударим, – говорит, – в грязь лицом и покажем миру всему, что и у нас тоже рыцари имеются.

Духам слова эти дюже понравились, и долго они не умолкали, хлопая одобрительно и ногами да копытами топая.

Затем Федор вслед за Лешим вперед вышел и о гостях заморских объявил.

Зосима сразу посланницу греческую представлять бросился.


Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.

Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.

Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;

Меж говорливых наяд, мучась, она родила

Милую дочь…

На земле Рифмой зовется она.*


Стас ей отдельное приглашение послал и приветствия стихотворные Дамам прекрасным оценить уговорил.

Когда нимфа златокудрая на помост выпорхнула, мамки деткам своим сразу глаза прикрыть велели, а у чертей прямо неистовство началось. Тихон, на одежды её прозрачные глядучи, только и смог вымолвить:

– Видать, жарко у них там – в землях греческих, коль все голышом бегают.

Так что слово приветственное нимфа могла и вовсе не сказывать, все равно ей овацию целую устроили.

Следом за посланницей южной бог скандинавский слово держать должен был. Зосима и его представил.


Бог-громовержец

В северных землях правитель.

Молот его всемогущий

Никому не подвластен.*


Вышел тот на помост, в шкуры весь укутанный, и что-то на языке своем говорить начал. Да видать, увлекся малость и молотом направо и налево размахивать стал. Духи лесные на всякий случай подальше от него отодвинулись. Не ровен час, заденет кого, долго потом отхаживать придется. Но, слава Велесу, жена, вместе с ним приехавшая, быстро его успокоила и на место увела.

Пора было к конкурсу первому переходить. Объявил Федор – время настало рыцарям Дам своих поприветствовать.

Первым к помосту Стас направился, пример остальным показать. Коня напротив Кикиморы остановил и читать громко начал:


Прекрасна ты, как солнца вешний свет.

Когда своей летящею походкой

Ты меж дерев мелькнешь в наряде светлом,

Вокруг все оживает, как весною,

И птицы песнь хвалебную поют.


Кикимора аж зарделась вся от слов таких, платок с шеи сняла и Стасу бросила. А тот его прямо на лету поймал и на груди своей пристроил.

Следом за ним Серафим, сын лешего Авдея, к помосту направился. Дамой сердца его Златогорка быть согласилася.

Прочел и он стих свой:


С тобою вместе – взмою к облакам.

С небес достану для тебя звезду

И положу ее к твоим ногам.

И даже в Пекло за тобой пойду.


Златогорка нахмурилась поначалу, что это он при всех о тайне их рассказывать вздумал.* Но, глядит, подумали духи, что это образы такие Серафим сочинил, браслет с руки сняла и ему отдала.

Нимфа греческая внимательно каждого рыцаря слушала и на табличках деревянных чего-то записывала.

Последним черт по кличке Верзила стих свой читать должен был. Прозвали его так за рост великий и силу, даже среди чертей, могучую. Слово поэтическое всех труднее ему давалося, и Стас, на всякий случай, поближе подъехать решил.

Дама его – русалка Анфиса, подстать Верзиле была, телесами добрая. Встал черт пред ней на волчище огромном и с силами собираться начал. Аж взмок весь. Видать, трудное это дело – пред всеми стихами сказывать, не то, что мечом иль пикой махать.

Стас потихоньку ему первую строчку подсказал: «Твой лик и взгляд». Только черт от волнения перепутал все, а последние строчки и вовсе по ходу сочинил:


Твой бюст и взгляд

Пусть будет мне подмогой.

Хороших духов

Не бывает много.


Анфиса от слов таких засмущалась прямо вся и целый букет цветов полевых ему бросила. Черт их сразу за пазуху спрятал и собой довольный назад отъехал.

***

Время пришло ко второму состязанию переходить.

Федор лично всех на знание правил турнирных проэкзаменовал. И не успокоился, пока каждый не ответил ему, что вступать в поединок можно только в очередь свою и на помощь друзьям не бросаться. И ни лошади, ни волка рыцаря другого трогать нельзя. А потом строго-настрого предупредил всех, а Верзилу в особенности, кто кулаками махать вздумает, того сразу проигравшим объявят.

