Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-этюд" для 7 класса


Урок русского языка

Работа со словарями на уроках развития речи при подготовке к написанию сочинения - этюда о собаке.

Учитель русского языка и литературы

Агулярная Н.В.МОУ СОШ №1 г.Ейска

Цели:

1.Формирование бережного отношения к слову, национальной культуре, традициям;

2.Научить правильно сочетать слова , уместно употреблять их в речи, логически связно излагать мысли;

3.Обогащать активный словарный запас школьников;

4.Воспитывать любовь к животным, бережное отношение к «братьям меньшим».

Оборудование: презентация

Ход урока.

1.Организационный момент.

Слайд 1.

2.Вступительное слово учителя.


- Сегодня наш урок начнем с эпиграфа:

Слайд 2.

« Собака- верный друг и помощник человека с доисторических времен».Это слова известного русского физиолога И.П. Павлова.

Слайд 3.

Действительно, с древних времен человек приручил собаку, она сопровождала его в быту, на охоте, на войне, была ему верным другом.

Слайд 4.

Примерно двенадцать тысяч лет назад приручил человек собаку; в самых древних захоронениях находят останки собак. Собаки помогали древнему человеку охотиться , сторожили его жилище, пасли скот, на севере до сих пор собака используется как средство передвижения.

Слайд 5, 6.

С древних времен собака помогала человеку на войне, охраняла крепость, помогала воину в бою, была санитаром.

Слайд 7, 8.

Древние римляне даже надевали на боевых собак броню. Собака Петра 1 сопровождала его во всех походах, носила приказы Петра 1 военным начальникам, а от них донесения.

Слайд 9.

Во времена Великой Отечественной войны собаки спасали раненых, ходили в разведку, находили мины.

Слайд 10, 11.

Так минорозыскная собака Дик обнаружила на фронте 1728 мин, спасла сотни жизней. Известны собаки - пограничники, собаки, которые помогали находить преступников.

Слайд 12.

Собаки служат науке. И.И. Павлов использовал собаку как наиболее удобный объект для изучения нервной деятельности животных .Перед зданием лаборатории в Колуштах ( под Санкт - Петербургом) установлен памятник собаке.


3.Беседа с классом.

- Почему И.П.Павлов так бережно относился к собакам?

- Что вы знаете о собаках?

- Как относится человек к собаке и почему?

- какие мысли возникли у вас при чтении книги Троепольского « Белый Бим- черное ухо».

- Что дает человеку общение с собакой?

- Расскажите о своей собаке, если она у вас есть.


4.Обобщение учителем ответов учащихся, работа над главной мыслью сочинения.

Слайд 13. 14.

- Собака - верный и надежный друг и помощник человека- это главный вывод, который мы сделали из беседы. Вероятно, это и будет главной мыслью сочинения.

Слайд 15.


5.Наблюдение над объектом описания, устные ответы учащихся, стилистическая правка ответов.

Рассмотрите животное.

Слайд 16.

Примерный план рассказа.

1.Кличка собаки, порода.

2.Внеший вид:

А)голова, морда;

Б)туловище;

В)лапы, хвост;

Г)повадки, поведение собаки

3.Мое отношение к собаке.

Слайд 17.

6.Работа с текстом.

Ньюфаундленд - крупная мощная собака.Она покрыта длинной плотной шерстью, которая предохраняет ее от непогоды и позволяет не бояться холодной воды, так как шерсть густая и грубая.

Голова широкая и массивная. Морда короткая, покрытая мягкой шерстью. Глаза большие, темно - коричневые, широко расставленные , глубоко посаженные. Уши маленькие , висячие, без складок.

Туловище: ребра хорошо изогнутые, выпуклые. Спина широкая, со всех сторон плотно покрытая шерстью.

Хвост средней длины, толстый . хорошо покрытый шерстью. Окрас угольно - черный.

Историческая справка.

Англичане обратили внимание на эту собаку на острове Ньюфаундленд и вывезли ее в Европу.

Наибольшее распространение эта порода получила во второй половине 19 в.

Благодаря замечательным свойствам - верности и отваге - ньюфаундленд стал предметов восхищения многих поэтов и художников.


7.Словарно - семантическая работа .

1.собака - собачка - собачонка - собачища.

Пронаблюдайте за изменением значения слов и за ролью суффиксов.

Как суффикс помогает выразить наше отношение при описании животного? Составьте предложение.

2.Приведите примеры собственных имен существительных - клички животных : Каштанка, Барбос, Моська, Белка, Стрелка.

Приведите примеры, когда имена собственные превращаются в нарицательные.

Где вы встречали выражение : « Ай, Моська! Знать она сильна, что лает на Слона!»

В каких случаях мы употребляем это выражение?

3.Собаки охотничьи, служебные, декоративные.

Крепкое сложение, большая выносливость, хорошее чутьё, добродушная морда, ушки стоячие, топориком.

4.Составьте словосочетания «прил.+сущ. «, в которых вы передадите свое отношение к описываемому вами животному, например, ласковые глаза, дорбый взгляд, милые повадки, верный друг.

5.Сообщение ученика о фразеологических выражениях.

Фразеологический оборот собака на сене с этимологической точки зрения выступает как «осколок « фразеологического выражения пословичного характера

Собака на сене лежит, сама не ест и скотинке не даёт.

8.Самостоятельная работа учащихся.

Задание: описать собаку, дать заголовок работе.

9.Задание на дом.

Слайд 18.

Прочитать книгу о собаках ; устно ответить на вопрос: почему Экзюпери в произведении « Маленький принц» говорит: « Ты в ответе за тех, кого приручил»?




Полный текст материала Конспект урока русского языка по теме "Сочинение-этюд" для 7 класса смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Агулярная Наталья Васильевна  Agylarnaya
06.02.2010 1 9493 1068

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК