Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Лексике"; 5 класс


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 14 города Ейска

Муниципального образования Ейский район



Методическое объединение учителей русского языка и литературы

Русский язык







Внеклассное мероприятие по русскому языку для 5 класса

«Путешествие по стране Лексике»









Выполнила:

Коломиец Светлана Григорьевна,

учитель русского языка и литературы

второй квалификационной категории.



Проверила:

Шурубура Е.Н.,

Руководитель ШМО учителей

русского языка и литературы.





2014г.





Цели: 1)обобщить и систематизировать знания по лексике, повторить понятия, изученные в разделе «Лексика»;

2)развивать внимание, память, устную речь, логическое мышление учащихся;

3)прививать познавательный интерес к родному языку.

Оборудование: ватман с начерченной картой, разноцветные флажки для команд, жетоны, компьютер.

Предварительная подготовка: класс разделить на 3 команды, каждая команда выбирает капитана, придумывает себе название.

Ход.

1.Организационный момент.

Команды рассаживаются на подготовленные места.

2.Основная часть:

-Слово учителя: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы совершим путешествие по стране Лексике. Это путешествие поможет нам обобщить и повторить полученные знания по лексике русского языка. Путешествие мы совершим в форме игры. Давайте познакомимся с правилами нашей игры.

Правила:

У нас три команды. Капитаны представьте свои команды (выходят капитаны, представляют команды).

Ребята, на столах у вас лежат флажки. Я буду давать задания, если вы знаете правильный ответ, капитан поднимает флажок. Кто первый поднимет, та команда получает право на ответ. Если ответ неверен, право ответа переходит к другим командам. За правильный ответ вы получаете фишку. У какой команды в конце игры будет больше фишек, та и победила. Начнем игру.

-Слово учителя: Раз мы совершаем путешествие, то нам необходима карта. Карта расположена на доске, в ней отмечены все важные станции страны Лексики. Название этих станций мы будем вписывать по ходу нашего движения. (Приложение 1)

1.Вспомните, какие значения имеет слово? (лексическое и грамматическое) Что такое лексическое значение слова? Значит, на какой первой станции мы остановимся? (лексическое значение)



2.В разделе «Лексика» мы познакомились с прямым и переносным значением слов. Объясните эти понятия. Итак, наша следующая станция называется «Переносное значение»



-Если не знать прямого и переносного значения слова, то можно допустить ошибки в их употреблении. Посмотрите на рисунки и послушайте предложения к этим рисункам. Что неправильно изобразил художник?

1)Как время летит!

2)Маша взяла быка за рога и сразу приступила к работе.

3)Мама светится от счастья.

4)Осенью деревья горят огнем.



-Молодцы, ребята! Справились с заданиями. А теперь немного отдохнем. Я объявляю «Конкурс капитанов»

3.Ответьте на шуточные вопросы:

-Объявление победителей.

-Как называются такие слова? (многозначные). Значит, название станции, на которой мы остановились «Многозначность».

Хорошо, ребята! Для того чтобы мы хорошо запомнили станции «Переносное значение» и «Многозначность», выполним следующее задание.

Давайте подберем к прилагательному ТОНКИЙ антоним. Что такое антонимы? Как будет называться наша следующая станция?(Антонимы)

-Какие еще понятия, кроме антонимов, вы знаете? Что такое синонимы?

Вспомнили, что такое синонимы? Вот сейчас и проверим, хорошо ли вы ориентируетесь в этих понятиях. Остановимся на станции «Синонимы».

-Молодцы, ребята! А кто скажет, как называются слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение? (омонимы)

Итак, наша станция носит название «Омонимы».



-Объясните значение омонимов.

3.Итог.

Итак, ребята, какие станции мы проехали? А объединяет их страна ЛЕКСИКА. А теперь подсчитаем количество жетонов у каждой команды и вместе определим победителя.

(Если будет время, или совпадет количество жетонов, можно провести дополнительные задания)

Дополнительные задания.

1.

2.

3.

