Урок русского языка "Орфографические нормы"; 10 класс
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
Медвежье-Озёрская средняя общеобразовательная школа
Д. Медвежьи Озёра Щёлковского муниципального района
Московской области
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
Русский язык
Разработка урока русского языка
на тему «Орфографические нормы» в 10 классе.
Работу выполнила:
Александрова О.И.
учитель русского языка и
литературы
первой квалификационной категории
д. Медвежьи Озёра 2013 г.
Урок по русскому языку с элементами саморазвития.
Класс – 10-ый (общеобразовательный).
Тип урока – повторительно-обобщающий.
Тема лингвистическая – орфографические нормы.
Тема коммуникативная – дидактический материал о роли русского языка.
Тема по развитию речи – рассуждение-миниатюра о роли русского языка в жизни общества.
Технология урока – комплексная (блочная подача повторяемого материала и поэлементная отработка умений и навыков при закреплении).
Средства обучения – учебник; дидактический материал – предложения о роли русского языка в жизни общества; обобщающие таблицы по правописанию гласных и согласных в корне.
Цели урока.
1. Познавательные:
а) повторить ранее изученные сведения о правилах правописания гласных и согласных в корне;
б) повторять попутно: знаки препинания в простых и сложных предложениях.
2. Практические:
а) закрепить умение производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы; опираться на морфемный разбор при проведении орфографического анализа и определении грамматических свойств слова.
б) продолжить формировать умение обнаруживать орфограммы в корнях, группировать слова по видам орфограмм.
3. Общепредметные:
а) воспитывать
- интерес к предмету в ходе повторения лингвистической темы;
- языковую личность учащегося, развивающего разные виды своей
компетенции (лингвистической, языковой, речевой, правописной);
- нравственные качества школьников (понимание социальной роли русского языка в обществе, бережное отношение к языку как к одной из главных ценностей русского народа).
б) развивать: логическое мышление (мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация); речь, способности.
в) формировать:
- устойчивую мотивацию к учению как к жизненно важному процессу;
- общеучебные знания, умения, навыки;
- творческие качества личности.
Оформление доски.
Прим..рять – прим..рять, ст..рожил – ст..рожил, с..деть – с..деть, изморо..ь – изморо..ь, впереме..ку – впереме..ку.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Проверка знаний учащихся о лексике русского языка. Ответы на вопросы. (Учебник. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений/ А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова, стр. 20).
2. ОТД (опыт творческой деятельности) - проверка речевых умений. Сочинение-миниатюра о значении слов: в чем их сходство и различия? (упр. 75).
3. НЭОМ (нормы эмоционального отношения к миру, к обществу, к себе) – воспитание любви к русскому языку.
- Что вы можете рассказать о лексическом богатстве русского языка?
II. Повторение и обобщение теоретического материала о правописании гласных и согласных в корне слова.
1. Осознанное восприятие.
1) Эвристическая беседа по словам с доски, написанным заранее.
Постановка проблемных вопросов:
Можно ли вне контекста определить лексические значения слов? Как называется это явление омонимии? Достаточно ли знать только лексические
значения слов, чтобы правильно их написать? Какие орфографические правила вы будете использовать, чтобы подтвердить правильность написания? В какой морфеме находятся пропущенные орфограммы? Какие еще орфограммы в корне вы знаете?
2) Сообщение темы и целей урока.
3) Обобщение и систематизация знаний на основе таблиц.
Работа в группах. Каждая группа получает таблицу и готовит сообщение о данной орфограмме. Учащиеся в момент слушания одноклассников делают необходимые записи.
1 группа. Таблица «Способы проверки безударной гласной в корне слова».
2 группа (сильные ученики). Таблица «Чередование гласных в корне слова».
3 группа. Таблица «Проверяемая согласная в корне».
(Схемы 1,2,3 в приложении).
2. Воспроизведение материала.
III. Закрепление.
1. Репродуктивные упражнения. Работа с учебником (упр. 15, 19). Объяснить правописание сомнительных гласных и согласных. Выделить корни.
2. Репродуктивно- продуктивные упражнения.
а) Работа со словами, записанными на доске.
Составьте с этими парами слов словосочетания, вставляя пропущенные буквы. Подберите проверочные слова. Обозначьте морфемы, в которых находятся орфограммы.