Зрители уж притомились совсем, а он все вопросы свои никак задавать не закончит, но тут лешие вновь в трубы деревянные затрубили.

Пора было к поединкам переходить. Пока рыцари за изгородью по порядку выстраивались да латы свои поправляли, на поляну русалки молодые выбежали. Запели они голосами звонкими песнь ручья журчащую и в хороводе кружить начали. Стас специально их выступить попросил, чтоб духов отвлечь и успокоить малость. А то черти, разгорячившись, могли и на подмогу своим броситься.

Закончили русалки кружение свое и назад в лес убежали, а Зосима правила поединков громко всем объяснять начал. Главное – до конца жерди, что посреди поляны проложена, доскакать надобно. И при том с коня или волка своего на землю не сверзнуться.

Первым по жребию Серафиму с чертом из болот дальних биться выпало. Разъехались они по разные стороны и во весь опор навстречу друг дружке понеслись. Пики вперед выставили, щитами грудь прикрывают.

Черти волков только на турнире самом оседлали. Как увидел серый чудище неизвестное, зарычал страшно и от жерди прочь бросился. Пришлось ему в следующий раз глаза завязать, чтоб только землю под лапами видеть мог. Но черту это все равно не помогло, и Серафим его с волка сшиб.

***

Как солнце до заката половину пути осилило, Стас опять русалкам знак подал. Чтоб танцем своим духов вновь порадовали и от страстей турнирных отвлекли.

И снова рыцари будущие в поединках сошлись. То леший, то водяной, то черт победителем выходил. Пока, наконец, двое их не осталося. В схватке последней Верзила на волке своем огромадном с Серафимом сразиться должен был.

Разъехались они по концам поляны турнирной, сигнала ждут. Сама Василиса Прекрасная платком взмахнула, и черт с лешим навстречу друг другу понеслись.

Первый раз сшиблись, только копья сломались. Во второй раз от удара богатырского щиты разлетелися. А в третий раз без щитов только с копьями наперевес биться решили. И выбил Верзила лешего с коня деревянного. Но и сам удар сильный получил, и с волка своего, до конца жерди не доскакав, свалился.

Получалось два победителя турнира рыцарского. Но никто против этого возражать не стал.

Награждение началось – кого за силу, кого за знания, кого за умение говорить складно.

Нимфа греческая в большом затруднении была. Венок лавровый её всю жизнь поэзии посвятить требовал. И хоть Стас в турнире как рыцарь не участвовал, награда эта ему досталась. А двум ученикам его, в складноречии успехов наибольших достигших, нимфа по веточке хрустальной вручила да стило вечнопишущее.

Зосиме же, за то, что представил ее так красиво, поцелуй божественный достался. Так он после этого три дня стихами только говорить мог.

Бог скандинавский удар самый сильный отметить решил. Кузнецы земли северной молот, как у него, выковали. Только поменьше, чтоб дух лесной поднять смог.

Сомнений ни у кого не было, что Верзила награды этой достоин. Водяной один после сшибки с ним аж до самых зрителей долетел. Хорошо, что на лету поймали, а то б и пораниться мог.

Наконец момент торжественный настал. Лешие с водяными и черти, в турнире участвовавшие, из рук Василисы Прекрасной ремни кожаные с застежками золотыми получили да плащи с гербами вышитыми.* Знаком это было достоинства рыцарского. И потому в обязанность их теперь входило – Кодекс лесной строго блюсти.

А Верзилу с Серафимом ремнями из шкуры туровой наградили.

Не забыли и Стаса самого. Под общее ликование Федор его Главным Распорядителем Празднеств лесных объявил и дальше духов представлениями да турнирами радовать попросил.

***

Вдруг гром нежданно вдалеке раздался, и зарево на небе разгораться начало. Смотрят духи, понять ничего не могут. А зарево тем временем к поляне стремительно приближается. Тут и увидели все, что Змий это Огненный с крыльями золотыми летит. Сделал он круг над лесом Заповедным и звездами разноцветными в небе рассыпался.

И ясно стало, что подарок это от Велеса самого. Видать, одобрил он затею духов лесных и знак добрый посылал.

Федор, как крики восторженные поутихли, на поляну соседнюю всех пригласил. А там уже столы накрытые стоят, от яств ломятся. Начался тут пир на весь мир, и после пляски, конечно, устроили. Черти молодые от нимф греческих ни на шаг не отходили и вихрями с ними по лесу всему носилися.

Ночью глубокой, когда уж все по домам потихоньку разбредаться начали, повстречались на тропинке узкой Серафим со Златогоркою и черт Верзила с Анфисою. Встали и, кто дорогу уступить должен, думают.

Серафим тут и говорит:

– Не соблаговолит ли рыцарь доблестный первым пройти.

Черт уж двинуться вперед хотел, только русалка его за руку одернула. Пришлось ему отвечать:

– Только после вас, доблестный рыцарь.

Долго они еще друг дружку уговаривали. Но так и пришлось поворачивать да место это по тропкам соседним с разных сторон обходить.

***

А вскоре молодежь лесную в пажи да оруженосцы определили. Кодекс рыцарский постигать и искусству ратному обучаться. Так бои кулачные сами собой и прекратилися.


По ходу чтения отрывка рекомендуется прокомментировать несколько эпизодов:


1. Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.

Зосима, несомненно, был знаком с поэзией А.С. Пушкина. Приветствие нимфы построено на основе его раннего стихотворения «Рифма», которое в полном варианте имеет следующий вид:

Эхо, бессонная нимфа, скиталась по брегу Пенея.

Феб, увидев её, страстию к ней воспылал.

Нимфа плод понесла восторгов влюбленного бога;

Меж говорливых наяд, мучась, она родила

Милую дочь. Ее приняла сама Мнемозина.

Резвая дева росла в хоре богинь-аонид,

Матери чуткой подобна, послушна памяти строгой,

Музам мила; на земле Рифмой зовется она.


2. Бог-громовержец / В северных землях правитель.

Духов Заповедного леса посетил северный бог грома, бури и плодородия – Тор. Он был рыжебородым богатырем, любимым сыном верховного бога скандинавов – Одина. Главным оружием Тора служил гигантский молот, которым он побивает всех своих врагов, а в последней битве (Рагнареке) – мирового Змея.


3. Златогорка нахмурилась поначалу, что это он при всех о тайне их рассказывать вздумал.

Златогорка – дочь Соловья-Разбойника устроила в качестве испытания полюбившему её лешему Серафиму полное опасностей путешествие через подземное Пекло. (См. Методическую разработку урока по теме «Любовь истинная и мнимая» - http://pedsovet.su/load/28-1-0-3808).


4. …из рук Василисы Прекрасной ремни кожаные с застежками золотыми получили да плащи с гербами вышитыми.

К знакам рыцарского достоинства относились помимо всего прочего герб, который выбивался на щите, плащ, а также пояса и ремни из шкуры тура. Последние считались знаками особой доблести, ибо поединок с диким туром требовал мужества и часто заканчивался трагически для охотника.


VII. Вопросы о прочитанном.

1. Почему духи Заповедного леса решили устроить рыцарский турнир?

2. Как черту Стасу удалось склонить духов к участию в турнире?

3. Какие награды получили участники турнира из рук Василисы Прекрасной?


VIII. Домашнее задание:

Подготовиться к ролевой игре «Рыцарский турнир».



УРОК ВТОРОЙ. Ролевая игра.

Ход урока:


I. Формирование команд

Для ролевой игры из двух классов или из одного класса набираются четыре команды. По две команды рыцарей и по две команды Прекрасных Дам.

Прекрасные Дамы выбирают из своего состава одну или двух Королев Турнира.

Ролевая игра проводится в виде нескольких конкурсов, за которые начисляются баллы. Победителем объявляется команда рыцарей и их Прекрасных Дам, набравшая большее количество очков.

Перед проведением ролевой игры в качестве домашнего задания командам даются темы, по которым будут задаваться вопросы: рыцарское оружие, рыцарские ордена, геральдика, рыцарские замки, крестовые походы, роман Т.Мэлори «Смерть Артура».


II. Музыкальное сопровождение

В качестве музыкального сопровождения игры рекомендуется подобрать современные обработки песен менестрелей и трубадуров.

Например, песни с альбомов группы «Blacmores Night»


III. КОНКУРС НА ЗНАНИЕ ИСТОРИИ РЫЦАРСТВА

Соревнование проводится между двумя командами рыцарей и их Дам.

В качестве конкурсных вопросов могут использоваться следующие.


Вопрос: Что изображено на гобелене из Байе?

Ответ: Гобелен из Байе или, как его еще называют, «Байонский ковер» повествует о битве при Гастингсе (1066 год). Он представляет собой длинное (порядка 70 метров) льняное полотно шириной около 50 см. В этой битве воины норманнского герцога Вильгельма, которых уже можно считать настоящими рыцарями, одержали верх над войском англичан под предводительством короля Гарольда.


Вопрос: Что такое эфес?

Ответ: Рукоятка меча.


Вопрос: Чем отличается дамасская сталь от булатной?

Ответ: Дамаск – это кованная сталь, а булат - литая.


Вопрос: Что обозначал белый восьмиконечный крест на одежде рыцарей-госпитальеров?

Ответ: Вступавшие в орден давали три обета: целомудрия, послушания и бедности. Чтобы символизировать свой  отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый восьмиконечный крест, который обозначал восемь орденских добродетелей: жизнь в истине, веру, раскаяние, смирение, справедливость, милосердие, искренность, терпение.


Вопрос: Какое полное название ордена тевтонских рыцарей?

Ответ: Орден Святой Девы Марии Тевтонской.


Вопрос: Кем были в тевтонском ордене братья в серых плащах с буквой «Т»?

Ответ: Оруженосцами.


Вопрос: Когда тамплиеры могли защищать себя при нападении?

Ответ: Устав ордена предписывал защищать себя от иноверцев только после трехкратного нападения. В бою рыцари не имели права просить пощады и предлагать за себя выкуп, если оказывались в плену.


Вопрос: Почему рыцарские замки строились обычно на расстоянии не более 25 миль друг от друга?

Ответ: Таково было максимальное расстояние, преодолев которое тяжеловооруженный всадник и его конь могли без отдыха вступить в бой.


Вопрос: Какое сооружение рыцарского замка называлось донжоном?

Ответ: Донжоном называлась главная башня замка, в которой можно было укрыться во время осады. Проход в донжон устраивался в нескольких метрах от основания, и в него вели деревянный мост или лестница, которые можно было в случае необходимости быстро разрушить. В башне обязательно устраивался колодец и находился запас продуктов на случай осады.


Вопрос: Когда состоялся четвертый крестовый поход и чем он закончился?

Ответ: Четвертый крестовый поход длился с 1202 по 1204 годы. Вместо того чтобы высадиться в Египте или Палестине, как это планировалось вначале, рыцари оказались под стенами Константинополя. Взяв его в 1204 году, они основали на землях Византии Латинскую империю.


Вопрос: Что такое геральдика, и зачем она была нужна?

Ответ: Система опознавательных знаков на одежде и оружии, дающая возможность опознать рыцаря во время сражения и подтверждающая его право выступать на турнирах. Обычай использования гербов возник в XII в., когда появился шлем с забралом, полностью скрывающим лицо, и однообразный типовой доспех.


Вопрос: Что символизировал на гербе золотой цвет? Что символизировал на гербе черный цвет?

Ответ: Геральдические цвета имели символическое значение: золото означало богатство, силу, верность, чистоту, постоянство; серебро — невинность; голубой цвет — величие, красоту, ясность; красный — храбрость; зелёный — надежду, изобилие, свободу; чёрный — скромность, образованность, печаль; пурпуровый — достоинство, силу, мужество; горностай символизировал чистоту.

Вопрос: На сколько частей обычно делится поле щита? Назовите главные (почетные) геральдические фигуры?

Ответ: Поле щита обычно делится на части. Четыре основных деления (рассечение, пересечение, скошение справа и слева) могут сочетаться самыми разнообразными способами. При выделении меньшей части поля образуются геральдические фигуры — главные (почётные) и второстепенные. Почётных геральдических фигур 8: глава, оконечность, пояс, столб, перевязь, стропило (шеврон), костыль и крест.


Вопрос: Что символизирует изображение на гербе медведя? Что символизирует изображение на гербе оленя?

Ответ: Изображения на гербе имели следующие символические значения. Лев – символ силы, мужества, великодушия; леопард – храбрости и отваги; конь – совмещал храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы; собака – символ преданности и повиновения; кошка – независимости; волк – злости; медведь – предусмотрительности; бык – плодородия земли; вепрь – мужества; олень – символ воина, пред которым бежит неприятель и т.д.. Из птиц чаще всего изображаются орёл – символизировал власть и великодушие; ворон – долголетие; журавль с камнем в одной лапе – бдительности и т.д. Дельфин – символ силы; пчёлы и муравьи – трудолюбия; змея–вечности. Из фантастических фигур: феникс – символ бессмертия; единорог – чистоты и т.д.

Вопрос: Каким был девиз у короля Артура, начертанный на его щите?

Ответ: «Сила — это еще не справедливость, справедливость — это и есть сила».


Вопрос: Кто такой Ланселот?

Ответ: Ланселот - рыцарь без страха и упрека. Был влюблен в королеву и стал соперником короля, но был прощен им, и пришел на помощь своему королю в трудную минуту.


Вопрос: Кто такой Мерлин?

Ответ: Чародей, советник короля Артура. Именно от него король узнал о волшебном мече и многих других вещах, которые помогали ему одерживать победы над врагами.


Вопрос: Кто противостоит волшебнику Мерлину?

Ответ: Злая фея Моргана, которая в итоге погубит многих рыцарей и самого короля Артура, строя хитроумные козни.


III. КОНКУРС-ПРИВЕТСТВИЕ ПРЕКРАСНЫХ ДАМ.

Каждый рыцарь должен в стихотворной форме поприветствовать свою Даму Сердца.


IV. СОРЕВНОВАНИЕ ГЕРОЛЬДОВ-ОБЪЯВИТЕЛЕЙ.

Герольды-объявители от каждой команды представляют каждого рыцаря своей команды, слагая о нем хвалебную песнь.


V. ПРИВЕТСВИЕ ИНОСТРАННЫХ ГОСТЕЙ.

Гости от каждой команды задают другой команде вопросы по греческой и скандинавской мифологии.


VI. КОНКУРС-СОСТЯЗАНИЕ.

Можно совместить ролевую игру с уроком физкультуры и провести ряд состязаний между рыцарями на улице. Например, по метанию деревянной болванки или сталкиванию противника с бревна.


VII. Награждение победителей.

Награждение победителей турнира и их Прекрасных Дам ценными подарками. Награждение проводят Королева (Королевы) Турнира.

VIII. Дополнительные конкурсы.

В качестве дополнительных конкурсов можно рекомендовать:

КОНКУРС ХУДОЖНИКОВ. От каждой команды выбираются по художнику, который должен нарисовать по портрету какого-либо рыцаря и его Прекрасной Дамы.

КОНКУРС МОДЕЛЬЕРОВ. От каждой команды выбирается по два-три человека, которые за время проведения основных конкурсов должны подготовить из бумаги и других материалов костюмы средневековых рыцарей и их Дам.


IX. Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему «Как я был рыцарем», «Как я была Прекрасной Дамой».







14



Полный текст материала Методическая разработка урока литературы (или МХК) и ролевой игры по теме «Рыцарство: история и традиции» (7-8 класс, внеклассное чтение, в смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Богаделин Александр Аркадьевич  Bogadelin
24.01.2010 2 12868 1024

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 1
avatar
1 Bogadelin • 16:35, 28.01.2010
Уважаемые преподаватели!

Если вы провели какой-либо урок по моей книге «Кикимора и другие…» (на сайте представлено четыре методических разработки), большая просьба поделиться впечатлениями.
Для меня это очень важно.

Александр Богаделин
писатель

[Материал]