Приложение 1





Лексическое значение

Переносное значение



многозначность



антонимы



синонимы



омонимы

лексика



Слайд 1
Внеклассное мероприятие по русскому языку в 5 классе «Путешествие по стране Лексике» Подготовила учитель русского языка и литературы МОУ гимназии № 14 г.Ейска Коломиец Светлана Григорьевна
Слайд 2
Станция «Лексическое значение»
Слайд 3
Найдите слова, лексическое значение которых указано неверно. Ряска- хищное животное из семейства кошачих. Флейта- деревянный духовой инструмент в форме трубки. Негодование – сомнение, удивление. Айсберг – плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника. Поземка – вьюга, во время которой дует низовой ветер. Невзгода – плохая, ненастная погода. Притча- краткий иносказательный поучительный рассказ.
Слайд 4
Станция «Переносное значение»
Слайд 5
Составьте словосочетания, в которых слова СЕДОЙ, БАРХАТНЫЙ,ПРЯМОЙ употребляются в переносном значении.
Слайд 6
Что неправильно изобразил художник?
Слайд 7
Конкурс капитанов
Слайд 8
1.Какой кистью нельзя рисовать? 2.Какой иглой не сошьешь рубашки? 3.Какая стрелка не показывает время? 4.Какую шляпку нельзя надеть на голову? 5.какой ручкой нельзя писать?
Слайд 9
6.Какой корень не находится в земле? 7.Какой рукав нельзя пришить? 8.Какую молнию нельзя застегнуть? 9.Какой пятачок не примут в магазине?
Слайд 10
В сочетании с каким существительным прилагательное ТОНКИЙ употребляется не в том значении, что в остальных? ЗАПАХ, РАБОТА, НАМЕК, ОДЕЯЛО, РАЗЛИЧИЯ,
Слайд 11
Станция «Антонимы»
Слайд 12
Подберите, как можно быстрее антонимы к словам: Полный(человек) богатый большой влага печальный смелый смех горе шумный старый бежать враг прямой черный
Слайд 13
Станция «Синонимы»
Слайд 14
синонимами? 1) преграда – помеха; 2) привлекать – манить; 3) скука – горе; 4)погасить – потушить; 5) склон – откос; 6) лелеять – нежить;
Слайд 15
Станция «Омонимы»
Слайд 16
С.Кирсанова «Птичий клин». Когда на мартовских полях лежала толща белая, сидел я с книгой, на полях свои пометки делая, и в миг, когда мое перо касалось граф тетрадочных, вдруг журавлиное перо с небес упало радужных. А в облаках летел журавль, и не один, а стаями, крича скрипуче, как журавль, в колодезь опускаемый. На север мчался птичий клин. И ставил птички в графике,
Слайд 17
Дополнительные задания
Слайд 18
Найдите омонимы среди словосочетаний, назовите их и объясните значение. птичьи клетки потерять ключ ручная вышивка журчащий ключ ручная кладь нервные клетки включить плиту хищная рысь перевести лошадь на рысь стрельба из лука мраморная плита горький лук
Слайд 19
Найдите лишнее слово в синонимичном ряду. ТОМИТЕЛЬНЫЙ, УТОМИТЕЛЬНЫЙ, ТОМНЫЙ, ПЯТИТОМНЫЙ.
Слайд 20
Образуйте словосочетания со словами, данными в скобках. Назовите те словосочетания, где подчеркнутые слова будут иметь переносное значение. Горячий (молоко, печь, время) Разбить ( чашка, надежда, жизнь) Легкий ( пальто, характер, ноша)
Слайд 21
Спасибо за внимание!!!
Слайд 22
Используемая литература и ресурсы: 1. Шаблон для презентации Pedsovet.su 2.М.М.Казбек-Казиева «Подготовка к олимпиадам». М.: «Айрис-пресс», 2008г. 3.Е.А.Влодавская «Поурочные разработки по русскому языку». М.: «Экзамен», 2007г. 4. «Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 5 класс», под редакцией Н.А.Сениной. Ростов-на-Дону: «Легион», 2009г.

Полный текст материала Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие по стране Лексике"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Коломиец Светлана Григорьевна  ячсаирв
15.01.2014 2 6657 1032

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 2
avatar
2 Лариса_Тащилина • 19:26, 28.06.2014
Спасибо, Светлана Григорьевна! Материал отлично скомпонован по лексическим группам, что поможет ребятам "расставить по местам" изученные темы. Урок способствует лучшему усвоению важного раздела в дальнейшей школьной программе.
[Материал]
avatar
1 kolyuchka • 15:12, 29.04.2014
Светлана Григорьевна! Материал интересный, подобраны интересные задания, продуманы переходы от одного задания к другому, подобран дополнительный материал, если останется время на уроке. Я бы добавила мотивацию в начале урока: для чего мы изучаем лексику?
[Материал]