б) Работа с учебником (упр.26). Осложненное списывание с творческим заданием. Сгруппировать слова по орфограммам, сформулировать орфографические правила на каждую группу слов.
в) Работа с карточками. (На карточках высказывания известных людей о русском языке).
Спишите высказывания о языке, объясните пропущенные орфограммы и знаки препинания. Найдите в тексте и подчеркните средства
выразительности речи, помогающие передать красоту и богатство русского языка.
1. Русский язык принёс из д .. лёких вр .. мён ре .. кий подарок Слово о п. .лку Игореве его степную ширь и горечь mpen..m синих з .. рниц звоны м .. чей. Этот язык укр .. шал ска .. ками и песнями т .. жёлую долю пр .. стого русского человека. Он был гневным и праз?ничным ласковым и разящим. Он гр..мел непоколебимым гневом в р .. чах и книгах наших вольнодумцев т .. мительно звучал в стихах Пушкина гудел как колок .. л на башне вечевой у Лермонтова рисовал огромные п..лотна русской жизни у Толстого Герцена Тургенева Достоевского Чехова был громоподобен в устах Маяковского nрост и строг в раздумьях Горького колдовским напевом зв .. нел в строфах Блока. (К. Паустовский.)
2. Язык это история народа. Язык это путь цивилизации и культуры ...
Поэтому-то изучение и сб . .р .. жение русского языка .. вляется не nраз?ным занятием от нечего делать но насущной необх .. димостью ...
Русский язык в умелых руках и опытных устах кр .. сив п.. вуч выразителен гибок послушен ловок и вм .. стителен. (А.И.Куприн.)
3. .... Что такое язык ... для чего дано слово? Язык есть бесспорно форма тело оболочка мысли ... Отсюда ясно что чем б .. гаче тот материал те формы для мысли которые я усваиваю себе для их выр .. жения тем я счас? ливее в жизни отчётнее и для себя и для других понятнее себе и другим, владычнее и победительнее; тем ск. .рее скажу себе то что х .. чу сказать тем глубже скажу это и тем глубже сам пойму то что х .. тел сказать тем буду кре .. че и спокойнее духом - и уж конечно тем буду умнее. Понято что, чем гu .. че чем богаче чем многоразличнее мы усвоим себе тот язык на котором предпочли мыслить тем ле .. че тем многоразличнее и тем богаче выразим на нём нашу мысль. (Ф.Достоевский.)
4. Язык первое орудие труда первая м .. шина пом .. гающая человеку
nре .. бразовать мир. (А.Генис.)
5. Язык лучший посредник для уст .. новления дружбы и согласия. (Эразм Роттердамский.)
Какая общая мысль объединяет эти высказывания? Так для чего нужно изучать язык, развивать свою речь? Согласны ли вы с высказываниями известных людей?
3. Продуктивные упражнения.
К.Ушинский писал: «Каждое слово языка, каждая его форма есть результат мысли и чувства человека, через которые отразилась в слове природа страны и история народа».
- Как вы думаете, почему именно через родной язык человек ощущает особую связь с Родиной?
Рассуждение- миниатюра на тему: «Что дает человеку изучение родного языка?»
Найти в тексте слова с изученными на уроке орфограммами, выделить в них корень.
4. Итог урока. Что повторяли сегодня на уроке? Чему вы научились сегодня?
5. Домашнее задание: упражнение 7 (учебник Власенкова А.И.). Прочитать текст. Выписать непонятные слова, найти их значения в словаре. Обозначить орфограммы в первых трёх предложениях, определить принцип их написания.
Выписать из разных источников 3-4 высказывания о языке, объяснить их смысл.
Использованная литература
1. Рабочие программы по русскому языку. 5-11 классы (по программам М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, А.И.Власенкова) / сост. Г.М.Вялкова. – М.: Глобус, 2008. – 328 с. – (Новый образовательный стандарт).
2. Власенков А.И. Русский язык: грамматика. Текст. Стили речи: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / М.: Просвещение, 2013.
3. Т.М.Фалина. Урок русского языка в 9 классе с элементами личностно значимого подхода в обучении. Москва, 2005.
4. Е.В.Иванова, А.Н.Иванов. Русская орфография: непроизвольное запоминание. М.: Культура и традиции, 1997.
Приложение.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Александрова Ольга Игоревна
→ ольгаалександрова 15.01.2014 3 15072 1703 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы